Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Электроник»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Диль Елена Вячеславовна

Направленность программы–техническая.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что раскрывает для дошкольников мир электронной техники. Изучение основ электромагнитных явлений позволяет детям в дальнейшем осознанно и безопасно применять различные электронные приборы в процессе обучения и в повседневной жизни, помогут при обучении в школе. Конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей.

Конструктор «Знаток» объединяет в себе элемент игры с экспериментированием, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, развитию познавательной активности, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Новизна данной Программы заключается, в том, что во время ее реализации дети получают практический опыт по созданию и сборке электрических схем в форме игры, так как конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма.

Объем и срок освоения программы:

Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов

4 часа в месяц

1 час в неделю

Занятия проводятся по подгруппам

Продолжительность: 6-7 лет - 30 минут (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)

 

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Состав группы постоянный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Цель и задачи программы

 

Цель – формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.

Задачи

1.     Знакомить с природой электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.

2.     Формировать способность приобретать и творчески использовать технические знания.

Развивающие:

3.     Достижение точности движений при выполнении различных технологических операций.

4.     Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.

Воспитательные:

5.     Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektronnik_dil_e.v._-_kopiya.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области

ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ      

решением педагогического совета                 Заведующая МБДОУ №7 «Снежинка»

_____________________________                      ______________ О.В. Нихаева

протокол от  ___  _______ г. №______            Приказ от___ _________ г. №_____

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Электроник»

                                          Возраст обучающихся: 6-7 лет

                                              Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Диль Елена Вячеславовна,

воспитатель

2020

Содержание

 Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1.  Пояснительная записка……………………………………………………………3

1.2. Цель задачи программы………………………………………………………..…4

1.3. Содержание программы…………………………………………………………..5

1.4. Планируемые результаты…………………………………………………………7

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы………………………………………………….8

2.2. Оценка качества дополнительного образования………………………………...9

2.3. Список литературы……………………………………………………………….11

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Направленность программы–техническая.

Актуальность программы обусловлена тем, что раскрывает для дошкольников мир электронной техники. Изучение основ электромагнитных явлений позволяет детям в дальнейшем осознанно и безопасно применять различные электронные приборы в процессе обучения и в повседневной жизни, помогут при обучении в школе. Конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей.

Конструктор «Знаток» объединяет в себе элемент игры с экспериментированием, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует самовыражению, развитию познавательной активности, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.

Новизна данной Программы заключается, в том, что во время ее реализации дети получают практический опыт по созданию и сборке электрических схем в форме игры, так как конструктор очень наглядно показывает основные принципы работы электричества, электромеханики, электромагнетизма.

Объем и срок освоения программы:

Курс занятий рассчитан на 1 год обучения, объём занятий – 36 часов

4 часа в месяц

1 час в неделю

Занятия проводятся по подгруппам

Продолжительность: 6-7 лет - 30 минут (п.11.10 СанПиН 2.4.1.3049-13)

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).

Состав группы постоянный.

1.2 Цель и задачи программы

Цель – формирование основ технического мышления у дошкольников через электроконструирование.

Задачи

  1. Знакомить с природой электрического тока и показать основные приемы и правила выполнения простейших электромонтажных работ.
  2. Формировать способность приобретать и творчески использовать технические знания.

Развивающие:

  1. Достижение точности движений при выполнении различных технологических операций.
  2. Развивать у детей познавательную активность и интерес к техническому творчеству.

Воспитательные:

  1. Приобщать детей к научным ценностям и достижениям современной техники.
  2. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в процессе сборки конструкции.

1.3 Содержание программы

Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Электроник», разработанной воспитателем Диль Е.В.

Учебно-тематический план для детей от 6 до 7 лет

Наименования раздела, тема занятия

Теория

Практика

Итого

1

Беседа с обучающимися о применении конструктора.

Правила работы с электронным конструктором.

1

0

1

2

Природа электрического тока. Техника безопасности и правила поведения.

Что такое электроника, и для чего она нужна? Что такое электрический ток?

1

0

1

3

Схема №1 - «Лампа»

Схема №5 - «Последовательное соединение лампы и вентилятора»

0

1

1

4

Схема №7 – «Светодиод»

Схема №12 – «Лампа с измеряемой яркостью»

0

1

1

5

Схема №28 – «Лампа, включаемая светом»

Схема №38 «Зуммер, включаемый светом»

0

1

1

6

Схема №45 – «Мигающая лампа»

Схема №48 – «Сигналы пожарной машины со световым сопровождением»

0

1

1

7

Схема №63 – «Мигающая лампа, управляемая светом»

Схема №70 – «Яркая лампа с сенсорным управлением»

0

1

1

8

Схема №104 – «Лампа, управляемая звуком»

Схема №113 – «Две лампы с миганием»

0

1

1

9

Схема №122 – «Лампа с регулируемой яркостью»

Схема №128 – «Мигающая цветная лампа, управляемая звуком»

0

1

1

10

Схема №129 – «Задувание лампы»

Схема №4 – «Вентилятор, управляемый магнитом»

0

1

1

11

Схема №40 – «Звуки пулемета»

Схема №50 –«Звуки игрового автомата со световым сопровождением

0

1

1

12

Схема №56 – «Звуки звездных войн, управляемые вручную»

Схема № 109 – «Перестрелка в звездных войнах»

0

1

1

13

Схема №138 – «Звуки теплохода»

Схема №145 – «Звуки колокольчика»

0

1

1

14

Схема №185 – «Звуки музыки, возвещающие о закате»

Схема №233 – «Генератор звука высокой тональности»

0

1

1

15

Схема №238 – «Тихий комариный писк»

Схема №242 – «Громкий комариный писк»

0

1

1

16

Схема №254 – «Звук полицейского свистка»

Схема №271 – «Зуммер с различными звуками»

0

1

1

17

Схема №289 – «Сигналы полицейской машины, управляемые сенсором»

Схема №306 – «Световой индикатор громкости звука»

0

1

1

18

Схема №18 – «Музыкальный дверной звонок с ручным управлением»

Схема №33 – «Светомузыкальный дверной звонок с ручным управлением»

0

1

1

19

Схема №112 – «Музыкальный дверной звонок с прерывистым звучанием»

Схема №153 – «Высокочувствительный дверной звонок, управляемый звуком»

0

1

1

20

Схема №180 – «Музыкальный дверной звонок с выдержкой времени»

Схема №181 – «Музыкальный дверной звонок, управляемый сенсором»

0

1

1

21

Схема №183 – «Дверной звонок с продолжительным звучанием, управляемый сенсором»

Схема №187 – «Музыкальный дверной звонок, выключаемый струей воды»

0

1

1

22

Схема №189 – «Музыкальный дверной звонок, включаемый струей воды»

Схема №200 – «Светомузыкальный электронный почтовый ящик»

0

1

1

23

Схема №270 – «Музыкальные дверные звонки с различным управлением»

Схема №272 – «Громкий дверной звонок»

0

1

1

24

Схема №260 – «Лампа с выдержкой времени»

Схема №13 – «Вентилятор, с изменяемой скоростью вращения»

0

1

1

25

Схема №72 – «Вентилятор со звуком, управляемый магнитом»

Схема №125 – «Вентилятор, останавливающийся при

включении света»

0

1

1

26

Схема №130- «Вентилятор, замедляющий вращение при усилении потока воздуха»

Схема №157 – «Вентилятор, включаемый струей воздуха»

0

1

1

27

Схема №166 – «Музыкальная радиостанция»

Схема №171 – «Радиостанция для защитной музыкальной сигнализации»

0

1

1

28

Схема №201 – «Радиоприемник с усилителем»

Схема №202 – «Громкий радиоприемник»

0

1

1

29

Схема №203 – «Радиоприемник с регулируемой громкостью»

Схема №284 – «Радиостанция звездных войн»

0

1

1

30

Схема №319 – «Приемник FM диапазона с автоматической настройкой на станции»

Схема №320 - «Приемник FM диапазона с регулируемой громкостью»

0

1

1

31

Схема №36 – «Сигнал тревоги, если ребенок мокрый»,

Схема №167 – «Беспроводная сигнализация о том, что ребенок мокрый»

0

1

1

32

Схема №174 – «Беспроводная сигнализация со звуком пулеметной очереди»

Схема №227 – «Защитная сигнализация с одной лампой»

0

1

1

33

Схема №253 – «Детектор лжи»

Схема №273 – «Усиленная звуковая сигнализация»

0

1

1

34

Схема №285 – «Радиоприемник звездных войн в качестве защитной сигнализации»

Схема №291 – «Музыкальная защитная сигнализация, реагирующая на обрыв провода»

0

1

1

35

Викторина «Юный конструктор». Итоговое занятие

1

0

1

36

Практические задания на закрепление. Итоговое занятие

0

1

1

1.4 Планируемые результаты

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

 

- условные обозначения на схемах;

- природу электрического тока;

- условные обозначения элементов электрической цепи;  

- принцип работы базовых элементов электрической цепи (резистор, конденсатор, катушка индуктивности);  

- принцип работы электронных приборов (диод, транзистор);  

- устройство системы как взаимосвязь отдельных ее частей;  

- устройство предложенных в рамках предмета конструкций, назначение входящих в них узлов и компонентов;  

- принцип действия устройств микропроцессорной техники;

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

- создавать несложные модели и схемы;

- вносить изменения в конструкцию моделей и схем;

-  выполнять практическую работу самостоятельно;

- грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения;

- описывать наблюдения и опыты;

- перечислять элементы электрической цепи по схеме;  

- описывать свойства элементов электрических цепей и их взаимодействие;  

- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;  

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- инициативности и самостоятельности;
- умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

Материально-техническое обеспечение

Характеристика помещения для занятий по программе – занятия кружка проводятся на базе МБДОУ детского сада №7 «Снежинка» Карасукского района Новосибирской области в помещении музыкального зала, площадью 66,0 м². Создан центр конструирования.

