Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»
проект

Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержательна, увлекательна и продуктивна.

Это особенно важно для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2020_proekt_yar-sale_d.s_solnyshko.docx133.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГРАНТОВ

 В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНАО

в рамках реализации подпрограммы 3 «Модернизация системы образования» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» по мероприятию 1.1. «Мероприятия по предоставлению премий и грантов»

Название номинации конкурса: Создание образовательной среды для детей раннего возраста (до 3 лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья

с. Яр – Сале 2020 г.

  1. Структура

Название проекта – «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

Введение

Президент Российской Федерации В. В. Путин в послание Федеральному собранию, предлагает «в качестве мер поддержки семей обеспечить детей яслями», иными слова организовать группы детей раннего развития (до 3 лет), в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Одна из задач национального проекта «Образование» (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») – это создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая обеспечивает физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей и позволяет ребенку проявить собственную активность.

В Детском саду «Солнышко» предметно-развивающая среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации дошкольников. Наиболее разнообразна развивающая предметно-пространственная среда в группах детей дошкольного возраста, при этом отмечается недостаточное оснащение среды в группах детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир.

Анализ поставленной проблемы подтолкнул нас к поиску инновационных форм и подходов к созданию такой развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставит каждому ребенку ситуацию успеха в разнообразной деятельности. Исходя из этого, нами был создан проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства», как один из возможных путей создания благоприятных условий для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности.

Актуальность, инновационная значимость проекта

Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержательна, увлекательна и продуктивна.

Это особенно важно для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития».

Проведя анализ наполненияи разнообразия развивающей предметно-пространственной среды в нашем детском саду, было выявлено:

  • несмотря на высокий уровень оснащенности, на данный момент она всё же не в полной мере отвечает требованиям, определённым в ФГОС ДО, особенно в группах для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
  • преобладание  традиционного подхода к определению способов организации пространства.
  • статичность и зонирование пространства, что провоцирует снижение интереса воспитанников к её освоению.

Современная развивающая предметно-пространственная среда неотъемлема от инновационных форм и методов работы, требующая от педагогов профессиональной компетентности. Именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Данная проблема организации предметно-развивающей среды в дошкольных организациях рассматривалась и многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Г. Песталоцци, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, В.Я. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, Р.Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелеевыми др.). Также и современные исследователи отмечают значимость для маленьких детей социальных условий жизни, так как современный интерьер и дизайн внутренних помещений детского сада: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Практическая значимость данного проекта очевидна при наличии положительной динамики познавательного и психического развития детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так как грамотно организованное пространство более чем на 50% понижает уровень тревожности в отсутствии близкого взрослого, дети быстрее адаптируются в коллективе, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: организация современной развивающей предметно-пространственной среды, предоставляющей возможность эффективно развивать индивидуальную траекторию развития ребенка с учётом его возраста, склонностей, интересов, уровня активности.

Задачи проекта:

  1. Изучить инновационные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие детей раннего возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Организовать развивающее пространство, способствующее полноценному развитию детей с учётом их возможностей, потребностей и интересов.
  3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  4. Способствовать сотрудничеству всех участников образовательного процесса для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Основная идея проекта

Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для того чтобы ребенок развивался физически и психологически здоровым необходимо создать в группе благоприятные условия, а именно предметно – развивающую среду. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие ребенка к самообучению, способствует утверждению чувства уверенности в себе.

При разработке данного проекта ориентировались на создание предметно – развивающей среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации.

Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Критерием успешной адаптации является внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Для нас главное, чтобы дети справились с трудностями привыкания к незнакомой среде на уровне легкой адаптации. Малыши делают первые шаги в познании окружающего мира. И очень важно, чтобы окружающая обстановка встречала их нужными и интересными предметами, игрушками, вещами, т.е. правильно организованной предметной средой.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Результатами адаптации будет свидетельствовать положительный эмоциональный настрой детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и их желанием посещать детский сад.

Ожидаемым результатом проектной деятельности является:

  • изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей всестороннее развитие ребенка;
  • изменена и оснащена развивающая предметно-пространственная среда современным оборудованием, пособиями и материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития» для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
  • адаптационный период проходит в более легкой форме, который заключается в эмоционально-положительной атмосфере в группе;
  • поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика негативных эмоций, полноценное физическое развитие и воспитание интереса к различным доступным видам деятельности.
  • установлен непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией междувсеми участниками образовательного процесса.

Новизна проекта:

  • разработка и создание оригинальной современной развивающей игровой среды в условиях группового помещения для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание развивающего центра, который является основой для сотрудничества и положительных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
  • использование инновационных материалов, интересных для детей, отвечающих санитарным нормам.

Основная часть

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Условия - фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В своих трудах В.А. Петровский опирался на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Это отражено в принципах построения развивающей среды: дистанции, позитив при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества; индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетание привычных и неординарных элементов; открытости; закрытости; учета половых и возрастных различий (С.Л. Новоселова). Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится построение предметно-развивающей среды для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность для детей раннего возраста: расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью. Развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В процессе различных видов деятельности происходит познание свойств, качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанные с ориентировкой в окружающем. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Сакулина.

С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда – это упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  • каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
  • обучение организовано на основе ведущей деятельности;
  • продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Проблемой организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста занимались Е.Ю. Башлай, Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Л.Н. Павлова, Е.О. Смирнова, Н.М. Щелованова и др. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста.

По мнению Л.Н. Павловой, развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность.
Автор отмечает, для чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у них эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность.

В современном дошкольном образовании требования к построению развивающей предметно-пространственной среды определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Выше перечисленные педагогические теории схожи в одном: как в современных условиях эффективно организовать развивающее пространство в группе для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая группа:

  • дети раннего возраста (до 3 лет), в то числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • педагоги, специалисты психологической и логопедической служб детского сада;
  • родители воспитанников (законные представители);
  • администрация дошкольного образовательного учреждения.

Реализация проекта рассчитана на 2020 - 2022 год и будет осуществляться поэтапно:

1 этап: подготовительный – февраль – май 2020г.

2 этап: основной - сентябрь 2020 – апрель 2022г.

3 этап: итоговый – май 2022г.

Поэтапный план реализации:

на первом этапе осуществлялись следующие мероприятия:

  • создана рабочая группа для анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста.
  • выявлены проблемы, с которыми столкнулись участники образовательного процесса при анализе развивающей предметно-пространственной среды;
  • изучены нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов;
  • проанализирована методическая литература по проблеме оснащения развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • изучен опыт работы по модернизации развивающей предметно-пространственной среды в других дошкольных учреждениях посредством Интернет-ресурсов.
  • определены цели и задачи;
  • спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта.

Второй этап проектной деятельности направлен:

  • модернизация среды группы: оптимизация игрового пространства, целесообразное расположение центров по разным видам детской деятельности.
  • приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий в соответствии с ФГОС ДО и санитарным нормам;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей;
  • привлечение участников образовательного процесса к реализации данного проекта.

Заключительный этап предполагает:

  • подведение итогов работы по данному проекту;
  • внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);
  • обобщение опыта на уровне детского сада и муниципалитета;
  • оформление паспорта группы.

Поэтапный план реализации проекта

Этап проекта

Содержание этапа

Прогнозируемый результат

Средства контроля

Научно-методические, учебно-методические продукты

Подготовительный этап - февраль - май 2020г.

- Анализа развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста;

- изучение

отечественной и зарубежной методической литературы по данной теме;

- изучен опыт работы по модернизации развивающей предметно-пространственной среды в других дошкольных учреждениях посредством Интернет-ресурсов;

- определены цели и задачи;

- спланированы мероприятия, направленные на разработку проекта;

- Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

-   составление коммерческих предложений для приобретения  необходимого оборудования.

Экспертная оценка инновационного проекта специалистами Департамента образования МО Ямальский район

Инновационный проект, опубликованный на официальном сайте детского сада «Солнышко»

Основной - сентябрь 2020 – апрель 2022г.

- модернизация среды группы: оптимизация игрового пространства, целесообразное расположение центров по разным видам детской деятельности.

- приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий; в соответствии с ФГОС ДО;

- создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях для решения задач, обеспечивающих полноценное развитие детей;

- привлечение участников образовательного процесса к реализации данного проекта.

- презентация дизайн – проекта оформления

групп для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

-закуплено и установлено необходимое оборудование;

-составлена подборка дидактических игр для детей раннего возраста, и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- реализация плана мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и детского сада.

- диагностика уровня адаптированности ребенка в детском саду;

- наличие

контрактов (договоров) о закупке материалов, оборудования, счет -   фактуры, накладные;

- аналитический

отчет о реализации основного этапа проектной деятельности.

-консультационная

и просветительская работа с родителями;

-  диссеминация опыта на педагогическом совете, в профессиональном журнале «Дошкольник.рф», 

- участие в конкурсах различного уровня;

- публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район,

репортажи на телевидении;

- отчет рабочей группы по внедрению и реализации данного проекта на Управляющем совете.

Итоговый – май 2021г.

