Проект с детьми подготовительной к школе группы на тему «Моя семья – моё богатство»
проект (подготовительная группа)
Проект "Моя семья - моё богатство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Моя семья - моё богатство" | 52.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
с детьми подготовительной к школе группы
на тему «Моя семья – моё богатство»
Валиуллина Алсу Хамитовна
воспитатель I квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87»
г.Нижнекамск
«Семья – это та самая среда,
в которой человек учится, и сам творит добро».
В. А. Сухомлинский
- Паспорт проекта
Название проекта | «Моя семья – моё богатство» |
Автор проекта | Валиуллина Алсу Хамитовна |
Место реализации проекта | МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №87», г. Нижнекамск, Республика Татарстан |
Состав и возраст проектной группы | Воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители. |
Срок реализации | Долгосрочный (октябрь 2019г. – май 2020г.) |
Тип проекта | Познавательный, творческий |
Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие. |
- Актуальность проекта
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
- Проблема проекта
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
- Цель, задачи, предполагаемый результат проекта
Цель: формирование понятия «семья» и повышение роли семейных ценностей
в становлении личности ребенка.
Задачи:
- расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
- воспитывать интерес к своей родословной.
- познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результат проекта:
- повысить уровень знаний детей о семье;
- дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции,
- будут иметь представление о родословной как истории семьи.
5. Этапы работы над проектом
- подготовительный – октябрь 2019г.
- практический – ноябрь 2019г.- апрель 2020г.
- заключительный – май 2020г.
- Характеристика деятельности участников
Воспитатели | Планируют, создают условия, организовывают и проводят разные формы работы с детьми и родителями. |
Родители | Подбирают материал совместно с детьми для альбома, создают герб и генеалогическое древо семьи. |
Дети | Выполняют творческие работы по проекту. |
7. Формы работы с детьми и родителями
- Работа с детьми:
Беседы на темы «Моя дружная семья»; «Как я помогаю маме»; «В гостях у бабушки и дедушки»; «Традиции нашей семьи»; «Я горжусь своим прадедом»; «Как мы отдыхаем с семьей»; «Родословная моей семьи».
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин «Моя семья», «У мамы день рождения», «Поездка на дачу».
Чтение: Л. Гераскина «Мама»; Р. Гамзатов «Про дедушку»; О. Высоцкая «Моя семья»; Н. Майданик «Вместе с бабушкой»; Л. Толстой «Бабушка и внучка»; М. Матвеева «У бабушки дрожат руки»; В. Сухомлинский «Синяя чашка»; В. Осеева «Сыновья»; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка»; нанайская сказка «Айога»; татарская народная сказка «Три дочери».
Заучивание стихотворений: Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благинина «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня»; М. Тахистов «Семья»; Г. Дядин «Большая семья».
Викторина «В каких сказках встречаются семьи?»
Конкурс чтецов на тему «Моя семья».
Пословицы и поговорки о семье.
Загадки про членов семьи.
Обсуждение эпитетов про семью.
Обсуждение качеств счастливой семьи.
Итоговое занятие по развитию речи «Составление рассказа по картине «Моя семья».
Дидактические игры: «Сколько нас?»; «Кто моложе или старше?»; «Домашний труд»; «Чем можно порадовать маму»; «Кто что делает?»; «Кому что нужно для работы?»; «Скажи ласково»; «Для чего эта посуда?»
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери»; «Семья»; «Дом»; «У нас дома появился младенец»; «Семейные хлопоты»; «Поможем папе строить дом»; «Большая стирка»; «День рождения»; «Гости»; «Семья на даче».
Игры-драматизации: «Репка»; «Красная Шапочка»; «Гуси-лебеди».
Слушание музыки: «Песня о маме», муз. А. Филиппенко; «Родительский дом», муз. В. Шаинского; «Лучше друга не найти», муз. Е. Асеевой; «Для любимой бабушки», муз. Т. Бокач.
Лепка: «Мебель для моей семьи»; «Испечём торт для братика»; «Красивое блюдце для сестрёнки»; «Угощение для семьи».
Рисование: «С кем я живу»; «Мой автопортрет»; «Портрет моей мамы»; «Мой папа»; «Герб нашей семьи»; коллективное рисование «Весь мир я маме подарю».
