«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»
статья на тему

Герасимова Галина Анатольевна

В статье говорится о том, что приоритетной задачей  учреждения, в котором работает автор, на  сегодняшний день  является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, благодаря которым вся коррекционно-педагогическая работа имеет оздоровительную направленность. И нацелена в первую очередь на  организацию педагогического процесса, сберегающего здоровье детей, а также  способствующего  охране, сбережению и укреплению зрения дошкольников.     В статье также отмечено, что определяющим фактором в здоровьесбережении детей, имеющих зрительные нарушения, является выполнение охранно-гигиенических мероприятий, которые пронизывают весь коррекционно-педагогический процесс и создают благоприятные, комфортные  условия для зрительной работоспособности воспитанников. Только при создании таких офтальмо-гигиенических условий можно предупредить проблемы, связанных с состоянием зрительных функций, укрепить и сохранить их здоровье.       В статье перечислены  наиболее оптимальные и комфортные условия для выполнения зрительной работы:правильное освещение, правильная посадка на занятиях, правильный подбор дидактического материала и т.д.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no2_ozdor_napr._na_moy_sayt.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Оздоровительная направленность образовательного процесса в учреждении для детей с нарушением зрения как условие сохранения физического и психического здоровья»

 Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса является первым по значимости социальным запросом к системе образования и одним из ведущих направлений государственной политики в области образования, поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников сегодня являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании».

       В связи с этим приоритетной задачей нашего учреждения сегодня является создание здоровьесберегающей среды, и внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, благодаря которым вся коррекционно-педагогическая работа имеет оздоровительную направленность. И нацелена в первую очередь на  организацию педагогического процесса, сберегающего здоровье детей, а также  способствующего  охране, сбережению и укреплению зрения дошкольников.

       Быстрое утомление, недостаточная двигательная активность, значительные зрительные нагрузки  вызывают резкое снижение работоспособности детей с нарушением зрения, ведут к ухудшению работы зрительного анализатора, и  к ухудшению состояния здоровья детей  в целом.

       Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя тифлопедагога становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Эти методы работы помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении не только зрительных трудностей, но и оздоровлении всего организма ребенка. А также они оптимизируют процесс коррекции зрения детей, создают психофизиологический комфорт во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.

       Надо отметить, что определяющим фактором в здоровьесбережении детей, имеющих зрительные нарушения, является выполнение охранно-гигиенических мероприятий, которые пронизывают весь коррекционно-педагогический процесс и создают благоприятные, комфортные  условия для зрительной работоспособности наших воспитанников. Только при создании таких офтальмо-гигиенических условий можно предупредить проблемы, связанных с состоянием зрительных функций, укрепить и сохранить их здоровье.

       Среди наиболее оптимальных и комфортных условий выполнения зрительной работы являются:   

 Правильная посадка детей на занятиях.

        Мебель для детей в дошкольных группах соответствует росту, пропорциям тела и зрительным возможностям детей, поскольку  соблюдение правильного размера стола и стула с ростом ребенка формирует правильную осанку при работе сидя. А для детей с нарушением зрения именно при правильной осанке происходит поступление крови в зрительную систему. Посадка детей на занятиях в группах осуществляется по рекомендациям тифлопедагогов, учитывая не только зрительные возможности детей, окклюзию, но и общее состояние здоровья.

       Немаловажное значение для комфортной зрительной работы имеет

              правильный подбор дидактического материала.

       При подборе и предъявлении дидактического материала в группах дошкольного  отделения мы учитываем зрительные возможности детей с амблиопией и косоглазием и типы зрительных нагрузок. Также учитываем размер, объемность и контрастность  пособий в зависимости от зрительного режима ребенка. Работая с детьми, имеющими сходящееся косоглазие, педагоги предлагают им располагать  дидактический материал, на индивидуальных фланелеграфах на подставках, для направления взора вверх. А детям с расходящимся косоглазием дидактический материал располагается прямо на столе для направления взора вниз.

Большое значение имеет величина объекта зрительного различения и толщина контура рассматриваемых предметов. Для детей с низкой остротой зрения она должна быть больше, чем для нормально видящих детей.

В профилактике зрительного утомления основным моментом является

            правильное освещение дошкольных групп.

