Психологическая безопасность ребенка в семье и ДОУ.
консультация по обж
Важнейшим уловием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологоческого здоровья является психологическая безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_bezopasnost_rebenka.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая безопасность ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Что такое « психологическая безопасность »?
Понятие « личная безопасность » определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности. Психологическая безопасность – состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников ( И. А. Баева. Психологическая безопасность в образовании. Санкт - Петербург // Издательство « Союз » 2002 год стр.172)
Угрозы психологической безопасности образовательной среды.
Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы - это психологическое насилие в процессе взаимодействия
Основными источниками угроз психологической безопасности личности ребенка являются:
-манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы как в деятельности, так и в принятии решений;
-межличностные отношения детей в группе (отвергаемые дети, грубые, жестокие взаимоотношения между детьми);
-индивидуально-личностные особенности родителей и персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;
- интеллектуально - физические и психоэмоциональные перегрузки из - за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней ;
-враждебность окружающей среды, когда ребенку ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении, действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
- неправильная организация общения – преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых;
- невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда;
- стрессовое состояние ребенка, выраженное в трудностях засыпания, привычках негативного поведения, нарушениях эмоционально - личностного развития.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла ;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения ; - в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Система психологической защиты в детском саду.
В дошкольном учреждении разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Индивидуальная программа защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны, верно, служат хорошее настроение ребенка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что ему комфортно в детском саду.
Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в дошкольном учреждении включает:
1. Комфортную для психологического состояния детей организацию режимных моментов: сна, питания, прогулки и т. п.
2. Систему профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: гимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние, и т. п.
4. Работу с природным материалом: глиной, песком, водой. Обычно это увлекает детей и отвлекает от неприятных эмоций.
5. Музыкальную терапию - регулярно проводимые музыкальные паузы, игру на детских музыкальных инструментах.
6. Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.
7. Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.
8. Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.
9. Развитие предметно - пространственной среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.
Главный принцип, которым должен руководствоваться каждый педагог и родитель– это принцип « НЕ НАВРЕДИ !»
Общие психологические правила, касающиеся свободы и развития каждого ребенка
1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
2. Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой, побуждением к действию.
3. Рассматривайте ребенка как равноправного партнера по общению, так как вы от него можете узнать много нового.
4. Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим собой вчерашним.
5. Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, это вам поможет и в повседневной жизни.
6. Умейте слушать и слышать ребенка.
7. Уважайте ребенка, учитывайте личностные качества ребенка.
8. Поощряйте самостоятельность суждений, активность, привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ
В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня нет тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужде...
Психологическая безопасность ребенка в семье
Важнейшим фактором становления личности ребенка является психологическая безопасность. Психологическая безопасность во многом определяется эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Но, к...
Психологическая безопасность ребенка в семье
Психологическая безопасность ребенка – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ...
Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"
Консультация для родителей : "Психологическая безопасность ребенка в семье"...
Консультация для родителей "Каким образом улучшить чувство психологической безопасности ребенка в семье"
Для ребенка семья-оберег,кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь.Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире....
Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"
Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"...
Консультация для родителей "Психологическая безопасность ребенка в семье"
Психологическая безопасность ребенка в семье - это такое состояние, когда обеспечено его удачное психическое развитие, это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка.Психологи...