Аппликация: «Цветы для мамы»; «Украсим фартук для бабушки»; «Подарок папе»; «Ромашки ко Дню семьи»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Оформление книжки-малышки «Я и моя семья».
Конструирование: «Дом для бабушки и дедушки»; «Дачный домик»; «Дом моей мечты».
Экскурсия в телерадиокомпанию НТР к месту работы родительницы.
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Мама варит кашу».
Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье»; «Блинчики».
Физкультминутка «Семейная зарядка».
Подвижные игры: «Курица и цыплята»; «Собираем добрые слова» (с мячом).
Работа с родителями:
Консультации: «Сказка, рассказанная на ночь»; «Авторитет родителей»; «Путешествие в прошлое моей семьи»; «Как создать родословную семьи».
Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
Тест «Какие вы родители?»
Мастер-класс «Птица семейного счастья».
Аукцион секретов воспитания (из семейного опыта работы).
Памятки для родителей: «Законы семьи»; «Посеять в детских душах доброту».
Папка-передвижка «Наказывая, подумай: зачем?»
Буклет «Простые правила общения с ребенком».
Выставка книг по теме «Моя семья».
Выставки творческих работ: «Моя дружная семья»; «Бабушкино рукоделие».
Выставка работ детей «Генеалогическое древо моей семьи».
Фотовыставки: «Семейные увлечения»; «Выходные с семьей».
День открытых дверей «Наша жизнь день за днём».
Физкультурные развлечения: «Папа, мама и я – спортивная семья»; «Семейные старты».
Просмотр мультфильмов в кругу семьи: «Умка»; «Мама для мамонтёнка»; «Маша больше не лентяйка»; «Непослушный медвежонок» и др.
8. Результаты проекта
1. Расширился объем знаний детей о членах своих семей.
2. Сформированы духовно-нравственные отношения между членами семей и чувство сопричастности к своим семьям, к родному дому.
3. Дети научились проявлять внимание и уважение к родным и близким людям.
9. Литература
1 Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» – М. :Мозаика-Синтез, 2010г.
2. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г.
3. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
4. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
5. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М. : Просвещение, 2001.
6. В. С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М. : Школьная пресса. 2000г.
7. Т. Д. Пашкевич «Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. П – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Л. Н. Попова. Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
9. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез, 2008г.
10. Моя родословная. Генеалогическое древо - Maam.ru
www.maam.ru/./integrirovanoe-zanjatie-moja-rodoslovnaja- genealogicheskoe-drevo.html
11. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка- Пресс, 2007.
11. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
12. Журнал «Дошкольное воспитание» – 2005г., №3 «Родовое дерево».
10. Приложение
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной
к школе группе на тему «Составление рассказа по картине «Моя семья»
Тема: | Составление рассказа по картине «Семья». |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие, физическое развитие. |
Вид: | Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность. |
Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники: | Коммуникативный, познавательный, речевой, художественно-эстетический. Физический. |
Цель: | Развитие речи детей. |
Задачи: | Образовательные: - учить детей осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; - учить составлять сюжетный рассказ, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета, самостоятельно придумывать события, предшествовавшие и последующие изображенным; - следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий. Развивающие: - обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; - совершенствовать умение составлять рассказ о содержании картины с последовательно развивающимся действием; - развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности, умение наблюдать, анализировать. Воспитательные: - воспитывать любовь к своим близким, желание заботиться о них. |
Словарная работа: | Доить, парное молоко, чинить, хозяйственная семья, родословная семьи. |
Методические приемы: и формы организации деятельности: | - привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности; - подготовка к восприятию картины; - художественное слово (загадки, пословицы и поговорки о семье); - вопросы по картине; - дидактические игры «Кто кем был?», «Кто кому кем приходится». |
Оборудование и материалы: | - аудиозапись песни «Родительский дом», музыка Владимира Шаинского на слова Михаила Рябинина; - ромашка с загадками; - сюжетная картина «Семья»; - картинки с изображением членов семьи; - мяч; - картинки «История моей семьи» по количеству детей. |
Предварительная работа: | - рассматривание картин и иллюстраций про семью; - рассматривание семейных фотографий; - рассказы детей о членах своей семьи; - беседы с детьми о труде людей в деревне; - разучивание стихов М. Тахистова «Семья»; Г. Дядина «Большая семья»; - заучивание загадок, пословиц и поговорок о семье; - сюжетно-ролевые игры «Семья», «У нас дома появился младенец», «Семейные хлопоты»; - спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья»; «Семейные старты». |
Последующая работа: | - рисование на темы «Мой семейный герб» и «Мое генеалогическое древо»; - совместная работа с родителями по составлению семейного герба и семейного древа; - сюжетно-ролевая игра «Выступление по телевидению про мою семью»; - составление проекта по теме «Моя семья – моё богатство». |
Ход образовательной деятельности
I часть:
Организационный момент: Звучит песня " Родительский дом", муз. Владимира Шаинского, сл. Михаила Рябинина. Под музыку дети заходят в группу.
