Дидактическая игрв "Запретное слово"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Словесная игра «Запретное слово»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы. Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят мы расскажем в этой статье.
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которыми он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, таким образом развивать культуру речи ребенка.
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:
- от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
- развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
- развития дикции;
- развития фонематического слуха и восприятия;
- умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.
Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Мы познакомим вас с игрой «Запретное слово», по типу игры «Съедобное - несъедобное».
Знакомим детей с правилами, начинаем с самого простого:
а) Договариваемся, что я называю слова и бросаю мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, повторяет слово и бросает мяч обратно. Но если он услышит запретное слово, например, «мяч», ребенок его не ловит, а отбивает кулачками. Слова: кот, дом, мяч, сом, врач, мять и т.д.
Затем правила усложняем:
б) «Запретное слово – гласный звук «У». Звук «У» должен быть ударный. Например, Уля, а слово урок не подойдет, т.к. «У» безударный и детям сложно на начальном этапе работы дифференцировать первый звук. Слова: утка, дом, Аня, Оля, аист, ушки и т.д. Первый звук в слове интонационно выделяем: УУУля.
Когда научились играть со всеми гласными звуками (а,о,у,и,э,ы), игру усложняем:
в) «Запретное слово – согласный звук». Сначала, договариваемся, если звук «живет» в начале слова, затем в конце слова, а далее в середине. Начинаем со звука «М», на начальном этапе слова подбирали так, чтобы первый слог был ударный, например, мама, Маша, мышка и т.д. Далее этапы работы со звуками в игре планировались по методике изучения звуков. Мы использовали систему работы Л.Л. Бетц, С.И. Цуканова «Я учусь говорить читать» (Альбомы 1, 2, 3).
Если дети усвоили игру можно дифференцировать мягкий и твердый звуки, свистящие и шипящие, соноры.
Рекомендации:
- Игра должна быть интересной, ребенка надо все время подбадривать, поощрять хорошими словами.
- Слова детям должны быть понятны, знакомы, простой слоговой структуры (не более 3 слогов).
- Звуки, которые ребенок не произносит, не берем.
- Корригируемые звуки «берем» только если они автоматизированы на уровне слова.
- Если ребенку становилось трудно в игре, и он отвечал неправильно, он расстраивался, а мы переходили к самому первому этапу игры.
- Далее можно поменяться ролями. Ребенок называет слова, а вы угадываете. Детям очень нравится быть «главными». Но по этим правилам лучше играть, когда вы видите, что ребенок «овладел» игрой.
Игра только тогда остается игрой, когда у игроков есть интерес и желание играть.
Желаем удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Слово в слове".
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, цель игры: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " со стечением согласных в начале слова.
Картинки помогут автоматизировать слова начинающиеся со звука "ш" со стечением согласных в начале слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " .
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ш " в закрытых слогах и в слогах со стечением согласных в середине слова....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж "
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " ж " позволят автоматизировать звук....
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " щ"
Картинки помогут автоматизировать в словах звук "щ"...
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука " л " в прямых слогах поможет быстро отработать навык...
Авторский дидактический материал. Слова в картинках для автоматизации звука "ч"
Картинки помогут автоматизировать звук ч....