Парциальная программа
учебно-методический материал (младшая группа)
Развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Парциальная программа | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 90 компенсирующего вида «Калинка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Решением Педагогического приказом МКДОУ ДС № 90 совета МКДОУ ДС № 90 от_________ № ______
Протокол от____________ №1 заведующий
______________ Э.Э.Ларионова
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТЕМА: Развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений
Учебный год 2019-2020
Воспитатель: Ювченко Л А.
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.3 Особенности развития коммуникативных умений в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………….5 II. Содержательный раздел…………………………………………………...10 2.1 Образовательная деятельность по программе в младшей группе…….10 | ||||
III. | Организационный раздел…………………………………………….14 | |||
3.1. | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы…14 | |||
3.2. | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы…………………………………………...............................14 | |||
3.3. | Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы……………………………………………………………….14 | |||
3.4. | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы……………………………………………………………….15 | |||
3.5. | Организация развивающей предметно-пространственной среды…...15 | |||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………16 | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Дошкольное детство-это особый период в развитии ребенка, когда у детей формируются и развиваются коммуникативные умения. Их формирование является важным условием нормального психологического развития ребенка.
В ФГОС ДО обозначено, что к концу дошкольного возраста ребенок должен уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты[1]. Между тем ряд исследователей А. Г. Рузская[26], В. В. Абраменкова [3] отмечают, что увеличивается количество детей неспособных устанавливать контакты друг с другом, все больше появляется замкнутых, конфликтных детей, неспособных считаться с мнением других.
Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным уже в младшем дошкольном возрасте.
Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В связи с актуальностью проблемы, в последние годы, многие ученые (Г. М. Андреева [4], А. Г. Арушанова [5]) обращаются к вопросу формирования коммуникативных умений. Следует отметить, что исследования, в основном затрагивают возрастной период, начиная с 6-7 лет. Однако потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников уже к 3-4 годам и, следовательно, появляется потребность в организации эффективного взаимодействия. Применительно к данному возрастному периоду, можно констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей 4-5 лет, не определены условия их посредством игровых упражнений.
В связи с этим тема является актуальной.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных умений детей 3-4 лет.
Предмет исследования – игровые упражнения как средство развития коммуникативных умений детей 3-4 лет.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель работы – выявить влияние игровых упражнений на развитие коммуникативных умений детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические подходы по проблеме формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений.
2.Изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
3.Провести опытно-практическую работу по формированию коммуникативных умений у детей 3-4 лет.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, , наблюдение.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, списка литературы, приложения.
- Особенности развития коммуникативных умений в младшем дошкольном возрасте
В большом психологическом словаре дается определение понятию «дошкольный возраст»: это этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет.
Человек-существо социальное, и развитие его осуществляется через общение. С момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностных отношений. «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно быть человеком в общении с людьми»[25]. С одной стороны в процессе общения формируются у ребёнка коммуникативные навыки, а с другой овладение коммуникативными навыками, расширяет его границы общения.
Поэтому процесс формирования коммуникативных умений не может рассматриваться в отрыве от процесса общения. В связи с этим рассмотрим основные этапы развития общения в онтогенезе детей дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Развитие общения в онтогенезе детей дошкольного возраста
Возраст | Содержание общения | Форма общения (по М. И. Лисиной) |
от рождения до 2-3 месяцев | контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения-примитивная мимика и элементарная жестикуляция. | Эмоционально-практическая (2-4-й годы жизни ребенка) |
от 2-3 месяцев до 8-10 месяцев | начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях. | |
от 8-10 месяцев примерно до 1,5 года | возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения | |
от 1,5 года до 3 лет | появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения | |
от 3 до 6-7 лет | становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры. | -деловая (4-6 лет) -внеситуативно-деловая (6-7 лет). |
Таким образом, исследования М.И. Лисиной, ее учеников показали, что в дошкольном возрасте общение со взрослым ведет за собой и направляет развитие ребенка, создавая зону ближайшего развития, помогает ему реализовывать свои потенциальные возможности [21]. В результате чего у ребёнка формируются сначала коммуникативные умения, которые затем перерастают в коммуникативные навыки.
