Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"
картотека по коррекционной педагогике

Татьяна Юрьевна Руднева

Картотека "Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового. зрительного и тактильного восприятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека «Дидактические игры и упражнения для коррекции слухового, зрительного и  тактильного восприятия»


Для коррекции слухового восприятия:


1. «У кого колокольчик?». 

Оборудование: детские музыкальные инструменты. Описание. Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик. Водящий должен отгадать по голосу, за спиной какого ребенка (ребёнок произносит: «У меня») прозвенел колокольчик.


2. "Определи, кто хлопал?"

Цель: определение человека кто хлопал в ладоши, развитие направленности слухового восприятия и внимания.

Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку педагога хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.

 

Для коррекции зрительного восприятия:

«Найди дорожку». 

Оборудование: планшет с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. «Посмотри на этот планшет, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии».

2. «Разложи по полочкам». 

Ребенок получает набор матрешек разной величины. Ему предлагается выставить больших матрешек на верхнюю полку, матрешек среднего размера – на среднюю полку, а маленьких матрешек – на нижнюю полку. 

Для коррекции тактильного восприятия:

1. Игра «Волшебный мешочек »

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

2. Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.


Для коррекции произвольного внимания:

1. «Поймай слово»

Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. «Найди отличия». 

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудование: две куклы, имеющих различия. Описание. Ребенку предлагается обследовать кукол и определить их различия. У куклы с правой стороны длинные волосы, она большая по размеру, на ней одежда: платье и т.д. А у куклы с левой стороны от меня короткие волосы, на голове шапочка, она маленького роста и т.д.

Для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Я положил в мешок»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. «Найди два одинаковых предмета». 

Оборудование: коробочка с пятью предметами и более, из которых два предмета одинаковые: карандаши. Описание. Ребенку предлагается: а) найти, показать и объяснить, в чем схожи эти два предмета; б) предмет в коробочке и предмет – образец. Необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть.


Для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. «Покорми Куклу»:

Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки».

2. Покатай зайку» 

Цель: Знакомить со вспомогательными средствами, имеющими фиксированное назначение. Оборудование. Два зайчика и две машинки. Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их покатать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить машинку за веревочку, другому – нет. Взрослый обращает на это внимание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,– говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.


Для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

- яблок, груша, лук, апельсин
- гусеница, бабочка, шарик, комар.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Предложите детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только
наоборот.
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый – умный


Для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

- бабан, яблоко …
- клен, сосна …
- Кукла, машинка …
- Настя, Наташа …

2. «Расскажи по картинкам»

Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидакитические игры и упражнения по развитию слухового восприятия

Как известно, задачами работы по развитию слухового восприятияявляются:•         развитие слуха как компенсаторного механизма;•...

Коррекционная работа с дошкольниками с тяжёлой зрительной патологией. Дидактические игры для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных з...

Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...

Консультация для педагогов на тему: «Игры для развития и коррекции слухового восприятия»

Консультация для педагогов на тему:«Игры для развития и коррекции слухового восприятия»....

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"

Буклет "Игры для развития и коррекции слухового восприятия"...

картотека игр на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

Чтобы поддерживать интерес детей и их замативированность к процессу обучения, педагог должен постоянно что-то придумывать, удивлять воспитанников. Здесь приходит на помощь картотека игр, которые Вы мо...

Игры для развития и коррекции слухового восприятия

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. При нарушениях слухового анализато...