- подведение итогов работы по проекту «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»;

- внесение изменений в содержание проекта (при необходимости);

- обобщение опыта на уровне детского сада и муниципалитета;

- оформление паспорта группы.

- успешная реализация проекта.

Анализ результативности и эффективности реализации проекта

- Аналитическая

справка по реализации данного проекта;

- публикации в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район;

- отчет  педагогическом совете, самооценка дошкольной организации по реализации проекта.

План-график (сетевой график) выполнения работ

Этап работы

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок реализации проекта

Подготовительный этап

«Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

1. Функции администрации Детского сада «Солнышко»:

- анализ развивающей предметно – пространственной среды в группе детей раннего возраста;

- анализ кадрового потенциала;

- создание организационно-методических условий.

2. Создание рабочей группы, с целью:

- изучение особенностей группового помещения, выявление особенностей зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах;

- изучения отечественного и зарубежного опыта по проблеме оснащения развивающей предметно – пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- разработка проекта;

- поиска оптимальных предложений для приобретения материалов, оборудования, дидактических пособий для реализации проекта.  

3. Информирование участников образовательного процесса и других заинтересованных лиц о плане реализации проекта.

Февраль - май 2020 г.

4.Участие в конкурсе инновационных проектов на получение грантов в системе образования ЯНАО в рамках реализации подпрограммы 3 «Модернизация системы образования» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2024 годы» по мероприятию 1.1. «Мероприятия по предоставлению премий и грантов».

Февраль

2020 г.

В случае получения гранта, освоение суммы в рамках гранта:

- приобретение материалов, оборудования (смета проекта).

Апрель - август 2020 г.  

Основной этап

Реализация проектной деятельности в условиях МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко».

Сентябрь

2020 г. -

апрель 2022г.

- приобретение стеновых панелей, бизибордов, дидактических пособий в соответствии с ФГОС ДО;

- создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.

Декабрь 2020

2020-2022 учебный год

-  оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада;

- оценка психоэмоционального состояния детей;

Декабрь 2020,

декабрь 2021

- психопрофилактическая и развивающая работа, направленная на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- изучение запроса и потребностей родителей (законных представителей), составление рекомендаций;

- оптимизация детско-родительских взаимоотношений;

- информирование родителей (законных представителей) о реализации этапов проектной деятельности.

2020-2022 учебный год

- Публикации в профессиональных изданиях различного уровня, в СМИ, на сайтах детского сада, Департамента образования МО Ямальский район, репортажи на информационном агентстве «ЯТВ».

2020-2022 учебный год

Проведение проблемно-целевого анализа результатов, полученных в ходе реализации проекта. Разработка рекомендаций по оснащению развивающей предметно-пространственной сферы в группах раннего возраста.

Май 2022 г.

Итоговый

- выступление на заседании педагогического совета детского сада «Солнышко» по теме: «Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в группах раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

- публикация об итогах проектной деятельности в профессиональных изданиях различного уровня.

- выпуск методических рекомендаций.

Май 2022 г.

Используемые и необходимые ресурсы с распределением обязанностей в коллективе, помещения, оборудование:

Сведения о ресурсах проектной деятельности

Используемые ресурсы

Необходимые ресурсы

Нормативные

- Послание В.В. Путина Федеральному собранию. 

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

-Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014 – 2024 годы», утверждённая постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа                                     от 25 декабря 2013 года № 1132-П (с изменениями на 18 декабря 2019 года).

Методические

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.
  2. Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду /Т.Анохина // Дошкольное воспитание. - 1999. - N5.
  3. Венгер JI. A., Запорожец А. В. Гуманизация дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1990. № 8.
  4. Давыдов В.В., Петровский В.А. Концепция дошкольного воспитания. Москва.1989 г.
  5. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
  6. Павлова, Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста /Л.Н. Павлова; отв. редактор Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004.
  7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / сост. Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006 г.

Интернет-ресурс

  1. Дыбина О. В., Пенькова Л. А., Рахманова Н. П. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. ООО «ТЦ Сфера», 2015

https://e-libra.su/read/486784-modelirovanie-razvivayuschey-predmetno-prostranstvennoy-sredy-v-detskom-sadu.html 

  1. Космачева Т. А. Роль педагога в организации предметно-пространственной среды как фактора развития самостоятельной игры дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №1. https://moluch.ru/archive/135/37856/ 
  2. Комарова О.А., Кротова Т.В. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации. МПГУ, Москва, 2017 г.

https://7books.ru/tatyana-krotova-olesya-komarova-konstruirovanie-predmetno-razvivayushhey-sr/ 

Практические пособия по созданию развивающей предметно-пространственной сферы в группах раннего возраста, в то числе с ограниченными возможностями здоровья.

Кадровое обеспечение

Необходимы интернет - вебинары, семинары, курсы повышения квалификации педагогов по теме: «Как организовать предметную среду в группе для детей раннего возраста»

Материально-технические

Оборудованное групповое помещение

Стеновые панели, бизиборды, дидактический материал

Распределение обязанностей участников проекта (педагогов)

Ф.И.О. исполнителей проекта (программы), занимаемая должность

Должность (обязанности) в проекте

Чечикова Оксана Егоровна, заведующая МБДОУ «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

Руководитель проекта, консультативная помощь, предоставление материалов, необходимых для реализации проекта, изучение документов, организация межведомственного взаимодействия с различными организациями

Маклакова Елена Владимировна, заместитель заведующей по научно-методической работе

Проведение обсуждений с участниками, разработка проекта «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства». Аудит развивающей среды группового пространства.

Предоставление материала на сайт детского сада, Департамента образования МО Ямальский район.

Журина Светлана Федоровна, педагог – психолог – реализатор проекта

Аудит развивающей среды группового пространства. Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Работа по адаптации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду. Своевременная коррекция нарушений у детей, снятие состояния тревожности, формирование позитивной мотивации и предпосылок к познавательной деятельности.

Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников.

Психологическая поддержка семьи ребенка.

Черкавская Анна Михайловна, учитель – логопед - реализатор проекта.

Создатель проекта. Аудит развивающей среды группового пространства. Редактирование методических материалов по итогам работы. Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Воспитатель группы детей раннего развития

Участие в разработке дизайн-проекта предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Создание игрового развивающего пространства в соответствии с рекомендациями и принципами построения развивающей среды. Обобщение положительного опыта работы. Представление результатов работы.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в долгосрочной перспективе (количественные показатели реализации)

При условии грантовой поддержки нашего проекта, организацией будет приобретено инновационное, качественное оборудование для групп детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Считаем, что успешная реализация проектной деятельности в условиях Детского сада «Солнышко» посредством обогащения инновационной развивающей предметно-пространственной среды позволит обеспечить наиболее благоприятное протекание процесса адаптации и ранней социализации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, педагогами (участниками проекта) будет создана методическая база по тематической направленности проекта: методические рекомендации, дидактические материалы, игры.

Таким образом, преимущество созданной инновационной среды заключается в том, что появится возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Достижение положительных результатов адаптации детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие системы продуктивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, создание единого пространства развития ребенка.

Возрастет уровень профессионализма и мастерства, отработанной в ходе проектной деятельности, что способствует более успешному позиционированию детского сада.

Планируемые значения целевых показателей эффективности

Как правило, итоги реализации измеряются количественными показателями, поскольку оценка качества зачастую субъективна и не может в полной мере отразить те или иные достижения и неудачи образовательных инициатив. Однако, можно выделить ключевые критерии, по которым можно судить о качестве реализации проекта.

Количественные показатели реализации проекта

Название целевого показателя эффективности

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Положительная динамика адаптационного периода

33%

46%

Доля педагогов-участников проекта, прошедших курсы повышения квалификации по тематике проекта

100%

100%

Показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством предоставляемой услуги

94%

98%

Показатель развития материально-технической базы ДОУ (100% исполнение сметы, приобретение материалов и оборудования в рамках проекта)

100%

100%

Методы оценки процесса и результата

При реализации предлагаемого проекта «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» в условиях дошкольного образовательного учреждения мы планируем применять следующие методы оценки процесса и результата:

Оценка процесса

Оценка результата

Наблюдение, мониторинг адаптации детей к детскому саду

комплексная оценка эмоционального состояния детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; анализ полученных результатов

Анкетирование родителей (законных представителей)

показатель степени удовлетворенности родителей (законных представителей)

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста

комплексная оценка инновационной предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Возможные проблемы и риски

В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.

Условия возникновения

Методы устранения

- разное представление у участников образовательного процесса о результате-продукте;

- недостаточное материально-техническое обеспечение в группах детей раннего возраста.

- дискуссионные формы работы, разработка целевых критериев и показателей проекта.

- поиск дополнительного финансирования через внебюджетные источники.

- разные уровни стартовых возможностей детей (индивидуально-личностные особенности, уровень развития интеллектуальных и физических качеств и т.д.)

- индивидуальный подход, работа в зоне ближайшего развития, сочетание традиционных и инновационных форм и методов, психологическое сопровождение.

- недостаточное методическое обеспечение по проблеме оснащения развивающей предметно-пространственной среды для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

- отсутствие профессиональной подготовки педагогических кадров по реализации программы

- приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта.