По данным Л.Н. Галигузовой [10], уже на третьем году жизни у ребенка начинает складываться потребность в коммуникативной деятельности со сверстником. Действия сверстника, его оценка в глазах взрослых не оказывают влияния на формирование мнения о нем трехлетнего ребенка. Кроме того, для трехлетнего ребенка свойственно легкое решение проблем в пользу другого: в случае необходимости он может уступить очередь в игре, отдать свои вещи (чаще это происходит по отношению ко взрослым, родителям). Все это свидетельствует о незначительной роли сверстника в жизни трехлетнего ребенка. В этом возрасте дети легко перенимают эмоциональное состояние сверстника, что говорит об их общности, обнаружении одинаковых качеств, действий или предметов. Ребенок, видя в сверстнике свое социальное отражение, может конкретизировать самого себя и выделять в себе определенные свойства. Однако характер такой общности больше внешний, ситуативный [26].
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка – носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему очень нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей.
В младшем дошкольном возрасте для развития коммуникативных умений ставятся следующие задачи:
1. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
2. Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: Проходите, пожалуйста», «Предложите: «Хотите посмотреть...», «Спросите: Понравились ли наши рисунки?»).
3. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: Стыдно драться! Ты уже большой»).
4. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.
5. Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
6. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
К концу младшего дошкольного возраста ребенок должен овладеть такими интегративными качествами «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», показателями которых является сформированность коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:
‒ умеет в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками;
‒ умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; проявляет умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре;
‒ умеет делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Может в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взрослому, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого;
‒ обращается к воспитателю по имени и отчеству [25].
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у ребенка должны быть сформированы следующие коммуникативные навыки: налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий.
II. Содержательный раздел
2.1 Образовательная деятельность по программе в младшей группе
Перспективный план по формированию коммуникативных умений у детей
3-4 лет посредством игровых упражнений
Время проведения | Название игрового упражнения | Цель игрового упражнения |
Ноябрь 1 неделя | «Ласковое имя» | Формировать умение обращаться к детям по именам, ласково называя друг друга. |
Ноябрь 2 неделя | «У птички болит крылышко» | Побуждать эмоционально откликаться на ярко выраженное состояние близких и сверстников. |
Ноябрь 3 неделя | «Листочек падает» | Учить действовать согласованно по побуждению взрослых. |
Ноябрь 4 неделя | «Кого клюнул петушок» | Формировать умение откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. |
Декабрь 1 неделя | «Колючий зверь» | Формировать готовность отвечать на его вопросы, действовать согласованно по побуждению взрослых, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников. Формировать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, стараться утешить обиженного. |
Декабрь 2 неделя | «Проснись» | Продолжать учить действовать согласованно по побуждению взрослых. |
Декабрь 3 неделя | «Звериное пианино» | Продолжать учить действовать согласованно по побуждению взрослых. Формировать умение участвовать в совместных игровых действиях с воспитателем действовать согласованно. |
Декабрь 4 неделя | «Ау» | Стимулировать интерес детей друг к другу. Формировать умение участвовать в совместных игровых действиях с воспитателем действовать согласованно. |
Январь 3 неделя | Кто к нам в гости пришел? | Формировать умение участвовать в совместных игровых действиях с воспитателем действовать согласованно. Стимулировать интерес детей друг к другу. |
Январь 4 неделя | Чей предмет? | Стимулировать проявление интереса к сверстникам, к взаимодействию в игре. |
Февраль 1 неделя | «Пожалей котёнка» | Формировать умение проявлять эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, стараться утешить обиженного. |
Февраль 2 неделя | «Раздувайся пузырь» | Формировать умение участвовать в совместных игровых действиях с воспитателем действовать согласованно. |
Февраль 3 неделя | «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые» | Способствовать освоению простых способов общения и взаимодействия, учить вступать в парное общение. |
Февраль 4 неделя | Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай | Формировать готовность отвечать на вопросы движением, действовать согласованно. Способствовать освоению простых способов общения и взаимодействия. |
С каждым новым упражнением дети были познакомлены один раз в неделю. Однако в течении недели проводили одно и то же упражнение несколько раз, чтобы полноценно решалась задача по развитию коммуникативных умений.
