Технология развития чувства ритма у дошкольников
методическая разработка
Данный материал представляет собой педагогическую технологию музыкального образования, воспитания и развития дошкольников и будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам начального и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развития чувства ритма у дошкольников | 454 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД № 44 «СОСЕНКА»
Этот удивительный ритм
Технология
развития чувства ритма у дошкольников
Составитель:
музыкальный руководитель
Кира Алексеевна Гудилина
г.о. Клин
Актуальность использования
В детской психологии и методике развития речи дошкольников известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания.
И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения с взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.
Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных, является в наше время актуальной проблемой.
По определению Б.М. Теплова, структура музыкальных способностей включает ладовое чувство, слуховые представления и музыкально – ритмическое чувство. Эти три частные способности и образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки (23, с.86).
Музыкально – педагогические исследования чувства ритма показали, что у детей с общим недоразвитием речи возникают значительные затруднения при выполнении даже простых ритмических заданий. Ритм помогает педагогу быстро найти контакт с детьми музыкально малоразвитыми и соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях.
Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно, а недостатки речевого развития корректируются. К 4,5 – 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков, поэтому вводить элементы логоритмики, развивающие такой важный компонент музыкальной структуры, как чувство ритма, в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста (11, с.12).
Дифференцированное использование в детском саду элементов логоритмики, её приёмов и методов развивает у детей с нарушением речи музыкально – ритмический слух, а также формирует осознанное отношение к воспринимаемой музыке.
Развитие у детей дошкольного возраста чувства ритма может быть обеспечено при выполнении нескольких педагогических условий:
- учёт музыкальных предпочтений и вкусов ребёнка;
- использование системы специально подобранных музыкально - игровых заданий для развития чувства ритма;
- создание музыкально – обогащённой среды в детском саду и дома для самостоятельной музыкальной деятельности детей.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют педагогические материалы по становлению чувства ритма в дошкольном возрасте.
Особое внимание нужно уделить практической разработке «Этот удивительный ритм» педагогов И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой по формированию ритмических способностей детей не только в сфере восприятия, но и в организации движения. В основе их разработок – идея об интеграции движения и его перцепции в эмоциональной окрашенной и субъективно значимой для ребёнка игровой деятельности.
Сильной стороной данной технологии является её дифференциация в соответствии с возрастными особенностями детей, у которых постепенно усложняется восприятие организованных во временные ряды звуковых стимулов, осваиваемых с помощью движения. Этот процесс усвоения ритмической структуры можно ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных игр и забав. Если дети от этих музыкально - двигательных упражнений получают удовольствие, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена.
Такие упражнения, методы и приёмы работы с ними представлены в педагогической технологии «Этот удивительный ритм».
Цель: создание условий для развития музыкально - ритмических способностей дошкольников.
Задачи технологии:
- Воспитывать у ребёнка интереса к миру музыки, элементарному музыкальному анализу.
- Развивать у детей музыкально – ритмический слух, чувство ритма.
- Формировать основы музыкальной грамоты.
- Обогащать музыкальный опыт детей.
- Активизировать эмоциональные реакции детей на музыку.
- Развивать исполнительские умения и творческие способности.
Принципы построения технологии
- Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения.
Обогащение музыкально – сенсорного опыта будет способствовать всестороннему развитию детей.
- Принцип доступности обучения.
При работе с детьми учитывают особенности их развития. Музыкально – ритмический материал отбирают исходя из реальных возможностей детей. Занятия строят таким образом, чтобы дети не чувствовали перегрузок.
- Принцип систематичности и последовательности.
Он предполагает построение системы занятий, позволяющее достичь наиболее оптимальных развивающих результатов.
- Принцип связи обучения с жизнью и практикой.
Весь накопленный музыкально – ритмический опыт может быть использован детьми в других видах деятельности (игровой, учебной, художественной).
5. Принцип педагогической поддержки.
Помогает взаимодействию с детьми в процессе развития у них чувства ритма и обретения и обогащения музыкального опыта. Призывает педагога к чуткому и деликатному сотрудничеству, к оказанию своевременной помощи в затруднительных для ребёнка ситуациях.
Упражнения и игры по развитию чувства ритма, представленные в данной технологии, реализуются в НОД как её неотъемлемая часть, в самостоятельной деятельности ребёнка, в индивидуальной работе с детьми, в работе с педагогами и родителями, а также в досуговой деятельности.
Для лучшего усвоения материала каждая предлагаемая игра неоднократно повторяется и варьируется в течение всего учебного года.
Срок реализации технологии – 4 года. Она условно разделена на 4 ступени, каждая их которых соответствует возрастной группе:
1-ая ступень: 3 – 4 года;
2-ая ступень: 4 – 5 лет;
3-ья ступень: 5 – 6 лет;
4-ая ступень: 6 – 7 лет.
Структура содержания технологии
Данная педагогическая технология реализуется посредством использования различных дидактических игр в непосредственно организованной музыкальной деятельности в разделе «Развитие чувства ритма. Музицирование». Данный раздел присутствует в каждом музыкальном занятии.
Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринужденный игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Данная технология состоит из следующих видов игр, которые реализуются на каждой возрастной ступени с постепенным усложнением и неоднократным повторением в течение одного учебного года:
- Игры с игрушками и картинками;
- Игры и с именами;
- Игры с предметами;
- Знакомство с длинными и короткими звуками;
- Ритм в стихах;
- Ритм в музыкальных произведениях;
- Игры с палочками;
- Игры с ладошками.
Методическое обеспечение технологии
1. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»,
Санкт-Петербург, 2005г.
2. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»,
Санкт – Петербург, 2007 – 2012г.
Методические пособия для реализации технологии.
- Магнитная доска
- Магниты разного размера и цвета
- Деревянные палочки
- Мягкие игрушки: кошка, мишка, зайчик, собачка, лошадка и т.д.
- Яркие картинки: белочка, ёжик, лев, крокодил, поросенок
- Ритмические карточки
- Паровоз
- Музыкальные инструменты
- Музыкальный центр
- Пианино
Ожидаемые результаты применения технологии
В результате полного усвоения данной педагогической технологии должны быть созданы условия для проявления следующих знаний, умений и навыков:
Дети:
- Возникновение способности к восприятию и воспроизведению темпа следования звуков, отношений акцентированных и не акцентированных звуков, лежащих в основе музыкального метра.
- Усвоение эталонов тактового метра: от двудольного к четырёхдольному,
а затем и к трёхдольному метру.
3. Появление способности к восприятию и воспроизведению отношений
длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка.
4. Развитие музыкально – ритмического слуха.
5. Умение выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее характером
и ритмом.
6. Желание использования музыкально – ритмического материала в
самостоятельной деятельности.
Родители:
- Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.
- Интерес и осознание важности проблемы развития музыкально – ритмического слуха ребёнка.
Педагоги:
- Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач
музыкального развития детей.
- Возникновение интереса к проблеме музыкального воспитания детей.
- Творческий подход к созданию музыкально – обогащенной развивающей среды.
Способы проверки усвоения технологии
Реализация технологии предполагает оценку индивидуального развития дошкольников с целью индивидуализации и оптимизации образования. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования, нужно знать исходный уровень развития музыкальных способностей детей. Для этого проводится мониторинг уровня усвоения программного материала.
Критерии мониторинга разработаны методическим кабинетом Управления Образования Администрации Клинского муниципального района в содружестве с творческой группой музыкальных руководителей.
Мониторинг осуществляется в процессе непосредственно организованной музыкальной деятельности, во время которой музыкальный руководитель наблюдает за детьми, а затем фиксирует свои наблюдения. Мониторинг проводится 2 раза в год: в сентябре и мае.
Уровень усвоения технологии | Качество усвоения технологии |
Высокий | Программа усвоена на высоком уровне |
Средний | Не усвоены отдельные возрастные критерии |
Низкий | Усвоены только отдельные возрастные критерии |
Анализ мониторинга уровня музыкального развития дошкольников
за четыре года
Уровень усвоения технологии | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Высокий | 55 % | 58 % | 77 % | 87 % |
Средний | 30 % | 32 % | 18 % | 13 % |
Низкий | 15 % | 10 % | 5 % | 0 % |
Из данной таблицы и диаграммы видно, что положительная динамика уровня усвоения дошкольниками технологии стабильно растёт из года в год.
Можно сделать следующие выводы: работа по данной технологии приносит стабильные, положительные, довольно высокие результаты.
Рекомендации: продолжить дальнейшее использование технологии обучения «Этот удивительный ритм» в музыкальном развитии дошкольников.
Все представленные выше результаты мониторинга свидетельствуют о том, что применяемая мною технология помогает маленькому человеку видеть свои цели, проявлять инициативу, быстро включаться в коллектив, развивать музыкальные способности.
Результатом моей инновационной работы стало то, что с каждым годом всё больше детей проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощёнными и общительными, раскрывают свой внутренний мир, продолжают и в дальнейшем самосовершенствоваться, обучаясь в музыкальной школе.
Очевидно, что в будущем не каждый станет музыкантом, но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникнут сами по себе, а созреют в его деятельности.
Чтобы в наш бурный век автоматизации и компьютеризации ребёнок не вырос равнодушным и эстетически глухим человеком, нужно продолжить не простую, но очень интересную работу по созданию условий для музыкального развития ребёнка, что поможет вырастить гармонично развитую и творческую личности.
Приложение № 1
Планирование работы по технологии «Ритм»
на учебный год
Месяц | 3 – 4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет |
Сентябрь | «Весёлые ладошки» | «Андрей - воробей», «Котя», «Петушок», «Зайчик, ты зайчик» | «Тук-тук, молотком», ритмические цепочки | Ритмические цепочки, «Комната наша», «Горн», «Хвостатый-хитроватый» |
Октябрь | Знакомство с бубном и треугольником. | Ритм в стихах- «Лошадка», «Где наши ручки?», «Зайчик» | «Кап-кап», таблица «М», «Гусеница», картинки Ёжик и Поросёнок | «Весёлые палочки», пауза |
Ноябрь | «Тихо-громко» | «Лётчик», «Весёлый оркестр», таблица «М» | «Тик-тик-так», ритмические карточки, таблица «IV», «Рыбки» | «Аты-баты», «Ручеёк» |
Декабрь | «Игра в имена», «Паровоз» | «Сорока», «Паровоз» | «Колокольчик», картинки Белочка и Ёжик, ритмические карточки | «С барабаном ходит ёжик», «Гусеница с паузами» |
Январь | «Картинки», «Звучащий клубок», знакомство с палочками | «Барашеньки» | «Сел комарик под кусточек», ритмические цепочки | «Загадка», «Эхо» |
Февраль | «Звучащий клубок», «Учим танцевать» | «Я иду с цветами», «Зайчик», таблица «III» | «По деревьям скок-скок», ритмические карточки | «Две гусеницы», изучаем длительности, ритмические картинки Е, Ж,З, И, К |
Март | Ритм в стихах - «Тигрёнок», игры с магнитами. | «Спой и сыграй своё имя», «Ёжик» | «Жучок», «Жуки» | «Комар», с палочками «Сделай так!» |
Апрель | «Ритмические цепочки», ритм в стихах- «Барабан» | «Божья коровка» | «Лиса», ритмические карточки | «Ворота» |
Май | Повторение пройденного материала | «Два кота» | «Маленькая Юлька», ритмические карточки | «Что у кого внутри», «Дирижёр» |
Июнь | Ритмические цепочки | «Василёк», «Таблица О» | «Федосья» | «Семейка огурцов» |
Приложение № 2
Конспекты музыкальных занятий
Тема: «Весёлое путешествие в сказки»
Конспект музыкально - ритмического занятия для детей 4 – 5 лет
Программное содержание:
Задачи: учить детей слушать, слышать, чувствовать, представлять, воспроизводить звуки разной длины; развивать музыкальность, творческое воображение во всех видах музыкальной деятельности; учить детей передавать образы персонажей сказки движениями, мимикой, жестами; воспитывать внимание, интерес и любовь к музыке.
Оборудование: аудиозапись «Марша деревянных солдатиков» П. И. Чайковского; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, ложки, треугольник, дудочка; дидактические игры: «Весёлый поезд», «Выложи ритм».
Ход занятия
Музыкальный руководитель (М. р.). Сегодня, дорогие дети, мы вспомним знакомую нам сказку. Итак, слушайте... Жили - были дедушка, бабушка, а с ними внученька, собачка Жучка, кошка да мышка. Вспомните, как называется эта сказка. («Репка».)
Дети имитируют движения персонажей сказки.
М. р. Решили дедушка, бабушка и внучка пойти в огород, проверить, можно ли посадить репку.
Дети шагают под «Марш» И. Кишко. (Учить бодро шагать.)
М. р. И мышка побежала в огород. (Бег на носочках под легкую музыку.) Собачка обрадовалась и стала прыгать на задних лапках. (Передать действия в движении: «Пяточка, носочек — топ-топ-топ».) Устали дед с бабой и решили отдохнуть (дети садятся на стульчики). Бабушка говорит детям, что сейчас они услышат музыку, нужно только определить, к какому жанру относится эта музыка (к песне, танцу или маршу).
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.
М. р. Какие марши вы еще знаете? (Ответы детей.) А еще бывают необычные марши — игрушечные, сказочные и т. д. «Марш деревянных солдатиков» сочинил композитор Петр Ильич Чайковский (показать портрет композитора, иллюстрацию деревянных солдатиков). А как звучит этот марш? (То громко, то тихо, легко, подвижно, отрывисто.)
М. р. Маленькие игрушечные солдатики дружно шагают, они то близко подходят, то отдаляются... Сейчас марш повторится, а вы будете маршировать под громкую музыку — полный шаг, под тихую — на носочках.
Дети выполняют задание.
М. р. Слушайте дальше сказку. В огород к бабушке и дедушке гостья прилетела, а вы попробуйте отгадать по ритму, кто это?
Звучит попевка «Сорока». Дети работают над ритмом.
М. р. Мы будем петь попевку, а Лена пусть нам сыграет ритм попевки.
Дети отхлопывают ритм пальчиком о ладошки, потом — кулачками. Дается задание выложить ритм с помощью магнитиков.
М. р. А теперь, ребята, давайте вспомним одну веселую потешку:
До-ре-ми-фа-соль-ля-си, села кошка на такси,
А котята прицепились —на машине прокатились.
Обучение элементам нотной грамоты. Использовать лесенку при показе нот.
М. р. Сейчас я вам загадаю музыкальную загадку, а вы отгадайте, пожалуйста, эту песню.
Звучит песня «Мама». Дети отгадывают песню. Беседа о ее характере (ласковая, нежная, добрая).
М. р. В гости к дедушке и бабушке еще кто-то пришел, а вот кто, угадайте по загадке:
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петушок.)
Инструментальное творчество. Придумать музыкальную картинку «Петушок» на металлофоне, передать образ Петушка в движении.
М. р. Кто может еще прийти с Петушком в гости? (Курочка Ряба.)
Придумать музыкальную картинку, передать образ курочки в движении.
М. р. Воробышек прилетел. И на веточку он сел. (Передать образ воробышка.)
Инсценирование песни «Воробей».
М. р. Слушайте сказку дальше. «Пришла весна,— говорит бабушка,— нужно идти в огород и посадить репку».
Игровое творчество. Дети выполняют действия деда и бабы — идут в огород, копают грядки, сажают репку, поливают ее.
М. р. Бабушка очень довольна, что вы помогли ей посадить в огороде репку.
Проводится музыкально - дидактическая игра «Весёлый поезд».
Бабушка (танцует вместе с детьми, приговаривая).
Вот платочек у меня, шелковый, атласный.
Всем спасибо вам, друзья, за любовь, за дружбу, ласку!
Игра «Передача платочка».
Дети под музыку передают друг другу бабушкин платочек. Они образуют дружный хоровод, в который зовут Бабу, Деда, Внучку, Жучку, Кошку, Мышку, Петушка, Курочку Рябу — всех персонажей этого веселого представления.
Тема: «Ритм вокруг нас»
Конспект занятия по развитию чувства ритма детей 5 – 6 лет
Задачи: закрепить представления детей о весенних изменениях в
природе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на
красоту весенней природы.
Развивать внимание, координацию движений при
выполнении музыкально-ритмических движений.
Развивать наглядно-образное мышление: мыслительные
операции анализа, сравнения.
Совершенствовать умение решать познавательные задачи.
Продолжать расширять знания детей о творчестве
П.И.Чайковского.
Формировать чувство ритма через игру
на инструментах, в польке, марше, песне.
Оборудование: портрет П.И.Чайковского, записи произведений, картины
с зимним и весенним пейзажем, музыкальные инструменты, магнитная доска, магнитики для игры.
Ход занятия
Дети стоят врассыпную по залу. Предложить детям закрыть глаза. Тот, до кого педагог дотронется, говорит: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Все остальные повторяют приветствие.
Музыкально – ритмические движения:
«Чики-чики-чикалочка» русская народная прибаутка.
Муз.руководитель. Ребята, а какое у нас сейчас время года
Дети. Зима.
Муз.руководитель. Назовите, пожалуйста, признаки зимы.
Дети называют приметы зимы.
Муз.руководттель. А за зимой приходит весна. Давайте отправимся в лес и
рассмотрим в лесу признаки весны.
Двигаясь по залу зигзагом, в соответствии с темпом дети выполняют прямой приставной шаг, боковой приставной шаг, пружинящий топающий шаг.
Дети садятся на стульчики и под руководством музыкального руководителя рассматривают две картины о весне.
Муз.руководитель. Давайте рассмотрим признаки весенней погоды.
Дети перечисляют признаки весны в лесу.
Муз.руководитель. А какие животные живут в лесу?
Дети перечисляют животных и птиц, проживающих в лесу.
Слушание музыки:
Муз.руководитель. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с творчеством П.И.Чайковского. Произведение называется «Утренняя молитва». П. И. Чайковским написан целый цикл произведений по каждому месяцу года. Этот цикл называется «Времена года».
«Утренняя молитва» соответствует месяцу Февраль. Давайте повторим названия зимних и весенних месяцев.
Дети :………………….
Далее дети рассказывают свои картины природы после прослушивания произведения П.И.Чайковского и путем анализа приходят к признакам весенней природы.
Развитие чувства ритма, музицирование.
Далее идет прослушивание произведения П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков»
Муз.руков: ребята, в лесу живет много разных животных и птиц. Давайте подумаем, что могут делать звери под ритм этого произведения. Для начала давайте прохлопаем в ладоши. А затем простучим ритм на бубне.
В заключение предлагается пальчиковая гимнастика на ритм произведения.
Детям выдаются ударные инструменты для передачи ритмического рисунка. В результате дети должны прийти к выводу: ритм марша.
Распевание. Пение:
Упражнение «Вопрос- ответ». Упражнение на разогревание голосовых связок.
Голос за сценой:
Кричу в лесу: -А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ: -А-а-а-у-у-у!
Опять кричу: -А-а-а-о-о-о!
А мне в ответ: -А-а-а-о-о-о!
Кричу в лесу: -А-ы-ы-ы-ы-ы!
А мне в ответ: -А-ы-ы-ы-ы-ы!
Опять кричу: -А-и-и-и-и-и!
А мне в ответ: -А-и-и-и-и-и!
Дальше предлагается исполнить песню «Про козлика» муз. Г. Струве с инсценировкой.
Муз. руководитель: теперь ребята предлагаю вам поиграть в загадку. На фланелеграфе я выкладываю ритмический рисунок. Повторяю вам: цветочки – длинные нотки, а кружочки – короткие. А вы попробуйте угадать песню или часть песни.
Муз.руководитель . выкладывает ритмический рисунок припева, просит детей
назвать длительности звуков (длинный-короткий), простучать их в ладоши, проиграть на музыкальном инструменте, разбив детей на подгруппы: хор и оркестр.
Пляска:
Исполняется полька на «Музыкальный момент» Шуберта. Перед исполнением предлагается простучать ритм по танцевальному рисунку, предложить выбрать ритмический движения.
Игра:
Как заключение проводится игра на произведение П.И.Чайковского «Па-де-труа» из балета «Лебединое озеро».
Тема: «Палитра для гнома»
Конспект занятия по развитию чувства ритма для детей 5 – 6 лет
Цель. Развитие музыкально - ритмического слуха у детей старшей группы.
Задачи:
1. Учить различать долгие и короткие музыкальные длительности, составлять ритмический рисунок (восьмая - восьмая - четвертная), играть ритм на музыкальных инструментах; ускорять и замедлять темп движений в соответствии с музыкальным сопровождением, моделировать в воздухе ритм музыкального фрагмента;
2. Развивать мелкую моторику, внимание, координацию движений;
3. Воспитывать коммуникативные качества.
Оформление: солнышко, тучки, море, апельсиновое дерево, трава, красные плоскостные цветы.
Оборудование: игрушка – гном, оранжевые кисточки, широкие ленты из синего капрона, «бабочки» на ниточках, колокольчики, кастаньеты, картонная палитра с красками на липучках, радуга на воздушном шарике.
Пособия к дидактической игре: магниты: большие и маленькие.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал.
Муз. руководитель. Здравствуйте, дети! Друг друга за руки возьмем, улыбнемся и споем: «Добрый день!», а теперь гостям спойте «Добрый день».
Муз. руководитель. Ребята, к нам в гости пришел Гном, давайте поиграем с ним в игру «Хлоп-шлеп». Смотрите на меня внимательно и выполняйте хлопки по моему показу.
Упражнение «Хлоп-шлеп» (автор Е.Железнова).
Описание игры: ритмично под музыку выполняют движения: по 4 хлопка перед собой, по коленям, над головой, по бедрам, за спиной, по полу.
Муз. руководитель. Дети, Гном к нам пришёл за помощью: он хотел нарисовать радугу, но все краски в палитре потерялись. Поможем Гному? (Дети: Да!). Краски спрятались в этом зале, а где их найти, подскажут загадки. Слушайте внимательно:
«Растут в лесу, на клумбе, в поле небывалой красоты. Отвечайте, дети хором, это яркие (цветы)».
Муз. руководитель. А вы видите здесь цветы? (Да!) Как вы думаете, какая краска спряталась в цветах? (Красная). Цветы отдадут краску, если мы поиграем на этой полянке.
Муз. руководитель. Сейчас девочки возьмут «бабочек» и будут весело бегать с ними под быструю музыку. Затем мальчики превратятся в гномов и будут шагать под спокойную музыку и играть колокольчиком, а девочки в это время присядут на любой цветок. (Объяснение сопровождается показом).
Упражнение «Бабочки и гномы» (автор Т. Суворова).
Звучит контрастная музыка: быстрая, легкая - девочки легко бегают врассыпную (бабочки летают); важная, неторопливая - мальчики (гномы) ходят и ритмично звенят колокольчиками, а девочки присаживаются на плоскостной цветок.
Муз. руководитель. Посмотрите, цветы отдали нам красную краску!
Муз. руководитель закрепляет краску на палитре)
Муз. руководитель. Следующую краску нам поможет найти такая загадка:
«С оранжевой кожей, на мячик похожий,
Внутри не пусто, а сочно и вкусно» (Апельсин)
Муз. руководитель. Давайте найдём апельсины.
(Дети подходят к апельсиновому дереву)
Муз. руководитель. Дети, если мы порисуем оранжевыми кисточками, то краска отыщется. А рисовать будем в воздухе ритмично под музыку вместе со мной.
(Дети берут кисточки из коробки, стоящей под деревом и выполняют упражнение)
Упражнение «Рисуем песенку» (Моделирование музыкального ритма в воздухе. Звучит песня «Оранжевая песенка» муз. К.Певзнера, сл. А.Арканова, дети рисуют в воздухе оранжевыми кисточками в соответствии с ритмом песни.)
Муз.руководитель. Апельсиновое дерево дарит нам оранжевую краску.
Муз.руководитель. А вот ещё загадка:
«Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все (солнце)».
Муз.руководитель. Правильно! Подойдём к солнцу! Споем песню солнечных лучиков, и они подарят нам желтую краску. Мы сейчас возьмём в одну руку лучик (дети берут из коробки по отрезку желтой пряжи), пальцами другой руки поведем по нему и споем звук «ля». Лучики есть короткие и длинные, значит, звук будет коротким или долгим (Демонстрирует исполнение упражнения). А теперь берите лучики.
Музыкально–дидактическое упражнение «Солнышко» (автор И.Каплунова).
Муз. руководитель. Молодцы! Солнце дарит желтую краску. В палитре у Гнома уже три краски. А где найти следующую? Слушайте загадку:
«Зелёная, как трава, моя песенка – ква-ква!» (Лягушка)
Муз. руководит. Ищите лягушку! (Дети подходят к лягушке). Послушайте песню про лягушек и подпевайте.
Музыкальный руководитель исполняет песню «Лягушки» Е. Железновой сначала без музыкального сопровождения, прохлопывая ритмический рисунок на фразу «ква–ква-ква» (восьмая-восьмая-четвертная).
Муз. руководитель. Дети, зелёная краска отыщется, если мы исполним песню лягушки на музыкальных инструментах. Начинают играть девочки на кастаньетах (берёт кастаньеты и показывает приём игры и ритмический рисунок), затем продолжают мальчики на ложках (педагог демонстрирует игру на ложках). Берите каждый свой инструмент.
Песня «Лягушки» Е.Железновой в сопровождении оркестра.
Муз.руководитель – Молодцы, замечательный оркестр получился у нас. А вот и зелёная краска. Теперь будем искать следующую. Отгадайте загадку:
«Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе» (Тучки)
Муз. руководит. Правильно! Подойдём к тучкам. Скажите, краску какого цвета мы здесь найдём? (Голубую). Чтобы тучки нам отдали голубую краску, надо нарисовать песню дождя. (Педагог играет на металлофоне ритмический рисунок – восьмая, восьмая, четвертная). Короткими полосками обозначим короткие звуки, длинными полосками – долгие. Вначале все вместе прохлопаем в ладоши песню дождя. (Вызывает одного ребёнка к магнитной доске).
Музыкально–дидактическое упражнение «Ритм дождя» (автор И.Каплунова).
Муз.руководитель. Мы отыскали голубую краску(Крепит краску к палитре).
Муз.руководитель. Где же нам найти следующую краску? Снова поможет загадка: «Плещут волны на просторе в синем неспокойном (море)»
Муз. руководитель. Тогда отправляемся к морю. (Подходят к бутафорскому морю). Море бывает разным: оно то взволнованное, то бушующее, то спокойное. Мы будем слушать музыку и играть волнами. Возьмите синюю ленту вдвоем за края и качайте ею в ритм музыки, а музыка вам подскажет, какие волны на море.
Активное слушание «Аквариум» (К. Сен-Санс) – «Морская импровизация».
Муз. руководитель. Подарило море синюю краску. Нужно найти последнюю. Снова поможет загадка:
«Очень яркий как фонарик держу в руке воздушный (шарик)»
Муз. руководитель. Найдите шарик в зале, какого он цвета? (Фиолетового). Где-то рядом фиолетовая краска! Надо с бубном поиграть, чтобы краску отыскать. А играть будем так: на первую часть музыки водящий играет на бубне ритм: (педагог демонстрирует), все дети в это время бегут по большому кругу поскоком. На вторую часть все останавливаются, приседают и закрывают глаза. Водящий кладёт бубен на пол у кого-нибудь за спиной. Когда музыка закончится, все открывают глаза. У кого сзади оказался бубен – тот новый водящий.
Музыкальная игра «Весёлый бубен» (Автор Н.Френкель).
Муз. руководитель. Дети, вот и нашлась фиолетовая краска. Заполнилась палитра, теперь Гном сможет нарисовать радугу. Вы очень помогли ему, он благодарит вас. А теперь, Гном просит всех закрыть глаза (в это время радуга на воздушном шарике взлетает к потолку). Открывайте глаза. Посмотрите, Гном нарисовал радугу. А вам дарит цветные нотки. (Педагог раздаёт всем детям нотки, дети благодарят за это Гнома). До свиданья, дети! Попрощайтесь с гостями.
Звучит веселая музыка, все идут в группу.
Тема: «В музыканта превращусь, если с ритмом подружусь»
Конспект занятия по развитию чувства ритма для детей 6-7 лет
Ход занятия
Дети под «Марш» заходят в зал и встают в полукруг ритмических палочек.
Приветствие. «Здравствуйте!»
Коммуникативная игра «Здравствуйте» М. Картушиной.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.
Топ-топ-топ! - Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.
Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Здрав-ствуй-те всем!» - Машут поднятой вверх рукой
Муз.рук. Ребята, какими бывают звуки? (играю в высоком регистре) высокие и (играю в низком регистре) низкие, (играю ярко) громкие и (играю тихо) тихие,(играю продолжительный аккорд)долгие и (играю коротко) короткие. Долгие и короткие звуки могут идти в различном порядке. Что тогда получается? (Дети – «ритм»)
«Ритма важное значенье»
Ритма важное значенье - шагаем, руки на поясе
Знать должны без исключенья.
И ребенок и большой, – хлопки поочередно по коленям
Будь то птица, зверь лесной.
Ритм повсюду растворен: – руками выбрасывать пальчиками вперед сверху-вниз.
В пенье птиц и в капели он. – маленькие крылья налево-направо
Ты, дружок, его послушай, – руки «полочкой-указкой»
Он для жизни очень нужен.
Если прислушаться, то ритм присутствует во всем. В каплях дождя, в поступи осени. Хотите, в гости к осени мы сейчас пойдем? А чтобы было слышно, что мы идем, возьмем ритмические палочки.
Дети берут ритмические палочки, которые заранее разложены на ковре.
Упражнение с Ритмическими палочками.
- Дети бегут на носочках по кругу.
- Останавливаются и четвертными ударяют несколько тактов палочкой о палочку перед собой.
- Идут (с притопом) в середину круга и отходят назад.
- Так же останавливаются и ударяют палочками над головой.
- Скачут на подскоках врассыпную по залу.
- Останавливаются, присаживаются на корточки и палочками стучат по полу.
- Поднимаются «растут» и палочки на акценте поднимают вверх.
Муз.рук. Вот мы с вами и подошли к домику, где живет Осень. Как же нам с вами ее позвать? Посмотрите, записка лежит. В ней что-то написано (читаю):
«Последние дела мне нужно завершить, чтобы на следующий год мне к вам вновь спешить.
Вам сундучок волшебный оставляю, а чтоб открыть его – загадку загадаю».
Муз. рук. Посмотрите, и правда, сундучок стоит. Давайте возьмем его с собой и попробуем открыть.
Дети садятся на стульчики.
Какой красивый сундучок Осень нам оставила. А открыть никак не получается.
(Муз. рук. рассматривает сундучок)
Посмотрите, как много на сундучке ключиков. Наверно, здесь зашифрован ритмический код. Прохлопаем ритмический рисунок все вместе и, возможно, сундучок откроется.
Дети прохлопывают ритмический рисунок и муз. рук. открывает сундучок.
Ребята, мы правильно все сделали и сундучок открылся.
Сундучок мы открываем, что же там лежит – узнаем.
Звучит музыка ветра.
Муз. Рук. Ой, из сундучка вылетел ветер и принес осенние листья
Достаем заранее приготовленные на фланелеграфе осенние листья: большие и маленькие, которые выложены в определенном ритме.
Давайте и мы превратимся в ветерки. Как листья шелестят, когда на них дует Ветер? И мы подуем на звук «Ш» на листья. Молодцы, а теперь на звук «Ф».
Налетел ветерок и все листочки поменял.
Переворачиваю фланелеграф другой стороной, а там листья, выложенные в другом ритмическом рисунке.
Теперь подуем на звук «Ш» на эти листочки. А теперь на звук «Ф».
Молодцы.
«Упражнение на звуковедение».
Ветер вверх полетел, свою песню запел.
И мы с ним» («У-У-У»): «Ветер вниз полетел, свою песню запел. И мы с ним»
Молодцы.
Муз. рук: Посмотрим, что еще лежит в сундучке?
Для умных ребяток осень приготовила еще одну загадку.
Достаем из сундучка карточку, на которой ритмический рисунок из овощей.
Маленькая часть какой осенней песни про овощи спряталась в ритме, которую осень выложила для нас? Давайте прохлопаем вместе: ти-ти-ТА, ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.
ТА-ТА-ти-ти-ТА,ти-ти-ти-ти-ти-ти-ТА.
(Отгадывают)
Молодцы, справились с таким трудным заданием! Предлагаю эту песню спеть.
Песня «Урожай собирай», муз. Филиппенко, сл. Волгиной.
Муз.рук. Сундучок мы открываем, что же в нем лежит – узнаем
(вынимаю тучку с дождиком)
Ой, это же дождик! (прикрепляю дождик к фланелеграфу).
Поиграем в игру «Музыкальный квадрат» (автор А. Козлов)
Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сначала.
Стали капли ударять, капля каплю догонять.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом.
Музыкальные инструменты заждались нас.
Мы сейчас сыграем музыку дождя.
Под дождем печалиться нам совсем нельзя.
Игра на музыкальных инструментах (музыка Р. Н. М.)
1 часть.
1 - дети с бубнами ударяют четвертными.
2 - дети с бубнами, бубенцами ударяют восьмушками.
3 - дети с колокольчики звенят в колокольчики.
4 –ребенок играет «тремоло» на металлофоне.
2 часть. Играют все одновременно.
3часть. Весь оркестр-«тутти».
(воспитатель собирает в корзинку музыкальные инструменты)
Муз. Рук. А теперь, детвора, поиграть хотите? (Дети - «да»)
Игра на развитие чувства ритма «Таня в кругу стоит».
(Дети идут по кругу, а в центре стоит Таня с бубном)
Таня в кругу стоит,
Круг на Таню весь глядит.
Ну-ка, Таня, покажи
Что нам делать - раз, два, три.
Таня стучит в бубен, дети повторяют. Звучит проигрыш, Таня бежит по кругу и с окончанием музыки передает бубен тому, у кого остановилась. Игра возобновляется с новым именем.
Муз. рук: А в волшебном сундучке Осени подарки еще не закончились!
(достаю 2 хохломские ложки)
Предлагаю на танец встать, в ложки дружно заиграть.
Танец с ложками, музыка Бекман.
Муз рук: Ребята, заглянем в сундучок еще? Больше ничего не осталось!
Как вы думаете, помогли подарки Осени понять, что ритм есть во всем? Олег, как ты думаешь, если бы все песни были без ритмического рисунка, их интересно было бы петь?
А что на нашем занятии вам запомнилось больше всего?
Наше занятие подошло к концу. Давайте скажем друг другу до свидания!
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...
Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ: Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий
Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....
"Развитие чувства ритма у дошкольников"
Теоретическая часть и практическая часть. Игры....
Презентация "Развитие чувства ритма у дошкольников в совместной игровой деятельности"
рекомендации для родителей...
Развитие чувства ритма у дошкольников.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения...
этот удивительный мир Технология развития чувства ритма у дошкольников
Цель: создание условий для развития музыкально - ритмических способностей дошкольниковЗадачи технологии: Воспитывать у ребёнка интереса к миру музыки, элементарному музыкальному анализу.Раз...