Характеристика программы.
статья
Предварительный просмотр:
«Наш дом - Южный Урал»
Е.С.Бабунова
Цель:
способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
" способствовать расширению и углублению детской компетентности о культуре , истории народов Южного Урала.
" формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию региона.
" развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности.
Планируемые результаты:
1. Знает разные виды народных игр (хороводные, подвижные, словесные) народностей Южного Урала (русские, татарские, башкирские и др.).
2. Знаком с правилами данных игр.
3. Осведомлен об истории и значении игр в жизни людей, населявших Южный Урал ранее.
4. Понимает юмор, воспринимает оптимизм, заложенный в играх.
5. Знает народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх.
6. Имеет обобщенные представления о различных народных играх национальностей Южного Урала.
7. Знает народные игры, которые предки использовали в определенное время года в связи с народными праздниками.
8. Дифференцирует игры в зависимости от принадлежности к определенному народу.
9. Знает правила большинства игр, рекомендуемых программой, а также игры, не вошедшие в программу.
10. Знает об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом на Южном Урале.
Программа раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленные на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях
в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.
Программа рекомендована для детей старшего дошкольного возраста, однако подготовительный период ее реализации может быть начат в более ранние сроки.
Народные игры:
Младшие группы:
— игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;
— подвижная игра «Маленькие ножки — большие ноги»;
— игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».
— игры-забавы с богородскими игрушками;
— словесные игры «Ладушки-ладошки».
— знакомство с филимоновскими свистульками.
Старшие группы:
— русская народная подвижная игра «Дед Мороз»;
— русская народная хороводная игра «Чурилки»;
— татарская народная подвижная игра «Спутанные кони»;
В раннем и младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания произведений.
В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.
В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора.
Так же к парциальной программе прилагаются фотографии.
Фотографии позволяют воспитателю организовать « путешествие» по родному краю, насладится красотой его природы, познакомится с его жителями. Комплекс рекомендован воспитателям и руководителям детских садов; может использоваться в качестве учебно- методического пособия для студентов. Во всех возрастных группах дополнением к текстам является наглядный материал: предметы быта, иллюстрации, народные игрушки, различные виды книг по материалам фольклорных произведений (книги-игрушки, книги-раскладки), дидактические игры, костюмы и элементы костюмов для педагога и детей.
Целевые ориентиры образовательной области
«Познавательное развитие»
Ребенок имеет первичные представления об истории заселения людьми территории Южного Урала, местах проживания первобытных людей.
« Речевое развитие»
Ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально – образной, объяснительно- выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, искусства, истории, природы родного края; связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к нему.
« Социально- коммуникативное развитие»
Ребенок умеет рассказать о правилах игр, использовать народные игры, народные игрушки в самостоятельной игровой деятельности, способен выбирать себе народные игры, участников по совместной игре.
« Художественно – эстетическое развитие»
В самостоятельной творческой деятельности стремится к созданию работ по мотивам уральского декоративно-прикладного искусства, к самовыражению в изобразительном творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлен перечень программ для детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-332058-1383306297.jpg)
Характеристика современных отечественных программ музыкального воспитания дошкольников
Учитывая реалии современного дошкольного образования, когда каждое дошкольное учреждение формирует свою образовательную программу, очень непросто разобраться, какие из существующих программ дошкольног...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-513472-1545607669.jpg)
Характеристика программы ознакомления с окружающим миром.
Программа – это государственный документ, утвержденный Министерством образования, в котором сформулированы задачи воспитания иобучения детей дошкольного возраста, раскрывается содержание воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/01/picture-776225-1459502418.jpg)
06.12.2017. Общая характеристика программы «Футбол в детском саду»
Общая характеристика программы«Футбол в детском саду» Обучение футболу отвечает всем требованиям психомоторного развития старших дошкольников. Игра с правилам...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1048016-1535604300.jpg)
Характеристика образовательной программы подготовительной группы 6-7лет, на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
Рабочая программа воспитателя ДОО Волчковой В.С. с учётомФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Подготовительная группа...
краткая характеристика программы
краткая характкристика программы логопеда...