Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг развития коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: формирование коммуникативных навыков у подростков с ограниченными возможностями здоровья, умения сотрудничать и принимать других.
Задачи:
1. Развитие навыков невербального общения;
2. Развитие навыков вербального общения;
3. Освоение основ конструктивного взаимодействия.
Время проведения: программа рассчитана на 10 занятий по 60 минут.
Группа численностью 5-6 человек. В возрасте от 13 до 17 лет.
Занятие №1.
Вступление (10 мин)
Здравствуйте Ребята. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?
Правила работы группы:
- Говорить по одному
- Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
- Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
- Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
- Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Упражнение №1
Продолжи фразу. (15 мин).
Цель: Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются). Следующая фраза в другом направлении.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Упражнение №2
Передай чувство мимикой (15 мин).
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить, что за чувство.
Упражнение №3
Передай чувство, только голосом (25 мин).
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека (10 мин).
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие возникли трудности (5 мин).
Занятие №2
Упражнение №1
Молекулы (15 мин).
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2человека. Последний раз объединяются все члены группы.
Упражнение №2
Наблюдательность (30 мин).
Инструкция: группа делится на пары. Участники садятся напротив друг друга и выполняют следующие задания: 1. В течение 5 минут молча смотреть друг на друга. 2. Участники поворачиваются друг к другу спиной и берут тетради и ручки. Ведущий задает вопросы относительно внешности партнеров. Участники должны записать свои наблюдения и по команде повернуться к партнерам и проверить правильность. Далее участники меняются парами. Процедура повторяется, вопросы ведущего меняются.
Обсуждение: какие ощущения были у каждого участника при выполнении упражнений, что мешало, что помогало. Какие черты внешности запоминаются лучше.
Упражнения №3
Комплименты (10 мин).
Инструкция: каждый из участников должен сделать соседу справа комплимент.
Занятие №3
Упражнение №1
Внимание (20 мин).
Цель: тренировка чувствительности и помощь в чтении невербальной информации партнера.
Инструкция: участники стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий дает инструкцию «Необходимо стремиться выполнить каждое задание как можно точнее. Все задания выполняются молча. Первое задание – надо расположиться в шеренге так, что бы рядом со мной стоял самый высокий из вас, а в конце шеренги тот, у кого самый небольшой рост». Далее ведущий проверяет правильность выполнения и предлагает следующее задание: «Около меня – участник с самыми темными глазами, в конце шеренги – с самыми светлыми». Далее: «Начало шеренги – 1 января, конец – 31 декабря – необходимо расположиться по датам (без учета года) рождения».
Упражнение №2
Летающие блюдца (20 мин).
Цель: Развитие способов коммуникации невербального общения.
Инструкция: группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой.
Обсуждение: насколько комфортно было выполнять данное упражнение, что помогало, что мешало, в чем причины успешности/неудачи выполнения данного упражнения.
Упражнение №3
Рефлексия занятия: подведение итогов занятия. Обсуждение прошедшего дня – что понравилось, что – нет, выявление вопросов по теме тренинга. Ритуал прощания (полтора хлопка). (15 мин).
Занятие №4
Упражнение №1
Привет себе (15 мин).
Цель: Поприветствовать друг друга. Продемонстрировать искажение информации.
Инструкция: Группа встает в круг, спинами в центр. Участник передает соседу справа, шепотом, какое либо послание, которое сам хотел бы услышать. Сосед шепотом передает это сообщение следующему и так далее, пока сообщение не дойдет до отправителя. Каждый следующий участник. Тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет на 2-3 человека от него.
«Прошепчи соседу тот привет, который сам хотел бы услышать. Когда вы прошептали соседу справа привет от соседа слева, и он передал его своему соседу справа, вы можете прошептать свой привет»
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда получили свой привет? На сколько полученное сообщение отличалось от отправленного? Что привело к искажению?
Упражнение №2
Мои границы (20 мин).
Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.
Инструкция: Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве. Давайте попробуем провести эксперимент.
Один из вас встает возле окна, остальные по очереди будут подходит к нему. Задача испытуемого сказать стоп, там, где должны остановиться другие участники. Несколько участников.
Обсуждение: что чувствовали. На каком расстоянии чувствовался дискомфорт?
Упражнение №3
Круг доверия (10 мин).
Цель: Определение собственных границ
Инструкция: На листе бумаги. Начертите круг доверия, отметьте на нем в центре себя, а вокруг своих близких, на том расстоянии, на котором считаете комфортным, своих близких.
Замечательно, теперь ваши отношения с близкими можно рассмотреть, подумать почему все стоят именно так, и нужно ли что то изменить. А мы с вами переходим к следующему упражнению.
Упражнение №4
Границы (10 мин).
Цель: Помочь участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.
Инструкция: Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.
В парах на разном расстоянии необходимо договориться о чем либо. ( роли: красная шапочка и волк, лиса и колобок, и др. – сказочные персонажи).
Обсуждение: На каком расстоянии было комфортнее договариваться?.
Упражнение №5
Рукопожатие (5 мин)
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»
Занятие №5
Упражнение №1
Презентация (10 мин).
Цель: Более глубокое знакомство участников.
Инструкция: участники стоят в кругу. Каждый участник по кругу выходит в центр и называет свое имя и характерную черту его характера, остальные участники по сигналу ведущего повторяют сказанное. Сам участник молча наблюдает за этим.
Упражнения №2
Паровозик (15 мин).
Цель: Развитие умения правильно и четко излагать указания и умения воспринимать информацию.
Инструкция: участники разбиваются попарно, каждая пара становится паровозиком: ведущий и ведомый. Сначала выполняется упражнение по маршруту: ведущий с закрытыми глазами движется, следуя указаниям ведомого, далее – ведущий открывает глаза, ведомый – закрывает – продолжают движение.
Обсуждение: какие впечатления были в разных ролях, что получалось лучше, какие были сложности при формировании указаний и получении информации и почему.
Упражнение №3
Испорченный телефон (25 мин).
Цель: изучение искажения информации.
Инструкция: все участники находятся вне комнаты. Входит первый участник. Ему показывается картинка. Он передает смысл картинки другому участнику, второй участник молча слушает, и т.д.
Обсуждение: почему искажается смысл, как это происходит, что мешает представить картинку, было ли желание задать уточняющие вопросы.
Упражнение №4
Рефлексия занятия (10 мин).
Ведущий просит участников ответить на некоторые вопросы:
- Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
- Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Занятие №6
Упражнение №1
Номер (10 мин).
Цель: Проверка умения участников понимать друг друга без слов.
Инструкция: участники сидят в кругу. Ведущий называет по имени любого игрока. Тот мгновенно должен назвать любое число от одного до числа, равного количеству участников. По команде в круг должно встать столько участников, сколько было названо.
Упражнение №2
Войти в круг(20 мин).
Цель: Диагностика конфликтности, осмысление форм общения.
Инструкция: несколько участников выходят из комнаты, затем приглашаются по одному. Остальные образуют круг, взявшись за руки. Входящему предлагается войти в этот круг. При этом у группы есть договоренность о том, каким образом должен вести себя человек, чтобы его впустили. Задача участника, желающего войти в круг, угадать эту договоренность.
Обсуждение: какие типы поведения вели к конструктивному решению, какие к конфликту, проявлялась ли агрессия у входящих к группе, шли ли они на конфликт, насколько легко входящим было угадать договоренность группы, что помогало, что мешало, если были конфликтные ситуации – обсудить – в чем причина.
Упражнение №3
Приседания (15 мин).
Цель: Сплочение, синхронность.
Инструкция: участники делятся на подгруппы по 3 человека. Задача каждой подгруппы – 1 этап – взявшись за руки, присесть всем одновременно на пол, и, не отпуская рук, одновременно встать. 2 этап – Подгруппам объединиться по 6 человек, задача – прежняя. 3 этап – всем участникам объединиться в один круг.
Упражнение №4
Рефлексия занятия (5 мин).
Подведение итогов занятия. Обсуждение прошедшего дня – что понравилось, что – нет, выявление вопросов по теме тренинга.
Занятие №7
Упражнение №1
Доброта (5 мин).
Цель: Позитивный настрой.
