Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_starshey_gruppe_po_ekologii_ispr.docx | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №39 комбинированного вида Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха ».
Составил:
Парнюк И.Ю.
Санкт-Петербург
2019
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей.
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой -кляксографией
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3.Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Методы и приемы:
Наглядный (показ способов действий).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).
Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).
Практический (экспериментирование).
Оборудование и материалы:
Комплект раздаточного материала по количеству детей (целлофановые пакеты, палочки, стаканы с водой, трубочки, крышечки и баночки, воздушные шарики, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, свежий огурец, мыльные пузыри, краски, альбомный лист, баночка с водой, кисточка), влажные салфетки, мыльные пузыри.
Предварительная работа:
Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,
Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Воспитатель: Вы знаете, сколько человек может прожить без еды, а без воды? (несколько дней). А без воздуха? (не больше 5 минут).
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух, затем сделайте плавный выдох через рот.
А хотите узнать, что такое воздух? (Да)
Это очень интересно. Давайте закрываем глаза, хлопнем 5 раз в ладоши, и наша группа превратится в «лабораторию чудес», а мы станем молодыми учеными.
Дети считают до 5.
Воспитатель: Лаборатория чудес начинает работу. А кто знает, что такое лаборатория? (Это помещение, где проводят опыты)
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Как вы думаете, какие? (Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно).
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте пройдем туда, проводить опыты (дети идут к столам и садятся на стульчики).
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (Дети садятся, у каждого ребенка на столе целлофановые пакеты и палочки).
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Давайте сделаем вывод: воздух прозрачный, воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? ( Звук, воздух).
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок, свежий огурец). Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Это мы сейчас проверим.
Воспитатель: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.
Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Посмотрите, что я еще принесла (мыльные пузыри). Я буду надувать пузыри, вы должны, как можно больше их лопнуть.
Игра малой подвижности «Поймай мыльный пузырь» (запись «Мыльные пузыри»)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель: помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (Дети пробуют рисовать)
-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу
Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Рефлексия.
Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"
Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".
Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Водичка-водичка» Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды. Задачи: Побуждать к о...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...