Доклад на тему:«Как учить детей самостоятельности?»
материал
Самостоятельный ребенок - мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:
- Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ребёнок должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций.
- Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
- Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»
__________________________________________________________________________________________________________
142530, ул. Ухтомского, д.3, г.о. Электрогорск, Московской обл.
тел. 8(49643)3-29-55
Email: mdou35-elektrogorsk@rambler.ru
Сайт: https://mdou35elg.edumsko.ru
Доклад на тему:
«Как учить детей самостоятельности?»
Воспитатель:
Карлик С.А.
г.о. Электрогорск 2020 год
Самостоятельный ребенок - мечта большинства родителей. Сформировать у дошкольника самостоятельность, значит решить 3 задачи, тесно между собой связанных:
- Задача 1. Развить у ребенка самостоятельность в области познавательных навыков. Ребёнок должен сам не только овладевать новыми знаниями, но и уметь их оценивать с мировоззренческих позиций.
- Задача 2. Полученные знания нужно уметь применять на практике. "Сделай сам";
- Задача 3. Как найти такие игры и методики, чтобы решить первые 2 задачи.
Что педагогика понимает под самостоятельностью
Самостоятельность не является характеристикой абстрактной. И такая деятельность детей - всегда имеет конкретную направленность. Выделим основы самостоятельности ребенка дошкольного возраста:
- он должен уметь обособлять свою позицию в различных ситуациях;
- он без посторонней помощи планирует свою деятельность и даже сам способен приобретать новые умения;
- он адекватно оценивает свои поступки, сравнивая с поступками других дошкольников;
- он свои игры подчиняет определенным целям, стремясь получить результат.
Алгоритм действия ребенка можно представить триадой: возник мотив - составляю план - получаю результат. В разных ситуациях - игровых и бытовых, ребёнок должен действовать в соответствии с этой триадой. И чем больше он проявит инициативы, тем лучше.
Малыш в 3 года уже осознает себя личностью. Причем личностью отдельной, индивидуальной. Если взрослые в это время тотально ему все навязывают и полностью его контролируют с помощью системы запретов, то развитие самостоятельности у детей будет невозможно.
Часто у детей старше 3-х летнего возраста проявляется сильное упрямство. Это прямое доказательство, что ваш ребенок переживает серьезный кризис. В различных обстоятельствах на простые вопросы вы можете получить детский отказ: "Хочешь мороженое"? - "Нет". Пойдешь со мной в магазин"? " - Не хочу". Так у малыша уже в 3 года, в наихудшем варианте, "воспитание" самостоятельности может привести не только к негативизму и упрямству, но и к строптивости и эгоизму. Такие "умения" мало кому понравятся. А когда в семье растет один ребенок дошкольного возраста, иногда самым "махровым образом" расцветает детский деспотизм. Тут уже никакие игры не помогут. В таких ситуациях должны разбираться детские психологи.
Предоставьте ребенку возможность выбора
Как же действовать взрослым, которые хотят развивать самостоятельность ребенка? Ребёнок в бытовых ситуациях должен иметь возможность делать самостоятельный выбор:
- какой игрушкой он хочет играть;
- апельсин или яблоко на завтрак;
- карандашами или красками будет рисовать;
- что он хочет рисовать;
Ну и, конечно, нельзя на корню подавлять инициативы ребенка. Взрослым только нужно обязательно контролировать рамки поведения детей. Это нужно для того, чтобы гарантировать занятиям ребенка безопасность. У детей нет навыка, предвидящего опасность. Его тоже нужно формировать, как и развитие самостоятельности.
Терпеливо двигаемся по ступеням самостоятельности
В процессе, когда у ребенка происходит воспитание самостоятельности, с самого раннего возраста можно выделить 3 ступени:
- Учите детей в различных бытовых ситуациях действовать без лишнего напоминания - после игры сам убери игрушки, сам помой руки перед едой, скажи "спасибо" . Эти элементарные умения являются базовыми у дошкольников любого возраста.
- Это сложный этап, который характеризует самостоятельность ребенка высокого уровня. Научился убирать свои игрушки, помоги другим. Можно моделировать такие ситуации и следить за проявлением различных качеств ребёнка.
- Это уже этап далекого переноса. Вы обсуждали с ребёнком проблему, что в транспорте пожилым людям не уступают место. И вот ваш ребенок спешит уступить место незнакомой старушке. А в песочнице он помогает малышам набирать песок в ведерко. У вас растет самостоятельный человек дошкольного возраста.
Так, отталкиваясь чаще всего от игры, происходит продвижение по ступеням, на которых формируется развитие самостоятельности.
Откажитесь от режима из-под палки
Важным элементом, который входит в воспитание самостоятельности дошкольников, является обучение навыкам самообслуживания. То, что взрослые делают легко и привычно, детям иногда может даваться с большим трудом. Какого бы возраста не был ребенок, никогда нельзя действовать в режиме "из-под палки". Это вообще не метод современного воспитания. Конечно, какие-то умения силой можно "вбить". Но, из различных методов, это худший. Используйте личный пример, игры, моделирование поведения в различных бытовых ситуациях и т.д. Учите ребенка действовать по-настоящему самостоятельно. Но никогда не применяйте грубую силу. Не подавляйте в малыше его фантазии и поощряйте его инициативы. Это единственный, пусть и более трудный, путь к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-56525-1382851258.jpg)
Доклад на тему "Развитие речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения".
Мы с Вами рассмотрим понятие о языке и речи, определим факторы языковой способности, рассмотрим закономерности развития речи (то есть затронем теоретическую базу и перейдём к практике), поставим...
Доклад на тему: "Нравственное воспитание детей в бытовой повседневной жизни".Подготовительная группа
Нравственное воспитание- неотемлемая ступень в развитии полноценной личности. Дошкольный возраст- этопервоначальный период....
Доклад на тему"Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Доклад на тему "Дидактические игры детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/31/picture-165705-1356974972.jpg)
Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-260218-1376845405.jpg)
Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"
На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/14/picture-315820-1381772246.jpg)
Доклад на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Информационно-методический материал для воспитателей
"Сенсорное развитие детей раннего возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-515468-1415370865.jpg)
Доклад на тему «Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности как предупреждение экстремистских проявлений»
Цель: раскрыть основные понятия, что такое толерантность, экстремизм;проанализировать нормативно-правовые документы по этому направлению; раскрыть значение воспитательной работы...