Повторность упражнений способствовало лучшему взаимодействию детей друг с другом, формированию умению согласовывать свои действия и совместными усилиями достигать результата, считаться с интересами товарищей.
Проводя каждое упражнение, был использован прием привлечения внимания. Детям говорили: прежде, чем с вами поиграем, познакомьтесь с друзьями Незнайки. Они очень, очень маленькие, у них крошечные нежные ушки и очень тонкий слух, такой тонкий, что они слышат, как люди говорят шепотом, и слышат даже, как они дышат. А если люди говорят слишком громко — они пугаются. Поэтому большая просьба для вас детки вести себя очень тихо, чтобы маленькие друзья Незнайки нам показались. (Когда дети успокоятся, педагог достает фигурки из коробки). Крошечные друзья Незнайки хотят остаться с вами и посмотреть как вы будете играть. Поэтому давайте вместе подумаем, поможем Незнайки придумать имена его маленьким друзьям, как Незнайка их будет называть, (Дайте детям возможность подобрать имя для каждой фигурки.) Пусть теперь они с нами тоже познакомятся,будем передавать по кругу наших новых друзей. И каждый из вас, взяв маленького друга в руку, должен сказать ему шепотом на ушко свое имя и пообещать, что будет не шуметь, потому что не хочет причинить боль его нежным ушкам. Каждый раз игрушки менялись, тем самым дети были заинтересованы в начале игры. По окончании проведения упражнения, совместно с детьми прощались с игрушками. Данный прием стал ритуалом при проведении упражнений.
При организации упражнений опирались на принципы Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной из методического пособия «Учим детей общению»:
- Использовать только одно упражнение, так как у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре;
- Проведение упражнений осуществилось только тогда, когда дети были в хорошем настроении, после дневного сна, в течении 8-10 минут;
- Упражнения проводились тогда, когда дети хотели играть.
- Детям давалась только положительная эмоциональная оценка.
Были использованы разные виды игровых упражнений: вербальные игровые упражнения, практические игровые упражнения, игровые упражнения с персонажем.
Каждый раз наблюдения за детьми показали, что дети стали более эффективно вступать во взаимодействие как со взрослым, так и со сверстником. Они стали более активные, их ответная реакция стала более быстрая. Дети стали меньше конфликтовать из-за игрушки, стали проявлять сочувствие.
После проведенной работы было проведено повторное наблюдение.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы
Воспитатели: Развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений.
Заведующий организует предметно-развивающую среду; методист обеспечивает методической литературой; музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар.
3.2. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
- Дидактический материал;
- Видео-, аудиоматериал;
- Библиотека.
3.3. Научно-методическое обеспечение парциальной образовательной программы
- Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника[Текст] / А. Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80
- Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. – 320 с.
- Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]/ Б. С. Волкова. – СПб.: Питер, 2008 - 272 с.:
- Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1992 - 143 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.
Формы образовательной деятельности детей в процессе реализации программы: беседа, наблюдение, игра, чтение, досуги, участие в индивидуальном и коллективном поиске.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Организованная деятельность с детьми: чтение, беседа, игры, составление рассказа, малоподвижные игры.
3.4. Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Реализация программы «Развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений» осуществляется в:
- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности с семьей.
Общая недельная нагрузка программы «Развитие коммуникативных умений у детей 3-4 лет посредством игровых упражнений» равна 15 минутам в младшей группе. Данная деятельность соответствует требованиям СанПин.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Младшая группа:
В группе созданы необходимые условия для развития коммуникации и речи у детей. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе[Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1987. - № 5.
- Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1996
- Арушанова, А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника[Текст] / А. Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2011 с.80
- Безрукова, В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство Свердловского инженерно-педагогического института, 1993. – 320 с.
- Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь[Текст]/ Б. М. Бим-Бад. – М. 2005. С.190 2
- Большой психологический словарь[Текст]/ сост. Б.Мещеряков, В.Зинченко Олма-пресс. 2006.
- Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст]/ Б. С. Волкова. – СПб.: Питер, 2008 - 272 с.:
- Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]/Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1992 - 143 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения[Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013.— 464 с.
- Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006. – 64 с.
- Дмитришина Е. А. Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 436-438. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. – 452 с.
- Киличенко, О.И. К проблеме формирования коммуникативных умений воспитателя: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 17 с.
- Коджаспиров, Г.М. Словарь по педагогике[Текст]/ Г. М. Коджаспиров. – М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д., 2005. – 448с.
- Коноваленко, С.В., О.С. Коммуникативные способности и социализация детей [Текст] / С.В. Коновалеко. – М.: Издательство «Гном и Д», 2010. – 148с
- Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.[Текст]/ Ю.В.Касаткина.- Ярославль: Академия развития, 1996 – 429 с.
- Кравцова, Е.Е. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом [Текст] / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. – 2005. – № 4. – С. 6.
- Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности[Текст] / М. В. Крухлет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 160 с.
- Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
- Ломов, Б. Ф. Проблемы общения в психологии [Текст] / под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Владос, 2001. -344с.
- Моделирование педагогических ситуаций [Текст] / под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1981. – 120 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/ А. В. Мудрик. – М.: Педагогика, 1984 – 67 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. –М.: Просвещение, 1989. – 123с.
- Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т. А. Репина. – М., 1988. – С. 185-196
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. –М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
- Рузская, А.Г.Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками [Текст] /А.Г.Рузская// Психология дошкольника: хрестоматия: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2000.
- Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнова – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008–238с.
- Смирнова, Е.О., Калягина, Е.А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова, Е.А. Калягина // Вопросы психологии – 1988. - №3 –с. 32
- Усова, А.П. Роль игры в детском саду[Текст] / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2000. – 128 с.
- Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А. В. Хуторской – Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
- Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 256 с.
- Черенкова, О.А. Формирование коммуникативных умений детей 4-5 лет в игровой деятельности. Текст.: дис. . канд. пед. наук /Черенкова, О.А. – Пенза, 2008. 204с.
- Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников [Текст] //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» - С. 126.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] /И.В. Шаповаленко. – М.:, Владос, 2015. – 215 с.
- Щербакова, Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре [Текст] / Е.И. Щербакова – М.: Просвещение, 1984
- Шипицина, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка,навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Защиринская О.В. Воронова А.П.Нилова Т.А. –СПб.:Детство-Пресс, 2009. –853 с.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
- Юдаева, И.В.Речевое общение [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 35-59.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Ласковое имя
Ход: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
У птички болит крылышко
Ход : один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Кого клюнул петушок?
Ход: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «клюет петушком». Ребенок, которого «клюнул петушок», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга.
Колючий зверь
Ход : педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей.
Проснись
Ход: ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: "Проснись, моё солнышко!” и т. п. Взрослый. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом "просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и "маме”. При повторе участники игры меняются ролями.
Звериное пианино
Ход: дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
Листочек падает
Ход : взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Ау!
Ход: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Кто к нам в гости пришел?
Ход. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное.
Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может "помахивать хвостиком"- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям-зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.
Чей предмет?
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказывать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д.
Пожалей котёнка
Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.
Ход: Появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.
Раздувайся, пузырь
Ход: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые
Ход:дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.
Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай Ход: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».
«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».
Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка» Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные особенности воспитанников1.5. Планируем...
Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...