-организация участия педагогов в семинарах, курсах повышения квалификации.

Бизнес-план проекта (финансовое обеспечение проекта)

Задачи:

  1. Оценка соответствия кадровых и материальных ресурсов.
  2. Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных средств.
  3. Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья для реализации данного проекта.
  4. Заключение договоров с поставщиками на закупку необходимого оборудования для работы.

Потенциальная эффективность инновационного проекта:

  1. Повышение степени информированности участников образовательных отношений по вопросу апробации, внедрения проекта.
  2. Повышение степени мотивации участников к реализации данного проекта.
  3. Пополнение материально-технической базы Детского сада «Солнышко».
  4. Качественные показатели адаптации детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Предлагаемые услуги и их предназначение:

- оснащенная инновационная развивающая предметно-пространственная среда для детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Потенциальные потребители услуг:

- дети раннего возраста;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- родители (законные представители) воспитанников данной категории;

- педагоги детского сада, осуществляющие данную проектную деятельность;

- лица, заинтересованные в реализации идей проекта.

Выгоды, получаемые потребителями услуг ДОУ:

-  апробация инновационных форм по оснащению инновационной развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.        

План маркетинга:

        В маркетинговой политике нашего учреждения главный упор делается на создание инновационной развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывая особенности зонирования. Это, одно из конкурентных преимуществ дошкольного учреждения.

        Для организации проектной деятельности необходимо применить несколько стратегий:

  • взаимодействие заинтересованных социальных партнеров по реализации мероприятий в рамках данного проекта;
  • освещение деятельности проекта в СМИ, на сайтах дошкольного учреждения и Департамента образования МО Ямальский район.

Форма сметы на реализацию гранта

№ п/п

Наименование оборудования, работ, услуг

Количество (шт.)

Цена

(руб.)

Всего

(руб.)

1.

Настенная панель «Пазлы» 12 шт.

4

42100

168400

2.

Набор бизибордов «Домашние хлопоты»

2

34680

69360

3.

Металлический крючок

20

320

6400

4.

Набор бизибордов "Зоопарк"

1

55300

55300

5.

"Мотоцикл" игрушка напольная

2

5170

10340

6.

 «Гонка» (большая) игрушка напольная

4

2790

11160

7.

Дидактическое дерево "Круглый нод"

2

26750

53500

8.

Пазл напольный "паровозик. Чей малыш"

4

483

1932

9.

Напольный пазл-мозаика машинки

4

303

1212

10.

Набор Монтессори "Гномики в стаканчиках"

2

2612

5224

11.

«Черепашка со сменными чехлами (3 шт.)» игрушка напольная дидактическая

2

6465

12930

12.

Набор перчаточных кукол "Курочка-Ряба"

2

1568

3136

13.

Набор перчаточных кукол "Теремок"

1

2760

2760

14.

Набор перчаточных кукол "Колобок"

1

2856

2856

15.

Набор перчаточных кукол "Репка"

1

3040

3040

16.

Набор перчаточных кукол "Коза-Дереза"

1

3000

3000

17.

Транспортные расходы

20000

20000

Итого

430550

Заключение

Выводы и оценка продуктивности проекта, которую можно осуществить на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.

При условии продуктивности проектной деятельности мы предполагаем, что в Детском саду «Солнышко» будет создана более комфортное пространство для детей раннего возраста и детей с ограниченными возможностями здоровья, а вложенные ресурсы позволят сохранить результаты и обеспечить долгосрочное функционирование современной развивающей предметно-пространственной среды. Систематический поиск возможностей постоянного улучшения развивающей среды станет нормой педагогической практики. В результате создадутся условия для всестороннего развития детей. Гибкое зонирование группового помещения позволит воспитанникам в соответствии с их интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников Детского сада «Солнышко» повысит качество образования и конкурентоспособность дошкольного учреждения.

Значение применения проекта для развития системы образования

Приобретенный опыт работы учреждения по проекту «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» позволит рекомендовать дошкольным учреждениям муниципального образования Ямальский район апробировать данный опыт.

С этой целью запланирована диссеминация опыта по реализации проектной деятельности на различных уровнях: на сайте Детский сад «Солнышко» и на районном методическом совете образовательных организаций Ямальского района;

Возможность использования проекта в практике работы других участников образовательного процесса

В перспективе, с целью диссеминации опыта по данной работе, планируем создать страничку проекта ««Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства» на сайте детского сада.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Материалы и условия необходимые для организации предметно-развивающей среды в младшей группе...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

Буклет "Создание предметной игровой среды для детей раннего возраста"

.Для развития продуктивной и творческой деятельности детей должны быть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки,...

"Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста"

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда об...