краткая характеристика программы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

краткая характкристика программы логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkaya_harakteristika_prgrammy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая характеристика

 адаптированной программы по коррекции речи

в старшей - подготовительной логопедической группе для детей с ТНР

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №16 с. Дуван

Муниципального района Дуванский  район

Республики Башкортостан.

Представленная адаптированная программа   предназначена для работы учителя-логопеда  МБДОУ детский сад №16 с.Дуван, с детьми, имеющие ТНР в возрасте 5-7 лет и обеспечивает образовательную деятельность   для детей с ОНР,ФН,ФФНР.

   Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года), с учётом «Примерной  адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет».  Нищева Н.В. (Изд.: «Детство-Пресс», 2015.); .Б.Филичева  Г.В.Чиркина «Программа логопедической работы  по преодолению ОНР»

Приоритетным направлением программы является :

 Коррекция тяжелых речевых  нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической  группы и построение системы коррекционно-развивающей работы учителя – логопеда.

Целью  программы является:

Реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим тяжелые речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию  в  обществе.

Задачи данной программы:

  1. Создать условия для реализации коррекционно - развивающей работы через обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Выявить в ходе ранней диагностики воспитанников группы риска по речевому развитию.
  3. Осуществлять необходимую коррекцию и сопровождение воспитанников с речевыми нарушениями в ходе всего образовательного пути
  4. Повысить компетентность педагогов ДОУ в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии.
  5. Организовать взаимодействие с родителями  (законными представителями) по оказанию им помощи в организации полноценной речевой среды в ближайшем окружении ребенка и повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста.

При разработке программы ведущими принципами являются:

  • Принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов к профилактике и коррекции речевых нарушений, личностно-деятельностного подхода к профилактике и коррекции речевых нарушений у воспитанников, понимание единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

А также в программе реализуются:

  • Принцип развивающего обучения.
  • Принцип учета зоны ближайшего развития.
  • Принцип интеграции образовательных областей в организации коррекционно-развивающего процесс

Планируемые результаты освоения программы.

Промежуточные результаты освоения Программы формулируются через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период. Особенное внимание, при оценке результатов следует обратить на индивидуальный темп овладения программы для каждого ребенка.

Представление об устной и письменной речи.

Представление о предложении, слове, слоге и букве.

Знание о протяжённости слов. Знание букв.

Умение дифференцировать понятия «звук-слог, «слово-предложение», «гласные-согласные буквы».

Умение определять количество звуков и букв в словах.

Умение выделять последовательно каждый звук в словах.

Умение называть первый и последний ударный гласный звук.

Умение определять первый и последний согласный звук в словах.

Умение называть слова, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

Умение подбирать слова, состоящие из 3-4-5 звуков.

Умение называть слова с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.

Умение определять количество гласных и согласных в названных словах.

Умение сравнивать слова по звуковому составу.

Умение отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

Умение преобразовывать слова: переставляет, заменяет, добавляет звуки или слоги так, чтобы получилось новое слово.

Умение анализировать звуковой ряд из 2-3 звуков с помощью специальных символов.

Желание узнавать новые буквы, играть с буквами.

Желание правильно писать буквы.

Желание читать слоги, слова, предложения. Переживание радости при открытии новых знаний о звуках и буквах.

Ощущение эмоционального комфорта при общении со сверстниками и педагогами вовремя совместной деятельности.

В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи  у детей должна достичь: 

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и

сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия

существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употреблять адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов

языковой системы.

Содержательный раздел программы включает описание коррекционно-образовательной деятельности :

-Календарь лексико-тематических недель .

-Перспективно - тематический  план фронтальных занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной  логопедических группах по периодам.

-Перспективный план фронтальных занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей  с ОНР в старшей логопедической группе.

-Перспективный план фронтальных занятий по развитию связной речи у детей  с ОНР в старшей - подготовительной логопедических группах.

-Перспективный план фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей  с ОНР в старшей – подготовительной логопедических группах.

-Перспективный план логоритмических занятий для детей с ОНР в старшей - подготовительной логопедических  группах.

Содержание индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения для детей с ТНР

Основная цель индивидуальных занятий — постановка, автоматизация и дифференсациязвуков
 На занятиях осуществляется:    

закрепление навыков произношения изученных звуков;

отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;

звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;                      

расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;

закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Свистящая и шипящая группа звуков [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], африкат [ц]

Перспективное планирование индивидуальной работы при коррекции недостатков речи. Сонорная группа звуков ([р], [р`], [л], [л`])

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя – логопеда и воспитателя в логопедической группе.

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий; а также еженедельные задания. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)

Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн...

Краткая характеристика развития младших дошкольников

Общие сведения и характеристика психологических процессов...

Лексическая тема "Грибы" стихи, загадки, краткая характеристика.

Презентация  поможет ближе узнать , какие грибы произрастают в лесу. Поможет детям сравнивать внешний вид грибов между собой. В материале имеются стихи, загадки и пословицы....

Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации

Памятка по созданию презентаций в PowerPoint Краткая характеристика презентации...

Краткая характеристика основных речевых нарушений

Краткая характеристика основных речевых нарушений.Содержание:Этапы развития речиСтроение речевого аппаратаОсновные виды речевых нарушений...

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...