Инструкция: ведущий предлагает каждому участнику по-очереди высказать свое пожелание группе на день.
Упражнение №2
Счет (15 мин).
Цель: повышение и диагностика сплоченности участников, снятие напряжения.
Инструкция: участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. Три условия: никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее; нельзя одному участнику называть два числа подряд; нельзя называть одно число одновременно двум и более игрокам.
Упражнение №3
Статуя (25 мин).
Цель: знакомство с различными ситуациями конфликта, развитие умения выявлять ситуацию конфликта и изменять ее на конструктивное общение.
Инструкция: участники разбиваются попарно. Каждая пара должна задумать ситуацию общения в конфликте и создать ее совместную скульптуру. Группа отгадывает задуманное.
Обсуждение: обсуждается каждая скульптура. По каким признакам узнается ситуация, насколько она типична для реального мира, как можно изменить скульптурную композицию, чтобы она показывала ситуацию конструктивного общения.
Упражнение №4
Оценка (10 мин).
Инструкция: сядьте в круг, затем предложите одному из участников сказать, что он ценит в другом участнике группы. Затем этот участник оценивает другого участника. Проводите данное упражнение до тех пор, пока каждый не выскажется и не получит хотя бы одну оценку. Попробуйте использовать маленький предмет, который вы будете давать участнику, получившему оценку — пуговицу, флажок, листок бумаги с надписью «спасибо» и т.д. Так участники группы будут знать, кто еще не получил оценку, и никто не останется без нее.
Занятие №8
Упражнение №1
Слон (10 мин).
Цель: способствует формированию установки на партнерство в общении.
Инструкция: Все стоят в кругу. Человек в центре круга указывает на кого-то из участников игры и говорит: «Слон». Человек, на которого пал выбор, сгибается и вытягивает руки наподобие хобота. Те игроки, которые стоят от него по бокам, сгибают руки, изображая уши слона. Если человек, стоящий в центре круга, говорит: «Орел», то тот, на которого он указал, изображает рукой клюв, а стоящие с двух сторон от него изображают крылья. Если человек в центре произносит: «Жираф», то тот, на кого указали, вытягивает руку вверх, изображая шею животного, а его соседи сгибаются и показывают ноги жирафа. Если стоящий в центре произносит слово: «осьминог», то тот, на кого пал выбор, наклоняется, перебирая внизу руками. Стоящие с ним рядом делают тоже самое. Игра проводится в быстром темпе.
Упражнения №2
Выход (35 мин).
Цель: выявление конфликтных ситуаций взаимодействия, диагностика взаимодействия с окружающими, развитие конструктивного взаимодействия.
Инструкция: участники встают в круг и берутся за руки. Желающий входит в круг с задачей из него выйти за 2-3 минуты. Круг не имеет желания его выпустить, но если у кого-то такое желание появится, он может это сделать. Участник, находящийся в круге должен сам продумать стратегию выхода, свой метод взаимодействия с людьми.
Обсуждение: какие чувства испытывали участники, находящиеся в круге, в чем причина удачных/неудачных выходов, какие чувства испытывали участники, образовавшие круг, какие стратегии были самыми удачными, какие нет, какие стратегии вызывали конфликтную ситуацию. На примере упражнения разрабатывается общая стратегия конструктивного взаимодействия.
Упражнение №3
Королевство (10 мин).
Цель: снятие напряжения и скованности в группе, развитие навыков умения слушать и слышать.
Инструкция: Группа делится на две подгруппы. Ведущий обращается к участникам: «Скажите, как можно изобразить дракона? А рыцаря? А принцессу?», затем ведущий объясняет правила: «Задача игры – договориться каждой группе, какой персонаж участники вашей группы будут изображать, и одновременно с другой группой изобразить выбранный персонаж. В нашей игре дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает рыцаря, рыцарь побеждает дракона. Игра ведется до трех очков».
Занятие №9
Упражнение №1
Гуси (10 мин).
Цель: повышение и диагностика сплоченности участников, снятие напряжения.
Инструкция: участники становятся в круг, поворачиваются в одну сторону, боком к ведущему. По команде садятся по кругу друг другу на колени. Далее, по команде, находясь в том же положении, сужают круг. Постепенно круг сужается до минимума.
Упражнение №2
Доброта (30 мин).
Цель: приобретение опыта позитивного настроя по отношению к окружающим, осознания, что умение видеть в другом человеке положительные качества помогает избегать конфликты, конструктивно взаимодействовать.
Инструкция: участники садятся в круг. В центр круга садится один желающий. Задача – всем участникам по кругу сказать этому человеку самые добрые слова, рассказать ему о его лучших качествах, о собственных положительных чувствах по отношению к данному участнику.
Обсуждение: какие чувства испытывали участники говорившие комплименты, слушавшие комплименты, были ли сложности в ходе упражнения, чему может научить данное упражнение для поведения в конфликтных ситуациях, в общении.
Упражнение №3
Фото (10 мин).
Цель: Игра направлена на тренировку социальной сензитивности и создание атмосферы психологического комфорта.
Инструкция: вся наша группа - это большая семья. Задача фотографов - распределить всех и усадить для большой семейной фотографии. Задача остальных - «вжиться» в свои роли. Затем делается фотография. После этого обсуждаются роли и участники в них.
Упражнение №4
Подарки (10 мин).
Инструкция: Пусть каждый участник группы выберет себе партнера и в течение нескольких минут обсудит с ним, чему они научились и как смогут применить изученное. Затем соберите участников вместе и предложите каждому сделать «подарок» своему партнеру. Подарок не является предметом. Подарком может послужить нечто реальное («Я дарю тебе свою дружбу и поддержку») или нечто воображаемое («Я дарю тебе ботинки, которые будут приводить тебя только в безопасные места»).
Занятие №10
Упражнение №1
Унисон (10 мин)
Инструкция: участники играют в парах. Задача заключается в том, чтобы научиться одновременно выбрасывать одинаковое количество пальцев без предварительного согласования. Парой, достигшей наивысшего взаимопонимания, считается та . которая при демонстрации показала наибольшее число совпадений подряд.
Остальные участники при этом играют роль экспертов, стремящихся определить, нет ли у выступающей пары каких-либо скрытых средств общения, помогающих достичь согласия.
Упражнение №2
Улыбка (10 мин).
Инструкция: упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его тому, кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен его вернуть обладателю с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. После того как он остановиться, мячик передают следующему сидящему в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
Упражнение №3
Общий язык (25 мин).
Инструкция: группа разбивается на тройки. Игроки каждой тройки должны договориться между собой, например, о том, где, когда и зачем они должны встретиться. Но средства общения у них ограничены: один сидит с завязанными глазами и неподвижен, другой онемел и также неподвижен, третий может двигаться, но лишен права разговаривать и у него завязаны глаза.
Итак, находясь в ситуации ограниченных возможностей общения, каждая тройка должна договориться о встрече за минимальное время. Обсуждение задания строиться вокруг вопроса о том, что способствует, а что препятствует успешному нахождению общего языка.
Можно обсудить вопрос о том, когда и при каких обстоятельствах возникает впечатление, что говорят они как слепой с немым.
Упражнение №4
Спасибо (5 мин).
Инструкция: участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат – ДА! или СПАСИБО!
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...
Обучение в сотрудничестве подростков с ограниченными возможностями здоровья
В России с каждым годом растет процент рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поэтому остро встает вопрос эффективного обучения таких детей. На современном этапе в связи...
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья".
Презентация мастер - класса "Формирование социально - коммуникативных навыков у детей с ОВЗ"....
Авторская разработка инновационно-экспериментального проекта по теме: «Мягкая школа. Сенсорная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Проект направлен на решение одной из самых главных на сегодняшний день проблем в социальной сфере - успешную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья в современный социум посредством сво...
АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
У детей с особенностями развития нередко возникают трудности налаживания контакта с окружающим миром. Особые дети не могут сами овладеть коммуникативными умениями и навыками, поэтому взрослые, находящ...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена актуальной проблеме развитиякоммуникативных навыков у дошкольников, имеющих ограниченные воз-можности здоровья....
Особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье рассмотрены особенности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья....