Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»
проект
Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержательна, увлекательна и продуктивна.
Это особенно важно для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020_proekt_yar-sale_d.s_solnyshko.docx | 133.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО
в рамках реализации подпрограммы 3 «Модернизация системы образования» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» по мероприятию 1.1. «Мероприятия по предоставлению премий и грантов»
Название номинации конкурса: Создание образовательной среды для детей раннего возраста (до 3 лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья
с. Яр – Сале 2020 г.
- Структура
Название проекта – «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»
Введение
Президент Российской Федерации В. В. Путин в послание Федеральному собранию, предлагает «в качестве мер поддержки семей обеспечить детей яслями», иными слова организовать группы детей раннего развития (до 3 лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Одна из задач национального проекта «Образование» (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») – это создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей и позволяет ребенку проявить собственную активность.
В Детском саду «Солнышко» предметно-развивающая среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации дошкольников. Наиболее разнообразна развивающая предметно-пространственная среда в группах детей дошкольного возраста, при этом отмечается недостаточное оснащение среды в группах детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир.
Анализ поставленной проблемы подтолкнул нас к поиску инновационных форм и подходов к созданию такой развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставит каждому ребенку ситуацию успеха в разнообразной деятельности. Исходя из этого, нами был создан проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства», как один из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности.
Актуальность, инновационная значимость проекта
Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержательна, увлекательна и продуктивна.
Это особенно важно для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».
Проведя анализ наполненияи разнообразия развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду, было выявлено:
- несмотря на высокий уровень оснащенности, на данный момент она всё же не в полной мере отвечает требованиям, определённым в ФГОС ДО, особенно в группах для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
- преобладание традиционного подхода к определению способов организации пространства.
- статичность и зонирование пространства, что провоцирует снижение интереса воспитанников к её освоению.
Современная развивающая предметно-пространственная среда неотъемлема от инновационных форм и методов работы, требующая от педагогов профессиональной компетентности. Именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Данная проблема организации предметно-развивающей среды в дошкольных организациях рассматривалась и многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Г. Песталоцци, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, В.Я. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, Р.Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелеевыми др.). Также и современные исследователи отмечают значимость для маленьких детей социальных условий жизни, так как современный интерьер и дизайн внутренних помещений детского сада: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Практическая значимость данного проекта очевидна при наличии положительной динамики познавательного и психического развития детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так как грамотно организованное пространство более чем на 50% понижает уровень тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: организация современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно развивать индивидуальную траекторию развития ребенка с учётом его возраста, склонностей, интересов, уровня активности.
Задачи проекта:
- Изучить инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей раннего возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Организовать развивающее пространство, способствующее полноценному развитию детей с учётом их возможностей, потребностей и интересов.
- Создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
- Способствовать сотрудничеству всех участников образовательного процесса для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.
Основная идея проекта
Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для того чтобы ребенок развивался физически и психологически здоровым необходимо создать в группе благоприятные условия, а именно предметно – развивающую среду. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие ребенка к самообучению, способствует утверждению чувства уверенности в себе.
При разработке данного проекта ориентировались на создание предметно – развивающей среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации.
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Критерием успешной адаптации является внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Для нас главное, чтобы дети справились с трудностями привыкания к незнакомой среде на уровне легкой адаптации. Малыши делают первые шаги в познании окружающего мира. И очень важно, чтобы окружающая обстановка встречала их нужными и интересными предметами, игрушками, вещами, т.е. правильно организованной предметной средой.
Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Результатами адаптации будет свидетельствовать положительный эмоциональный настрой детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и их желанием посещать детский сад.
Ожидаемым результатом проектной деятельности является:
- изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка;
- изменена и оснащена развивающая предметно-пространственная среда современным оборудованием, пособиями и материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития» для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
- адаптационный период проходит в более легкой форме, который заключается в эмоционально-положительной атмосфере в группе;
- поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций, полноценное физическое развитие и воспитание интереса к различным доступным видам деятельности.
- установлен непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией междувсеми участниками образовательного процесса.
Новизна проекта:
- разработка и создание оригинальной современной развивающей игровой среды в условиях группового помещения для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- создание развивающего центра, который является основой для сотрудничества и положительных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
- использование инновационных материалов, интересных для детей, отвечающих санитарным нормам.
Основная часть
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Условия - фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.
В своих трудах В.А. Петровский опирался на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Это отражено в принципах построения развивающей среды: дистанции, позитив при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетание привычных и неординарных элементов; открытости; закрытости; учета половых и возрастных различий (С.Л. Новоселова). Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится построение предметно-развивающей среды для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность для детей раннего возраста: расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью. Развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В процессе различных видов деятельности происходит познание свойств, качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанные с ориентировкой в окружающем. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Сакулина.
С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда – это упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:
- каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
- обучение организовано на основе ведущей деятельности;
- продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.
Проблемой организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста занимались Е.Ю. Башлай, Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Л.Н. Павлова, Е.О. Смирнова, Н.М. Щелованова и др. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста.
По мнению Л.Н. Павловой, развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность.
Автор отмечает, для чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у них эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность.
В современном дошкольном образовании требования к построению развивающей предметно-пространственной среды определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Выше перечисленные педагогические теории схожи в одном: как в современных условиях эффективно организовать развивающее пространство в группе для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Целевая группа:
- дети раннего возраста (до 3 лет), в то числе с ограниченными возможностями здоровья;
- педагоги, специалисты психологической и логопедической служб детского сада;
- родители воспитанников (законные представители);
- администрация дошкольного образовательного учреждения.
Реализация проекта рассчитана на 2020 - 2022 год и будет осуществляться поэтапно:
1 этап: подготовительный – февраль – май 2020г.
2 этап: основной - сентябрь 2020 – апрель 2022г.
3 этап: итоговый – май 2022г.
Поэтапный план реализации:
на первом этапе осуществлялись следующие мероприятия:
- создана рабочая группа для анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста.
- выявлены проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса при анализе развивающей предметно-пространственной среды;
- изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;
- проанализирована методическая литература по проблеме оснащения развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- изучен опыт работы по модернизации развивающей предметно-пространственной среды в других дошкольных учреждениях посредством Интернет-ресурсов.
- определены цели и задачи;
- спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.
Второй этап проектной деятельности направлен:
- модернизация среды группы: оптимизация игрового пространства, целесообразное расположение центров по разным видам детской деятельности.
- приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий в соответствии с ФГОС ДО и санитарным нормам;
- создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей;
- привлечение участников образовательного процесса к реализации данного проекта.
Заключительный этап предполагает:
- подведение итогов работы по данному проекту;
- внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);
- обобщение опыта на уровне детского сада и муниципалитета;
- оформление паспорта группы.
Поэтапный план реализации проекта
Этап проекта | Содержание этапа | Прогнозируемый результат | Средства контроля | Научно-методические, учебно-методические продукты |
Подготовительный этап - февраль - май 2020г. | - Анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста; - изучение отечественной и зарубежной методической литературы по данной теме; - изучен опыт работы по модернизации развивающей предметно-пространственной среды в других дошкольных учреждениях посредством Интернет-ресурсов; - определены цели и задачи; - спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта; | - Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» - составление коммерческих предложений для приобретения необходимого оборудования. | Экспертная оценка инновационного проекта специалистами Департамента образования МО Ямальский район | Инновационный проект, опубликованный на официальном сайте детского сада «Солнышко» |
Основной - сентябрь 2020 – апрель 2022г. | - модернизация среды группы: оптимизация игрового пространства, целесообразное расположение центров по разным видам детской деятельности. - приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий; в соответствии с ФГОС ДО; - создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей; - привлечение участников образовательного процесса к реализации данного проекта. | - презентация дизайн – проекта оформления групп для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; -закуплено и установлено необходимое оборудование; -составлена подборка дидактических игр для детей раннего возраста, и детей с ограниченными возможностями здоровья. - реализация плана мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и детского сада. | - диагностика уровня адаптированности ребенка в детском саду; - наличие контрактов (договоров) о закупке материалов, оборудования, счет - фактуры, накладные; - аналитический отчет о реализации основного этапа проектной деятельности. | -консультационная и просветительская работа с родителями; - диссеминация опыта на педагогическом совете, в профессиональном журнале «Дошкольник.рф», - участие в конкурсах различного уровня; - публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район, репортажи на телевидении; - отчет рабочей группы по внедрению и реализации данного проекта на Управляющем совете. |
