Рабочая программа по обучению основам тестопластики (для детей младшего дошкольного возраста с 2х до 3х лет)
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по обучению основам тестопластики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обучению основам тестопластики | 46.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 87» НМР РТ
Рабочая программа
по обучению основам тестопластики
(для детей младшего дошкольного возраста с 2х до 3х лет)
2020-2021 учебный год
Составила:
воспитатель I квалификационной
категории Валиуллина А.Х.
г. Нижнекамск
2020г.
Пояснительная записка
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все Что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
Программа – это и своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность.
Актуальной данная деятельность является потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 60% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. В первой младшей группе нами была реализована работа с такими детьми по программе «Волшебное тесто». В результате чего, было выявлено, что у 45 % детей заметно повысился уровень развития мелкой моторики, улучшилась речь детей, творческое воображение, дети стали более уверенно работать как с тестом, так и с пластилином. Исходя из полученных данных, было решено продолжить работу с тестом и во второй младшей группе.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Преимущество соленого теста:
- можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;
-легко отмывается и не оставляет следов;
- безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
- тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
- если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;
- можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе;
- краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;
- поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.
- с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму.
Цель:
развитие мелкой моторики руки средствами тестопластики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять умение видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;
- закреплять умение создавать простейшие формы (шар сплющивать в диск, цилиндр замыкать в кольцо), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, пряники, конфеты, бублики, баранки);
- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая, их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество теста для формирования деталей (хвостиков, крылышек, клювиков);
- учить детей создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнездышке).
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движением своих рук); соизмерять нажим ладоней на комок теста;
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать интерес к процессу и результатам работы;
- развивать интерес к коллективной работе.
Воспитательные:
- воспитывать навыки аккуратной работы, ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий;
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.
В основу программы положены принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Ожидаемые результаты:
- у детей повысится уровень развития мелкой моторики;
- повысятся технические навыки и умения;
- дети свободно ориентируются в умении находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их отображении в лепке;
- дети работают в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций;
- дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, проявляют творчество в процессе лепки;
- станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
Интеграция тестопластики с другими видами деятельности детей: развитием речи; художественной литературой; экологией; ознакомлением с окружающем миром.
Возраст детей: младший дошкольный возраст (2-3 года).
Сроки реализации: 9 месяцев.
Структура занятия:
1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
2. Объяснение, показ приемов лепки.
3. Лепка детьми.
4. Физическая пауза.
5. Доработка изделия из дополнительного материала.
6. Рассматривание готовых работ.
Способы лепки:
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска, превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приемы лепки:
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Методические приемы:
- показ технологических приемов;
- рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;
- игровые приемы (приход героя и др.);
- упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).
Оборудование:
- дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, крупы, природный материал).
- инструменты для лепки (стеки, печатки, скалки, формочки для теста, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы:
Совместная деятельность педагога с детьми.
В результате реализации данной программы к концу года дети должны освоить следующие приемы лепки:
- скатывание прямыми движениями;
- скатывание круговыми движениями;
- расплющивание;
- соединение в виде кольца;
- защипывание края формы;
- лепка из нескольких частей;
- пропорции;
- оттягивание части от основной формы;
- сглаживание поверхности формы;
- присоединение части;
- прижимание;
- примазывание;
- вдавливание для получения полой формы;
- использование стеки.
