Учебно-методическая продукция "Экологическая полянка"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Бокта Татьяна Николаевна

с целью дать детям более глубокие знания о природе, привить любовь и научить заботится о ней, и  было создание методического пособия «Экологическая полянка».

Задачи:

1.  Расширение представлений детей о простейших связях в природе.

2. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

3. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

3. Развитие мышления, памяти, наблюдательности и интереса к окружающему.

4. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

5. Совершенствование  аналитической деятельности и мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie.docx998.2 КБ

Предварительный просмотр:

Свердловская область

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

623950 г. Тавда Свердловская область, ул. 9 Января, 87,  телефон: 89089221013,

E-mail: detskisad-14@mail.ru

ОГРН 1026601903580 ИНН 6634007261 КПП 663401001

Для детей дошкольного возраста

Номинация: Учебно-методическая продукцияE:\DCIM\145___03\SDC13904.JPG

                                                     

                                                           

                                                          Составила воспитатель

                          Бокта Татьяна  Николаевна

Высшая квалификационная  категория

г.Тавда 2018

Пояснительная записка

Актуальность.

Обострение экологической проблемы в стране и мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательном учреждении развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
         Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.E:\DCIM\145___03\SDC13907.JPG

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. 

Именно с целью дать детям более глубокие знания о природе, привить любовь и научить заботится о ней, и  было создание методического пособия «Экологическая полянка».

Задачи:

1.  Расширение представлений детей о простейших связях в природе.

2. Понимание взаимосвязей и взаимозависимости в природе.

3. Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.

3. Развитие мышления, памяти, наблюдательности и интереса к окружающему.

4. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

5. Совершенствование  аналитической деятельности и мелкой моторики рук.

Работа с методическим пособием осуществлялась на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;

- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности (активизация способностей к самопознанию и самосовершенствованию);

- поощрения достижений ребенка.

        Новизной данного пособия является применение широкого спектра методов и средств, и постоянный поиск более эффективных форм организации.

Многофункциональность данного пособия заключается в том, что оно может использоваться не только как  учебно-игровое пособие, но и как дополнительный материал к непосредственно-образовательной деятельности и в процессе индивидуальной деятельности.  Может использоваться как педагогами детских садов и начальных школ, так и родителями.  В изготовление пособие не требует больших затрат и усилий. Можно заменить на бумажный вариант, более меньшего размера.    

 Описание пособияE:\DCIM\145___03\SDC13908.JPG

Многофункциональное развивающее пособие «Экологическая полянка» представляет собой поле размером 2.50  на 2.50 м., на котором расположены «кармашки» из пленки, размером 20 на 20 см – 25 штук и пустых  промежуточных -20 штук.  В каждый «кармашек» вложены картинки с изображением разных экологических ситуаций, как правильных, так и не правильных. Играть могут от 2 до 4 человек. С четырех сторон к центру, бросая кубик, движутся игроки, передвигая бумажных кукол на подставке, каждый по своей цветовой дорожке. Попадая на картинку, ребенок должен объяснить предложенную ситуацию или предложить свою версию разрешения, если  изображение на картинке не правильное. Игра заканчивается, когда кто- либо из игроков первый доберется до центра, ответив на все вопросы правильно. Все картинки пригодны для многоразового использования и легко вынимаются из «кармашка». К пособию прилагаются картинки с изображением различных ситуаций в природе, растений, деревьев, а так же пазлы с изображение животных.

Ведущая образовательная область: познание.

Интеграция  видов деятельности:  коммуникативной, игровой, поисково – исследовательской.

В зависимости от возраста, возможностей и уровня подготовки участников,  предлагаются варианты игры. Вариативность зависит от фантазии педагога (см. приложение 1) 

E:\DCIM\145___03\SDC13905.JPG

Приложение 1

Картотека игровых заданий к пособию «Экологическая полянка»

1. «Грибы и ягоды»

Цель: познакомить детей с разнообразием даров леса, учить распознавать съедобные и несъедобные растения и грибы, чем они полезны и для кого.

Ход игры: В центре лежат картинки, перевернутые вниз изображением, попадая на «кармашек», ребенок берет одну картинку и рассказывает, чем полезны дары природы и для кого. В случае правильного ответа, игрок вкладывает картинку в «кармашек», выигрывает тот, кто больше наберет картинок и быстрее дойдет до центра.

2. «Деревья и растения»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира тундры, хвойных и лиственных лесов, пустыни и т.д., научить детей беречь красоту, воспитывать любовь к природе.

Ход игры: Аналогично с предыдущей и показать на карте. В ходе игры рассказать детям интересные факты о деревьях и растениях.

3. «Красная книга»

Цель: закрепление практического значения создания Красной книги в спасении исчезающих и восстановлении редких видов, воспитание бережного отношения к живой природе.

Ход игры:  В каждом «кармашке» лежит пазл с изображением животного, попадая на который, игрок должен собрать его, назвать и показать на карте, где обитает это животное. Кто быстрее дойдет до центра и наберет больше фишек, побеждает. Можно играть командами из 2-3 человек.

4. «Правила поведения в природе»

Цель: закрепить знания детей о своем поведении и правилах охраны природы.

Ход: Попадая на картинку игрок должен рассказать о неправильном поведении детей в природе и о том, как мы можем помочь природе быть чистой.

Список литературы

1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.

2.Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

3.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

4.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с

5.Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

6.Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "На сказочной полянке"

Развитие коммуникативных способностей дошкольников и формирование интереса к театральной деятельности посредством использования объемного макетирования...

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...

Электронный образовательный ресурс Учебно-методическое пособие .Музыкально-дидактическая игра для детей 3-5 лет "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна

Образовательный ресурс, создан в Power Point. Музыкально-дидактическая игра для детей 3-5лет. Автор Лактионова Любовь Викторовна....