Итоговый – май 2021г. | - подведение итогов работы по проекту «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»; - внесение изменений в содержание проекта (при необходимости); - обобщение опыта на уровне детского сада и муниципалитета; - оформление паспорта группы. | - успешная реализация проекта. | Анализ результативности и эффективности реализации проекта | - Аналитическая справка по реализации данного проекта; - публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район; - отчет педагогическом совете, самооценка дошкольной организации по реализации проекта. |
План-график (сетевой график) выполнения работ
Этап работы | Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению | Срок реализации проекта |
Подготовительный этап | «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» 1. Функции администрации Детского сада «Солнышко»: - анализ развивающей предметно – пространственной среды в группе детей раннего возраста; - анализ кадрового потенциала; - создание организационно-методических условий. 2. Создание рабочей группы, с целью: - изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах; - изучения отечественного и зарубежного опыта по проблеме оснащения развивающей предметно – пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - разработка проекта; - поиска оптимальных предложений для приобретения материалов, оборудования, дидактических пособий для реализации проекта. 3. Информирование участников образовательного процесса и других заинтересованных лиц о плане реализации проекта. | Февраль - май 2020 г. |
4.Участие в конкурсе инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО в рамках реализации подпрограммы 3 «Модернизация системы образования» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» по мероприятию 1.1. «Мероприятия по предоставлению премий и грантов». | Февраль 2020 г. | |
В случае получения гранта, освоение суммы в рамках гранта: - приобретение материалов, оборудования (смета проекта). | Апрель - август 2020 г. | |
Основной этап | Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко». | Сентябрь 2020 г. - апрель 2022г. |
- приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий в соответствии с ФГОС ДО; - создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности. | Декабрь 2020 2020-2022 учебный год | |
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада; - оценка психоэмоционального состояния детей; | Декабрь 2020, декабрь 2021 | |
- психопрофилактическая и развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения; - изучение запроса и потребностей родителей (законных представителей), составление рекомендаций; - оптимизация детско-родительских взаимоотношений; - информирование родителей (законных представителей) о реализации этапов проектной деятельности. | 2020-2022 учебный год | |
- Публикации в профессиональных изданиях различного уровня, в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район, репортажи на информационном агентстве «ЯТВ». | 2020-2022 учебный год | |
Проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации проекта. Разработка рекомендаций по оснащению развивающей предметно-пространственной сферы в группах раннего возраста. | Май 2022 г. | |
Итоговый | - выступление на заседании педагогического совета детского сада «Солнышко» по теме: «Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО». - публикация об итогах проектной деятельности в профессиональных изданиях различного уровня. - выпуск методических рекомендаций. | Май 2022 г. |
Используемые и необходимые ресурсы с распределением обязанностей в коллективе, помещения, оборудование:
Сведения о ресурсах проектной деятельности
Используемые ресурсы | Необходимые ресурсы |
Нормативные | |
- Послание В.В. Путина Федеральному собранию. - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва -Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2024 годы», утверждённая постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1132-П (с изменениями на 18 декабря 2019 года). | |
Методические | |
Интернет-ресурс
https://7books.ru/tatyana-krotova-olesya-komarova-konstruirovanie-predmetno-razvivayushhey-sr/ | Практические пособия по созданию развивающей предметно-пространственной сферы в группах раннего возраста, в то числе с ограниченными возможностями здоровья. |
Кадровое обеспечение | Необходимы интернет - вебинары, семинары, курсы повышения квалификации педагогов по теме: «Как организовать предметную среду в группе для детей раннего возраста» |
Материально-технические | |
Оборудованное групповое помещение | Стеновые панели, бизиборды, дидактический материал |
Распределение обязанностей участников проекта (педагогов) | |
Ф.И.О. исполнителей проекта (программы), занимаемая должность | Должность (обязанности) в проекте |
Чечикова Оксана Егоровна, заведующая МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко» | Руководитель проекта, консультативная помощь, предоставление материалов, необходимых для реализации проекта, изучение документов, организация межведомственного взаимодействия с различными организациями |