Тематическое планирование
Сентябрь | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 02.09.2020 | Диагностика. | Определить уровни развития навыков и умений детей в работе с тестом. | 15 мин. |
2 | 09.09.2020 | «В круглой стране». | Закрепить у детей представления о форме шара, учить определять внешние признаки предметов и сравнивать предметы по этим признакам, продолжать учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм, установить связи обследующего и формообразующего движений, развивать тактильную чувствительность. | 15 мин. |
3 | 16.09.2020 | Овощи (помидор). | Продолжать знакомить детей с формой шара, учить формообразующему движению - скатывание круга. | 15 мин. |
4 | 23.09.2020 | Овощи (картофель) | Учить детей использовать в работе стеки, предавая предмету законченный образ (глазки у картофеля). | 15 мин. |
Октябрь | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 07.10.2020 | Лепка «Тарелка с апельсинами». | Продолжать знакомить детей с формой шара, продолжать учить формообразующему движению - скатывание круга, учить сплющивать шар, придавая форму круга. | 15 мин. |
2 | 14.10.2020 | Лепка «Деревья. Листочки» | Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края). Учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики, сплющивать их и прикреплять их к картонному макету дерева. | 15 мин. |
3 | 21.10.2020 | Лепка «Грибочки» | Закреплять умение скатывать шар, учить лепить из шара шапочку путем вдавливания. | 15 мин. |
4 | 28.10.2020 | Лепка «Сезонная одежда. Шапочка для медвежонка». | Учить соединять прикреплять шар (помпон) к шапочке. Учить наносить узор с помощью стеки, придавая изделию законченный вид. | 15 мин. |
Ноябрь | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 04.11.2020 | Лепка «Угощение для птиц. Батон» | Учить лепить батон, знакомство с формой колбаски. | 15 мин. |
2 | 11.11.2020 | Лепка «Угощение для зайчика. Сушка». | Учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски; соединение концов колбаски; придание изделию формы круга. | 15 мин. |
3 | 18.11.2020 | Лепка «Угощение для котят. Пирожки» | Продолжать учить скатывать шар и сплющивать его, придавая форму подноса, учить раскатывать из маленьких шариков теста колбаски, вытягивать концы и сглаживать их, придавая форму пирожков. | 15 мин. |
4 | 25.11.2020 | Лепка «Крендельки для мамы» | Учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски в центре изделия; придание изделию формы кренделька. | 15 мин. |
Декабрь | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 02.12.2020 | Лепка «Птички - невелички». | Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать формой для теста силуэт птички, продолжать учить наносить стекой узоры в виде точек и палочек; украшать изделие бусинами (глазки, клюв). | 15 мин. |
2 | 09.12.2020 | Лепка «Мышка-норушка». | глаз Учить лепить конусообразную форму и создавать о об образ мышки: заострить мордочку, использовать доп дополнительные материалы (для ушек – семечки, дл для глаз – бисер). | 15 мин. |
3 | 16.12.2020 | Лепка «Снеговики» | Продолжать учить формообразующему движению скатывание шара, учить соединять несколько частей (шаров), создавая образ снеговика. Продолжать учить украшать изделие бусинами, природным материалом (семечки). | 15 мин. |
4 | 23.12.2020 | Лепка «Елочка» | Учить создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма. | 15 мин. |
Январь | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 11.01.2021 | Лепка «Рождественские подарки – медальоны» ( из цветного теста). | Продолжать учить лепить шар (формообразующее движение – скатывание шара), закреплять умение придавать шару форму лепешки. Учить украшать изделие природным материалом, бусинами. Поддерживать интерес к поиску способов дополнения. | 15 мин. |
2 | 15.01.2021 | Лепка «Рождественские угощения». | Учить лепить угощения для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развивать чувство формы, мелкую моторику. | 15 мин. |
3 | 20.01.2021 | Лепка «Чашки для чая». | Продолжать учить скатывать шар. Учить лепить чашки для чая из шара, используя прием вдавливания и вытягивания для придания нужной формы. Учить лепить ручку для чашки из колбаски, придавая нужную форму. Учить соединять с изделием. | 15 мин. |
4 | 27.01.2021 | Лепка «Бабушкина корзинка» | Учить лепить отдельные изображения по замыслу (яблоки, печенье, орехи, пряники) и выкладывать их на общую основу (корзинку). Развивать мелкую моторику. | 15 мин. |
Февраль | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 03.02.2021 | Лепка «Мой дом». | Продолжать учить создавать рельефную работу в определенной последовательности: скатать большой жгутик и наложить на пластину, затем маленькие жгутики накладывать по порядку. Развивать чувство ритма. | 15 мин. |
2 | 10.02.2021 | Лепка «Инструменты для папы». | Учить лепить молоток для папы, продолжать знакомить с формой цилиндра (колбаски). Учить формообразующему движению – скатывание цилиндра между ладонями; придание цилиндру формы молоточка приемом вытягивания, продолжать учить соединять две части, создавая образ молотка. | 15 мин. |
