Развитие чувства ритма у дошкольников.
учебно-методический материал по музыке ( группа) на тему

 

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_po_razvitiyu_chuvstva_ritma.docx19.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комплекс  упражнений по развитию чувства ритма.

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом  (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника).

   Играем с детьми в речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с  хлопками).                                                                                                                                        Сел сверчок на шесток,

Таракан – в уголок.                                                                                                                              Сели- посидели.                                                                                                                          Песенку запели.                                                                                                                      Услыхали ложки-                                                                                                                    вытянули ножки.                                                                                                                    Услыхали калачи-                                                                                                                                  Да попрыгали с печи,                                                                                                                        Да давай подпевать,                                                                                                                      Подпевать да танцевать!

Как без дудки, без дуды,                                                                                                                      Ходят ноги не туды.                                                                                                                                А как дудочку почуют,                                                                                                                  Сами ноженьки танцуют.                                                                                                            Журавли пошли плясать,                                                                                                                Долги ноги выставлять.                                                                                                                         Бух, бух, бух.

Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.

Ай, туки, туки, туки,                                                                                                                     Застучали молотки.                                                                                                                 Застучали молотки,                                                                                                                     Заиграли в локотки:                                                                                                                           Тук- ток, тук- ток,                                                                                                                             Скоро Ванечке годок.                            

 Постоянно чередуем  хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера,                приговаривая:

О, чки, чки, чки,                                                                                                                      Очуречечки,                                                                                                                                      Ложки, плошки, поварешки,                                                                                          Перевертушки!                                                                                                                                  При слове «Перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, должны повторить игровой припев, также   чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.                                                                      

Разучиваем забавные стишки, прибаутки, тем самым развивая детскую память, внимание, что способствует лучшему запоминанию текста песен, ритмичному их исполнению.

Дождь идет,   Дождь идет,

А когда же                                                                                                                                        Он пройдет?

Вот когда                                                                                                                                                  Идти устанет,

Вот тогда и перестанет.

Мыло и мочало-                                                                                                                         Песенки начало.

Лампа и картина-                                                                                                                             Песни половина.                                                                                                                                 Хлеб и огурец,-                                                                                                                                 Песенки конец!

                  И. Михайлова.

Упражнение «Осенняя гамма»   модель Т. Боровик.

До. Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                              Ре. Осенины на дворе.                                                                                                                                 Ми. Плачет ветер за дверьми.                                                                                                                                                                                                                                                                                 Фа. Дождика тиха строфа.                                                                                                                                 Соль. У него своя есть роль.                                                                                                                      Ля. Затихает вся земля.                                                                                                                      Си. Дождик скуку унеси!                                                                                                                      До. Пусто ласточек гнездо.                                                                                                                              

«Ритмическое освоение слов»

Проговаривать слова в умеренном темпе в двух-трех- и четырехсложных тактах по слогам. Произносить слова выразительно, выделяя ударный слог. Обратить внимание детей на то, что одни слоги в словах звучат длиннее, а другие короче. Например,

2/4 ма-ма, па-па, кош-ка, ка-ша, Да-ша, доч-ка, туч-ка, цве-ток.                                                                      

3/4  ма-моч-ка, сол- ныш-ко, пе-сен-ка, де-воч-ка

4/4 че-ре-па-ха, по-гре-муш-ка, ве-ло-си-пед.

Предложить детям самим придумать подобные слова. Заменить слова хлопками.

«Назови свое имя»

Дети стоят в кругу и по очереди хлопают- «тактируют» свои имена.

«Кто справа?»

Дети стоят в кругу. По очереди хлопают- «Тактируют» имена своего соседа справа.

Ритмические импровизации.

Дети сидят полукругом. Педагог задает ритм хлопками. По сигналу все дети хлопают в ладоши в заданном ритме, По сигналу останавливаются.

Перемена ритма.

По сигналу дети хлопают в одном ритме, затем ритм меняется на более быстрый или на более медленный.

Каждому свой ритм.

Группа делится на две команды. Каждой команде задается определенный ритм. Команды по очереди несколько раз повторяют свое задание. После чего обе команды выполняют свои задания одновременно.

Раз, два, три, повтори!

Взрослый задает  хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами»: хлопками, притопами, шлепками, щелчками  и т. д.

Ритмические орнаменты.

Дети делятся на две группы. Каждая группа детей выполняет свой ритмический рисунок.      

                   1 группа                                                          

 1.Жили-были три утенка  -   хлопки восьмыми    

 3.Хорошо и дружно жили - хлопки восьмыми    

 5.Как-то утром на рыбалку   - хлопки восьмыми                                                                

 7.Зашагали вперевалку    - хлопки восьмыми            

 9.Наловили много рыбы    - хлопки восьмыми                                                                    

 11. И еще поймать могли бы  - хлопки                                                                                   восьмыми                                                                

 13.Съели дружно все до крошки   - хлопки восьмыми                                                          

 15. Кроме маленькой рыбешки – хлопки восьмыми

2 группа

 2.Пик, Пак, Пок  - притопы  

 4.Пик, Пак, Пок   - притопы

 6.Пик, Пак, Пок   - притопы

 8.Пик, Пак, Пок   - притопы

 10.Пик, Пак, Пок   - притопы

.12.Пик, Пак, Пок   - притопы

 14.Пик, Пак, Пок   - притопы

 16.Пик, Пак, Пок   - притопы

Затем дети меняются ролями.

     

   Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.  

Упражнение «Козлик»

Серенький козленок, маленькие рожки,                                                                                     Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.                                                                                    Будешь козлик ты играть,                                                                                                                   А мы станем повторять.                                                                                                               Будешь козлик ты играть, а мы станем повторять!                                                                  (ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:                                                                                                                             Будешь ты теперь козленком,                                                                                                    Поиграй на ложках звонко!

Упражнение «Слушай сильную долю».  

 После прослушивания музыки педагог обращает внимание детей на то, что сильные и слабые звуки чередуются равномерно. На сильную долю такта дети хлопают в ладоши а , на слабую топают ногой. Затем они делятся на две группы: на сильную долю стучит барабан, на слабую- звучит погремушка.

Упражнение «Дядя Степа »

 Выбираются двое детей разного роста. Первый – «дядя Степа», а второй- «мальчик с пальчик»; он становится за «дядей Степой» на расстоянии двух шагов. Остальные дети,  сидя на стульях, говорят:

Дядя Степа длинноногий

По дороге зашагал                           ребенок идет широким шагом и на последний слог   останавливается, не приставляя ногу

Мальчик с пальчик по дороге

Вслед за дядей побежал                    -«мальчик с пальчик» бежит небольшими шагами и на     последний шаг останавливается

Дядя Степа оглянулся,

Но ни слова не сказал -         идет и на ходу оглядывается

Мальчик с пальчик усмехнулся,

Дядю Степу он догнал -        бежит и останавливается  рядом с  дядей Степой.

Это игровое упражнение повторяется несколько раз. При повторе дети делятся на две команды.

Вариант 1: одна команда хлопает четвертными, вторая – восьмыми длительностями.

Вариант 2: у одной команды в руках бубны, у другой ложки. Дети, в руках у которых бубны - отбивают ритм четвертными длительностями, те, у которых ложки- восьмыми.

Упражнение «Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет «задавать вопрос», отстукивая ритм на музыкальном  инструменте, а другой таким же способом на него отвечать. Соло каждой пары ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

Упражнение «Найди пару»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза , и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»

Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...

Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ:  Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...

Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий

Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....

"Развитие чувства ритма у дошкольников"

Теоретическая часть и практическая часть. Игры....

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.

Рекомендации для родителей- как развить чувство ритма у дошкольников....