Маклакова Елена Владимировна, заместитель заведующей по научно-методической работе | Проведение обсуждений с участниками, разработка проекта «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства». Аудит развивающей среды группового пространства. Предоставление материала на сайт детского сада, Департамента образования МО Ямальский район. |
Журина Светлана Федоровна, педагог – психолог – реализатор проекта | Аудит развивающей среды группового пространства. Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Работа по адаптации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду. Своевременная коррекция нарушений у детей, снятие состояния тревожности, формирование позитивной мотивации и предпосылок к познавательной деятельности. Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников. Психологическая поддержка семьи ребенка. |
Черкавская Анна Михайловна, учитель – логопед - реализатор проекта. | Создатель проекта. Аудит развивающей среды группового пространства. Редактирование методических материалов по итогам работы. Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста |
Воспитатель группы детей раннего развития | Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Создание игрового развивающего пространства в соответствии с рекомендациями и принципами построения развивающей среды. Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы. |
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе (количественные показатели реализации)
При условии грантовой поддержки нашего проекта, организацией будет приобретено инновационное, качественное оборудование для групп детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Считаем, что успешная реализация проектной деятельности в условиях Детского сада «Солнышко» посредством обогащения инновационной развивающей предметно-пространственной среды позволит обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, педагогами (участниками проекта) будет создана методическая база по тематической направленности проекта: методические рекомендации, дидактические материалы, игры.
Таким образом, преимущество созданной инновационной среды заключается в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Достижение положительных результатов адаптации детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие системы продуктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, создание единого пространства развития ребенка.
Возрастет уровень профессионализма и мастерства, отработанной в ходе проектной деятельности, что способствует более успешному позиционированию детского сада.
Планируемые значения целевых показателей эффективности
Как правило, итоги реализации измеряются количественными показателями, поскольку оценка качества зачастую субъективна и не может в полной мере отразить те или иные достижения и неудачи образовательных инициатив. Однако, можно выделить ключевые критерии, по которым можно судить о качестве реализации проекта.
Количественные показатели реализации проекта
Название целевого показателя эффективности | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год |
Положительная динамика адаптационного периода | 33% | 46% |
Доля педагогов-участников проекта, прошедших курсы повышения квалификации по тематике проекта | 100% | 100% |
Показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемой услуги | 94% | 98% |
Показатель развития материально-технической базы ДОУ (100% исполнение сметы, приобретение материалов и оборудования в рамках проекта) | 100% | 100% |
Методы оценки процесса и результата
При реализации предлагаемого проекта «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» в условиях дошкольного образовательного учреждения мы планируем применять следующие методы оценки процесса и результата:
Оценка процесса | Оценка результата |
Наблюдение, мониторинг адаптации детей к детскому саду | комплексная оценка эмоционального состояния детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; анализ полученных результатов |
Анкетирование родителей (законных представителей) | показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) |
Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста | комплексная оценка инновационной предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. |
Возможные проблемы и риски
В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.
Условия возникновения | Методы устранения |
- разное представление у участников образовательного процесса о результате-продукте; - недостаточное материально-техническое обеспечение в группах детей раннего возраста. | - дискуссионные формы работы, разработка целевых критериев и показателей проекта. - поиск дополнительного финансирования через внебюджетные источники. |
- разные уровни стартовых возможностей детей (индивидуально-личностные особенности, уровень развития интеллектуальных и физических качеств и т.д.) | - индивидуальный подход, работа в зоне ближайшего развития, сочетание традиционных и инновационных форм и методов, психологическое сопровождение. |
- недостаточное методическое обеспечение по проблеме оснащения развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. - отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы | - приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта. -организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации. |
Бизнес-план проекта (финансовое обеспечение проекта)
Задачи:
- Оценка соответствия кадровых и материальных ресурсов.
- Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных средств.
- Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья для реализации данного проекта.
- Заключение договоров с поставщиками на закупку необходимого оборудования для работы.
Потенциальная эффективность инновационного проекта:
- Повышение степени информированности участников образовательных отношений по вопросу апробации, внедрения проекта.
