Введение в искусство
рабочая программа

Клаккина Лидия Михайловна

Программа «Введение в искусство» включает в себя общие и конкретные беседы с детьми об искусстве, о традициях его коллекционирования, о музеях. Знакомство детей с произведениями искусства производится по слайдам, репродукциям и , конечно, по оригиналам на экспозиции музея. Программа включает в себя ряд экскурсий в музеи Санкт-Петербурга, экскурсии по городу и пригородам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Введение в искусство"27.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство - один из способов познания действительности творческого преобразования мира человеком.  Для творчества необходимы любовь и желание, а так же знания и навыки творческой деятельности. Приобщение ребёнка к искусству – это приобщение к культуре народов, введение его в мир себе подобных, в жизнь духовную и социальную. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умение понимать и ценить искусство без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой, творческой активной личности. Разрабатывая программу для дошкольников «Введение в искусство» мы определили ряд важных педагогических задач, которые считаем необходимыми для гуманитарного развития ребёнка, а именно:

  • Развитие внимания  и умения видеть, выделять наблюдаемые объекты;
  • Развитие чувственной сферы ребенка, его эстетических переживаний и эмоциональной отзывчивости на видимое (цвет, фактуру, форму, конструкцию, пропорции и т.д. )
  • Развитие интеллектуальной сферы ребёнка – его способности запоминать, сравнивать, воображать, фантазировать и т.д., то есть – развитие аналитического и творческого мышления;
  • Освоение специфического языка изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре;
  • Духовно-нравственное развитие ребёнка- воспитание способности сочувствовать, сострадать, содействовать;
  • Воспитание чувства собственного достоинства, патриотизма и уважения к правам и культуре других людей, иных народов;
  • Воспитание исторического сознания;
  • Освоение общечеловеческих ценностей, норм поведения и многое другое.

Доминантной в нашей программе является внимание к русскому искусству, к истории и искусству Санкт-Петербурга, а главной целью – воспитание юного высокообразованного петербуржца, способного адекватно общаться с мировой культурой.

Программа «Введение в искусство» включает в себя общие и конкретные беседы с детьми об искусстве, о традициях его коллекционирования, о музеях. Знакомство детей с произведениями искусства производится по слайдам, репродукциям и , конечно, по оригиналам на экспозиции музея. Программа включает в себя ряд экскурсий в музеи Санкт-Петербурга, экскурсии по городу и пригородам.

В процессе взаимодействия с педагогом дети получают обширные знания по изобразительному искусству, знакомятся с эпохами, школами и творчеством разных художников, узнают о видах и жанрах искусства, постигают особенности его языка.

Знания детей, полученные п ознакомлению с искусством подкрепляются собственной практикой на занятиях рисованием и организованным общением детей друг с другом и с взрослыми на материале искусства. Курс бесед по программе «Введение в искусство» разрабатывается для всех детей детского сада, начиная с младшей группы.

Взаимодействия детей с педагогом имеют системный характер, строятся последовательно с расширением, углублением и усложнением осваиваемого материала.

Знакомство детей с искусством начинается с тех форм, которые им близки и понятны. Это, прежде всего, игра и диалог. В условиях занимательной игры успешно осваиваются разнообразные знания, умения, навыки. Игра является важным условием воспитательного процесса и развития образного мышления у маленьких детей. Диалог дает возможность развивать аналитическое мышление, развивать речь, отрабатывать умение вести беседу, высказывать свое собственное мнение, свой взгляд на то или иное произведение, аргументировать свои доводы.

Главное условие проведения бесед, диалогов – опора на непосредственность детских впечатлений, учет индивидуальных интересов, знаний, особенностей детей, а также – образность и доступность речи воспитателя (музейного педагога), разъяснение всех терминов и понятий, используемых в беседе. При планировании форм и методов работы с детьми учитывается активная познавательная и практическая  деятельность детей дошкольного возраста, обеспечивающая развитие творческого воображения, эстетических чувств, развитие речи.

