Творческий проект: "От осени до весны"
проект
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 194.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект:
Знакомство с русскими календарными праздниками
Разработчики: Вагнер Ирина Евгеньевна-воспитатель
Большакова Валентина Николаевна -воспитатель
Маркова Ольга Алексеевна- музыкальный руководитель
Шарыпово
2016г.
Паспорт проекта.
Тема проекта | «От осени до весны» |
Вид проекта | Творческий |
По времени проведения | Сентябрь-Май |
Адресация проекта | Дети средней группы. |
Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети. |
Цель | Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками. |
Задачи | - -вызывать у детей желание знакомиться с народным творчеством (заклички, стихи - зазывалки, дразнилки, потешки,,народные песни, хороводы и др.); -развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры; -воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. |
Ресурсы для реализации проекта | Внутренние ресурсы: Подобрана фонотека народной музыки, подбор картин по декоративно-прикладному искусству. В музыкальном зале имеется: аккордеон, фортепьяно, синтезатор, инструменты шумового оркестра, музыкальный центр, телевизор,DVD-проигрыватель. Внешние ресурсы: нет. |
Ожидаемый результат | Вызвать устойчивый интерес к культуре русского народа. Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно – прикладного искусства народа. |
Актуальность проекта:
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству. Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания о народных традициях, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте. Каждый народ имеет национальную культуру. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти мировоззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме, воспитывая честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным — народное искусство не изучалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Таким образом, можно заключить, что художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную, художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток, пения народных песен у детей начинают блестеть от радости глаза. Поэтому и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство. Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии. В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства. В праздниках соединяются разные виды народного искусства. Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.
Место реализации проекта: МБДОУ №15«Ромашка»
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети средней группы№1.
Срок реализации проекта: 1 год (сентябрь 2016- май 2017 год)
Материально-техническое обеспечение.
Подобрана фонотека народной музыки, подбор картин по декоративно-прикладному искусству. В музыкальном зале имеется: аккордеон, фортепьяно, синтезатор, инструменты шумового оркестра, музыкальный центр, телевизор,DVD-проигрыватель.
Методическое обеспечение
- программа «От рождения до школы»
- рабочая программа музыкальных руководителей
Направленность: художественно-эстетическое развитие детей, как средство общения и культуры.
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель.
Для воспитанников:
- повышение качества речи, слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания;
- раскрепощение ребёнка с учётом музыкальных возможностей;
- повышение уровня музыкально-эмоциональной отзывчивости;
- появление интереса к музыкальному, устному народному творчеству, декоративно-прикладного искусства, проявление творческого самовыражения;
- воспитание нравственного, эстетического и этического чувства.
Для педагогов:
- повышение уровня компетентности в профессиональной деятельности;
- использование инновационных технологий в организации воспитательно-образовательного процесса;
- творческое использование музыкальных, поэтических и художественных
фольклорных произведений в разных видах детской деятельности;
- проявление творческого самовыражения;
Этапы работы над проектом:
Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||
I | Подготовительный этап | |||
1 | Подбор литературы | Сентябрь | Музыкальный руководитель Воспитатели | |
2 | Составление плана работы | Сентябрь | Музыкальный руководитель Воспитатели | |
II | Основной этап | |||
1 | Проведение тематических занятий, бесед, праздников, развлечений. | В течении года | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
2 | Разучивание музыкального материала (народных игр, хороводов, песен, загадок, подборка стихов и народной музыки). Разучивание устного народного творчества: народных потешек, пословиц и поговорок. Знакомство с народными традициями, сказками, предметами декоративно-прикладного искусства(умение рисовать, лепить, вырезать их). | В течении года В течении года В течении года | Музыкальный руководитель Воспитатели Воспитатели Воспитатели | |
3 | Проведение консультаций для родителей и воспитателей. | В течении года | Воспитатели Музыкальный руководитель | |
4 | Выставки совместного творчества родители-дети. | Воспитатели | ||
III | Заключительный этап | |||
1 | Презентация проекта детьми | Воспитатели Музыкальный руководитель |
Паутинка осуществления проекта по основным видам деятельности
Схема осуществления проекта
по основным видам деятельности:
Центр познавательного развития:
- ОД:
- «В гостях у хозяйки»
- «Как на Руси весну встречали»
3. «Собран с поля урожай…»
4. «Традиции и обряды русского народа»
- Совместная деятельность:
- наблюдения за изменениями в природе
- создание уголка «Русской избы»
- Беседы:
- « Что нам осень принесла»
- « Рождественские святки»
- «Праздник масленицы»
- «Пасхальные атрибуты»
Центр игровой деятельности
- Подвижные народные игры « Утица», «Салки – догонялки», «Пирог», «Пятнашки», «Жаворонок», «Ручеёк», «Бабка Ёжка»
- Дидактические игры «Найди праздничный пирог», « Составь узор для пасхального яичка», «Составь последовательность народных праздников», «Прокати яичко с горки»
- Сюжетные игры «Семья справляет Рождество», «Пасхальный подарок», «Собираем урожай»
Центр художественной деятельности
- Рисование
- « Осенняя березка»
- «Праздник у зверят, рождество в лесу»
- «Солнышко – колоколнышко»
- «Масленица – барыня!»