- Повышение степени мотивации участников к реализации данного проекта.
- Пополнение материально-технической базы Детского сада «Солнышко».
- Качественные показатели адаптации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Предлагаемые услуги и их предназначение:
- оснащенная инновационная развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Потенциальные потребители услуг:
- дети раннего возраста;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- родители (законные представители) воспитанников данной категории;
- педагоги детского сада, осуществляющие данную проектную деятельность;
- лица, заинтересованные в реализации идей проекта.
Выгоды, получаемые потребителями услуг ДОУ:
- апробация инновационных форм по оснащению инновационной развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
План маркетинга:
В маркетинговой политике нашего учреждения главный упор делается на создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывая особенности зонирования. Это, одно из конкурентных преимуществ дошкольного учреждения.
Для организации проектной деятельности необходимо применить несколько стратегий:
- взаимодействие заинтересованных социальных партнеров по реализации мероприятий в рамках данного проекта;
- освещение деятельности проекта в СМИ, на сайтах дошкольного учреждения и Департамента образования МО Ямальский район.
Форма сметы на реализацию гранта
№ п/п | Наименование оборудования, работ, услуг | Количество (шт.) | Цена (руб.) | Всего (руб.) | |
1. | Настенная панель «Пазлы» 12 шт. | 4 | 42100 | 168400 | |
2. | Набор бизибордов «Домашние хлопоты» | 2 | 34680 | 69360 | |
3. | Металлический крючок | 20 | 320 | 6400 | |
4. | Набор бизибордов "Зоопарк" | 1 | 55300 | 55300 | |
5. | "Мотоцикл" игрушка напольная | 2 | 5170 | 10340 | |
6. | «Гонка» (большая) игрушка напольная | 4 | 2790 | 11160 | |
7. | Дидактическое дерево "Круглый нод" | 2 | 26750 | 53500 | |
8. | Пазл напольный "паровозик. Чей малыш" | 4 | 483 | 1932 | |
9. | Напольный пазл-мозаика машинки | 4 | 303 | 1212 | |
10. | Набор Монтессори "Гномики в стаканчиках" | 2 | 2612 | 5224 | |
11. | «Черепашка со сменными чехлами (3 шт.)» игрушка напольная дидактическая | 2 | 6465 | 12930 | |
12. | Набор перчаточных кукол "Курочка-Ряба" | 2 | 1568 | 3136 | |
13. | Набор перчаточных кукол "Теремок" | 1 | 2760 | 2760 | |
14. | Набор перчаточных кукол "Колобок" | 1 | 2856 | 2856 | |
15. | Набор перчаточных кукол "Репка" | 1 | 3040 | 3040 | |
16. | Набор перчаточных кукол "Коза-Дереза" | 1 | 3000 | 3000 | |
17. | Транспортные расходы | 20000 | 20000 | ||
Итого | 430550 |
Заключение
Выводы и оценка продуктивности проекта, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
При условии продуктивности проектной деятельности мы предполагаем, что в Детском саду «Солнышко» будет создана более комфортное пространство для детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, а вложенные ресурсы позволят сохранить результаты и обеспечить долгосрочное функционирование современной развивающей предметно-пространственной среды. Систематический поиск возможностей постоянного улучшения развивающей среды станет нормой педагогической практики. В результате создадутся условия для всестороннего развития детей. Гибкое зонирование группового помещения позволит воспитанникам в соответствии с их интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников Детского сада «Солнышко» повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.
Значение применения проекта для развития системы образования
Приобретенный опыт работы учреждения по проекту «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» позволит рекомендовать дошкольным учреждениям муниципального образования Ямальский район апробировать данный опыт.
С этой целью запланирована диссеминация опыта по реализации проектной деятельности на различных уровнях: на сайте Детский сад «Солнышко» и на районном методическом совете образовательных организаций Ямальского района;
Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса
В перспективе, с целью диссеминации опыта по данной работе, планируем создать страничку проекта ««Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» на сайте детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Материалы и условия необходимые для организации предметно-развивающей среды в младшей группе...
Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»
Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....
Буклет "Создание предметной игровой среды для детей раннего возраста"
.Для развития продуктивной и творческой деятельности детей должны быть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки,...
"Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста"
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда об...