особенности развития ребенка 5-6 лет
методическая разработка (старшая группа)

Ануфриева Ольга Ивановна

особенности развития ребенка 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_11.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое  развитие

      Продолжается  процесс  окостенения  скелета  ребенка.  Дошкольник  более  совершенно  овладевает  различными  видами  движений.  Тело  приобретает  заметную  устойчивость.  Дети  к  6  годам  уже  могут  совершать  пешие  прогулки,  но  на  небольшие  расстояния.  Шестилетние  дети  значительно  точнее  выбирают  движения,  которые  им  надо  выполнить.  У  них  обычно  отсутствуют  лишние  движения,  которые  наблюдаются  у  детей  3-5  лет. В  период  с  5  до  6  лет  ребенок  постепенно  начинает   адекватно  оценивать  результаты  своего  участия  в  играх  соревновательного  характера.  Удовлетворение  полученным  результатом  к  6  годам  начинает  доставлять  ребенку  радость,  способствует  эмоциональному  благополучию  и  поддерживает  положительное  отношение к  себе  («я  хороший,  ловкий»  и  т.д.). Уже  начинают  наблюдаться  различия  в  движениях  мальчиков  и девочек (у  мальчиков  - более  прерывистые,  у девочек – мягкие, плавные).

К  6  годам  совершенствуется  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук.  Некоторые дети  могут  продеть  шнурок  в  ботинок  и  завязать  бантиком.

В  старшем  возрасте  продолжают  совершенствоваться  культурно-гигиенические  навыки:  умеет  одеться  в  соответствии  с  условиями  погоды,  выполняет  основные  правила  личной гигиены, соблюдает  правила  приема  пищи, проявляет  навыки  самостоятельности.  Полезные  привычки  способствуют  усвоению  основ  здорового  образа  жизни.

Познавательно-речевое  развитие

      Общение  детей  выражается  в свободном  диалоге  со  сверстниками  и  взрослыми,  выражении своих  чувств  и  намерений  с  помощью  речевых  и  неречевых  (жестовых,  мимических,  пантомимических)  средств.

Продолжает  совершенствоваться  речь,  в  том  числе ее  звуковая  сторона.  Дети могут  правильно  воспроизводить  шипящие,  свистящие и  сонорные  звуки.  Развивается  фонематический  слух,  интонационная  выразительность  речи  при  чтении  стихов  в  сюжетно-ролевой  игре  и в  повседневной  жизни. Совершенствуется  грамматический  строй  речи.  Дети  используют  все  части  речи,  активно  занимаются  словотворчеством.  Богаче  становится  лексика:  активно  используются синонимы  и  антонимы.  Развивается  связная речь:  дети  могут  пересказывать,  рассказывать  по  картинке,  передавая  не  только  главное,  но  и  детали.

В  познавательной  деятельности  продолжает  совершенствоваться  восприятие  цвета,  формы  и  величины,  строения  предметов;  представления  детей  систематизируются. Дети  называют  не только  основные  цвета  и  их  оттенки,  но  и  промежуточные  цветовые  оттенки;  форму  прямоугольников, овалов, треугольников. К  6-ти  годам  дети  легко  выстраивают  в  ряд – по  возрастанию  или  убыванию – до  десяти  предметов  разных  по  величине.  Однако  дошкольники  испытывают трудности  при  анализе пространственного  положения  объектов,  если  сталкиваются  с  несоответствием  формы  и  их пространственного  расположения.   В  старшем  дошкольном  возрасте  продолжает  развиваться  образное  мышление.  Дети  способны  не  только  решить  задачу  в  наглядном  плане,  но  и  совершить  преобразования  объекта.  Продолжают  совершенствоваться  обобщения,  что  является  основой  словесно-логического  мышления.  5-6  лет  -  это  возраст  творческого  воображения.  Дети  самостоятельно  могут  сочинить  оригинальные  правдоподобные  истории.  Наблюдается  переход  от  непроизвольного  к  произвольному  вниманию.

Конструирование  характеризуется   умением  анализировать  условия,  в  которых  протекает  эта  деятельность.  Дети  используют и  называют  различные  детали  деревянного  конструктора.  Могут  заменять  детали  постройки  в  зависимости  от  имеющегося  материала.  Овладевают  обобщенным  способом  обследования  образца.  Конструктивная  деятельность  может  осуществляться  на  основе  схемы,  по  замыслу  и по  условиям.  Дети  могут  конструировать  из бумаги,  складывая  ее  в  несколько  раз (2,4,6 сгибов);  из  природного   материала.

