Отчет по самообразованию по теме:"Воспитание бережного отношения к природе"
материал
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию по теме:
«Воспитание бережного отношения к природе»
Для воспитания бережного отношения к природе важно дать понять ребенку, что человек связан с окружающим миром природы. Для этого дошкольникам важно дать наиболее полные знания об экологической системе:
- они должны получить представление о животных и растениях как уникальных живых существах;
- важно объяснить, какая есть взаимосвязь между растениями и животными, позволяющая им сосуществовать и приносить пользу друг другу;
- дети должны понять, что исчезновение отдельных живых существ или растений приводит к нарушению биологического равновесия в мире и у каждого из них есть своя экологическая ниша.
Развивая в детях наблюдательность, формируются представления об особенностях растений и животных, в то же время, прививается устойчивый интерес к природе. Для этого знакомство детей с окружающим миром должно быть постепенным и постоянным. Ребенок должен каждый день открывать для себя что-то новое и стремиться поделиться этими знаниями. В экологическом воспитании детей - игра позволяет им легче усваивать сложные представления о природных явлениях.
Для воспитания бережного отношения к природе у детей необходимо подходить к этому вопросу комплексно. В данном процессе важно совместно использовать беседы, игры, музыку, изобразительное искусство, литературу и исследовательскую деятельность. Чем более разносторонним будет подход, тем больше шансов, что у детей появится интерес к природе и они научатся бережному отношению к ней. Воспитательная работа должна вестись на занятиях и на прогулках, с предоставлением теоретических и практических знаний. Вся информация должна предоставляться детям в максимально наглядном виде.
Формирование бережного отношения детей к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее. В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных. К старшей группе у них появляется понимание, как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу. При этом важно, чтобы ребенок умел применять в жизни полученные на занятиях знания и понимал необходимость бережного отношения к природе. Для достижения такого эффекта воспитательный процесс должен быть целенаправленным и непрерывным. Также важно, чтобы в нем принимали участие и воспитатели, и родители ребенка.
Цель: Повышение компетенции воспитателя в вопросах экологического воспитания дошкольников в процессе наблюдения за явлениями живой и неживой природы.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по данной теме.
2.Обогащать развивающую среду группы дидактическими материалами и играми по экологическому воспитанию.
3.Разработать систему работы по обогащению знаний дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и самостоятельных наблюдений за природными явлениями.
4.Привлечь родителей к образовательному процессу.
Литература, изученная в этом учебном году:
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
5.Материалы интернета.
6. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
7.Фешина Е.В «Лего-конструирование в детском саду»,., 2012
Одним из важнейших условий реализации данной темы является организация развивающей предметно - пространственной среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала познавательному развитию ребенка, формировала его как личность, а также способствовала формированию элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе имеется уголок экспериментирования, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Так же в группе имеется уголок природы. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В уголке природы на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры, развивающие мыслительные способности, связную речь, память, внимание детей.
В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года. Ведутся дневники наблюдений за ростом растений.
На протяжении всего учебного года проводился ежедневный уход за комнатными растениями и наблюдение за цветущими. В группе был создан огород на подоконнике, и мы наблюдали за ростом лука на подоконнике ( за ветками деревьев в вазе (март – апрель), за пробуждениями одуванчиков на участке (май). Систематически проводятся наблюдения за погодой – одну неделю в месяц ежедневно ребята рассматривают небо, уточняют характер осадков. Регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки были проведены беседы с детьми: «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие животные», «Птицы родного края», «Лесной доктор», «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Водоемы родного края», «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека» и др.
Продуктивная деятельность детей:
-аппликация «Наша клумба»;
-рисование «Золотая осень»;
-лепка «Корзина с грибами»;
- рисование «Осенняя березка»
-аппликация «Снежный городок»;
-рисование «Зимний пейзаж»
-рисование «Весенние мотивы».
Рассматривание фотографий, слайдов.
Экскурсии по улицам города, рядом с детским садом.
Просмотр презентаций «Космос», «Береги природу», «Зимующие птицы родного края»
Выставка рисунков «Золотая осень», «Зимушка-зима».
Конкурс «Мое Солнышко» из бросового материала, в рамках недели «Бережное отношение к природе».
Опытно - экспериментальная деятельность с водой, песком, воздухом, почвой, магнитами.
Одними из показателей эффективности моей работы явились:
- Открытый показ сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие» для педагогов МБДОУ №34 НМР РТ в рамках недели «Делимся опытом».
- Открытое занятие «Путешествие в сказку» для педагогов и родителей МБДОУ №34 НМР РТ в рамках Экологической недели в детском саду.
- Выступление в рамках стажировочной площадки республиканских курсов повышения квалификации для педагогов ДОУ по проблеме «Технологии организации образовательной деятельности в ДОУ в свете реализации принципа развивающего образования» на базе МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №92» по теме: «Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность».
- Выступление на городском методическом объединении для педагогов ДОУ
г. Нижнекамска по теме «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста с использованием леготехнологии, как средство реализации ФГОС ДО» на базе МБДОУ№25г. НМР РТ по теме: «Формирование экологических представлений через леготехнологии».
- Выступление в рамках международной программы «Эко-школа/Зеленый флаг» на базе МАДОУ№95 г.Набережные Челны по теме: «Из опыта работы по экологическому воспитанию в ДОО».
- «Природа и экологическая культура» Диплом 1степени.
- Конкурс детского творчества по экологическому воспитанию «Вместе с папой» Диплом 2 степени.
- Кружок «Юные исследователи» на 2018-2019 учебный год.
Работа с родителями:
- Консультация на тему «Правильное отношение к природе»
- Консультация на тему «Развиваем речь детей, читая книги о природе»
- Оформление папки-передвижки «Времена года», «Дидактические игры по экологическому воспитанию».
- Оформление тематических выставок «Фантазии из мусора», «Охрана природы».
- Реклама книг, статей из газет и журналов на тему воспитания бережного отношения к природе.
В результате проделанной работы:
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать впечатления через различные виды деятельности;
- развиваются речевые навыки детей;
- сформированы начала экологической культуры детей;
- дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Перспективы: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении откорректировать задачи на следующий учебный год, обновить развивающую предметно – пространственную среду в группе по данной теме, спланировать совместную работу с педагогами, родителями, детьми по данному направлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
Презентация на тему "Бережное отношение к природе"
Презентация для детей о бережном отношение к природе....
Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"
Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
Выступление на методическом объединении по теме :"Отчет по самообразованию по теме «Палочки Ф. Кюизенера как средство математических способностей у дошкольников».
Считаю работу с палочками Кюизенера актуальной , интересной и нужной для детей, поскольку математические и логические игры в детстве влияют на дальнейшую учебу ребенка в школе, учат его принимать реше...
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"
Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...
План самообразования по теме:"Формированиеценностного отношения к здоровью детей дошкольного возраста "
План самообразования по теме"Формирования ценностного отношения к здоровью детей дошкольного возраста" за 2020-2024 годы . Поставлены цели, задачи, мероприятия и литература по заданной теме .Также и...