"Развитие чувства ритма у дошкольников"
учебно-методический материал по музыке на тему
Теоретическая часть и практическая часть. Игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_chuvstva_ritma_u_doshkolnikov.docx | 23.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всё наше тело. Ещё одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
Среди определений ритма можно наметить три основные группы: 1. В самом широком понимании ритм — временная структура любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т. п. 2. Ритм речи в этом случае — произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающее со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами. 3. В музыке ритм — это её распределение во времени — последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты (ритмический рисунок в отличие от мелодического). Идеал ритма — точно повторяющиеся колебания маятника или удары метронома. Чаще речь признаётся ритмичной лишь в стихах (где имеется определённый порядок чередования слогов, ударных и неударных или долгих и кратких), Ритмичными можно назвать те движения, которые при восприятии вызывают своего рода резонанс, Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы движение не было хаотичным, имело бы определённую воспринимаемую структуру, которая может быть повторена, а с другой стороны, чтобы повторение не было механическим.
Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма всё нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребёнка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Карла Орфа.
Звучащие жесты –это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.
Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Значение чувства ритма на развитие двигательной активности детей.
Музыкально – ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дает определенный психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц, головы, пальцев ног и рук, гортани, грудной клетки. Поэтому упражнения на развитие чувства ритма, как нельзя лучше способствуют оздоровлению детей.
Значение чувства ритма на развитие речевой активности детей.
В детской психологии и методики развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической культуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, на, не выразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитее слуховых и моторных способностей тормозит развитее ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
В связи с большим значением развития слуховых способностей, а также эмоционально окрашенного движения безусловную положительную роль играют дидактические материалы по становлению чувства ритма у детей дошкольного возраста. Игровые упражнения по формировании чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Музыкальные игры и упражнения для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
1. Дети маршируют, выделяя сильную долю хлопком, ( без хлопка).
Стоят шеренгой, тактируют.
По одному выполняют, выходя из шеренги упражнения а, (б).
2. «Ежик и барабан»
Музыкальный руководитель читает стихотворение, а дети играют на барабане (или имитируют игру на нем). В дальнейшем слова полностью заменяются ритмом.
С барабаном ходит ежик,
Бум - бум - бум!
Целый день играет ежик,
Бум - бум - бум!
С барабаном за плечами,
Бум - бум - бум!
Ежик в сад попал случайно
Бум - бум - бум!
Очень яблоки любил он
Бум - бум - бум!
Барабан в саду забыл он
Бум - бум - бум!
Ночью яблоки срывались
Бум - бум - бум!
И удары раздавались
Бум - бум - бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум - бум - бум!
Глаз до зорьки не сомкнули
Бум - бум - бум!
3. Диалог «Дятел»:
Дятел сел на толстый сук
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Всем друзьям своим на юг
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Телеграммы дятел шлет,
Что весна уже идет,
Что растаял снег вокруг:
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: Дятел зиму зимовал,
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: В жарких странах не бывал!
Дети: Тук да тук, тук да тук!
У: И понятно, почему,
Скучно дятлу одному, без друзей и без подруг.
Дети: Тук да тук, тук да тук!
4. «Шумит оркестр».
Дети сидят в кругу. По показу воспитателя повторяют.
Кыш - кыш (свободное движение рук)
Хлоп - хлоп (в ладоши)
Шлеп - шлеп (по коленям)
Топ - топ ( ноги поочередно)
Можно разнообразить, то есть разделить по партиям.
5. На фланелеграфе выложить ритм:
Короткие звуки - узкие полоски, длинные звуки - широкие полоски.
Найти карточку с попевкой, простучать ритм попевки.
6. Игра «Ритмическое эхо».
Педагог прохлопывает простые ритмические рисунки. Дети должны их точно повторить. Усложнение: вводится притоп ногой, обеими ногами.
7. Игра «Хлопот в такт».
Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками и притопами акцентируют каждую сильную долю.
8. Игра «Музыкальные топотушки».
Ритмический рисунок произведения, только сильную долю, раздробить длительности.
9. Показ рукой - ударение на каждое слово.
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
(Можно прыгать как зайчики).
10. В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо - 2 раза.
А потом вдруг... в ямку бух! (приседают).
11. «Перевертушки»
На эти слова должны быстро повернуться.
Ой, чки, чки, чки, огурчики.
Ложки, плошки, поварешки. Перевертушки.
12. «Сыграй, как я».
Игровой материал: бубен, металлофон, музыкальный молоточек, деревянные кубики.
Ход игры: музыкальный руководитель или воспитатель предлагает детям послушать, а затем повторить ритмический рисунок, состоящий из 5 - 7 звуков, сыгранных на любом из вышеперечисленных инструментах.
13. Одновременный поклон, хлопок в ладоши.
Без команды ( классу или группе) дается время, за которое дети должны собраться и без команды одновременно хлопнуть в ладоши и через 3 сек. хлопнуть снова (выброс руки, поклон).
14. Пение с движением руки по движению мелодии.
Сила звука: открывать ладонь и закрывать.
Голосом изобразить звук сирени: на одном дыхании спуститься до нижнего предела ( рука вниз), до верхнего ( рука вверх). Ребенок может руководить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»
Опыт работы по теме: «Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-ритмических движений»...
Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах деятельности.
1. АКТУАЛЬНОСТЬ: Актуальность проблемы и темы исследования. Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каж...
Развитие чувства ритма у дошкольников в процессе музыкальных занятий
Ритм – один из важных элементов в различных видах музыкальной деятельности дошкольников (пение, ритмические и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах)....
Презентация "Развитие чувства ритма у дошкольников в совместной игровой деятельности"
рекомендации для родителей...
Развитие чувства ритма у дошкольников.
Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения...
статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...
Упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.
Рекомендации для родителей- как развить чувство ритма у дошкольников....