Программа "Песочная терапия как средство адаптации к детскому саду"
рабочая программа (младшая группа)

Садретдинова Гульназ Маратовна

 При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи :

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Предполагаемый результат:

  • социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

Программа  включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-15 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан

Программа

"Песочная терапия как средство адаптации к детскому саду"

Автор: Гульназ Маратовна Садретдинова,

            воспитатель МБДОУ №19 г. Салават

Оглавление

Введение        3

Актуальность темы:        5

Цель:.        6

Задачи :        6

Предполагаемый результат:        6

Тематическое планирование занятий.        6

Введение

Адаптация ребенка к детскому саду — важная задача медицинских и педагогических работников. В числе адаптационных мероприятий успешно применяется песочная терапия. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. До этого возраста игра ребенка в песке носит познавательный и развивающий характер, а с трех лет может применяться в терапевтических и коррекционно-развивающих целях. Обязательное условие-согласие и желание ребенка.

Противопоказания к занятиям:

               — аллергия на пыль от сухого песка;

               — кожные заболевания;

               — порезы на руках.

Что же такое песочная терапия?

Песочная терапия-разновидность игровой терапии. Принцип терапии песком был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Эта техника позволяет разрешить психологические затруднения ребенка, развить способность осознавать свои желания, предоставляет возможность их реализации.

Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из-за недостаточно развитого вербального аппарата, бедности представлений. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации.

Песочная терапия способствует успешному решению следующих задач:

  • стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка;
  • совершенствует координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулирует развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • развивает навыки общения и речи (диалогической и монологической), пространственной ориентации;
  • стимулирует познавательные интересы, расширяет кругозор;
  • учит взаимодействие со сверстниками и педагогом.

В течении летнего периода дети неустанно «трудятся» в песочнице: строят башни, замки, дворцы, «стряпают» пироги, «пекут» торты и пирожные.

Песок помогает находить взаимопонимание, мирно уживаться в песочнице большому количеству детей. В процессе «строительства» песочных сооружений у детей возникает потребность в общении друг с другом, что содействует развитию коммуникативных навыков как основы эффективного общения и благоприятной адаптации.

С наступлением зимы игры организуются в группах в мини-песочницах. Мини-песочница используется как в совместной деятельности с детьми, так и для самостоятельных игр и индивидуальной деятельности воспитанников. Песочница оборудуется в специально отведенном для нее месте, при необходимости перемещается.

Таким образом, во всех возрастных группах детского сада игры с песком используется фактически в течение всего года.

Для организации игр с песком предлагается большой набор миниатюрных предметов и игрушек.

  • люди (разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности);
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, перья).

Каждая выбранная фигурка воплощает определенный персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить педагога присоединиться к игре, чтобы выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, которая разыгрывается на песке.

Все элементы окружающего мира можно использовать в играх с песком. Если для игр не хватает фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Вся коллекция хранится в специальных контейнерах в доступном для детей месте.

Санитарная обработка игрушек осуществляется раз в день мыльно-содовым раствором (200г. На 10 л. Воды). Затем игрушки ополаскиваются в проточной воде и просушиваются.

 

Организация песочной игротерапии.

Перед играми в мини-песочнице с детьми проводится беседа на тему « О правилах игры с песком в помещении», во время которой обсуждается то, что можно делать с песком в группе и чего нельзя (рассыпать песок, кидать его, переносить в другие места и т.д.).

Можно использовать следующие формы песочной терапии:

  • рассказы детей на тему «Что я чувствую, играя с песком». Дети делятся своими чувствами, ассоциациями, фантазиями, которые возникают у них во время игр с песком;
  • игра «Песок: хорошо – плохо», во время которой дети называют все полезные и вредные свойства песка;
  • организация наблюдения за сыплющимся песком (в песочных часах). Дети способны долго наблюдать за этим процессом, несколько раз подряд переворачивая песочные часы, зрелище их завораживает. Затем они охотно делятся своими ощущениями;

В процессе песочной терапии педагоги поощряют фантазию детей, создают и поддерживают естественно-стимулирующую среду, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. 

Негативная оценка действий ребенка и его идей недопустима!

В старших возрастных группах, после того как дети овладели разнообразными способами игр в песочнице, «рисования» на песке и песком, успешно реализуется техника совместного создания разнообразных сюжетных картин из песка. Подобная деятельность помогает дошкольникам развивать мелкую моторику, а следовательно, и мыслительную деятельность, пробуждает фантазию, желание творить, стремление доводить начатое дело до конца, чтобы увидеть результат своего труда и получить удовольствие и удовлетворение. Всё это способствует возникновению положительных эмоций и снижению агрессивности, эмоционально-личностному сплочению группы.

С помощью песочной терапии педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в определенный момент и гармонизировать процесс адаптации.

Таким образом, песочная  игротерапия — прекрасный способ установления контакта с ребенком, переживающим процесс адаптации к детскому саду. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то с помощью игр с песком понять и помочь ему становится проще. Песочная терапия развивает коммуникативные навыки, которые служат залогом успешной адаптации во всех возрастных периодах дошкольного детства.

Актуальность темы: при поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи :

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  • формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Предполагаемый результат:

  • социализация детей раннего возраста и сокращение сроков адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
  • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении.

Мероприятия:

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий «Занятия педагога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» по Роньжиной А. С.

2. Выступление на родительском собрании «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации»

3. Разработка рекомендаций для родителей и воспитателей по взаимодействию с ребенком в период адаптации.

Программа  включает в себя 11 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, длительностью 10-15 минут, с детьми раннего возраста. Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Тематическое планирование занятий.

Занятия Тема занятия Задачи Наименование форм работы, упражнений.

1. «Божья коровка» - Создание положительного эмоционального фона;

- развитие умения действовать соответственно правилам игры.

1.Упражнение «Поймай божью коровку»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Дыхательное упражнение

4. Упражнение «Божья коровка»

5. Игра «Божья коровка и ветер»

6. Игра «Большой – маленький»

2«Знакомство с феей песка» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности.

 1. Песенка «Мы ногами топ-топ»

2. Пальчиковая гимнастика

3. Дыхательное упражнение

4. Упражнение «Отпечатки»

3«Листопад» - Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- создание атмосферы эмоциональной безопасности.

1. Игра «По ровненькой дорожке»

2. Игра «Дождик и солнышко»

3. Игра «Листопад»

4. Рисование (листопад)

4. «Мышка» - Повышение эмоционального тонуса;

- развитие чувства ритма, координации движений.

 1. Игра «Раздувайся пузырь»

2. Песенка «Погремушка»

3. Игра «Найди клад»

4. Упражнение «Выложи дорожку для мышки»

5«Котята» - Формирование положительной самооценки;

 развитие стремления сопереживать, помогать.

1. Игра «Отгадай, чей голос»

2. Игра «Кошка и собака»

3. Игра - растяжка «Бабочка»

4. Игра «Кошка и котята»

6«Волшебный песок» -Развитие мелкой моторики;

снятие эмоционального и мышечного напряжения.

1. Упражнение на релаксацию

2. Дыхательное упражнение

3. Потешка

4. Игра «Пирожки для Мишки и для мышки»

7«Зайка» - Развитие умения подражать движениям взрослого;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Потешка

3. Игра «Лиса идет»

4. Игра «Найди морковку»

5. Песенка «Зайка серенький»

8«Дождик» -Развитие чувства ритма;

 снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

1. Песенка «Дождик»

2. Пальчиковая гимнастика «Червячки»

3. Дыхательное упражнение

4. Игра «Дождик»

9«Мыльные пузыри» - снятие эмоционального напряжения;

- снижение излишней двигательной активности, импульсивности.

 1. Песенка «Ладушки – ладошки»

2. Игра «Пузырь»

3. Упражнение «Изобрази пузырь»

4. Игра в паре «Удержи пузырь»

10«Колобок в песке» - сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.

1. Инсценировка сказки «Приключения колобка»

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Игра «Большой, средний, маленький»;

4. Игра «Наощупь»;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Рисование (раскрась дорожку для колобка)

11«Мишка» - развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.

1. Хоровод

2. Пальчиковая игра

3. Потешка

4. Рисование

3. Контрольно-оценочный этап

Цель: оценить степень реализации целей и задач программы.

Задачи: проанализировать степень реализации целей и задач программы, обобщить опыт по реализации программы

Литература

1. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72 с. (Психологическая служба).

2. Люшова Е. К., Монина Т. Е. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Речь. —2001.

3. Громова О. Н., Прокопенко ТЛ. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. — М.:ГНОМиД. —2001.

4. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Игра с песком практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь,2016.-256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Акватерапия как средство адаптации к детскому саду

В образовательной области существует немало проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, где всякая практическая работа, направленная на укреплени...

Консультация для воспитателей на тему:"Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"

Консультация для воспитателей на тему: "Фольклор как средство успешной адаптации к детскому саду"...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду"

Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другим...

Статья "Художественная литература как средство адаптации к детскому саду детей 2 -4 лет"

В представленной статье  отражается положительный  опыт педагогов ГБДОУ по использованию средств художественной выразительности, способов и методов работы с детьми раннего возраста для облег...

Сказкотерапия, как средство адаптации к детскому саду

В материале представлены сказки, которые помогают адаптировать детей к новым условиям детского сада....

Конспект НОД по развитию речи По средством песочной терапии во второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»

Конспект НОД по развитию речиПо средством песочной терапииво второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»...