Эссе Учить с душой, воспитывать с любовью
статья
Детский сад - это мир открытий и откровений, жизненной радости для всех участников воспитательного процесса, мир Спокрйствия, Гармонии и Сотрудничества. Это территория Детства, просранство, которое принадлежит самим детям и должно быть наполнено добротой, любовью и положительными эмоциями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учить с душой, воспитывать с любовью
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей
просачивается в сердце и оживляет его…»
Ромен Роллан
Моя профессия – музыкальный руководитель, и я горжусь её уникальностью, комплексом функций воспитателя, педагога, психолога, музыканта. И кроме того, в процессе подготовки к мероприятиям я перевоплощаюсь в сценариста, режиссера – постановщика спектаклей и концертов, хореографа, художника, дизайнера, декоратора, костюмера, актера… Моя работа – моя стихия, а моим вторым домом стала планета под названием Детский сад!
Детский сад сегодня - это мир открытий и откровений, жизненной радости для всех участников воспитательного процесса, мир Спокойствия, Гармонии и Сотрудничества. Это территория Детства, пространство, которое принадлежит самим детям и должно быть наполнено добротой, любовью и положительными эмоциями. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы перед глазами воспитателя всегда было яркое представление о сущности этой гармонии. Как считает В. А.Сухомлинский, я с ним соглашусь, что детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Моя педагогическая философия – учить с душой, воспитывать с любовью. Видеть и чувствовать детскую душу – основа педагогического мастерства.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдание, несчастье другого человека; совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Многие годы наблюдений за духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего возраста до зрелости убедили меня в том, что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, телевидения, увлечение интернетом не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию.
Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, которое не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Мы разучились слышать и слушать классическую и народную музыку, музыку в «живом исполнении», обращать внимание на способность сопереживать. Музыка перестала пополнять духовную копилку ребёнка такими переживаниями, как сочувствие, радость, грусть. И даже большинство современных мультфильмов, телевизионных программ для детской аудитории не ставят задачу эстетическо-нравственного воспитания, как одну из приоритетных. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Подрастающее поколение в современном обществе вынуждено сталкиваться с невиданным потоком негативной информации, раскалывающей наше общество, подрывающей авторитет страны и её устои, который льётся беспрепятственно из интернета, с экранов телевизоров, из современной «свободной» прессы, жестоких компьютерных игр. Не имея прочной духовной базы, ребенок воспринимает низменные вещи, как норму, что не может не оказать пагубного влияния на его дальнейшую жизнь. Вот почему так важно в нашей стране детям с самого раннего возраста прививать вкус и любовь к традиционной русской народной музыке и культуре, традициям, ценностям и духовно – нравственным ориентирам наших предков. Ведь это не просто красивые мелодии. В песнях воспевается природа, любовь к ближнему, героизм народа, ценность семьи, любовь к Родине, взаимовыручка, верность своему делу и Отечеству. Воспитываясь на таких идеалах, дети смогут противостоять пагубному влиянию массмедиа, будут ценить свою семью, родителей, культуру, природу, Отечество. Это основа и будущее нашего государства, залог стабильности и счастливого будущего.
Стойким убеждением человека является жизненное кредо. Кредо означает «верю». Во что верю я? Я верю в то, что каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. Моя миссия состоит в том, чтобы выявляя природные задатки каждого ребенка, развивая те или иные способности, сохранить его индивидуальность.
В мир музыки, мир волшебных звуков мы попадаем с самых первых дней своей жизни. Первая колыбельная, которую поет нам мама, первая музыкальная игрушка, заботливо подвешенная над кроваткой и играющая приятную мелодию. Музыка сопровождает нас каждый день — и вот уже мы на утреннике в детском саду или на большом семейном празднике весело поем свою любимую песенку, на радость родителям и воспитателям. А позже, нарядившись в красивое платье, представляем себя известной юной певицей на экране телевизора.
Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка. Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой. Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка. В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию. Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.
Детство заканчивается, наивные мечты проходят. Но не исчезает из нашей жизни и нашего сердца музыка. Она продолжает сопровождать нас повсюду, наполняя радостью, даря заряд бодрости и веселья, или, наоборот, погружая в мир романтических грез. Приятная музыка всегда вызывает только положительные эмоции, а значит, она делает жизнь прекраснее. Даже грустная мелодия несет в себе определенную таинственную силу, помогая раскрыться нашей душе, нашим потаенным мыслям, желаниям, переживаниям, которые, обратившись в мелодию, легко покидают глубины сердца, оставляя лишь легкость и приятные воспоминания.
Конечно, в наше время существуют музыкальные произведения, направленные только на развлечение, произведения, которые не содержат никакой особой идеи или смысла, которые не несут в себе гармонии и красоты. Но все-таки таких произведений не много. Не только классическая, но и современная музыка, современные эстрадные песни содержат определенные чувства и переживания автора, в которых каждый из нас обязательно найдет что-то близкое ему — то, что происходит с ним сейчас, происходило когда-то в прошлом или на что он надеется в будущем. Ведь в музыке отражается не только наша радость, но иногда и печаль, и страдания. «Я изливаю свое горе в музыке, — писал О. Бальзак. — Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн».
Музыкальные произведения создаются людьми, но идея для их создания берется автором из окружающего мира, из самой природы, из обычных, привычных нам повседневных вещей, событий, явлений, чувств. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? — писал Л. Бетховен. — Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не станут передо мною в виде нот». О том же говорил и Н. А. Римский-Корсаков: «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества…».
В самом деле, простые слова не всегда могут в точности передать наше душевное состояние. В нашей жизни нередко бывают минуты, когда мы чувствуем, что не все можно выразить словами, когда хотелось бы высказаться каким-то особенным способом, такая гармония, красота, овладевает душой, что-то высокое и совершенное. Тончайшие звуки окружающего мира, мира природы, едва уловимые оттенки человеческой души, сама жизнь с ее многообразием, сложностью, неразгаданностью и неповторимостью — вот то, что содержит в себе музыка. И вряд ли найдется хоть один человек, способный остаться равнодушным к таким искренним и сильным, настоящим и неприкрытым чувствам. Если мы хотим, чтобы слово учило жить, чтобы наши дети стремились к добру, необходимо воспитывать тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место принадлежит музыке. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»
Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.
Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний. Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию мозга через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания всех внутренних органов организма. Учеными биофизиками отмечено удивительное влияние акустических волн классической музыки на здоровье человека. Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу. Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Закончить свои рассуждения мне хотелось бы прекрасными словами великого музыканта, композитора Д. Д. Шостаковича: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова нужны силы продолжать путешествие в мир человеческих взаимоотношений, мир Любви, Добра, Счастья, Веры, в прекрасный и столь далекий и одновременно близкий для меня мир Детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Напитайте Душу Красотой и Любовью"
Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой, в рамках МБДОУ....
Эссе:Учить с душой, воспитывать с любовью
Детский сад сегодня - это мир открытий и откровений, жизненной радости для всех участников воспитательного процесса, мир Спокойствия, Гармонии и Сотрудничества. Это территория Детства, пространство, к...
Эссе "Учить нельзя воспитывать".
Эссе на городской конкурс "Педагог года - 2018"...
Эссе "Учить нельзя воспитывать
Эссе на конкурс "Педагог года-2018"...
Эссе "Учить нельзя воспитывать"
Мой рассуждения о профессии воспитателя....
Рубрика "Воспитываем с любовью"
Эмоциональные нарушения детей...
Консультация для родителей "Воспитываем с любовью"
Консультация для родителей "Воспитываем с любовью"...