Перспективный план по лексической теме "Осень.Деревья" в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме
Данный материал поможет педагогу спланировать воспитательно-образовательную работу по лексической теме "Осень. Деревья в средней группе для детей с ОВЗ (Vвида).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_derevya.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Осень. Деревья»
Коррекционно-образовательные задачи:
- обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;
- формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;
- учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов;
- конкретизировать представления детей о жизни диких животных осенью, о подготовке диких животных к зимовке;
- расширять пассивный словарь и активизировать в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Осень. Деревья»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода в именительном падеже; образование формы родительного падежа существительных; согласование слов в предложении в роде, числе и падеже; согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе; образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами).
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать речевую деятельность детей;
- способствовать развитию зрительного и слухового внимания;
- способствовать развитию диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Словарь | Существительные: осень, туча, дождь, туман, погода, листопад, грязь, земля, сырость, одежда, зонт, листья, деревья, береза, дуб, липа, рябина, сосна, елка, осина, клён, урожай, фрукты, овощи, время года Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, мелкий, холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный, перелётные, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий. Глаголы: желтеть, увядать, опадать, засыпать, замерзать, собирать, улетать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), расписать, хмуриться, облетать, накрапывать. Наречия: мокро, сыро, холодно, солнечно, ненастно, пасмурно. | |
Направление развития | Образовательная область | Содержание |
Познавательно-речевое развитие | Коммуникация | Организованная образовательная деятельность: составление описательного рассказа с использованием моделей: «Осень». Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ), «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» Свободное общение на основе личного опыта детей: «Прогулка в осенний лес семьей». Индивидуальная работа: по плану учителя - логопеда Артикуляционная гимнастика: 1. «Лопаточка» - березовый листочек 2. «Иголочка» - хвойная иголочка 3. «Ветер качает деревья» - «Качали» Упражнения: «Осенние листочки» (развитие длительного направленного плавного выдоха); «Капли дождя» (учить воспроизводить простой ритм) «Минутка тишины» (развитие слухового восприятия) Дидактические игры и упражнения: «Жадина» (введение в речь личного местоимения мой, моя, мои); «Один – много» (образование множественного числа существительных); «Назови ласково» с мячом (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами); «Когда это бывает?» (развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления); «Разноцветные листья» (развитие цветовосприятия, цветоразличения; согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе); «Я начну, а ты закончи» (расширение пассивного словаря и активизация в речи существительных, прилагательных по теме «Осень»); «Подбери слова»; «Осенние листочки» (учить составлять предложения по совершенному действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа); «Куда упал листочек», «Откуда Катя взяла листочек (формировать понимание и правильное употребление в речи предлогов «на», «с») Речь с движением: упражнение «Дождик» Пальчиковая гимнастика: «Осенние листочки» Кленовые листья (ладошки напряжены, пальцы разведены в стороны), Развитие мелкой моторики: Упражнение «Обведем кленовый лист по точкам и раскрасим» (Н.В.Нищева Тетрадь № 1); Упражнение «Обведём каплю и зонтик по точкам» (Н.В. Нищева, тетрадь №1); Упражнение «Капелька к капельке – струйка дождя» (нанизывание кругов голубого цвета на проволоку); Упражнение «Дорожка в осеннем парке» (лист картона с пластилиновой дорожкой, горох). |