3 | 17.02.2021 | Лепка «Подарок для папы. Самолет». | Учить детей лепить самолет. Продолжать учить скатывать цилиндр между ладонями, сплющивать его, придавая форму крыльев для самолета. Продолжать учить соединять части в целое, создавая образ самолета. Учить дополнять образ по своему замыслу. | 15 мин. |
4 | 24.02.2021 | Лепка «Бусы для мамы». | Закреплять умение скатывать из теста шарики; продолжать учить детей вытирать руки салфетками по окончании работы. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание дарить подарки. | 15 мин. |
Март | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 03.03.2021 | Лепка «Открытка для мамы». | Учить детей делать налеп из теста на листе картона. Учить отщипывать небольшие кусочки теста и прилеплять их к листу бумаги. Учить наносить узоры стекой. | 15 мин. |
2 | 10.03.2021 | Лепка «Петушок». | Учить лепить петушка. Учить соединять несколько частей (голова петушка и туловище). Учить дополнять образ отдельными частями (гребешок, хвост петушка). | 15 мин. |
3 | 17.03.2021 | Лепка «Наш аквариум» | Продолжать учить катать шар, придавать ему нужную форму приемом вытягивания. Учить отщипывать от целого куска небольшие кусочки, скатывать из них шары и придавать им форму рыбок приемом вытягивания и сплющивания. Продолжать учить делать налеп на картонную заготовку (аквариум). | 15 мин. |
4 | 24.03.2021 | Лепка «Медвежонок». | Учить лепить сказочного персонажа медведя. Продолжать учить скатывать шары разного размера и соединять их, создавая образ медведя. Продолжать учить скатывать цилиндры разного размера и прикреплять их к целому изделию (лапы медведя). | 15 мин. |
Апрель | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 07.04.2021 | Лепка «Сосульки». | Учить способу лепки предметов в форме конуса. Моделировать сосульки разной длины и толщины. Помочь найти приемы для усиления выразительности образов: сплющивание, скручивание, вытягивание, свивание, налепы. | 15 мин. |
2 | 14.04.2021 | Лепка «Гнездышко для птички» (из цветного пластилина). | Учить моделировать гнездышко: раскатать шар, сплющить в диск, вдавить, прищипать. | 15 мин. |
3 | 21.04.2021 | Лепка «Птичка в гнездышке» (из цветного пластилина). | Учить лепить птенчика по размеру гнездышка. Обыграть композицию (червячок в клюве). Воспитывать интерес к лепке. | 15 мин. |
4 | 28.04.2021 | Лепка «Пасха». | Учить детей лепить пасху путем вытягивания из формы шара; продолжать учить из шара делать лепешку. Учить прикреплять лепешку к основному изделию. Продолжать учить украшать цветным бисером. | 15 мин. |
Май | ||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 05.05.2021 | Лепка «Волшебные калачи из бабушкиной печи». | Учить лепить калачи; продолжать знакомство с формой колбаски. Продолжать учить формообразующему движению – скатывание колбаски; соединение концов колбаски в центре изделия; придание изделию формы калача. Продолжать учить украшать изделие цветным бисером. | 15 мин. |
2 | 12.05.2021 | Лепка «Веселый петрушка». | Учить лепить фигурки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Развивать чувство формы и пропорций, моторику рук. Побуждать детей украшать полученную поделку. | 15 мин. |
3 | 19.05.2021 | Лепка «Котенок». | Учить создавать образ любимого животного, используя различные приемы и способы лепки. Продолжать учить украшать готовое изделие бусинами и бисером. Развивать чувство пропорции. | 15 мин. |
4 | 26.05.2021 | Лепка «Светофор». | Учить детей лепить светофор; учим из колбаски путем сплющивания делать корпус светофора, из шаров делать огни светофора. Продолжать учить соединять части, для создания законченного образа светофора. | 15 мин. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Жадько Е., Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
2. Кискальт И.. Соленое тесто. М.: «Аст–пресс», 2002- 142с.
3. Корчинова О. В.. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону
«Феникс», 2005-316с.
4. Лыкова И. А.. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
5. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
6. Скребцова Т. О., Данильченко Л. А.. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
7. Фирсова А. В.. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
8. Хоменко В. А.. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
9. Хананова И. Н.. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...
Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...
Рабочая программа «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» (2-3 года).
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленно...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)»
Данная программа рассчитана на работу с детьми второй младшей группы (3-4 года) и взаимодействие с родителями по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Её содержание соответств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...
Рабочая программа творческого кружка "Веселый пластилин" для детей младшего дошкольного возраста
Развитие у детей мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев, а так же развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....