- «Пасхальное яйцо»
- « Во поле береза стояла»
Аппликация:
- «Осенний ковер»
- «Игрушки для зверят на рождество»
- «Барышня на масленице»
- Лепка:
- «Пасхальный кулич»
- «Дымковский козлик на ярмарке»
- «Овощи с грядки»
- «Блинчики для зайчат»
☼ Ручной труд:
- «Кукла из соломы»
- «Рождественские подарки»
☼ Выставки совместного творчества детей и родителей:
- «Барышня Осень»
- «Пасхальные куличи и яйца»
- Мини-музея «Русский самовар и Матрешка»
- «Зимняя фантазия»
Центр музыкального развития:
- ОД
- Совместная деятельность:
- Разучивание попевок, частушек, закличек, колядок, хороводов.
- Игра на шумовых народных инструментах.
- Развлечения:
- «Осенины»
- «Рождественские колядки»
- Презентация «От Осени до Весны»
Презентация проекта «От весны до осени»
Наглядные пособия: на центральной стене размещен рисунок «На рушнике каравай хлеба»,
Ход: Дети в русских костюмах под русскую народную мелодию с наигрышами жалейки свободно входят в зал, рассаживаются.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские! /мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы! /девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили люди.
Живали-то не по нашему, а по своему православному.
Вставали рано-ранехонько, с утренней зарей,
Умывались ключевой водой, со белой росой.
Молились всем святым и угодникам.
Хозяйка: Грядет ильинская неделя, сенокосная пора. Дети первые помощники в поле ворошат и сгребают сено. В огороде созревшие овощи собирают. Поворотило лето на осень, пора ее встречать. Давайте споем закличку.
Осень, осень, в гости просим.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.
/во время пения входит “Осень” (взрослый) /
Хозяйка: Здравствуй, Осеница-царица, по злату мастерица. С чем пришла, что принесла?
Осень: Пришла я, с пряльцем, с донцем, с гребнем, веретенцем,
С высоким колосочком, с широким снопочком.
Журавли-то за моря! Осеница – на поля!
Дети поют: “Песня о хлебе” музыка Бодренкова, слова М.Савельева /девочки берут колоски и выстраиваются в три колоны/
“Танец с колосками”
Проводится русская народная обрядовая игра «Огородник»
Каждый из играющих называет себя овощем. Все становятся в круг. Один – «огородник» - выходит в середину круга и стучит по земле палкой. Его спрашивают:
- Кто там?
Он отвечает:
- Огородник!
- Зачем пришел?
- За репой!
После этого все ведут хоровод, приплясывают и приговаривают:
Сверху репа зелена,
Посередине толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет,
Всяк за вихор возьмет.
«Огородник» должен назвать, кто из ребят репа. Если угадает, то «репа» от него убегает, а он за ней.
Игра проводится 3-4 раза.
Хозяйка: Посидите , гости , побеседуйте.а я вам загадку загадаю!
Белое покрывало всю землю накрыло (зима)
Хозяйка : Метелица, метелица
Снег по полю стелется!
Зимней порой празднуется один из великих праздников – Рождество Христово. Дни от Рождества до Крещения в народе называют Святыми или Святками. Давайте и мы с вами будем петь да плясать Христа рожденье прославлять.
Дети встают друг за другом, впереди идет мальчик со звездой.
Коляда- молода,
Прикатила молода
Мы искали коляду
Во Ивановом двору
Как на улице мороз подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром.
Дети подходят к макету домика, из которого выходит ребенок – хозяин домика.
Ребенок: Вот вам, дорогие гости, пряники да леденцы
Да тепленький пирог, да маслице, творог!
Дети: У хозяина в дому чтоб водились ребятки, утятки, поросятки!
Счастье да любовь, да совет на долгий век.
Дети: Спасибо этому дому, пойдем к другому!
Дети идут ко второму домику, исполняя колядку:
Уродилась коляда
Накануне Рождества.
Ой, коляда
Колядица моя!
