краткая характеристика программы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
краткая характкристика программы логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkaya_harakteristika_prgrammy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая характеристика
адаптированной программы по коррекции речи
в старшей - подготовительной логопедической группе для детей с ТНР
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 с. Дуван
Муниципального района Дуванский район
Республики Башкортостан.
Представленная адаптированная программа предназначена для работы учителя-логопеда МБДОУ детский сад №16 с.Дуван, с детьми, имеющие ТНР в возрасте 5-7 лет и обеспечивает образовательную деятельность для детей с ОНР,ФН,ФФНР.
Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года), с учётом «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Нищева Н.В. (Изд.: «Детство-Пресс», 2015.); .Б.Филичева Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению ОНР»
Приоритетным направлением программы является :
Коррекция тяжелых речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы и построение системы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда.
Целью программы является:
Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим тяжелые речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
Задачи данной программы:
- Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
- Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
- Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе всего образовательного пути
- Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
- Организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.
При разработке программы ведущими принципами являются:
- Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
А также в программе реализуются:
- Принцип развивающего обучения.
- Принцип учета зоны ближайшего развития.
- Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесс
Планируемые результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период. Особенное внимание, при оценке результатов следует обратить на индивидуальный темп овладения программы для каждого ребенка.
Представление об устной и письменной речи.
Представление о предложении, слове, слоге и букве.
Знание о протяжённости слов. Знание букв.
Умение дифференцировать понятия «звук-слог, «слово-предложение», «гласные-согласные буквы».
Умение определять количество звуков и букв в словах.
Умение выделять последовательно каждый звук в словах.
Умение называть первый и последний ударный гласный звук.
Умение определять первый и последний согласный звук в словах.
Умение называть слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.
Умение подбирать слова, состоящие из 3-4-5 звуков.
Умение называть слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.
Умение определять количество гласных и согласных в названных словах.
Умение сравнивать слова по звуковому составу.
Умение отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.
Умение преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово.
Умение анализировать звуковой ряд из 2-3 звуков с помощью специальных символов.
Желание узнавать новые буквы, играть с буквами.
Желание правильно писать буквы.
Желание читать слоги, слова, предложения. Переживание радости при открытии новых знаний о звуках и буквах.
Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами вовремя совместной деятельности.
В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи у детей должна достичь:
понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
• в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов
языковой системы.
Содержательный раздел программы включает описание коррекционно-образовательной деятельности :
-Календарь лексико-тематических недель .
-Перспективно - тематический план фронтальных занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах по периодам.
-Перспективный план фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР в старшей логопедической группе.
-Перспективный план фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах.
-Перспективный план фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в старшей – подготовительной логопедических группах.
-Перспективный план логоритмических занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах.
Содержание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения для детей с ТНР
Основная цель индивидуальных занятий — постановка, автоматизация и дифференсациязвуков
На занятиях осуществляется:
закрепление навыков произношения изученных звуков;
отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]
Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в логопедической группе.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)
Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн...
Краткая характеристика развития младших дошкольников
Общие сведения и характеристика психологических процессов...
Лексическая тема "Грибы" стихи, загадки, краткая характеристика.
Презентация поможет ближе узнать , какие грибы произрастают в лесу. Поможет детям сравнивать внешний вид грибов между собой. В материале имеются стихи, загадки и пословицы....
Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации
Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации...
Краткая характеристика основных речевых нарушений
Краткая характеристика основных речевых нарушений.Содержание:Этапы развития речиСтроение речевого аппаратаОсновные виды речевых нарушений...
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика
Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...