Картотека тактильных игр и упражнений
картотека
Игры и упражнения на тактильное восприятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartateka_taktilnyh_igry_i_uprazhneniy.docx | 21.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для тактильной системы.
- Игры с песком.
- Игры с крупами и макаронами.
- Рисование пальчиками.
- «Пачкотня».
- Рисование на теле кисточками или пальцами.
- Игры с тактильными стимуляциями.
- Массаж, поглаживания разными способами.
- «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа- наждачная бумага, с лева- глянцевая поверхность; с права- бархатная бумага, с лева- мех; с права- ребристая поверхность «В клеточку», с лева- гладкая и т.д. Варианты усложнения:
- сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами;
- затем, отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами;
- произвольно, только левой или только правой рукой;
- фактура поверхности должна отличаться не значительно.
Хорошо, если материалы для игры сделать вместе с ребенком.
- «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку предметы и материалы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). После предложите ему пощупать предметы в слепую обеими руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем- другой.
- «Ощупывание и распознания предметов». Положите в не прозрачный мешочек различные не большие предметы: ключи, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок на ощупь должен угадать какой предмет лежит в мешке. Варианты условия заданий:
- ребенок должен на ощупывать предметы двумя руками одновременно;
- ребенок должен ощупывать предметы каждой рукой по очереди;
- после того как предмет узнан, ребенок находит такой же среди других во втором мешочке, сначала одной, а потом другой рукой.
- «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить на стене или на листе бумаги. То же проделайте сначала на его правой, а потом на левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.
При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «написание» букв и цифр последовательно на спине и на руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.
- «Игры с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длинны (2-7 см), толщины и фактуры. Пусть он закрытыми глазами разберет на однородные кучки.
- «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархатной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку, кружок, квадрат, треугольник и т.д.) и величины (большой, маленький). Нарисуйте такие же на листе бумаги. Попросите ребенка:
- на ощупь опознать фигуру, и не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;
- закрытыми глазами на ощупь фигуру, а затем, открыв глаза, указать на нее в ряду нарисованных;
- одной рукой ощущать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.
- «Вспомни предмет». Нужно прикасаться к руке ребенка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем все, что найдется в вашем арсенале. А потом прикасаться снова, но только закрытыми глазами. Ребенок должен вспомнить свое ощущения и назвать этот предмет.
- «Волшебные шарики». Плотные воздушные шарики (или резиновые перчатки) наполнить фасолью, горохом, гречкой, макаронами с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицами, монетами, бусинами, водой, крахмалом, мукой, манкой, тестом для лепки (вода+ мука+ соль). Ребенку интересно щупать их, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.
- Игры с водой:
-разливать воду по разным емкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная;
- используя игрушечную посуду, можно устроить «чаепитие» или «званный ужин». Ребенок будет сам «накладывать еду» или разливать по чашкам «чай»;
- поиграть с губкой, выжимать ее, потереть мягкой стороной губки и жесткой, сравнить ощущения.
- Мыльные игры:
«Танцы пузырей». Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать у вас на руках.
«Король мыльных пузырей». Смочите мыльным раствором клеенку, расстеленную на столе и руки. На «мыльной» клеенке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь, он не лопнет. Если после первого выдутого пузыря трубочку обмакнуть от коктейля повторно опустить в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри по меньше. Таким образом можно сделать много пузырей- матрешек.
- «Узнай фигуру» На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые и тонкие), палочки Кьюзенера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показывать ребенку любую фигуру, делать и просить ребенка нащупать в мешочке и достать такую же.
Для малышей можно сначала ввести понятия «такую же». Показать одну деталь Лего, потом вторую и сказать, что это такая же. Затем попросить отобрать из двух предложенных такую же, как у Вас на столе (в руке).
- «Узнай предмет на ощупь». На столе раскладываем или расставляем различные:
- овощи (огурец, помидор, лук, морковь, баклажан, перец);
- посуду (ложки большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце);
- одежду (майка, футболка, платье, юбка, шорты);
- игрушки
А теперь предложите ребенку закрыть глаза и попытаться определить, что это за предмет.
Усложнение задачи:
- выбрать предметы только определенной формы (круглые, квадратные и т. д)
- выбрать предметы определенного размера (большие, маленькие);
- выбрать предметы по свойствам материалов: только пластмассовые предметы (или металлические, стеклянные, бумажные, из ткани).
Можно поиграть с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определенными свойствами.
- «Найди пару». Необходимо найти больше пар образцов, разных на ощупь. Вот перечень того, что можно использовать для игр (Материалы, разные на ощупь):
- Ткани (какие есть):
- хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая «колючая» ткань
- ткань с паетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая как овечка.
- Пуговицы различной формы и размеров.
- Липучки с обеих сторон.
- Бархатная и фактурная бумага.
- Вата или ватные диски.
- Нитки или пряжа.
- Клеенка и полиэтиленовый пакет.
- Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазине).
- Кусочек резинового коврика.
- Мочалка.
- Губка.
- Косточки от персиков, от абрикосов.
Играть можно несколькими способами:
- просим ребенка (малыша- с открытыми глазами, школьника- с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;
- берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.
Что бы игра не надоела, ее можно усложнят, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая с выпуклым рисунком и т. п.
Образцы можно оставить ка есть, а можно к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
"Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений."
Консультация для воспитателей "Игры и игровые упражнения на формирование правильного грамматического строя речи. Картотека дидактических игр и упражнений." Консультация содержит ...
Консультация для родителей «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»
Консультация для родителей "Тактильные игры и упражнения и что они развивают"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»
Тактильные игры – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики ребенка, но и один из вариантов общения с близкими ему людьми....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Тактильные игры и упражнения и что они развивают»
Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцевВ.А. Сухомлинский....
"Восприятие у детей: визуальное, слуховое, тактильное. Игры и упражнения на развитие восприятия дошкольников"
Одной из важных составляющих развития ребенка является его восприятие окружающего мира. Восприятие – это процесс получения и обработки информации от внешних стимулов. У каждого ребенка могут быт...
Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"
Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"...