Открывайте окно,
Запускайте Рождество!
Открывайте двери,
Подымай с постели!
2 ребенок: (отвечает из домика)
Уходите ничего я вам не дам!
Дети:Овсень, коляда, суконная борода! Кто не даст ножку – расколю окошко
Кто не даст хлеба – уведу деда!
Кто не даст ветчины – расколю чугуны!
Ребенок из домика:
Хватит просить, ничего не дам!
Хозяйка: какой жадный хозяин, как старушка – завидушка!
Проводится игра : дети перебрасывают воздушный шарик над головами из рук в руки, затем хозяйка незаметно прокалывает его.
Хозяйка:
Вот что с жадными бывает!
Дети идут дальше под колядку:
Коляда, коляда,
Подай пирога!
Не подашь пирога, то корову за рога!
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Вот вам угощенье: сыр да печенье, пряники, конфетки! (угощает детей конфетами). Долго длится зимняя пора на Руси, уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали прихода Весны, а чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд-закликание птиц и Весны. Выходите, красны девицы и добры молодцы, закликать птиц! /Дети с птицами в руках, ходят по кругу, поют закличку. “Прилети к нам куличок”
Жучик-крючик паучок, прилети к нам куличок.
Виту, виту, витулай, принеси весну в наш край.
1-й ребенок: Ой, кулики-жаворонушки
Прилетите, весну-красну принесите.
2-й ребенок: Принесите весну, на своем хвосту.
3-й ребенок: На сохе, бороне, на овсяном снопе.
4-й ребенок: С пряльцем и донцем, с новым веретенцем.
5-й ребенок: Весна приди! Три угодья принеси!
6-й ребенок: Первое угодье – в лугах половодье!
7-й ребенок: Второе угодье – солнце на подворье!
8-й ребенок: Третье угодье – зеленое раздолье! /рассаживают птиц/
Под пение в зал входит “Весна” /ребенок/
: Здравствуй, Весна-красна, ты, на чем пришла?
Весна: Я приехала на возочке, приплыла на челночке.
Хозяйка: Весна-красна, чем ты нас дарить будешь?
Весна: Дарить буду ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.
Время скотинку на травку кормиться выгонять, поля пахать, да сеять.
Хозяйка: Заводите хоровод.
Хоровод /“В темном лесе” русская народная мелодия, /дети ходят по кругу, закручиваются в улитку, имитируют посев зерна/
Хозяйка: Вот засеяли поля, а будущий урожай зависит от того, прольет ли дождь во время, напоит ли землю. Во время бездожия люди песнями-закличками вызывали его появление. Давайте и мы споем закличку!
Мочи, мочи дождь, на нашу рожь,
Поливай весь день.
Иди, иди дождичек,
На бабушкину пшеницу, на дедушкин ячмень.
Пробуравь землицу, дай нам водицу.
Хозяйка: В дни “пролетья”, когда Весна с Летом встречаются, на нивах начинают колоситься хлеба, натсупает христианский праздник – день Святой Троицы. В Троицин день девушки украшали березку лентами, цветами, плели венки, водили хороводы, кумились.
Девочки танцевальным шагом подходят к березке, украшают березку лентами, все проходят на места, остаются двое, одевают веночки/
1-я девочка: А мой венок-то лучше твоего!
2-я девочка: А чем это он лучше?
1-я девочка: На нем цветочков больше и я в нем краше тебя.
2-я девочка: А вот и нет – и ростом ты мала, и собой невидная.
Ведущая: Стойте, что это – ссора? В девичий праздник ссориться нельзя, а ну, помиритесь.
Девочки: А как?
Хозяйка: Возьмите в руки венок, да сквозь веночек поцелуйтесь. Это называется – покумиться.
Давайте, покумитесь, /девочки целуются/.
Хозяйка: Вот и настал день летнего солнцеворота. В это время праздновали Купала. По берегам рек разжигали купальские костры, считалось, что, перепрыгивая через такой костер, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. Давайте представим, что это купальский костер, попрыгаем через него.
“Перепрыгивание через костер”:
Прыгали хорошо, запаслись здоровьем и силой.
Хозяйка: Июль-макушка лета, в доме и в амбаре пусто, да в лесу густо. Не прокормиться, коли в лес не пойдешь. Ходят ребята по лесу собирают грибы, ягоды, шишки и примечают:
а./ Если рясная малина - уродится добрая … /дети/ рожь.
б./ Много сморчков - к урожаю … /дети/ гречихи.
в./ Много сосновых шишек - к урожаю … /дети/ ячменя.
г./ Тучи комаров - быть хорошему … /дети/ овсу.
