Тренинговое занятие для родителей «Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»
методическая разработка

Сонцова Альбина Ивановна

Тренинговое занятие для родителей

«Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»

Цель: Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него

тревожных состояний.

Аннотация: Предложенные игры и упражнения достаточно просты и составлены в помощь современному родителю (законному представителю) для выработки навыков сохранения у своих детей эмоционального равновесия.

Мини-лекции, игры и упражнения объединены в законченную последовательность действий, приводящих   к   развитию   чувства   понимания   взрослых   и   детей,   а   также   уверенности   в

межличностных отношениях через расширение сферы осознания себя и других.

Тренинговое      занятие       может       использоваться       педагогом-психологом      дошкольного  образовательного учреждения в целях повышения уровня психолого-педагогической компетенции

родителей (законных представителей) в области гармонизации детско-родительских отношений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_dlya_roditeley_2017.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для родителей

«Как помочь ребенку избежать тревожного состояния»

Цель: Обучение родителей эффективному взаимодействию с ребенком для снятия у него

тревожных состояний.

Аннотация: Предложенные игры и упражнения достаточно просты и составлены в помощь современному родителю (законному представителю) для выработки навыков сохранения у своих детей эмоционального равновесия.

Мини-лекции, игры и упражнения объединены в законченную последовательность действий,

приводящих        к        развитию        чувства        понимания        взрослых        и        детей,        а        также        уверенности        в

межличностных отношениях через расширение сферы осознания себя и других.

Тренинговое        занятие        может        использоваться        педагогом-психологом        дошкольного

образовательного учреждения в целях повышения уровня психолого-педагогической компетенции

родителей (законных представителей) в области гармонизации детско-родительских отношений.

План занятия

Вводная часть:

  • Игра «Эхо»

  • Игра «Нас с тобой объединяет…»

Основная часть

  • Мини-лекция «Что значит тревожный ребенок»

  • Игра «За что меня любит мой ребенок»

  • Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»

  • Рекомендации

  • Игра «Шалтай – Болтай»

Заключительная часть

  • Упражнение «Пирог»

Содержание занятия:

Вводная часть:

Игра «Эхо»

Цель: настроить участников друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Содержание игры: Ведущий говорит: «Сейчас я прохлопаю в ладоши и проговорю свое имя, а вы дружно, как эхо, за мной повторите его. Затем тот, кто сидит справа от меня, прохлопывает в ладоши и проговаривает свое имя, а мы снова повторяем его. Таким образом, все назовут и прохлопают свое имя».

Игра «Нас с тобой объединяет…»

Цель: создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе.

Материал: мягкая игрушка «сердечко»

Содержание  игры:  Участники  сидят  лицом  в  круг,        у  ведущего        в        руках        «сердечко».

Ведущий говорит: «Сейчас давайте поговорим о том, что у нас общего друг с другом», передает

1

игрушку соседу справа и говорит: «Нас с тобой объединяет то, что мы сейчас находимся в детском саду», следующий участник проговаривает свою версию и передает игрушку следующему участнику и т.д. (Предполагаемые ответы: «Нас объединяет то, что наши дети одного возраста», «Наши дети девочки» и т.д.)

Основная часть:

Мини-лекция «Что значит тревожный ребенок?»

Что значит «тревожный ребенок»? Периодически страхи и беспокойства испытывают все дети — так что, все дети — «тревожные»? На самом деле далеко не каждый ребенок сталкивается в своей жизни со страхом, который он не в состоянии преодолеть. И не важно, чем вызван этот страх — темнотой в спальне, необходимостью разлучаться на целый день с матерью или пребыванием в новом и неблагожелательном детском коллективе.

  • множеством подобных ситуаций большинство детей справляется самостоятельно и достаточно легко. Но бывает момент, когда обязательно нужна помощь самых близких и любящих людей — родителей.

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки низок, такие дети и впрямь, думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание.

Упражнение «За что меня любит мой ребенок» Цель: Повышать свою значимость

Содержание игры: участники тренингового занятия сидят в кругу. Каждый по очереди говорит всем, за что его любит ребенок

После игры обсудить с родителями, приятно ли им было осознавать, что все, что они о себе сказали, услышали другие игроки. Помочь сделать вывод, что их любят просто за то, что они есть.

Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку?»

Не секрет, что у многих родителей, месяцами и годами бьющихся за здоровье своих детей, страдающих от их страхов и просто капризов, когда-нибудь да возникает искушение: «А может дать какую-нибудь таблетку, и он (она) станут как все дети?» К сожалению, таблеток от страхов

  • тревожности нет и «прививок смелости» врачи еще не делают, Исходя из 3х основных фактов:

  • ТРЕВОГА- ЭТО НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СТРАХ, БОЯЗНЬ ЛИЦ ИЛИ СОБЫТИЙ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ В РЕАЛЬНОСТИ.

  • ЕДИНСТВЕННЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАХА- ЭТО ПРОТИВОСТОЯНИЕЕМУ.

  • ТРЕВОЖНОСТЬ ВРЕДНА ДЛЯ РЕБЕНКА В ТОЙ МЕРЕ, В КАКОЙ ОНА МЕШАЕТ ЕМУ ЖИТЬ ПОЛНОЦЕННОЙ ЖИЗНЬЮ: УЧАСТВОВАТЬ В ИГРАХ, ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ, УЧИТЬСЯ.

Рекомендуется:

1. Принимайте переживания чувствительного ребенка всерьез: не отрицайте их и не высмеиваете. Старайтесь выразить свою веру в способность ребенка смело преодолевать тревожные чувства. Такой подход можно считать наиболее вдохновляющим для чувствительного ребенка.

