Перспективный план по ТРИЗ РТВ «Я познаю мир» в средней группе.
рабочая программа (средняя группа)
Перспективный план по ТРИЗ РТВ «Я познаю мир» в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц | № | Тема | Цель | Материал | Используемая литература |
Сентябрь | 1 | Ознакомление с объектами и органами восприятия. | Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников умной головы» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека. | На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.11 |
2 | Тактильный анализатор, зрительный анализатор, «Руки, глаза – помощники умной головы». | Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. | На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.11-13 | |
3 | Слуховой анализатор, вкусовой анализатор. «Уши, язык – помощники умной головы». | Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. | На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.13-15 | |
4 | Ознакомление с миром эмоций. Зрительный анализатор. «Сердце дарит нам настроение». | Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. | На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.16 | |
Октябрь | 5 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Влажность, температура». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.18-20 |
6 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Рельеф, звук». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.20-21 | |
7 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Запах, цвет». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.22-23 | |
8 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Вкус, вес». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.23-25 | |
Ноябрь | 9 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Действие, направление». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.25-27 |
10 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Материал, время». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.28-30 | |
11 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Место, часть». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.30-33 | |
12 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «размер, количество». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.33-35 | |
Декабрь | 13 | Ознакомление с именами признаков. Имя признака «форма». | Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира. | Схемы имён признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.35-36 |
14 | Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы восполняющего типа. | Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. | Схемы типов вопросов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.37-38 | |
15 | Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы описательного типа. | Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. | Схемы типов вопросов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.38-39 | |
16 | Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы казуального «почемучкиного» типа. | Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. | Схемы типов вопросов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 39 | |
Январь | 17 | Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы оценочного типа. | Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. | Схемы типов вопросов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 39-40 |
18 | Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы воображаемого типа. | Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам. | Схемы типов вопросов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 40-41 | |
19 | Освоение детьми способов установления причинно – следственных связей. | Способствовать формированию умений устанавливать причинно – следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов. | Пособие. Дорожка, на которой перемещаются два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 43-45 | |
20 | Освоение детьми способов преобразования признаков объектов. (Приёмы типового фантазирования). Волшебник «Увеличения – Уменьшения». | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 46-47 | |
Февраль | 21 | Волшебник «Оживления – Окаменения» | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 47-48 |
22 | Волшебник «Дробления – объединения» | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 48-49 | |
23 | Волшебник «Могувсё -Могутолько» | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 49-50 | |
24 | Волшебник «Изменения времени». Преобразователь «Зеркало времени». | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 51-52 | |
Март | 25 | Волшебник «Изменения времени». Преобразователь «машина времени». | Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию. | Схемы преобразователей (волшебники). | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 53 |
26 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способа наблюдения. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщённой модели процесса наблюдения. | «Кольцо наблюдения»: диск D 10-12см с отверстием D 2-3см. с одной стороны – диск разделён на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 57-60 | |
27 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления творческих рассказов по сюжетной картине. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по сюжетной картине. Создать условия для усвоения обобщённой модели составления рассказов по сюжетной картине. | Сюжетные картины различного содержания. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 60-62 | |
28 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления рифмованных текстов. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов. Научить детей понимать, как и для чего составляются рифмованные тексты. Создать условия для усвоения обобщённой модели создания рифмованных текстов. | Пособие «Тётушка Рифма»: морфологическая таблица (МТ) с 5 вертикальными и не менее 4 горизонтальными ячейками, набор предметных картинок с изображением объектов, рифмованных между собой, пустые карточки для схематизации составленных текстов. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 62-64 | |
Апрель | 29 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов морфологического анализа. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщённой модели комбинаторики. | Морфологическая таблица (МТ) с 6 вертикальными и не менее 5 горизонтальными ячейками. Рекомендуемый размер ячеек по высоте 5-6 см, по длине 4-5 см. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 64-66 |
30 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления рассказов по серии картинок. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним. Создать условия для усвоения обобщённой модели составления рассказов по серии картин. | Серии картинок различного содержания: 3-4 картинки на одну тему для детей среднего возраста. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 66-68 | |
31 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления сравнений. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщённой модели. | Пособие «Учимся сравнивать». Возможные размеры: высота 5-7см длина 20-25см. набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому – либо признаку. Например, солнце – цыплёнок по цвету жёлтый, лужа – облако по форме овальное и т.д. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 68-69 | |
32 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации. Создать условия для усвоения обобщённой модели комбинаторики. | Пособие «Круги Луллия». Набор предметных картинок с изображением объектов. Разные схемы имён признаков, вопросов, преобразователей и т.д. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 69-71 | |
Май | 33 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми способов систематизации объектов. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщённой модели систематизации объектов. | Таблица с 9 экранами. Таблица объектов по темам, подлежащим систематизации. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 71-72 |
34 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми пространственных ориентиров. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Научить понимать, что все объекты располагаются в пространстве и их можно описать с разных точек зрения и максимально быстро обнаружить. Создать условия для усвоения обобщённой модели сужению поля поиска в пространстве. | Набор объектов или картинок различного содержания. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 72-73 | |
35 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми основ классификации объектов. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужение поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков. Создать условия для усвоения обобщённой модели сужению поля поиска на основе выявленных признаков. | Круг, произвольного размера, разделенный пополам может быть сделан из любого материала для игры «Мир вокруг нас». Для предварительной работы при обучении детей классификации целесообразно использовать реальные объекты природного и рукотворного мира | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 73-75 | |
36 | Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми текстов сказочного содержания. | Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Создать условия для усвоения обобщённой модели составления текстов сказочного содержания. Научить составлять тексты разных типов сказки. | Схемы алгоритма составления текстов сказочного содержания, которые включают в себя ряд признаков. | Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 75-76 |
Перспективный план по ТРИЗ РТВ «Я познаю мир»
в средней группе № 8
Учебный год 2020-2021 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению детей с живописью в средней группе
Данный материал поможет воспитателям планомерно знакомить детей средней группы с живописью. План основан на материалах программы "Детство". Основываясь на данном материале, ознакомление детей с живопи...
Перспективный план по лексической теме "Осень.Деревья" в средней группе
Данный материал поможет педагогу спланировать воспитательно-образовательную работу по лексической теме "Осень. Деревья в средней группе для детей с ОВЗ (Vвида)....
Перспективный план кружка по изодеятельности "Цветные ладошки" в средней группе.
Перспективный план содержит последовательность работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования в рамках кружковой работы....
Перспективный план. Индивидуальная работа по экологическому воспитанию в средней группе.
Индивидуальная работа по экологическому воспитанию....
"Перспективный план дидактических игр по ФЭМП у детей средней группы"
Данный перспективный план является методическим материалом для педагогов для введения в их деятельность. В основе данного плана были использованы методические разработки А. В. Белошистой....
Перспективный план по трудовой деятельности с детьми в средней группе
Совместная деятельность с детьми в ходе режимных моментов. Образовательная область "Труд"...
Перспективный план работы по ОБЖ в младшей и средней группы
Работа помогает педагогу в целенаправленном обучение детей основам безопасности жизнедеятельности. Ориентированна на детей смладшего и среднего возраста....