Принципы построения программы:

  1. Культурологический (изобразительное искусство рассматривается как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплотившей в себе все разнообразие материалов художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур).
  2. Развивающий (программа направлена на познавательно-речевое развитие).
  3. Наглядности (реализуется в подборе видеоряда с учетом возрастных особенностей детского восприятия, доступности детям содержания произведения, его художественной ценности, актуальности, средств выразительности, колорита, манеры исполнения).
  4. Интегрированный (интеграция познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития).
  5. Деятельный (решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей: беседы, игровые и познавательные сюжеты, дидактические и развивающие игры).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО»

(младшая группа)

Основные задачи:

  • Развивать внимание и умение видеть, запоминать;
  • Формировать интерес к изобразительному искусству;
  • Развивать художественный вкус.

сентябрь

«Чудесный мир искусства»

(2 занятия)

Вызывать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание всматриваться и рассматривать их. Предложить рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства, живописные картины И. Левитана, И. Шишкина, И. Хруцкого, В. Серова, скульптуры Н. Лаверецкого, П. Трубецкого.

«В гости к художнику»

(2 занятия)

Познакомить детей с профессией художника, с его мастерской. Рассказать об инструментах и красках, необходимых для работы мастеру. Внимательно рассмотреть картину И. Фирсова «Юный художник», замечая все детали, изображенные художником.

октябрь

«Когда оживают краски»

(2 занятия)

Продолжать знакомить детей с произведениями живописи. Подвести их к пониманию, что все окружающее художника может стать предметом его творчества. Рассмотреть картины: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Московский дворик», К.Рерих «Небесный бой», И. Репин «Стрекоза» и др.

«Забавные картинки»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора детской книги И. Рачева, рассмотреть его рисунки к сказкам «Колобок», «Машенька и медведь». Обратить внимание на характер сказочных героев, на цветовое решение образов.

ноябрь

«Сказка в произведениях русских художников»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. Васнецова. Рассмотреть его иллюстрации к русским народным сказкам «Три медведя», «Волк и козлята». Обратить внимание детей на соответствие иллюстрации к тексту. Рассмотреть иллюстрации Ю. Васнецова к потешкам, предложить найти картинки, соответствующие тексту потешек.

«Мы живем в сказке»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника В. Васнецова. Рассмотреть картину «Аленушка». Учить понимать настроение в картине, обращать внимание на соответствие цвета образу, учить сопереживать.

декабрь

«В гостях у бабушки Федоры»

(2 занятия)

Познакомить детей с русским бытом. Рассмотреть интерьер русской избы: печь, стол, лавки и т.д. Обратить внимание на предметы быта: самовар, расписная посуда, вышитые полотенца и т. д. побеседовать об уюте, о гостеприимстве.

«Веселая дымка»

(2 занятия)

Познакомить детей с народными игрушками. Рассмотреть и рассказать о дымковской народной игрушке, обратить внимание на красочность образов, на разнообразие узоров, цвета, поиграть с игрушкой. Вызвать радостные чувства и эмоции.

январь

«Зеленая красавица»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника А. Куинджи. предложить рассмотреть его картину «Солнечные пятна на снегу». Обратить внимание на красоту зимней природы, на чистоту цвета, на манеру живописи художника. Рассмотреть зимние пейзажи других художников.

«Филимоновская сказка»

(2 занятия)

Познакомить детей с народной глиняной филимоновской игрушкой. Сравнить дымковскую и филимоновскую игрушки, отметить неповторимость и своеобразие каждого промысла.

февраль

«В гостях у скульптора»

(2 занятия)

Познакомить детей с видом искусства «скульптура». Рассказать о инструментах и материале скульптора. Рассмотреть скульптуры малых форм, отметить отличие скульптуры от картины, побеседовать о назначении скульптуры.

