Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры
материал (подготовительная группа)
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения элементарных экономических представлений и понятий, начальных экономических умений и приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskoe_vospitanie._obobshchenie_opyta.doc | 415.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 146»
«Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры»
Обобщение опыта
Фатовская Ольга Владимировна,
воспитатель
Рязань, 2020
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Экономическая игра – это игра, правила которой существенно меняются примерно раз в десять лет, что вызывает не слишком приятные ассоциации
с игрой королевы в крокет, известной нам по «Алисе в стране чудес».
Норберт Винер, американский ученый, основатель кибернетики
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в условиях современной социально-экономической ситуации, создающей не вполне благоприятные условия для нравственного развития детей, закономерно, так как от экономической культуры зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения элементарных экономических представлений и понятий, начальных экономических умений и приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, а также преемственностью в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Ребёнок-дошкольник практически ежедневно знакомится с основными экономическими понятиями: слышит в семье, от сверстников и взрослых такие слова как деньги, товары, продукты, цена, дёшево, дорого, экономить. Поэтому проблема экономического воспитания становится актуальной уже в дошкольном возрасте.
Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане формирования таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, необходимых для формирования в дальнейшем экономически грамотного человека. В этот период дети любознательны, проявляют высокую познавательную активность, максимально открыты эмоциональному переживанию и сопереживанию. Развиваются предпосылки понятийного мышления: появляются элементы абстрактных рассуждений, проявляется интерес к обобщённым свойствам предметов окружающей действительности. Ребёнок способен установить причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать простейшие логические выводы. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Формируются моральные нормы, базовые компоненты ценностных ориентаций, отношение к людям, выстраивается моральный облик ребёнка, черты которого проявляются в течение всей последующей жизни. Поэтому очень важно при формировании основ экономической культуры уделять внимание нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».
Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег, а также формировать умение отличать желания от потребностей, что в будущем будет способствовать развитию предпосылок реального экономического мышления, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Цель – экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игры.
Очевидно, что дети не готовы к восприятию финансово-экономических терминов, проведению сложных математических расчётов, планированию, анализу и синтезу, поэтому главным принципом реализации данной темы является адекватность возрасту. Ведущей деятельностью ребенка остается игра. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Кроме того, при внедрении в образовательный процесс основ экономического воспитания, необходимо следовать принципу перехода от простого к сложному, и сочетать принцип наглядности и принцип практической применимости знаний и умений, которым обучаются дети.
Задачи
Образовательные:
- познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- знакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений;
- учить решать простейшие экономические задачи;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;
- дать представления о взаимосвязи между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена – с одной стороны, и честность, щедрость, экономность – с другой;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
- трудиться, работать и зарабатывать;
- деньги, доходы;
- покупать, тратить, расходовать, транжирить;
- откладывать, копить, сберегать;
- одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
- планировать, экономить.
Воспитательные:
- воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда;
- стимулировать интерес к изучению мира экономических понятий;
- способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями;
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.
Задача работы с родителями – обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры в процессе формирования нравственных представлений об окружающем мире, а также повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Новизна заключается в том, что экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано, проблема экономического воспитания в дошкольном возрасте становится предметом особого изучения. Уже в дошкольном возрасте закладываются основы экономического воспитания, так необходимые в современном мире, ведется работа по совершенствованию общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным объектам и ценностям. Четко прослеживается взаимосвязь мира экономических понятий и представлений с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
В своей работе по экономическому воспитанию дошкольников использовала разнообразные методы и приемы, позволяющие детям стать активными участниками учебного процесса:
- игровые (сюжетные игры, дидактические, игровые упражнения, интерактивные театральные мини-постановки и др). Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике, моделируя реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др., в играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Супермаркет» создаются благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, чтение обучающих сказок). Например, варианты сказок о бартере: народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»; авторская сказка В.Катаева «Дудочка и кувшинчик». Сказки о деньгах: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво» и т. п.; загадок, заучивание пословиц и поговорок, которые в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду, обсуждение художественной литературы и др. наглядные (наблюдение, просмотр ознакомительных фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др. Один из вариантов эффективных видов наглядного игрового обучения – интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) – отличная среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов).
- практические (творческие проекты, ситуационные задачи, занятия- исследования, виртуальные экскурсии на фабрики и предприятия и т.п.).
Использую естественное соединение математических и экономических знаний уже на начальной ступени их изучения. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу (методическое пособие «Задачник Мудрого Филина», «Как Миша стал бизнесменом»). Кроме того, в своей работе активно использую логические и арифметические задачи, задачи-шутки, сочетающие в себе элементы проблемности и занимательности. Однако важно учитывать, что для того, чтобы вызвать интерес дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.), а для этого она должна соответствовать возрасту.
Занятия по ручному труду – важные составляющие экономического воспитания, т.к. продуктивные виды деятельности представляют собой колоссальные возможности для формирования основ экономического мышления дошкольников.
Основная форма обучения — игра.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Поэтому одним из ведущих направлений своей работы по экономическому воспитанию дошкольников я считаю взаимодействие по принципу «педагог - ребенок - родитель», активное приобщение родителей к образовательному процессу (семейные проекты, участие в праздничных мероприятиях, играх, интерактивных театральных миниатюрах, обучающих сказках и обмен опытом, например, с помощью папки-передвижки предназначенной для работы с семьёй). Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители могут брать эти папки на определённый срок (выходные дни, праздники), заниматься с детьми, писать отзывы, наблюдения, пожелания, таким образом осуществляется «обратная связь» с семьёй. Также, в качестве обратной связи, я использую и интерактивные средства (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанные на достижениях технологического прогресса.
Кроме того, в рамках реализации педагогического опыта, мы с воспитанниками приняли участие в конкурсе «Финансовая грамотность» на сайте «Портал образования», где добились достаточно высоких результатов.
Современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств. Так современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, всесторонне развитых, гуманных людей, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности. Именно эти качества я стараюсь развивать в детях в ходе своей работы, используя разные методики и приемы, пользуясь разнообразными материалами.
Список литературы
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4.
- Стахович Л.В. Занимательные финансы : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений, - «Вита-пресс» М; 2019
- Шатова, А.Д. Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000
Интернет-ресурсы:
Учебно-методический кабинет, сайт https://ped-kopilka.ru/blogs/blog58265/konspekt-nod-s-detmi-starshei-grupy-priklyuchenija-muhi-cokotuhi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель-научить ребенка разбираться в сложившейся экономической ситуации. Именно, формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни....
Перспективный план реализации вариативной программы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «МАГНАТ»
Сформировать экономические представления о современной жизни. Экономическое воспитание проводится по интегрированному принципу в форме специально организованных занятий: в свободном общении воспитател...
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
В докладе идет речь о роли патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры....
Игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В презентации слайды про теорию и практическое применение экономического воспитания через игру....
Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.
Экономическое воспитание -это новое направление в дошкольной педагогике ,в настоящее время актуально и востребовано особено остро....