Воспитатель: Начинаем наше занятие. У меня есть ромашка, на каждом лепестке которой для вас загадка:
I лепесток:
«Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая...»
Ответы детей: Мама!
II лепесток:
«Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый...»
Ответы детей: Папа!
III лепесток:
«Угостит всегда вареньем,
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,
Кто? — Родная...»
Ответы детей: Бабушка!
IV лепесток:
«Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый...»
Ответы детей: Дед!
V лепесток:
«Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой...»
Ответы детей: Братишка!
VI лепесток:
«Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая...»
Ответы детей: Сестрёнка!
VII лепесток:
«Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...»
Ответы детей: Семья!
Воспитатель: Умницы! Отгадали все загадки! Сегодня мы поговорим о семье. У каждого человека есть семья. Семья – это родители и дети, они любят друг друга, старшие заботятся о младших, а младшие стараются им помочь. Кто знает пословицы и поговорки о семье?
Ответы детей: «Не нужен и клад, когда в семье лад»; «Вся семья вместе и душа на месте»; «Семья в куче – не страшна и туча»; «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы» и т.д. (Дети объясняют смысл пословиц и поговорок.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам рассмотреть картину.
(Воспитатель вешает на доску сюжетную картину «Семья»,
дает детям возможность некоторое время её рассмотреть.)
Воспитатель: Как вы думаете, какое название можно дать картине?
Ответы детей: «Семья», «Наша семья», «Во дворе», «Наш двор», «В деревне» и т.д.
Воспитатель: Давайте остановимся на том названии, которое точно передает содержание картины. Назовём её «Семья».
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Ответы детей: Это двор.
Воспитатель: Кого вы видите во дворе?
Ответы детей: Во дворе мы видим папу, маму, бабушку, дедушку, девочку и мальчика.
Воспитатель: Назовите их по-татарски.
Ответы детей: Эти, эни, эби, бабай, малай, кыз.
Воспитатель: Правильно! Как можно их назвать одним словом?
Ответы детей: Это семья.
Воспитатель: Правильно, это семья. Ребята, а кого еще видите во дворе?
Ответы детей: Мы видим во дворе корову, кошку, кур и цыплят.
Воспитатель: Назовите их по-татарски.
Ответы детей: Сыер, песи, тавык, чеби.
Воспитатель: Правильно! Да, как их можно назвать одним словом?
Ответы детей: Корова и кошка – домашние животные; куры и цыплята – домашние птицы.
Воспитатель: Правильно!
Воспитатель: Сейчас поговорим о том, кто чем занимается. Что делают папа и дедушка?
Ответы детей: Папа и дедушка делают новый забор.
Воспитатель: Что в руках у дедушки?
Ответы детей: У дедушки в руках топор.
Воспитатель: Что стоит рядом с папой?
Ответы детей: Рядом с папой стоит ящик с инструментами.
Воспитатель: Почему папа с дедушкой делают новый забор?
Ответы детей: Прежний забор был старый.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Ответы детей: Бабушка дает курицам и цыплятам корм.
Воспитатель: Что делает мальчик?
Ответы детей: Мальчик помогает бабушке кормить кур и цыплят.
Воспитатель: Что делает мама?
Ответы детей: Мама доит корову.
Воспитатель: Что делает девочка?
Ответы детей: Девочка помогает маме.
Воспитатель: С чем стоит девочка?
Ответы детей: Девочка стоит с кружкой, у неё на плече полотенце.
Воспитатель: Для чего ей кружка и полотенце?
Ответы детей: Чтобы пить парное молоко. А полотенце нужно для мамы вытирать руки.
Воспитатель: Что делает кошка?
Ответы детей: Кошка сидит рядом с коровой.
Воспитатель: Почему кошка сидит рядом с коровой?
Ответы детей: Кошка хочет пить парное молоко.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать про эту семью?
Ответы детей: Эта семья большая.
Воспитатель: Как еще можно сказать про эту семью?
Ответы детей: Эта семья трудолюбивая, хозяйственная, счастливая, крепкая, здоровая, жизнерадостная, замечательная.
Воспитатель: Да, это очень дружная семья.
Воспитатель: Как вы думаете, что было до этого, что будет потом?
Ответы детей: Папа, мама, брат и сестра на выходные приехали в деревню к бабушке и дедушке. Они помогут по хозяйству и обратно поедут в город. Вернутся в следующие выходные собирать урожай в огороде.
Воспитатель: Ребята, кто из вас ездил в деревню? Кто у вас живет в деревне? Как вы помогаете им в доме и во дворе? (Дети делятся впечатлениями.)
Физкультминутка «Семейная зарядка»
«Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Воспитатель: Молодцы! Все сели удобно. А сейчас мы с вами составим рассказ по этой картине. Сначала расскажем о том, что происходило до того, как семья собралась в деревню; потом - чем она занята сейчас; затем – что будет дальше и хорошо ли жить в такой семье.
(Дети рассматривают картину повторно. 3 ребенка составляют рассказ
по частям, а в конце воспитатель предлагает четвертому ребенку
составить полный рассказ).
II часть:
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру с мячом «Кто кем был?». Все встаем в круг.
Бросая мяч вам, я называю предмет или животное, а вы, возвращая мне мяч, отвечаете на вопрос, кем (чем) был он раньше. Кем был раньше цыпленок? (дети – «яйцом»).
Лошадь – жеребенком;
корова – теленком;
дуб – желудем;
рыба - икринкой;
яблоня – семечком;
лягушка - головастиком;
бабочка - гусеницей;
хлеб - мукой;
шкаф – доской;
рубашка – тканью;
ботинки – кожей:
дом - кирпичом;
сильный - слабым.
Воспитатель: С заданием справились!
III часть:
Воспитатель: Сейчас игра - «Кто кому кем приходится».
(Воспитатель вешает на доске картины с изображением членов семьи).
Воспитатель: Мальчик для папы и мамы кто?
Ответы детей: Мальчик для папы и мамы сын.
Воспитатель: Мальчик для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Мальчик для дедушки и бабушки внук.
Воспитатель: Девочка для папы и мамы кто?
Ответы детей: Девочка для папы и мамы дочь.
Воспитатель: Девочка для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Девочка для дедушки и бабушки внучка.
Воспитатель: Папа для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Папа для дедушки и бабушки сын.
Воспитатель: Мама для дедушки и бабушки кто?
Ответы детей: Мама для дедушки и бабушки дочь.
Воспитатель: Мальчик для девочки в семье кто?
Ответы детей: Мальчик для девочки в семье брат.
Воспитатель: Девочка для мальчика в семье кто?
Ответы детей: Девочка для мальчика в семье сестра.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? Чьи ответы вам больше всего понравились? (Дети дают оценку ответам других). Я очень рада, что вы все на занятии были внимательными и активными.
А сейчас я хочу подарить вам на память картинки с изображением волшебного дерева, которая называется «История моей семьи». С помощью этого дерева вы сможете составить родословную вашей семьи. Со своими родителями впишите имена всех ваших родственников.
У каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им. Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе Тема «Моя семья»
Формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе....
проект с детьми подготовительной к школе группы на тему "Моя семья"
Проект "Моя семья"Выполнила воспитатель Самойлова В.М.Семья - источник вдохновения, Где рядом взрослые и дети, В семье от всех невзгод спасение, Здесь друг за друга все в ответе. Вид проекта: творческ...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Моя семья»
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Моя семья»Цель: закрепление знаний детей о семье, семейных традициях.Задачи:1. Совершенствовать уме...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи.»
Цель: формировать умения и навыки рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.Задачи: образовательн...
Картотека бесед с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Моя семья - моё богатство"
Цель: Способствовать формированию культуры общения, взаимоотношений, творчества. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся о родных и б...