Перспективный план по ТРИЗ РТВ «Я познаю мир» в средней группе.
рабочая программа (средняя группа)

Тарарина Валентина Евгеньевна

Перспективный план по  ТРИЗ РТВ «Я познаю мир» в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Цель

Материал

Используемая литература

Сентябрь

1

Ознакомление с объектами и органами восприятия.

Способствовать осознанному отношению к органам восприятия. Дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников умной головы» (анализаторов). Создать условия для понимания детьми того, что восприятие окружающего зависит от настроения, чувств и свойств характера человека.

На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.11

2

Тактильный анализатор, зрительный анализатор, «Руки, глаза – помощники умной головы».

Способствовать осознанному отношению к органам восприятия.

На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.11-13

3

  Слуховой анализатор, вкусовой анализатор. «Уши, язык – помощники умной головы».

Способствовать осознанному отношению к органам восприятия.

На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.13-15

4

Ознакомление с миром эмоций. Зрительный анализатор.  «Сердце дарит нам настроение».

Способствовать осознанному отношению к органам восприятия.

На универсальном пособии образ человека с обозначенными органами чувств (глаза, уши, нос, руки, язык). В районе груди схематичное изображение сердца.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.16

Октябрь

5

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Влажность, температура».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.18-20

6

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Рельеф, звук».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.20-21

7

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Запах, цвет».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.22-23

8

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Вкус, вес».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.23-25

Ноябрь

9

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Действие, направление».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.25-27

10

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Материал, время».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.28-30

11

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «Место, часть».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.30-33

12

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «размер, количество».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.33-35

Декабрь

13

Ознакомление с именами признаков. Имя признака «форма».

Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имён признаков. Способствовать осознанному отношению ребёнка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

Схемы имён признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.35-36

14

Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы восполняющего типа.

 Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Схемы типов вопросов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.37-38

15

Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы описательного типа.

 Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Схемы типов вопросов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с.38-39

16

Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы казуального «почемучкиного» типа.

 Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Схемы типов вопросов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 39

Январь

17

Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы оценочного типа.

 Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Схемы типов вопросов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 39-40

18

Освоение детьми способов формулировки вопросов. Вопросы воображаемого типа.

 Способствовать формированию умений задавать различные типы вопросов к объектам или процессам.

Схемы типов вопросов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 40-41

19

Освоение детьми способов установления причинно – следственных связей.

Способствовать формированию умений устанавливать причинно – следственные связи и находить взаимодействующие признаки объектов.

Пособие. Дорожка, на которой перемещаются два кармашка, между ними две стрелки: направо и налево.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 43-45

20

Освоение детьми способов преобразования признаков объектов. (Приёмы типового фантазирования). Волшебник «Увеличения – Уменьшения».

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 46-47

Февраль

21

Волшебник «Оживления – Окаменения»

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 47-48

22

Волшебник «Дробления – объединения»

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 48-49

23

Волшебник «Могувсё -Могутолько»

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 49-50

24

Волшебник «Изменения времени». Преобразователь «Зеркало времени».

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 51-52

Март

25

Волшебник «Изменения времени». Преобразователь «машина времени».

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приёмов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

Схемы преобразователей (волшебники).

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 53

26

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способа наблюдения.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу наблюдения. Научить детей понимать, как и для чего проводятся наблюдения. Создать условия для усвоения обобщённой модели процесса наблюдения.

«Кольцо наблюдения»: диск D 10-12см с отверстием D 2-3см. с одной стороны – диск разделён на пять секторов синим цветом, с другой стороны – на пять секторов красным цветом.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 57-60

27

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления творческих рассказов по сюжетной картине.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по сюжетной картине.  Создать условия для усвоения обобщённой модели составления рассказов по сюжетной картине.  

Сюжетные картины различного содержания.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 60-62

28

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления рифмованных текстов.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов.  Научить детей понимать, как и для чего составляются рифмованные тексты. Создать условия для усвоения обобщённой модели создания рифмованных текстов.  

