Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»
учебно-методическое пособие по рисованию (средняя группа) на тему

Киреева Ирина Сергеевна

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_metodich.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

 

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своём труде”.

Роден.

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком даров. Одни дети обладают большим творческим потенциалом, другие – меньшим, но даром этим наделён каждый.

Важно не упустить сензитивный период для развития творческих способностей, так как именно в детстве они закладываются и формируются, дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Опыт моей работы свидетельствует, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей по художественно – эстетическому развитию, и разработала проект «Радуга красок» с применением нетрадиционных техник рисования. Считаю, что дети 4-5 лет очень склонны к экспериментам и у них есть элементарные навыки в рисовании красками.

Цель моей работы – развивать художественно-творческие способности детей среднего дошкольного возраста.

Знакомство с нетрадиционным рисованием в дошкольном возрасте предполагает решение взаимосвязанных основных задач:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа.

Расширять представления детей о нетрадиционных способах изображения, возможностях изобразительных материалов (печатание листьями, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, свеча + акварель, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, кляксография, рисование смятой бумагой).

Формировать у детей представления о вариативности использования различных материалов для рисования (пробки, поролон, ластик, ватные палочки, пальчики и ладошки).

Формировать умения детей использовать нетрадиционные и оригинальные техники рисования в собственном творчестве, создавая различные предметные композиции.

Формировать умения детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к рисунку, экспериментировать красками.

Развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства.

Развивать активность, самостоятельность.

Развивать мелкую моторику руки.

Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

На начальном этапе я провела диагностическое обследование по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А.Урунтаевой для того, чтобы выявить уровень развития творческих способностей детей.

Результаты проведённых обследований показали, что 35,7 % детей(5человек) имеют низкий уровень развития, 35,8 % (5 человек) - средний уровень. Дети с высоким уровнем развития творческих способностей составили 28,5% (4 человека)

По результатам диагностики было выявлено, что дети показывают хорошие результаты по критериям:

Умение наносить различные линии цветными карандашами;

Умение наносить мазки краской узкой и широкой кистью;

Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение убирать за собой рабочее место.

Одновременно проявились и низкие способности детей:

Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

Пассивность в самостоятельном выборе выразительно - изобразительных средств и расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Проявление фантазии, художественного творчества;

Умение передавать личное отношение к объекту изображения;

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность.

С целью реализации проекта я изучила соответствующую литературу различных авторов, собрала материал по использованию нетрадиционных техник рисования, разработала конспекты занятий, игровых приёмов, бесед, наблюдений, подобрала художественную литературу, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, музыку (диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями).

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

В группе создан центр «Художественно – Эстетического развития». Основная цель создания данного центра заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной). Материалы центра, связанные с художественно – эстетическим развитием, располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно социально – коммуникативное развитие (игровая деятельность) во многом активизирует появление образа в рисунке. Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. Для хранения материалов есть стеллаж для расположения и систематизации изобразительных материалов и инструментов, магнитная доска для крепления репродукций, фотографий, детских книг и других материалов, доска для рисования цветным мелом. Предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов мебели в центре искусства по мере необходимости.

Для развития художественно-эстетического восприятия центр изобразительного искусства оснащен предметами народного искусства (Дымка, Хохлома, Городец, филимоновская игрушка, матрешки), репродукциями живописных произведений, привлекательной выразительной скульптурой малых форм. Игрушки расположены на фоне картин, что активизирует желание детей рассматривать и обыгрывать представленные материалы, что важно в среднем дошкольном возрасте.

Имеется материал для нетрадиционного рисования (пробки, катушки от ниток, трубочки, вата, ватные палочки, зубные щётки, штампы из овощей, паралона, трафареты, бросовый (кусочки пенопласта и др.); различная бумага (белая, цветная, картон), раскраски; мелки для рисования на доске, восковые мелки, карандаши, фломастеры, краски, кисточки, планшеты, пластиковые тарелочки, посуда для воды ит.д.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала в младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Так же знакомила детей с такими техниками как: «Тычок жёсткой кистью», «Прижми и отпечатай», «Оттиск печатками из картофеля, яблок, моркови», рисование ватными палочками. Эти способы рисования обеспечивают ребенку свободу действий.

В средней группе я постепенно начала вводить новые техники.

Сначала мы начали знакомство с такой техникой рисования как «Печать листьями». Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собирали листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрывали краской, затем окрашенной стороной клали на лист бумаги, прижимали и снимали, получался аккуратный цветной отпечаток растения. Таким способом рисовали «Золотую осень». А вот в работе «Ветка рябины» сочетали две техники: печать листьями и пальчиковую живопись.

Интересна показалась детям техника рисования смятой бумагой. Прижимали смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняли и блюдце, и смятую бумагу. В такой технике рисовали «Ёжика».

Продолжали закреплять технику рисования «Тычком жесткой кистью». Ребята опускали в гуашь кисть и ударяли ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускали. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Зайчик», «Пушистый котёнок».

Очень интересной показалась детям техника «Фотокопия» (акварель + свеча). Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на темы: «Снежинки», «Морозный узор», «Подснежники».

Увлекательна оказалась техника рисования – оттиск капустным листом. Ребятишки закрашивали лист пекинской капусты гуашевыми красками и печатали им на листе. Сколько восторга в глазах детей, когда подняв лист капусты, они видели изображение! А потом все вместе фантазировали, на что это похоже? Затем возникало сильное желание создать определенное изображение. И дети начинали экспериментировать с листом капусты. Кто-то крутил лист бумаги, кто-то – лист капусты, кто-то обрывал кусочки от листа и так далее. В данной технике рисовали «Зимний лес».

Затем мы начали изучать другой интересный вариант рисования - технику «Монотипия». Эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы. Складывали лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисовали половину изображаемого предмета. Затем снова складывали лист пополам. В этой технике в основном рисуют симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы: «Чудесные бабочки», «Волшебное дерево», «Чудесный букет». Например, когда мы рисовали волшебное дерево, я предложила детям нарисовать такое волшебное дерево, которое должно быть непохожим ни на какие известные деревья, вдобавок на веточках могут находиться какие-то необычные вещи. Подобные задания пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, способствуют развитию воображения.

Хорошо развивают воображение, глазомер, координацию и силу движений игры с кляксами, поэтому я начала знакомить детей со следующей техникой рисования - кляксографией. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте.…Используя эту технику, рисовали «Цветы для папы», «Солнышко», «Тучки», «Цыплёнка».

Знакомила детей и с такой техникой как пластилинография. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. В данной технике были выполнены работы на темы: «Цветок», «Весенний пейзаж».

Изобразительная деятельность ребенка должна основываться на впечатлениях об окружающей действительности. Чем многообразнее и богаче жизнь, чем больше впечатлений получит ребёнок, тем шире будет диапазон содержания, из которого он будет черпать образы для творческой изобразительной деятельности. А все это, в свою очередь, будет способствовать развитию воображения, без которого, не может быть творчества в какой бы то ни было художественной деятельности. Творить без определенных знаний детям не так-то и легко.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на непосредственно образовательной деятельности я активизирую внимание детей, побуждаю их к деятельности при помощи: игры, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризных моментов - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьб о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь кому - либо, им важно почувствовать себя значимым; музыкального сопровождения. Кроме того, живо, эмоционально объясняю ребятам способы действий и показываю приемы изображения. Все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В своей работе, я использовала и такие формы работы, как д/и, в процессе которых дети приобретали или закрепляли знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине: «Найди такой же лист», «Подбери по цвету», «Кто в домике живёт? », «Чудесный мешочек», «Составь картинку», «Чего не хватает?», «Парочки», «Времена года» и др., а также игры-драматизации по мотивам сказок В.Сутеева «Ёлка», О.Емельяновой «Кот наоборот», «Морозко» и др. Для того чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, я использовала чтение художественной литературы (художественное слово), музыкальное сопровождение (музыка даёт хорошее настроение и вызывает положительные эмоции, снижает психоэмоциональное напряжение. Слушали произведения П.И.Чайковского «Времена года», «Вальс цветов»; музыку А. Вивальди , В.Моцарта, С.Майкапара «Вальс», звуки природы, русские народные песни и мелодии и др), фольклорный и игровой материал.

Это позволяло сделать рисование доступным, содержательным и познавательным. Чтение художественной литературы и прослушивание музыки использовала и в режимных моментах. Во время НОД нагрузка на глаза очень большая, а отдыхают глаза только лишь во время сна. Вот поэтому я использовала гимнастику для глаз : «Весёлая неделька», «Солнышко и тучки» и др. Эта гимнастика полезна для гигиены и профилактики нарушений зрения, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Использовала также пальчиковые игры и физкультминутки. Эти игры тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, пространственное мышление, внимание, воображение. Физкультминутки провожу во время образовательной деятельности по мере утомляемости детей, для того, чтобы дети эмоционально расслабились, отдохнули и повысили тонус.

Проводила с детьми познавательные беседы «Всё о деревьях», «Дикие и домашние животные», «Наступила зима» и т.д. Рассматривали с детьми иллюстрации по темам, произведения изобразительного искусства, репродукции картин русских художников И.И.Левитана «Золотая осень», И.Шишкина «Зима», К.Ф.Юона «Зима в лесу» и др. В процессе наблюдений расширяла кругозор детей. Наблюдали на прогулке за красотой осенней, зимней природы, листопадом, снегопадом, за ёлочкой растущей на участке, за морозными узорами, за весенним солнцем, первыми весенними цветами, птицами т.д.

Использовала в работе и ИКТ. Просматривали с детьми различные познавательные мультфильмы, презентации.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации. На НОД нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провела ряд консультаций с родителями на темы: «Домашнее задание и как его выполнить», «Цвета радуги», «Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр», «Как можно ещё рисовать - нетрадиционные техники рисования». Оформила папки – передвижки на темы: «Упражнения для развития мелкой моторики», «Советы родителям по работе с краской». Оформила выставки детских рисунков. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

На конец проекта была проведена повторная диагностика детей по выявлению уровня развития изобразительных творческих способностей. Анализируя рисунки детей, можно сказать, что прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Увеличилось количество детей со средним уровнем развития с 35,8% до 43% (6 ч.), уменьшилось количество детей с низким уровнем с 35,7% до 14,2% (2 ч.), дети с высоким уровнем развития 42,8 % (6 ч.).

Таким образом, участие детей в проекте способствовало повышению уровня развития художественно-творческих способностей детей.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Опыт работы показал, что дети с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, детей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайнерскому искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления.

Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обращаюсь к этим видам детского изобразительного творчества. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Проект оказался интересным для всех его участников. Реализуя проект, я убедилась в эффективности данного метода для достижения своей цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)

В презентации  наглядно представлена последовательность работы  в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....

Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть вторая)

В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: тычкование, рисование тампоном, набрызг. ...

Методическая разработка. «Применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста посредством метода проекта»

Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных ...

Мастер- класс"Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Техника монотипия»

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста.Техника монотипия»...

Проект«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Цель проекта: знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов....

Проект. Арт-терапия с использованием нетрадиционных техник рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста «В мире красок»

Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, о...