Роль дидактических игр в обучении грамоте старших дошкольников.
статья (старшая, подготовительная группа)

Гетманец Нелли Николаевна

 Помочь детям научиться говорить, слушать, читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – это моя цель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_didakticheskoy_igry_v_obuchenii_detey_gramote.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр  в обучении

грамоте  старших дошкольников.

 Помочь детям научиться говорить, слушать, читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – это моя цель. Ведь хорошо всем известно насколько сложна и объёмна программа начальных классов  и как порой трудно не умеющему читать ребёнку, освоить её курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легко вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Жизнь в среде детей научила меня понимать их потребности, вдумчиво относиться ко всему, что окружает их. Быть не только воспитателем, но и другом, близким человеком, который всё поймёт и поможет в любую минуту. Стремлюсь к тому, чтобы выпускники вспоминали о днях, проведённых в детском саду, как о самой счастливой поре их жизни.

Природа создала для ребёнка, для его подготовки к жизни детские игры. И не надо что-то выдумывать, выискивать, нужно просто играть с детьми.  Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует ни каких других целей, кроме получения удовольствия. Она созвучна природе ребёнка. Игра для них - учёба, игра для них – труд,  игра для них – серьёзная форма воспитания. Наконец, игра это потребность растущего детского организма.  

«Дидактическая игра – основное средство воспитания и обучения в целостный педагогический процесс» – это является девизом моей работы. Руководя игрой, организуя детей в ней, я непроизвольно воздействую на все стороны личности ребёнка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. Обучение ребёнка грамоте должно быть непринуждённым и организовано на более высоком уровне, с учётом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей. И, поэтому, приступая к работе по обучению детей грамоте, я наметила  задачи.  Главной, из которых является: Привитие интереса к знаниям, опираясь на занимательный, и в тоже время содержательный игровой материал.

И конечно наметила задачи:

1.Развивать фонематический слух. Различать на слух звуки речи. Выделять звуки в звуковом ряду, в слогах, словах. Выявлять артикуляционные характеристики звука. Определять его положение. Изменять слова путём замены одних звуков другими.

2.Познакомить детей с графическим обозначением звуков (буквы). Узнавать и самостоятельно  писать буквы.

3.Обучать слиянию согласного и гласного звуков и чтению коротких слов.

Больше половины детей учились бы читать гораздо быстрее, если бы знали правду, которую чаще всего от них скрывают: научиться читать очень легко! Если только не создавать для этого искусственных преград. А я хочу научить детей читать  и сделать это так, чтобы ребёнок испытывал радость, пока он будет учиться, Чтобы из самой глубины его сознания поднялось столь необходимое нам «хочу» - хочу читать! И чтобы этого «хочу» хватило ему на всю жизнь.

Актуальность моего опыта в том, что создание определённых условий при обучении детей, способствует развитию их познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению. Отдать ребёнку, как можно более эмоционально и ярко, тридцать три значка,  и увлечь его вслед  за собой в непостижимо разнообразный, захватывающий и вызывающий чувство удовольствия процесс.

Итак, буду пробовать учить детей читать. Анализируя различные методические системы обучения грамоте, я пришла к выводу, что за основу взять теории Л. Е. Журовой  и Н. С. Варенцовой .

В своей работе использую и новые методики и технологии. Это такие как: «Как хорошо уметь читать» Д. Г. Шумаева, «По дороге к азбуке» Т. Р. Кислова, «Обучение детей грамоте» Г. Ф. Марцинкевич, «Новый букварь» О. Соболева.

 Однако,  учить чему-то одному – непростительная трата дорогого времени детства. Новизной  работы будет то, что буду учить одновременно множеству разных вещей и, что гораздо важнее, - развивать их ум, абстрактное и образное мышление, воображение и фантазию, интуицию, чувство цвета, языковое чутьё и ещё много всего, в том числе различные виды памяти – зрительную, слуховую, тактильную; ассоциативную и логическую.

В старшей группе больше внимания уделяю формированию у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова. С помощью своих занятий я закрепляю у воспитанников умение выделить звук в слове, определить его качественные характеристики, пополняю словарный запас, совершенствую культуру речи.

 В подготовительной группе дети уже овладевают послоговым и слитным способами чтения. Чему способствует созданная хорошая база звукового анализа и синтеза слов.

Всё это у нас происходит  параллельно и при этом очень естественно. Имея  опыт педагогической работы, изучая методическую литературу, собрала и подобрала дидактические игры, различные упражнения, стихи, интересные подходы, способствующие обучению детей чтению. При этом образы букв, многих слов входят в ребёнка, а механизм чтения формируется, возникает непроизвольно. Непроизвольность – чудесная штука, и она очень эффективно работает. Она не возникает без эмоций и игры. Ведь я хочу ненасильственно и ненавязчиво удержать внимание ребёнка в течение долгого времени на незнакомых абстрактных значках – буквах. Я не задаю детям установку на то, чтобы они выучили их, не прошу их запомнить и научиться. Они просто  действуют: смотрят, слушают, представляют, играют, обводят, закрашивают, вырезают.

При представлении каждой буквы я использую игровой приём: сюжет сказки, какое-то путешествие, приключение, загадку. Мы играем поначалу с буквой. Ведь в образе каждой буквы есть существенные черты, которые ребёнок и должен усвоить. Они связаны  только с формой. Чтобы заострить на ней внимание, несущественное (цвет, фактура, размер) я изменяю. Помогает  игровое упражнение «Из чего бывают буквы?» Прошу детей дотронуться до этих букв по очереди. Они сделаны из верёвочек, сухих листочков, веточек, ниточек, семян. Форма буквы уже воспринимается не только глазами, но и пальчиками. Информация о ней поступает сразу в головку ребёнка по разным каналам восприятия: работают  зрительный и тактильный (осязательный). Также задействуем воображение и поиграем в игру «На что похожа буква», ассоциируем её форму со знакомыми предметами.

 Затем, предлагаю выложить буквы самим из палочек, бусинок, ниток, крупы, семян растений, сухих веток, листьев, вылепить из пластилина. Этот предлагаемый мной материал помогает организовать полезную и интересную деятельность с ребёнком 4-7 лет. При этом нам не понадобятся сложные, трудоёмкие действия, дорогие и труднодоступные материалы. Всю работу дети выполняют самостоятельно, я им оказываю минимальную помощь и поддержку. Если ребёнок захочет оставить свою букву, то по желанию приклеивает её на картон. Полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен, поскольку ту или иную милую вещицу сделали сами и могут порадовать своих родителей.

Это не только интересно для детей, но и крайне полезно для их общего развития. Когда дети знают несколько букв, часто играем в игру «Узнай меня». Дети с закрытыми глазами на ощупь определяют букву. Буквы тоже сделаны из разных материалов. Дети передают свои эмоции. Эта буква мягкая  (она сделана из ниток, ваты), а эта твёрдая (из спичек, палочек). А эта шершавая, эта колючая, а это из шариков. Кроме названия буквы (дети её называют твёрдым звуком), они называют слова- предметы, которые начинаются   на этот звук. И определяют, какой это звук: мягкий или твёрдый.

При первых знакомствах с буквами, а это гласные: А, О, У, Ы, И,  использую игру «Кто в теремочке живёт?» А  в «Теремке» живут наши сказочные герои, но каждый из них  поёт песенку на одном определённом звуке. Аналогично происходит игра и с другими героями. Играем в различные варианты игры «Угадай мелодию». Поём знакомые мелодии песенок на определённом звуке. Задания постепенно усложняются. Исполняем и контрастные песни: мышка начинает, а волк продолжает. Также использую приём – «Я дирижер». Дирижёр, выбранный или по желанию, или по считалке, своей палочкой показывает ту или иную букву, а хор поёт. Дети поют всегда с удовольствием. Всё это тоже помогает быстрее запомнить букву. Затем, начинаем сливать по 2 звука: «Мы заблудились» -«АУ», «Как поёт ослик?»- «ИА». Делаем вывод, что гласные звуки тянутся, произносятся легко и плавно.

Изучая согласные буквы, мы очень огорчаемся, что они не умеют петь и приходим к выводу: чтобы у них получилась песенка, им нужно подружиться с гласными. И поём слоги, устраиваем концерты с героями кукольного театра и персонажами любимых сказок. Когда поём свои песенки, обязательно выкладывем их буквами. После занятия  дети сами продолжают начатую мной игру. Они  тут же организуют сюжетно-ролевую игру «Школа». Я делаю себе вывод: «Значит, было им интересно!»

Для закрепления знаний букв, развитие мелкой моторики руки, развитие логического и образного мышления, использую приёмы моделирования и алгоритмы.  Здесь ребёнок овладевает навыками работы по определённой схеме. Ведь, чтобы получить нужный результат, необходимо выполнить какое-либо действие. Мы ставим цель и следуем к ней. Ребёнок обводит букву, пишет, закрашивает, штрихует, согласно схеме, называет слово на эту букву, вырезает её, выкладывает из счётных палочек. В подготовительной  группе дети уже не только выкладывают буквы из счётных палочек, но и видоизменяют её, выполняя действие по алгоритму. Стараемся выполнять задание по алгоритму таким образом, чтобы в результате каждого действия получилась новая буква. Бывает, что сразу не получается, но я стараюсь детей поддержать, объяснить, что не всегда выходит сразу всё как нужно. Ничего нет страшного в том, что сразу не получилось. Давай подумаем вместе. И ребёнок старается найти ошибку и исправить её.

Для формирования фонематического слуха провожу словесные игры: «Подскажи Петрушке звук», «Цепочка слов», «Назови слово», «Замени звук», «Какой звук забыли?», «Доскажи словечко» и другие.

Одной из разновидностей дидактической игры являются настольно – печатные игры. Здесь  пришли на помощь родители. Они приобрели игры по обучению грамоте. Такие как:  «Магазин игрушек», «Весёлый паровозик»,  «Сложи домик», «Рифмовочки», «Читаем и составляем слова», «Делим слова на слоги»,  «Букварь и арифметика», «Весёлые слоги», «Первые буквы», «33 Богатыря», «Буквы – сестрички».

 Хорошим подспорьем для запоминания  значков – букв есть у нас настенная азбука. В ней около каждой буквы нарисованы по3 предмета. И просто выделяя первый звук в названии предметов, ребёнок ассоциирует его с буквой.

Родители заинтересованы, чтобы их ребёнок читал.  С ними провожу беседы, консультации. Иногда дети жалуются на своих мам или пап, а особенно бабушек, что те называют буквы не так, как мы.(не звуками, а буквами, как их когда-то учили: Эр, Бэ, Эс,). Приходиться объяснять, что родители не правы, это только путает детей, мешает им запомнить буквы и читать слоги. Помогаю родителям подбирать  первые книжки для самостоятельного чтения детей дома.

Прожив  какие-то ситуации, образы,  разгадав загадки, раскрасив картинки и играя в различные игры, дети выучили буквы. А ведь буквы, запомнились сами, почти незаметно для них. И самое главное, необходимо помнить, что чем больше мы разнообразим приёмы, будем использовать как можно больше игр и упражнений, тем и результат работы будет заметнее. Психологи утверждают, что так всё на свете запоминается намного быстрее и гораздо более прочно.

 В результате проделанной работы, дети в совершенстве научились делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Конечно, не  все дети научились читать целыми словами, но слоговым чтением овладели все. Также научились умело составлять слова из любого количества названных звуков, определять место звука в слове. А благодаря алгоритмам и моделированию дети научились ставить перед собой цель, и выбирать пути следования к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...

О роли дидактических игр для дошкольников

Статья. Дидактическая игра в жизни дошкольниковСреди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специ...

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

«Роль дидактических игр для дошкольников»

Дидактическая игра - незаменимое средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста....

Музвкально-дидактические игрв для младших дошкольников

Музыкально-дидактические игры для младших дошкольников...