Социально-личностное  развитие

        Дети  проявляют  высокую  познавательную  активность.  Ребенок  нуждается  в  содержательных  контактах  со  сверстниками.  Их  речевые  контакты  становятся  все  более  длительными  и  активными.  Дети  самостоятельно  объединяются  в  небольшие  группы  на  основе  взаимных  симпатий.  В  этом  возрасте  дети  имеют  дифференцированное  представление  о  своей  гендерной принадлежности  по  существенным  признакам  (женские  и мужские  качества,  особенности  проявления  чувств).

Ярко  проявляет  интерес  к  игре.

В  игровой  деятельности  дети  шестого  года  жизни  уже  могут распределять  роли  до  начала игры  и  строят  свое  поведение,  придерживаясь  роли.  Игровое взаимодействие  сопровождается  речью,  соответствующей  и по  содержанию,  и  интонационно  взятой роли.  Речь,  сопровождающая  реальные  отношения  детей,  отличается  от  ролевой  речи.  При  распределении    ролей могут  возникать  конфликты,  связанные с  субординацией   ролевого  поведения.  Наблюдается организация  игрового  пространства,  в  котором  выделяются  смысловой  «центр»  и  «периферия».  В  игре  дети  часто  пытаются  контролировать  друг  друга  -  указывают,  как  должен  вести  себя  тот  или  иной  персонаж.

Ребенок  пытается  сравнивать  ярко  выраженные  эмоциональные  состояния,  видеть  проявления  эмоционального  состояния  в  выражениях, жестах,  интонации  голоса.  Проявляет  интерес  к  поступкам  сверстников.

В  трудовой  деятельности  освоенные  ранее  виды  детского  труда  выполняются  качественно, быстро,  осознанно.  Активно  развиваются  планирование  и  самооценивание  трудовой  деятельности.

Художественно-эстетическое  развитие

       В  изобразительной  деятельности  5-6  летний  ребенок  свободно  может  изображать  предметы  круглой,  овальной,  прямоугольной формы, состоящих  из  частей  разной  формы  и  соединений  разных  линий.  Расширяются  представления  о  цвете  (знают  основные  цвета  и  оттенки, самостоятельно может  приготовить  розовый  и  голубой  цвет).  Старший  возраст – это  возраст  активного  рисования.  Рисунки могут  быть  самыми  разнообразными  по  содержанию:  это  жизненные впечатления  детей,  иллюстрации  к  фильмам  и  книгам,  воображаемые ситуации.  Обычно  рисунки  представляют  собой  схематичные  изображения  различных  объектов,  но могут  отличаться  оригинальностью  композиционного  решения. Изображение  человека  становится  более  детализированным  и  пропорциональным.  По  рисунку  можно  судить  о  половой  принадлежности  и  эмоциональном  состоянии  изображенного человека. Рисунки  отдельных  детей  отличаются  оригинальностью,  креативностью. В  лепке    детям  не  представляется  трудности  создать  более  сложное  по  форме  изображение.   Дети  успешно  справляются  с  вырезыванием  предметов  прямоугольной  и  круглой  формы  разных  пропорций.

Старших  дошкольников  отличает  яркая  эмоциональная  реакция на  музыку.  Появляется  интонационно-мелодическая  ориентация  музыкального  восприятия.  Дошкольники  могут  петь  без  напряжения,  плавно,  отчетливо  произнося  слова;  свободно  выполняют  танцевальные  движения:  полуприседания с  выставлением  ноги  на пятку,  поочередное  выбрасывание  ног  вперед в  прыжке  и  т.д.  Могут  импровизировать,  сочинять  мелодию  на  заданную  тему. Формируются  первоначальные  представления  о жанрах  и видах  музыки. 

Старший дошкольный возраст (5-6 лет). Ребёнок 5—6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.Хочу такой сайт

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.

д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре.

В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).

Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет...?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримёрная). Игровые действия становятся разнообразными.

Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек — мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20— 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.

В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

Родительское собрание "Эмоциональные особенности развития ребенка среднего возраста"

Цель: создание условий для  партнерских отношений между родителями и детьми.Задачи:Привлечь родителей к участию в образовательном процессеСоздать условия для обмена семейным опытомОбсудить наибол...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Консультация для инструкторов по физической культуре Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом,...

Задержка психического развития: причины, виды, особенности развития ребенка.

В статье представлены теоретические основы такого понятия как задержка психического развития (ЗПР). Описаны основные причины, виды, особенности детей с ЗПР, даны рекомендыции для родителей....