Познание | Формирование целостной картины мира Организованная образовательная деятельность: «Осень в гости к нам пришла». Интеграция ОО: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура». Беседа: «Как дикие животные готовятся к зиме» Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий по теме «Осень» и беседа по ним Рассказ воспитателя по картине: «Ранняя осень» Экскурсия: «Осенний парк» Рассматривание листьев березы, дуба, клёна, рябины. Рассматривание изображения осеннего дерева (строение дерева, называние частей дерева), рассматривание плодов различных деревьев Обучение отгадыванию загадок об осени с опорой на картинки Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение листьев деревьев (по форме, размеру, цвету); свойства мокрого песка. Наблюдения в природе: за погодными явлениям (за направлением и силой ветра, дождём, солнцем, облаками); листопадом и разноцветными листьями; как одеты прохожие; какие разные деревья; осенние цветы; за сезонными изменениями в природе; Дидактические игры: «Что перепутал художник» (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления) «Разноцветные листья» (закрепление навыка различения листьев разных деревьев) «Подбери признак» (развитие мышления, памяти; уточнить представления детей об основных приметах осени); «Лето или осень?» с мячом (закрепить знания детьми признаков осени); «Назовите, одним словом»; «Четвертый лишний» (учить детей выделять в предметах их существенный признак и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь); «Что изменилось?», «Чего не стало?»; «Собери картинку»; «Что бывает в это время года» (закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года); «Когда это бывает?»; «Приметы осени»; «К названному дереву – беги!»; «Найди дерево по описанию»; “С какой ветки детки”, Д/и "Найди дерево по семенам". Д/и "Найди лист такой, как покажу" Познавательно исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Организованная образовательная деятельность: «Осенний букет» Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ, ФЭМП), «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура» Формирование элементарных математических представлений Организованная образовательная деятельность: Занятие № 4. Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», «Физическая культура» Дидактические игры: «Раскладываем листочки» (ориентировка в пространстве: справа, слева, вверху, внизу) «Посчитаем листочки» (соотношение слов «один», «два», «много», «ни одного») «Сбор листочков» (упражнение детей в счете в пределах 5, сравнение множеств) «Посчитай листочки в зашумленном рисунке»; «Сравни деревья по высоте» (упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая словами: высокий - низкий; выше – ниже) Счетные палочки Инструкция: 1. Выложи столько счетных палочек, сколько листочков я покажу. 2. Выложи столько счетных палочек, сколько названий деревьев услышишь. 3. Прокатывание палочек по пальчикам и ладошке при прочтении стихотворения: Примечание: - при выкладывании дети используют одноименные пальчики правой и левой рук. - для выполнения задания используются шестигранные палочки. | |
Чтение художественной литературы | Организованная образовательная деятельность: чтение стихотворения И.Токмаковой «Ветрено». Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», «Социализация», «Музыка» Разучивание стихотворения: И. Кишко «Дует, дует ветер…» Чтение: стихотворение: «На что похожи листья?» стихотворение: В. Приходько «Вот и осень» стихотворение: А. Плещеев «Скучная картина» сказка: Н. Сладков «Осень на пороге». | |
Социально-личностное развитие | Социализация | Экскурсии: по участку детского сада; в осенний парк Сюжетно-ролевая игра: «Семья на пикнике в осеннем лесу», «Овощной магазин» Театрализованные игры: 1. Упражнение на снятие мышечного напряжения: Дети стоят в кругу, закрыв глаза. Кленовые листья (ладошки напряжены, пальцы разведены в стороны), 2. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения: 1. «Осенние листочки» (см. карточка) 3. Артикуляционная гимнастика 4. Дыхательное упражнение: «Осенние листочки» (развитие длительного направленного плавного выдоха) 1. На уровне лиц детей подвешены вырезанные из бумаги листья деревьев (зеленый, красный, желтый). Дети поочередно дуют на лист определенного цвета, не надувая щек. 2. Усложнение: дети, следуя указаниям педагога, дуют на свои листики (не надувая щек), изображая при этом то «слабый ветерок», то «сильный ветер», то «ветер, колышущий листья».
Спросить голосом Ворона у животных и птиц о готовности к холодам (по сказке «Осень на пороге» Н.Сладкова) 6. Развитие пластической выразительности при создании образа: Изобразить листочки, падающие с дерева и кружащиеся 7. Развитие выразительной мимики: Изобразить грустное настроение в ненастный день, радость от листопада. Изобразить как капуста важничает, морковка сердится (по стихотворению Ю.Тувима «Овощи») – закрепление. 8. Этюд: Веселый дождик, дождик уснул, дождик растет (по песне « |
Труд | Знакомство с профессиями: дворник Хозяйственно – бытовой труд: уборка опавшей листвы; соберем ветки – сделаем участок красивым Ручной труд: изготовление осенних букетов для мам Труд в природе: сбор листьев для гербария | |
Безопасность | Учить детей соблюдать правила участия в играх с песком: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться песком, игра с песком “Стройка” Беседы с детьми: «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья?» « Почему опасно бегать с палками?» | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество | Организованная образовательная деятельность: Лепка: пластилинография «Осеннее дерево». Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», «Социализация» Рисование: «Кисть рябинки, гроздь калинки». Интеграция ОО: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация» Совместная деятельность: обведение по контуру листьев, раскрашивание |
Музыка | Слушание музыки: П.И.Чайковский «Осенняя песня» из альбома «Времена года», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко “Листопад”; Пение: “Зайка”, муз В. Карасевой, сл. Н. Френкель; Упражнение с осенними ветками: “Вальс”, муз. А. Дворжака; Музыкальная игра: “Не выпустим”, муз. Т.Ломовой | |
Физическое развитие | Физическая культура | Подвижная игра: “Мы веселые ребята”, "Поймай листок", " Листопад" Подвижная игра и прыжками: «Перепрыгни через ручеек» Упражнения в ходьбе: на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом вперед. Упражнения в беге: в колонне, со сменой направления. Упражнения с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 40 – 50 см) с расстояния 1.5 – 2 м; бросание мяча вверх и ловля (не менее 3 -4 раз). |
Здоровье | Беседа: «Могут ли деревья лечить?», «О пользе деревьев и кустарников» |
Организация предметно – развивающей среды
в средней группе для детей с ОВЗ (V вида) № 14 «Бельчата»
на 2012 – 2013 учебный год
октябрь 2012 года
Развивающий центр | Неделя, лексическая тема |
Первая неделя | |
Осень. Деревья. | |
Центр науки | Наборы открыток, картинок, фотографий по темам: «Осень», «Деревья» Плакат: «Деревья» Гербарий: «Осенние листья»; Муляжи овощей; Картинки для фланелеграфа - листья; Д/и: «Четвертый лишний»; Д/и: «Собери картинку» Д/и: «Назови одним словом» Модели: характерные признаки сезона |
Центр труда | Соленое тесто разных цветов, доски для лепки |
Центр занимательной математики | Счетный материал: листочки большие и маленькие, зеленые и желтые Геометрические фигуры, счетные палочки, елки разной высоты, еловые шишки разного размера Материалы для ориентировки на листе бумаги: листья разных деревьев, деревья |
Литературно – художественный центр | Картотеки: загадки, стихотворения по теме «Осень. Деревья» Художественная литература: Энциклопедия природы для малышей; стихи и рассказа русских писателей «Времена года»; Е. Носов «Хитрюга»; стихи русских поэтов «Приметы осени»; Я.Аким «Где ты ходишь, осень?»; русские народные сказки «Лесные хоромы»; Ю.Збанадский «Щедрый ежик»; сказки: «Репка», «Вершки и корешки»; |
Центр творчества | Трафареты и шаблоны: «Листья» Раскраски: «Осень», «Деревья», «Листочки» Материалы: цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, акварельные краски, кисти, пластилин, стеки, дощечки для лепки. |
Центр безопасности | Правила поведения в лесу |
Центр игры | Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья на пикнике в осеннем лесу», «Овощной магазин» Настольно – печатные игры: Домино «Овощи – ягоды», «Овощи – фрукты»; лото «Времена года», «Когда это бывает?», «Во саду ли, в огороде», лото «Растения» Дидактические игры: «Листопад», «Вершки и корешки», «Парные картинки», лабиринт «Осенние запасы», «Найди одинаковые листья», «Что относится к осени» |
Речевичок | Набор сюжетных и предметных картинок по теме «Осень. Деревья» Альбом для индивидуальной работы:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по окружающему миру в средней группе для детей с ОНР
Представляю перспективный план по окружающему миру в средней группе на учебный год.Применение удобной табличной формы, содержащей четкое определение задач работы с детьми, позволит педагогическому кол...
Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.
Задачи кружковой работы:· Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...
перспективный план работы с родителями в средней группе на 2012-2013 уч.год
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ (2012-2013 уч.годмесяцАВГУСТ...
перспективный план работы по ФЭМП в средней группе
Перспективный план работы разработан в помощь воспитателям и медотдистам дошкольных учреждений, для разработки и проведения занятий по ФЭМП в средней группе...
Методическая разработка "Перспективное проектное планирование лексических тем в средней группе на 2015-2016 учебный год"
Методическая разработка представляет собой перспективное планирование лексических тем для детей средней группы компенсирующей направленности на 2015 - 2016 учебный год. План представляет собой таблицу...
Перспективные планы по подвижным играм в средней группе для детей с ТНР, перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию
Перспективные планы...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...