2

  1. Выдвигайте ясные, соответствующие возрасту требования с поправкой на конкретные способности конкретного ребенка. Например, если другие дети участвуют во многих внеклассных мероприятиях, то чувствительного ребенка надо вовлекать в эти мероприятия постепенно, так, чтобы он мог сначала в какой-то мере привыкнуть к одному, а затем перейти к освоению другого.

  1. Для того чтобы поощрить ребенка к противостоянию страхам, предлагайте ему ситуации

  • более положительными «вознаграждениями» за более смелое поведение. Не старайтесь во что бы то ни стало убедить ребенка в своей правоте и не пытайтесь точно узнать от него, что является причиной его беспокойства. Большинство чувствительных детей не сможет объяснить вам, отчего они тревожны, и этих детей очень трудно в чем бы то ни было убедить. Не забывайте о похвале: часто она является наиболее эффективным подкреплением преодоления.

  1. Родители обладают большими правами и обязанностями, чем дети. Придерживайтесь этого принципа. Ваша задача заключается не в том, чтобы сделать вашего ребенка максимально похожим на вас, а в том, чтобы осуществить то, что в его интересах.

  1. Последовательность благотворно сказывается на чувствительных детях. Важно последовательно руководить поведением ребенка, и в той же мере важна согласованность действий родителей в отношении ребенка.

  1. Старайтесь общаться непосредственно, открыто и не оскорбительно. Это будет полезно не только для чувствительного ребенка, но и для других членов семьи.

  1. Старайтесь избегать вспышек гнева. Небольшая досада на ребенка может считаться естественной, но вспышки злости только увеличивают тревожность ребенка, за язвительные замечания снижают его самооценку.

  1. Не старайтесь слишком опекать чувствительного ребенка. Подобно всем другим людям, чувствительные дети учатся на своих ошибках, поэтому не лишайте их возможности делать ошибки.

  1. Старайтесь избегать слишком большого вовлечения в область переживаний чувствительного ребенка. Другие члены семьи также имеют право на ваше внимание, и вы сами имеете право на время для себя.

  1. Объясните своему ребенку, что многие люди также борются со своей тревожностью. Тревога невидима, поэтому многие чувствительные дети чувствуют себя очень непохожими на других до тех пор, пока они не встретят кого-нибудь, похожего на них.

Упражнение «Обыгрывание ситуаций».

Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы для решения ситуаций. Материал:

карточки с описанием ситуаций.

Задание: Прочитав, обсудить ситуацию, написать: «Ты - высказывание» и «Я - высказывание», относящееся к ней. На выполнение задания даётся ... минут. Затем ситуации зачитываются, и обсуждается использование высказываний.

Ситуация 1.

«Вы который раз зовёте дочь садиться за стол обедать. Она отвечает: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться».

Ситуация 2.

«У вас важный разговор с начальством по телефону. Ребёнок то и дело его прерывает».

Ситуация З.

«Вы приходите домой усталая. У вашего сына друзья, игры и веселье. На столе следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды».

3

Рефлексия: Какие чувства вы испытываете во время выполнения задания? Что было сложно?

Что мешало или наоборот помогало?

Ведущий: «А мудрость нам дают опыт и знания, потому я предлагаю пользоваться «Я – высказыванием» в семье, начиная с сегодняшнего дня».

Игра «Пирог»

Цель: Осмысление качественных изменений, происходящих с участниками.

Материал: каждому участнику набор из желтого, белого и черного куска пирога.

Инструкция: итогом нашего занятия является пирог, но мы, не знаем, получился ли он.

Сейчас вы мысленно ответите себе на вопросы:

  • Было ли полезным это занятие, и вы уходите с хорошим настроением?

  • Была ли встреча бесполезна для вас?

  • Чтобы посмотреть каким получился пирог, вы свое впечатление о встрече выразите одним из кусочков пирога, объясняя свой выбор.

Желтый – наше общение принесло пользу, во мне произошли изменения; Белый – я еще не определился; Черный – встреча ничего не принесла, пустая трата времени.

После того, как все выбрали нужный кусок пирога, ведущий подводит итог, о том, какой

получился пирог.

Уважаемые родители, наш тренинг подошёл к концу! Спасибо вам огромное! Вы сегодня активно принимали участие во всех предложенных играх. Надеемся, что полученные знания принесут вам только пользу!

Используемая литература:

  1. Хухлаева О.В. Психологические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.

  1. Хухлаева  О.В.,  Хухлаев  О.Е.,  Первушин  И.М.  Тропинка  к  своему  Я:  как

сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М: Генезис, 2004.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Издательства «Речь», 2006.

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательства «Речь».

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.

  1. Пазухина И.А. Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Пособие – конспект для практических работников ДОУ. – СПб. : «Детство-

пресс», 2005.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность"

Данная памятка поможет  родителям в помощи преодоления тревожности у детей 4 -5 лет....

тренинговое занятие для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

поднятие престижа семьи, содействие построению оптимальных взаимоотношений в семье, профилактике правонарушений...

тренинговое занятие для родителей "Если ваш ребенок боится"

Тема: «Если ваш ребенок боится» Цель: понять причины детских страхов, помочь ребенку избавиться от них....

консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей"

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто присутствия взрослого.• Делиться своей тревогой с ребенком...

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей....

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей.

Как родители могут помочь ребенку  избежать некоторых трудностей....

Буклет для родителей "Как помочь ребенку избежать трудностей!"

Для вас, заботливые родители, создана эта памятка, что бы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе....