ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Галиуллина Эльмира Рашидовна

В статье представлен конспект интегрированного занятия,  в ходе которого ведётся  работа по развитию зрительной функции, речи и творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Галиуллина Э.Г.,Ковакина Е.Б., ПогодинаН.В.

Аннотация. В статье представлен конспект интегрированного занятия,  в ходе которого ведётся  работа по развитию зрительной функции, речи и творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.

Ключевые слова: интеграция, дети с нарушением зрения

Интегрированное занятие по теме «Белый цвет» (подготовительная к школе группа)

Цель: систематизация знаний о белом цвете.

Задачи: ОО «Познавательное развитие»: закреплять умение определять расположение предметов на листе бумаги используя в речи соответствующие  пространственные термины (на правой, левой, верхней, нижней  стороне, в центре, над, перед, в верхнем правом, левом углу, в нижнем правом, левом углу); упражнять в выполнении практических действий в соответствии со словесными инструкциями педагога, детей.   

ОО «Речевое развитие»: развивать речевой слух, фонематические представления; закреплять произношение звука Л в речи; продолжать учить образовывать сложные слова-признаки; ОО «Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помогать другим; ОО «Художественно-эстетическое развитие»: целостно развивать музыкальность детей через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музицирования; закреплять навыки различных приёмов игры на детских музыкальных инструментах; Коррекционные задачи: способствовать развитию зрительного внимания, памяти, прослеживающей функции  глаз.

Ожидаемые результаты: дети умеют использовать полученные знания о белом цвете; умеют определять расположение предметов на микроплоскости и используют в речи, соответствующие пространственные термины; проявляют нравственные качества: доброта, отзывчивость, желание помогать другим.

Введение в тему. Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите какой необычный сегодня наш музыкальный зал. Какой цвет «пришёл» к нам в гости? Проблемная ситуация: просмотр видеофрагмента из мультфильма «Умка». (Можно использовать игрушку белого медведя).

Умка: - Почему вокруг нас все белое: снег, сугробы, наша берлога, даже я весь белый…Как это скучно.

Основная часть. Музыкальный руководитель: - Ребята, а вы тоже считаете белый цвет скучным? Какими словами мы его можем описать? (чистый, светлый, снежный, добрый, цвет надежды…)

Умка: - Всё равно мне грустно.

Музыкальный руководитель: - А ребятам, Умка, некогда скучать. И чтобы ты не грустил, мы тебе покажем, как можно поиграть с белым цветом. Белый цвет можно не только увидеть, но и услышать. Закройте глаза и послушайте. (Звучит фонограмма зимней вьюги.) Что это за звук? Может быть, это легкий летний ветерок? (Ответы детей)  А сейчас мы покажем, как завывает вьюга. (У) (Дети рисуют в воздухе рукой, глиссандируют звуком.) Стало тихо. Что оставила после себя вьюга? (показ на экране зимней картины). Земля покрылась снегом, словно… (пушистое одеяло, белый ковер, белая перина, покрывало; деревья надели белые, пушистые, снежные головные уборы. наряды). Вторая картинка:  снег переливается словно…(драгоценные камни, бриллианты, серебряная парча)

Музыкальный руководитель: - Белый цвет зима собрала, чтобы в это время природа казалась самой красивой. Чтобы красиво звучали наши голоса мы распоемся. Какой звонкий согласный стоит в середине слова «Белый»? (Звук «Л»). Распевка на слоги ла, ло, лу Затем дети исполняют песню «Белая песенка» [1]

Умка: - Какая чудесная песенка!

Логопед: - Как красиво на улице зимой и Умка уже не грустит. А мы продолжаем играть. Теперь белый цвет поможет, чтобы красивой была и наша речь. (Д/у «Сложные слова». Дети образуют слова белоснежный белозубый, белогривый, белокочанный).

Умка: Какая интересная игра… я значит тоже белогривый …

Логопед: Ребята, Умка может быть белогривым? Скажите, ребята, какой Умка: (белолапый, белоухий, белошерстный, белохвостый, беломордый)

Умка: Ой, какой я оказывается красивый…

Тифлопедагог: -А сейчас, Умка, мы покажем еще одну игру.

Зрительная гимнастика.

Звучит фонограмма «Песня медведицы» из мультфильма «Умка».

Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Только белка не бела, белой даже не была. (дети следят глазами за движущимися предметами на экране)        

Тифлопедагог: А сейчас я предлагаю составить зимнюю картину. А поможет нам волшебный фонарик, который подскажет, что и где находится.  Дети садятся за столы.

- Кого мы увидели на снегу? (Тифлопедагог фонариком светит на обратную сторону картинки и дети называют предмет). Где находится снеговик? Расположите снеговика в центре листа. Молодцы. Чтобы картина ожила, мы должны найти другие предметы, назвать их и обозначить, где они расположены. (Облако над снеговиком, голубь, летящий вправо, в верхнем левом углу, голубь, летящий влево, в верхнем правом углу, ёлка, справа от снеговика, белка около ёлки, дятел на ёлке, лыжи перед снеговиком, лыжные палки, в нижнем левом углу, метла у снеговика справа).  Дети проговаривают инструкции и собирают картину на листах бумаги.

Логопед: - Назовите на картине предметы, которые бывают белыми. (Белое облако, белый голубь…) Найдите на картине предмет, в названии которого нет звука Л. (Снеговик)

Умка: - Какая замечательная картина

Умка: А это что такое? На экране клавиши пианино.  (Клавиши)

Музыкальный руководитель: - Обратите внимание, что клавиши черные и белые. Если сыграть все ноты от «до» по порядку на белых клавишах, то получится…(ответ детей: гамма) Получится – белая гамма. Давайте, споем и сыграем белую гамму. Дети играют на металлофонах и поют.[1] 

Умка: - Ой, и даже гамма такая же белая, как я.

Рефлексия. - Давайте, вспомним, в какие игры мы сегодня  играли. На экране открываются изображения.

Итог. - Ребята, скажите, какой главный цвет зимой? Наступила весна. А можем ли мы увидеть белый цвет весной? (цветущие яблони, сирень и т.д.)

Умка.- Оказывается белый цвет совсем не скучный. Много новых игр я узнал. Спасибо, вам ребята.

Проведение интегрированных занятий может послужить толчком для более полного развития ребенка, его интеллектуальной сферы, физического состояния, творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Музыкальная палитра. Учебно-методический и музыкально-литературный журнал. – 2003. - №4 – с.26-27; – 2004. - №6 – с.11.
  2. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. – М. ООО «Фирма «Издательство АСТ», ООО «Издательство «Астрель», 2000. – 96.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство повышения эффективности образовательного процесса

Данная статья поможет воспитателю познакомиться с информационными технологиями, средствами ИКТ и место применения в ДОУ...

Презентация «Использование интерактивной доски, мимио оборудования и документ-камеры как средств повышения эффективности образовательного процесса»

Данную презентацию я использовала на выступлении в нашем детском саду на семинаре «Использование интерактивной доски, мимио оборудования и документ-камеры как средств повышения эффективности образоват...

«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»

В статье говорится о том, что приоритетной задачей  учреждения, в котором работает автор, на  сегодняшний день  является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательны...

«Использование интерактивной доски в коррекционно - логопедической работе, как средство повышение эффективности образовательного процесса»

 В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути решения данной проблемы. Изв...

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО".

Методический семинар "Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДО"...

План по самообразованию Тема :«Интерактивная презентация в программе PowerPoint как средство повышения эффективности образовательного процесса»

Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса. И в этом педагогам пришли на помощь мультимедийные и интерактив...