Пособие «Тётушка Рифма»: морфологическая таблица (МТ) с 5 вертикальными и не менее 4 горизонтальными ячейками, набор предметных картинок с изображением объектов, рифмованных между собой, пустые карточки для схематизации составленных текстов.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 62-64

Апрель

29

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов морфологического анализа.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания с помощью сочетания новых частей. Создать условия для усвоения обобщённой модели комбинаторики.  

Морфологическая таблица (МТ) с 6 вертикальными и не менее 5 горизонтальными ячейками. Рекомендуемый размер ячеек по высоте 5-6 см, по длине 4-5 см.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 64-66

30

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления рассказов по серии картинок.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним. Создать условия для усвоения обобщённой модели составления рассказов по серии картин.

Серии картинок различного содержания: 3-4 картинки на одну тему для детей среднего возраста.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 66-68

31

Освоение детьми моделей мышления. Освоение способов составления сравнений.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщённой модели.

Пособие «Учимся сравнивать». Возможные размеры: высота 5-7см длина 20-25см. набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому – либо признаку. Например, солнце – цыплёнок по цвету жёлтый, лужа – облако по форме овальное и т.д.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 68-69

32

Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации. Создать условия для усвоения обобщённой модели комбинаторики.

Пособие «Круги Луллия». Набор предметных картинок с изображением объектов. Разные схемы имён признаков, вопросов, преобразователей и т.д.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 69-71

Май

33

Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми способов систематизации объектов.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей основ системного мышления. Умение достраивать информацию и элементарно прогнозировать развитие систем. Создать условия для усвоения обобщённой модели систематизации объектов.

Таблица с 9 экранами. Таблица объектов по темам, подлежащим систематизации.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 71-72

34

Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми пространственных ориентиров.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств. Научить понимать, что все объекты располагаются в пространстве и их можно описать с разных точек зрения и максимально быстро обнаружить. Создать условия для усвоения обобщённой модели сужению поля поиска в пространстве.

Набор объектов или картинок различного содержания.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 72-73

35

Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми основ классификации объектов.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе. Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужение поля поиска с помощью отсечения несущественных признаков. Создать условия для усвоения обобщённой модели сужению поля поиска на основе выявленных признаков.

Круг, произвольного размера, разделенный пополам может быть сделан из любого материала для игры «Мир вокруг нас». Для  предварительной работы при обучении детей классификации целесообразно использовать реальные объекты природного и рукотворного мира

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 73-75

36

Освоение детьми моделей мышления. Освоение детьми текстов сказочного содержания.

Способствовать формированию навыков организации мыслительных действий и самостоятельности в интеллектуально – творческой работе.  Создать условия для усвоения обобщённой модели составления текстов сказочного содержания. Научить составлять тексты разных типов сказки.

Схемы алгоритма составления текстов сказочного содержания, которые включают в себя ряд признаков.

Т. А. Сидорчук, г. Ульяновск, 2014г. с. 75-76

Перспективный план по  ТРИЗ РТВ «Я познаю мир»

в средней группе № 8

Учебный год 2020-2021 г.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению детей с живописью в средней группе

Данный материал поможет воспитателям планомерно знакомить детей средней группы с живописью. План основан на материалах программы "Детство". Основываясь на данном материале, ознакомление детей с живопи...

Перспективный план по лексической теме "Осень.Деревья" в средней группе

Данный материал поможет педагогу спланировать воспитательно-образовательную работу по лексической теме "Осень. Деревья в средней группе для детей с ОВЗ (Vвида)....

Перспективный план кружка по изодеятельности "Цветные ладошки" в средней группе.

Перспективный план содержит последовательность работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средней группы с использованием нетрадиционных техник рисования в рамках кружковой работы....

"Перспективный план дидактических игр по ФЭМП у детей средней группы"

Данный перспективный план является методическим материалом для педагогов для введения в их деятельность. В основе данного плана были использованы методические разработки А. В. Белошистой....

Перспективный план по трудовой деятельности с детьми в средней группе

Совместная деятельность с детьми в ходе режимных моментов. Образовательная область "Труд"...

Перспективный план работы по ОБЖ в младшей и средней группы

Работа помогает педагогу в целенаправленном обучение детей основам безопасности жизнедеятельности. Ориентированна на детей смладшего и среднего возраста....