       Учитывая, что патология органов зрения чаще всего носит комбинированный характер, оптимальной общепринятой освещенностью групп считается освещенность не ниже 500 лк. Для нормальной зрительной работы также важны такие качества освещенности как стабильность, равномерность, отсутствие прямых и отраженных бликов. Снижают зрительную работоспособность и тени от предметов, расположенных между источниками света и рабочей поверхностью. Так, наиболее комфортным является комбинированное освещение, предполагающее  сочетание общего и местного освещения.

       В дошкольных группах при недостаточном освещении в процессе зрительной работы возникает понижение зрительных функций, снижается работоспособность ребенка. Внешним проявлением снижения работоспособности может быть легкая отвлекаемость, при раскрашивании он может выходить за контур, при рассматривании объектов ребенок их неверно опознает и т. д. Постоянная недостаточная освещенность является одной из причин раннего развития близорукости и астенопии (быстрого утомления глаз). Поэтому  для нормальной работы зрительного анализатора дошкольников мы стараемся  использовать естественное освещение.

Если дневного света недостаточно, мы стараемся включать искусственное освещение в дополнение к естественному. Мнение, что смешанное освещение вредно для зрения, необоснованно. Главное, чтобы места работы детей были правильно и достаточно освещены.

       Некоторые дети с нарушением зрения дошкольного отделения нашего учреждения имеют коррекцию зрения с помощью очков. Выполнение дошкольниками требований правильного ношения очков тоже является важным моментом  комфортной зрительной работы. Основная направленность этих требований – приучение ребенка к личной гигиене и, в частности, к гигиене глаз. Воспитатели учат детей правильно умывать глаза, пользоваться чистым носовым платком, если глаз чешется, или в него что-то попало. знают, Во время прогулки воспитатели напоминают детям о том, что открытыми глазами нельзя смотреть на лучи солнца, нужно прикрывать веки.

       Прививая бережное отношение к очкам, взрослые обращают внимание на то, как ребенок носит очки: если он их постоянно снимает, смотрит поверх очков, значит это сигнал обращения к врачу. Если на стеклах очков есть царапины, или грязь, то педагог предлагает ребенку помыть их или говорит родителям о том, что нужно сменить стекла. Нами выработаны правила бережного отношения к очкам, которые дошкольники и школьники стараются ежедневно выполнять: снимать очки, берясь за дужки, класть их на мягкую чистую ткань на твердую поверхность стеклами вверх.

       Большие возможности в здоровьесбережении детей с нарушением зрения представляет зрительная гимнастика. Необходимость ее применения обусловлена функциональной анатомической незрелостью зрительной системы и значительными зрительными нагрузками, которые испытывает глаз ребенка в процессе обучения. В нашем учреждении зрительная гимнастика становится нормой, правилом жизнедеятельности детей. В коррекционно-образовательной работе тифлопедагога используются зрительные гимнастики двух видов: на расслабление и на укрепление глазных мышц.

       Комплексы гимнастик на расслабление глазных мышц и снятия зрительного напряжения мы применяем на занятиях статического характера, когда ребенок долго находится в одной позе, и происходит напряженная зрительная работа: при работе в тетради, при чтении при раскрашивании, обведении по контуру, при выполнении штриховки и т. д.

       В основе зрительных гимнастик на расслабление глазных мышц лежат приемы ограничения зрительных нагрузок и снятия зрительного утомления. Это попеременная работа глаз вблизи и вдали с использованием точки на оконном стекле, с использованием зрительного стимула, одетого на палец руки ребенка. Это частые моргания, которые выполняет ребенок при очень интенсивной зрительной нагрузке. Это упражнение хорошо выполнять при работе на компьютере, при чтении, при рассматривании.  Это «пальминг». (прикрытие глаз ладонями) с легкими наклонами вперед.

       Зрительные гимнастики на укрепление глазных мышц используются в различных видах детской деятельности: на прогулках, на физкультурных занятиях. Комплексы зрительных гимнастик основаны на авторских методиках Э. С. Аветисова, Г. Г. Демирчогляна, В. Ф. Базарного и др. Они разнообразны по форме и содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер.

       Кроме этого, на основе опыта московских коллег, мы создали в группах и кабинетах тифлопедагогов дошкольного отделения  различные офтальмотренажеры. Одни из них предназначены для расслабления глазных мышц, а другие -  для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.

       Офтальмотренажеры основаны на одном из законов зрения – движении. Когда глаз перемещается, он видит. Если глаз долго и пристально смотрит вблизи, зрение слабеет.

       При работе с офтальмотренажерами мы решаем следующие коррекционно-развивающие задачи:

1. Развиваем у детей глазодвигательные навыки, вырабатывая способность следить глазами за движущимися объектами (указкой) и плавно перемещать взгляд от точки к точке в разных направлениях

Развиваем у детей глазодвигательные навыки, вырабатывая способность следить глазами за движущимися объектами (указкой) и плавно перемещать взгляд от точки к точке в разных направлениях.

2. Развиваем периферическое зрение, расширяем боковой обзор: способность видеть то, что нас окружает.

3. Развиваем навыки пространственной ориентации: способность судить о расположении одного предмета относительно другого.

4. Развиваем навыки зрительного анализа: способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете предметов.

Помимо зрительных задач, в работе с офтальмотренажорами можно развивать у детей мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

       При овладении графическим навыком у детей между зрительным и двигательным анализаторами  установлена тесная связь. Ребенок, имеющий проблемы со зрением гораздо медленнее и менее качественно по сравнению с нормально видящими сверстниками справляется с выполнением графических заданий (написанием букв, цифр, штриховкой, обведением по контуру, раскрашиванием, обведением шаблона и трафарета и т. д.).        

       Помимо трудностей зрительного характера при выполнении графических заданий возникают трудности и возрастного порядка. Это слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкая выносливость к статическим нагрузкам и т. д.

       Поэтому на коррекционных занятиях тифлопедагог проводит не только зрительные гимнастики, но и перед выполнением детьми каждого графического задания предлагает  выполнить  гимнастику кистей рук и пальцев, направленную на развитие точности и координации движений.

       Развивая у детей с нарушением зрения в игровой форме с использованием различных предметов исполнительную функцию руки, мы тем самым добиваемся более качественного развития  графических навыков. И помним о том, что «хорошо развитые руки у детей с амблиопией и косоглазием компенсируют недостатки зрения».

       Здоровьесберегающая деятельность тифлопедагога включает также проведение различных двигательных упражнений для снятия статического напряжения со всех групп мышц тела ребенка. Особенно с мышц спины и шеи, т. к. при косоглазии и длительной зрительной нагрузке именно эти мышцы находятся в постоянном напряжении, тем самым затрудняя приток крови и нервной энергии в голову к глазам. Отсюда идет снижение остроты зрения. Поэтому в комплексы физкультминуток мы обязательно включаем упражнения на подвижность мышц верхнего плечевого отдела.

       Физкультминутки проводятся в течение занятия, после выполнения статических видов заданий. Ребенку предлагается встать, изменить позу и выполнить широкие массивные движения (взмахи руками, движения плечами, повороты туловища и т. д).

       Если есть возможность, то  мы совмещаем физкультминутки со зрительной гимнастикой, т. к. сочетание физических упражнений с упражнениями для глаз создают благоприятные условия для повышения зрительной работоспособности ребенка.

       Не забывая и об общей двигательной активности детей на занятиях, мы стараемся сочетать решение коррекционных задач с различными движениями. Так, например, на любых статических занятиях дети не только сидят за столами, но и  двигаются: дошкольники подходят к фланелеграфам с заданиями, висящим на стенах в разных местах группы, садятся на ковер, выполняют задание стоя или присев на корточки и т. д. Такая постоянная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся занятия, содействует повышению работоспособности детей, а решение тифлопедагогических задач в сочетании с движениями позволяет не только развивать зрительное восприятие, но и укреплять здоровье наших воспитанников.

       В здоровьесберегающую деятельность тифлопедагога включается проведение дыхательной гимнастики, которая улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма ребенка. Упражнения дыхательной гимнастики используются как физкультминутки в процессе коррекционных занятий.

       Таким образом, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, систематически проводя зрительные гимнастики, упражнения для развития точности и координации движений руки и глаза,  сочетая упражнения для глаз с правильным дыханием и физическими упражнениями, активизируя двигательную активность дошкольников и младших школьников, имеющих зрительную патологию, тифлопедагог повышает не только уровень зрительного восприятия детей, но и уровень физического и психического здоровья каждого ребенка.

       Здоровьесберегающая деятельность нашего учреждения включает также мероприятия, способствующие укреплению соматического и физического здоровья детей. К ним относятся проведение закаливающих процедур, соблюдение режима дня, организация полноценного питания.

       Для детей с нарушением зрения очень важна непрерывность коррекционно-педагогического процесса, поэтому, проводя  закаливающие процедуры с детьми дошкольного отделения, укрепляя иммунитет детей, повышая сопротивляемость их организма к различным заболеваниям, мы тем самым добиваемся того, чтобы дошкольники меньше болели и в дальнейшем не пропускали занятия в школе.

       В режиме дня дошкольников с нарушением зрения очень большое значение имеет прогулка, т.к. достаточное время пребывания на свежем воздухе очень важно для работоспособности зрительной системы ребенка. Ведь именно на прогулках при выполнении детьми различных двигательных упражнений для мышц спины и шеи происходит обогащение кислородом зрительного нерва, увеличивается приток крови к глазам. Детский офтальмолог Ковалевский говорит, что  «половину случаев миопии можно победить, если ребенок будет ежедневно гулять на свежем воздухе». Поэтому воспитатели дошкольных групп стараются гулять с детьми в любую погоду, проводят на свежем воздухе много подвижных игр, физкультурные занятия. Мы всегда помним о том, что физическое здоровье ребенка определяет здоровье всех систем его организма. Этот тезис особенно актуален в наши дни, т. к. развитие и укрепление физического здоровья детей сегодня является основной задачей образования.

       Вопрос организации полноценного питания детей с нарушением зрения решается непосредственно при работе с родителями. Проводя их психолого-педагогическое просвещение, тифлопедагог постоянно говорим о том, что с целью охраны зрения в питании ребенка должна быть сбалансированность белков, жиров и углеводов. Находясь целый день в детском саду, ребенок растрачивает очень много энергии. Чтобы ее восполнить дома, у него должен быть полноценный ужин, состоящий обязательно из мясного блюда. Также, объясняет родителям, что в ежедневный рацион ребенка с нарушением зрения  обязательно необходимо включать витамины и минералы. Они  оказывают благоприятное действие на развитие зрительного аппарата. А их нехватка приводит к быстрому утомлению глаз, нарушению их кровоснабжения, снижению тонуса глазных мышц, нарушению деятельности нервной системы и т. д. Информацию о полноценном и правильном питании детей всегда можно найти на информационных стендах для родителей.

       Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что работа по созданию здоровьесберегающей среды и оптимальных комфортных, условий для охраны зрения детей в нашем учреждении  в дальнейшем будет продолжена. Благодаря ее оздоровительной направленности и правильной организации, достигаются хорошие результаты восстановления зрения, и самое главное – сохраняется и сберегается физическое и психическое здоровье наших детей.

Литература:

1. «Здоровьесберегающая деятельность в образовательных учреждениях    Санкт-Петербурга». Материалы   региональной научно-практической конференции «Служба здоровья в образовательных учреждениях С-Петербурга» 02 декабря 2011г С-Петербург, СПбАППО,  С-петербург 2012.

2. «Обеспечение преемственности коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения». ГДОУ №36 компенсирующего вида. Учебно-методическое пособие. С-Петербург 2011.

3. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. С.-П., 2002.
      

4.. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. СПб, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Адаптационный период – это очень трудное испытание для детей раннего возраста. Актуальность данной работы заключается в необходимости построения такой системы, которая способствовала бы  наиболее...

Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста.

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Методическая разработка на тему «Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»

laquo;Успешная адаптация — как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Успешная адаптация – как условие сохранения физического и психического здоровья детей раннего возраста".

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

«Здоровьесберегающая среда, как условие сохранения физического и психического здоровья детей дошкольного возраста».

Здоровьесберегающая среда – это комплекс социально – гигиенических, психолого- педагогических, морально- этических, экологических, физкультурно – оздоровительных, образовательных системных мер, обе...