Перечень оборудования:

- ноутбук с необходимым программным обеспечением – 2 шт.

- мультимедийный проектор

- экран.

Необходимый инвентарь для занятий в кружке:

- конструкторы «Знаток.180» - 2 шт., «Знаток.320» – 1 шт.

- схемы конструкций, учебные презентации по темам;

2.2 Оценка качества дополнительного образования

Педагогическая аттестация эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях воспитанников, планировать индивидуальную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие интеллектуальных и технических способностей детей: развитие памяти, воображения, образного, логического и технического мышления. Итоговая оценка развития личностных качеств воспитанника производится по трём уровням:

- ребенок практически не справляется с выполнением поставленной перед ним задачей даже с помощью взрослого – это говорит о низком уровне освоения программы;

- ребенок справляется с заданием с помощью взрослого - средний уровень освоения программы;

 - высокий уровень освоения программы – ребенок выполняет задание самостоятельно, применяет собственные творческие подходы.

Формы подведения итогов: внутригрупповые соревнования, турниры; фотовыставки совместного творчества педагогов с воспитанниками; оценка качества усвоения программы.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Критерии

Баллы

Не знает (не умеет)

Не знает (не умеет)

Не знает (не умеет)

Должны знать:  

0

1

2

1

Правила поведения при работе с конструктором

2

Технику безопасности при работе с конструктором

3

Названия электронных компонентов конструктора

4

Условные обозначения и цифровые коды электронных компонентов

5

Порядок сборки элементов конструктора

6

Принципы работы электронных компонентов

7

Принципы подключения и взаимодействия интегральных схем (музыкальная, сигнальная, «Звездные воины»)

8

Технику безопасности при пользовании электроприборами

9

Алгоритм  сборки 2-3 сложных схем

Должны уметь:

0

1

2

1

Ориентироваться в условных обозначениях электронных компонентов

2

Выделять отдельные детали электрической схемы

3

Анализировать («читать»)  электронные схемы

4

Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме

5

Самостоятельно строить схему

6

Рассказывать о модели.

7

Работать в паре и в коллективе

8

Дополнять электронные схемы дополнительными деталями, в зависимости от поставленной педагогом задачи

9

Ориентироваться в буквенных обозначениях клемм

10

Использовать электронный конструктор «Знаток» в творческой конструктивной деятельности

21-28 – высокий уровень

11-20 – средний уровень

0–10 – низкий уровень

Фамилия, имя ребенка

Возраст

Результат (уровень освоения)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Критерии оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий)

Всего аттестовано _______ воспитанников. Из них по результатам аттестации: _______

высокий уровень _______чел.        средний уровень ________чел.         низкий уровень _______чел

Подпись педагога

2.3 Список литературы

Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями);

6. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / СанПиН 2.4.2.3286-15 // Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

7. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);

8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

13. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».  Методические рекомендации:

14. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

15. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05);

16. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016).

Литература для педагога:

  1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.
  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества.

– М.: Просвещение, 2000.

  1. Волкова С.И. Конструирование: метод.пособ.– М.: «Просвещение», 2009.
  2. Галагузова М.А., Комский Д.М. Первые шаги в электротехнику. – М.: Просвещение,1984.
  3. Горский В.А. Техническое творчество школьников: Пособие для учителей и руководителей технических кружков.– М.: Просвещение, 1981.
  4. Журавлева А.П. Кружок начального технического моделирования: типовая программа. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. – Ярославль, 2004.
  6. Иванов Б.С. Своими руками. – М.: Просвещение, 1984.
  7. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников. – М.: ВАКО. – 2005.
  8. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: учеб.метод. пособ. для психологов и педагогов // Г.В. Резапкина. – М.: «Генезис». – 2006.
  9. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: учеб. метод. пособ. 2-е изд // С.Н. Чистякова. – М.: Академия. – 2014.
  10. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения: учеб. метод. пособ // под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Академия. – 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. Банк интерактивных профессиограмм Электронный ресурс – Форма доступа: http://prof.labor.ru
  2. Все профессиональные психологические тесты Электронный ресурс– Форма доступа: http://vsetesti.ru
  3. ДОП «Знаток» http://vad-ddt.ucoz.ru/Iinformation/education/programma_znatok.pdf
  4. ДОП «Юный электроник» http://chgard80.tgl.net.ru/images/2019/9/programy-dop/8.pdf
  5. Компас – ПРО профориентационный портал (Вологодская область) Электронный ресурс– Форма доступа: http://viro-profportal.edu.ru
  6. Словари и энциклопедии на АкадемикеЭлектронный ресурс – Форма доступа: http://dic.academic.ru.

Литература для детей:

  1. Бахметьев А.А. Электронный конструктор «Знаток». – Текст, макет, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...