«Русские богатыри»

(2 занятия)

Продолжить знакомство с творчеством художника В. Васнецова. Рассмотреть картину «Богатыри», рассказать о защитниках земли русской, побеседовать о силе и храбрости.

март

«Цветы для мамы»

(2 занятия)

Познакомить детей с жанром живописи «натюрморт». Рассмотреть картины И. Хруцкого, И. Грабаря, обращая внимание детей на фактуру, цвет, красоту предметов.

«В гостях у художника»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника И. Левитана. Рассмотреть его пейзажи «Март», «Плес после дождя», обращая внимание на красоту природы, на цвет, композицию картины.

апрель

«По полям бегут ручьи…»

(2 занятия)

Продолжат знакомить детей с русскими пейзажистами. Рассмотреть весенние пейзажи М, Нестерова «Ранняя весна», А. Саврасова «Грачи прилетели».

«Художники-анималисты»

(2 занятия)

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. Чарушина. обратить внимание на манеру изображения животных, на неповторимость их образов, на характер зверей.

май

«Давайте знакомиться»

(2 занятия)

Познакомить детей с жанром живописи «портрет». Рассмотреть картины русских художников: Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», И. Вишнякова «Портрет Сарры Элеоноры». Обратить внимание на цвет картины, характер героев, их одежду.

«Прогулки по городу»

(2 занятия)

Дать первоначальные знания об архитектуре как виде искусства, показать ее особенности, рассказать о строительных материалах и элементах декора. Рассказать о том, что в нашем городе есть здания, которым уже много-много лет. Показать некоторые из них. Обратить внимание на непохожесть их на современные здания, в которых мы живем. Рассмотреть элементы здания: окна, колонны, фронтон, лестницу. Рассказать о дне рождения города и его основателе императоре Петре I.

Формы взаимодействия с детьми:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Рассказ воспитателя;
  • Игровые приемы;
  • Самостоятельная деятельность детей.

Ожидаемые результаты по освоению программы «Введение в искусство»:

  • Ребенок проявляет интерес к рассматриванию произведений искусства;
  • Эмоционально откликается на художественные образы произведений;
  • Отличает виды искусства;
  • Называет некоторые изделия народных мастеров;
  • Узнает рассматриваемые ранее произведения искусства.

Система взаимодействия с родителями по программе «Введение в искусство»:

  • Экскурсии выходного дня.

Тема: «где живут картины и другие красивые вещи»

Цель: вызвать яркое зрительное и эмоциональное впечатление, сформировать образ музея.

Экскурсия проводится в форме прогулки по залам, рассматривания интерьеров, лепнины. Проводятся беседы у экспонатов, которые оказались узнанными или привлекли особое внимание детей.

Тема: «В гости к игрушкам»

Цель: донести до детей яркий самобытный образ народной игрушки, показать многообразие видов: филимоновскую, дымковскую, каргопольскую, глиняные игрушки, деревянные городецкие и полхов-майданские.

Экскурсия проводится в виде прогулки по залам, где представлены образцы народных игрушек с беседой около данных экспонатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВО»

(средняя группа)

Основные задачи:

  • Формировать интерес ребенка к изобразительному искусству;
  • Развивать художественный вкус;
  • Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения;
  • Учить различать виды и жанры искусства, понимать содержание картины, выделять главное;
  • Формировать интерес к народному искусству;
  • Развивать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.

сентябрь

«Профессия-художник»

Выявить знания детей о труде художника, его мастерской, инструментах, необходимых художнику, о разнообразии красок. Дать понятия: «холст», «подрамник», «рама». Познакомить детей с этюдником, рассказать о пленерной живописи, рассмотреть этюды И. Левитана.

«Прекрасная пора»

Развивать чувство гармонии и красоты, восприятия цвета, учить понимать настроение в картине, выделять цвет, как средство выразительности, формировать понятие «пейзаж». Рассмотреть пейзажи И. Шишкина «Рожь», Ф. Васильева «Мокрый луг», А. Куинджи «Радуга» и др. художников.

«О цвете»

Рассказать о цветовой палитре, учить видеть оттенки цвета, побеседовать о роли цвета в картине.

«Знакомство с творчеством И. Шишкина»

Рассмотреть пейзажи живописца, рассказать о его творчестве, о любви к природе. Побеседовать о картине «Корабельная роща». Учить видеть красоту родной природы, развивать наблюдательность, чувство цвета.

октябрь

«В мире застывших образов»

Познакомить детей с образами животных в скульптуре, используя скульптуры малых форм. Побеседовать о специфике изображения животных. Познакомить с творчеством скульптора П. Клодта. Рассмотреть его работы.

«О чем рассказала картина»

Познакомить детей с жанровой живописью, учить понимать картину. Рассмотреть картину А. Венецианова «Гумно», рассказать о труде крестьян, об их жизни. Обратить внимание на русскую одежду.

«Пора листопада»

Рассмотреть картины известных художников-пейзажистов, используя отрывки из симфонической музыки, соответствующей настроению в пейзаже. Учить видеть красоту природы в любом времени года.

«Что нам осень принесла»

Продолжить знакомить детей с жанром живописи «натюрморт». Рассмотреть картины В. Стожарова, П. Кончаловского, В. Хруцкого.

ноябрь

«Пейзаж и настроение»

Познакомить детей с творчеством художника А. Саврасова. Рассмотреть его пейзажи, обращая внимание на цветовое решение картины. Формировать понятие «пейзаж».

«Самый детский иллюстратор»

Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Ю. Васнецова. Обращать внимание детей на выразительные средства, декоративные детали. Формировать эстетический вкус, умение эмоционально откликаться на произведение.

«Необыкновенная «обыкновенная» жизнь»

Продолжать знакомить детей с произведениями бытового жанра. Учить узнавать и сравнивать изображенное в картине с реальной  действительностью, учить понимать сюжет и эмоциональный настрой произведения, откликаться на него.

«Ранний снег»

Продолжать знакомить детей с жанром живописи «пейзаж». Рассмотреть пейзажи И. Грабаря, И. Шишкина, Б. Кустодиева, А. Саврвсова. Учить видеть красоту зимней природы, воспитывать художественный вкус.

декабрь

«Народ-художник»

«Живая глина»

«Голубая сказка»

«Веселый городец»

«О чем рассказала картина»

январь

«Святые образы»

«Когда вещь становится героем»

«Зима в лесу»

«В гостях у художника»

февраль

«Застывшие мгновения»

«О чем рассказала картина»

«Защитники земли русской»

«Какие разные лица»

март

«Мамин праздник»

«Застывшие мгновения»

«Весна идет»

«Сказка в живописи»

апрель

«Веселая ярмарка»

«Художники-иллюстраторы»

«Что может художник»

«О днях глубокой старины»

май

«О жанрах живописи»

«Великие имена»

«Цветущий май»

«С днем рождения, любимый город»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Технология «Введение дошкольника в мир искусства»

Приобщение детей к миру искусства через знакомство с предметами изобразительного искусства в рамках программы «Здравствуй, музей!»...

Памятка для родителей: «Введение в искусство рукоделия».

В старину, когда рождалась девочка, ей дарили маленькую прялку. В 10 лет она получала большую прялку и вместе с ней задание – напрясть ниток и соткать половинки. В 16 лет девочки изготавливали с...

Консультация «Интеграция видов искусств как условие введения детей в художественную культуру»

Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:      - освоение произведе...

«Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования»

Тема «Введение ребенка в мир искусства в процессе рисования»  таит в себе много загадок и вопросов. В педагогическом искусстве сохраняется по-прежнему информационный подход, только те...

Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность

Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....

Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность

Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....

Технология введения детей дошкольного возраста в мир искусства через театрализованную деятельность

Воспитание творческой личности ребёнка через раскрытие его возможностей и способностей средствами театрального искусства....