Молодцы, хорошо знаете приметы.
Под спокойную фоновую русскую народную мелодию выставляется макет березки.
Хозяйка: в стародавней Руси встречали год не зимой, а летом.
Звучит русская народная мелодия.Выходит “Берёзка” (взрослый), затем появляется “Семья”: мать, отец и несколько детей в русских костюмах (можно с отдельными элементами). У матери в руках корзиночка с атрибутами. Идут к берёзке, начинают диалог.
Мать: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда взошла, когда выросла?
Отец: Ты берёзонька, ты кудрявая, ты когда цвела, когда вызрела?
Берёзка:
Я весной взошла, летом выросла, я весной цвела, летом вызрела.
Вы ко мне пришли - лето проводить, Новый год встречать, новолетие.
Отец: Украсим нашу берёзку, попросим её, чтоб год был лучше прежнего.
Мать: (доставая из корзинки соответствующий атрибут)
Повешу на берёзку колоски - чтобы в Новом году с хлебом мы были, морковь да репку - чтобы овощи в огороде удались. А ты что попросишь?
Отец: Я повешу на берёзку подкову - чтобы в Новом году нам с лошадкой быть. (Вешает на “берёзку” подкову)
Мать: Детушки наши тоже попросят, пусть их желания исполнятся.
1-й реб: Я хочу быть здоровым и сильным, потому повешу яблочко.
2-й реб: Я повешу ленточку, будет мне новый наряд. Буду с подружками хороводы водить.
3-й реб: А я колокольчик звонкий на берёзку повешу, чтобы Новый год без печали был, радость в дом принёс! (Все отходят назад, любуются “берёзкой”).
Мать: Нарядная стала наша берёзонька. Пора веселье начинать, народ скликать, хороводы водить.
Отец: Пусть поют гусли звончатые, свирели да жалейки, звучат гармоники смоленские да ложки деревенские!
Дети: Добры молодцы, красны девицы, на поляну выходите, свою удаль покажите!
Звучит русская народная мелодия, родители подыгрывают на ложках, трещотках и других шумовых инструментах. Дети исполняют “РУССКУЮ ПЛЯСКУ”. (Р.н.п.“На горе-то калина” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Хозяйка: вот и встретили мы с вами Лето красное, Весну – красну, Осень урожайную, Зиму снежную. Каждая по своему хороша, каждая дарит людям свои подарки. Зима – снег, Лето- солнце, Весна- зелень, Осень – плоды.
На центральную стену «всходят» макеты времен года.
Ведущая: Вот и послушали вы, люди добрые, как живали в старину. Благодарствуем за приход и гляденье. /поклон/ уходит.Дети и взрослые делают русский поклон, уходят.
Литература:
Детство-Пресс. 1999. – 40 с. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Князевой О.Л., Маханёвой М.Д.,
Русская народная песня для детей. Составитель Е.И.Яковишина. СПб: Детство-Пресс. 1999.
Дошкольное воспитание №7-9, 2000г.
Сборник “Лейся песня”. Выпуск 8
Дошкольное воспитание №8, 1987г
Методические материалы к программе «Детство» г.Санкт-Петербург,
«Народное искусство в воспитании детей» ( под редакцией Комаровой Т.С.),
«Знакомство детей с русским народным творчеством» (авт.-сост. Куприна Л.С.,Бударина Т.А., и др.),
«Красна изба…» (Тихонова М.В., Смирнова Н.С.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На доску для родителей, времена года, осень, зима, весна, лето, режим дня, сетка, 1 сентября
Материал на доску для родителей, времена года:осень, зима, весна, лето. - 8 стр.Режим дня.Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной гр1 сентября - 2 стр._________________________...
Прогулка (осень, зима, весна)
Организация прогулок в осеннний, зимний, весенний период в средней группе в ДОУ...
Лето, осень, зима, весна
Подборки материалов для занятий в летнее, осеннее, зимнее и весеннее время года....
Рассказы о временах года. Лето, Осень, Зима, Весна
Рассказы о временах года. Лето, Осень, Зима, Весна...
Презентации непосредственно образовательной деятельности времена года: "Осень"; "Зима"; "Весна"; "Лето". Подборка стихов.
Презентации непосредственно образовательной деятельности времена года: "Осень"; "Зима"; "Весна"; "Лето". Подборка стихов....
Наглядно-дидактическое пособие с использованием фланелеграфа для развития речи младших дошкольников «Расскажу вам без труда - это осень, вот весна, это лето и зима»
Данное пособие способствует формированию у детей элементарных представлений о времени года, сезонных изменениях, ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Его можно использовать в непосред...