Возрастные особенности развития ребенка от 4 до 5 лет
статья (средняя группа) на тему

Придатко Екатерина Леонидовна

Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob.psihich._razvitiya_4-5_let.docx64.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Подсказки психолога для родителей»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

До 4 лет у ребенка формировалось наглядно-практическое мышление, в результате которого он накапливал опыт первых обобщений, первых пониманий связей между предметами. Ребенка привлекал сам процесс взаимодействия с предметами. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Это мышление неразрывно связано с речью и является основой для дальнейшего словесно-логического развития ребенка. В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать геометрическое мышление. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок:

- складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей;

- складывает из кубиков целостную картинку;

- собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок;

- конструирует из «лего» по образцу;

- собирает по схеме узор мелкой мозаикой.

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки. Обратите внимание, чтобы ребенок разукрашивал карандашами. Научите его правильно держать карандаш, тогда кисть и мускулатура пальчиков начнет работать и развиваться.

Не пора ли учиться читать?

К четырем годам многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. И родители делают первую попытку показать ребенку азбуку и научить читать. Если психологически он готов к этому, обучение идет легко и с обоюдным удовольствием, без принуждения. Если же ребенок не готов к восприятию азбуки, лучше отложите попытку на полгода, а затем вновь проверьте его «психологическую готовность». Тогда обучение грамоте начнется в индивидуально наилучшие для ребенка сроки. Помните: заставлять ребенка учить буквы и читать не стоит! Всему свое время.

Чтение помогает развитию символического мышления. И буквы, и цифры для ребенка являются символами. И чем последовательнее и методичнее будут занятия, тем более полно будут задействованы память и мозг ребенка. Методик обучения чтению детей этого возраста на сегодняшний день представлено много, родители вправе выбирать. Для родителей, которые занимаются со своим ребенком сами, предлагаем рисовать всевозможные лабиринты. Пусть ребенок «пройдет» по ним карандашом, объясняя, куда он ведет (от рисунка к слову, от цифры к слову, от рисунка к цифре). Разгадывание лабиринтов, путаниц детям очень нравится, они играючи складывают слоги, слова, а затем и предложения, знакомятся с цифрами.

В этом возрасте можно играть с ребенком во всякого рода словесные игры. Они хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, объединенных каким-либо признаком (слова на букву А, слова-антонимы, слова, обозначающие продукты питания и др.), пополняется активный словарь ребенка, развивается мозг. Если процесс обучения поставлен правильно, играючи, с шутками, с юмором, ребенок с удовольствием будет заниматься.

Детские страхи.

В этом возрасте многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»). Это «возрастные» страхи, они носят временный, переходящий характер, с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье. Любую страшилку можно изменить: сделать посимпатичнее, «попушистее», нарядить в красивые или смешные одежды, придумать веселый нрав. Постепенно негативное чувство меняется на положительное. А созданный образ еще долго будет радовать ребенка.

Чтобы страх у ребенка не закрепился:

  1. не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.);

  1. превращайте злых героев в добрых;

  1. не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы: «страшилки», «ужастики».

Эти страхи возникают у ребенка от недостатка информации, при этом срабатывает воображение, которое рисует ему различные красочные картины. Поэтому никогда не пугайте ребенка чем-то неизвестным для него, например, «бабаем». Крохе неизвестно, что это, и его воображение может создать пугающий образ. Разговаривайте с малышом, старайтесь отвечать на все его вопросы, расширяйте его кругозор – это поможет избежать многих детских страхов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет.

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании.О...

Буклет Возрастные особенности развития ребенка от 0 до 2-х лет

Именно впервые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет г...

Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет

Статья поможет лучше понять детей данного возрастного периода...

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможн...