Консультация для воспитателей.
консультация

Шарова Полина Николаевна

Использование нетрадиционных методов ы работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл animaloterapiya_pedsovet.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

Анималотерапия (от латинского "animal" - животное) - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Используются символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки, а также настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается педагог ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Именно поэтому необходимо использовать в работе нетрадиционные методы.  Одним из таких методов является анималотерапия. Как метод коррекции личностной сферы он существует давно и имеет глубокие корни, но на современном этапе развития теории анималотерапии разработок по практическому применению животных на занятиях с детьми мало.

Структура каждого занятия отражает различные коррекционно-развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка способности адаптироваться к жизненным различным ситуациям;
  • развитие активного отношения к жизни;
  • отработка механизмов межличностной коммуникации;
  • развитие воли и навыков самостоятельности;
  •  коррекция самооценки;
  • отработка механизмов психологической защиты в ситуации одиночества и разлуки;
  • снятие психо-мышечного напряжения;
  • обучение навыкам саморегуляции;
  • развитие эмоциональнойсензитивности.

Задачи : анималотерапии в работе с дошкольниками:

  • раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности ребёнка,
  • коррекционная работа с детьми, испытывающими страхи, трудности в адаптации и общении, имеющими неадекватную самооценку, нарушение в поведении.

Как у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно.

Функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром.
  4. Функция самореализации. Одной из важнейших потребностей ребёнка является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.
  5. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Для организацииНОД с элементами анималотерапии , важно определиться  как и с кем построить занятия:

  1. Группа  детей. Количество мальчиков и девочек предпочтительно одинаковое, число участников группы в оптимальном варианте 5-7 детей.
  2. Индивидуальная работа. Может быть любой ребёнок. Главное выбрать животное или игрушку животного учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Чтобы ребенок не мог причинить вреда как себе, так и животному, вел себя адекватно заданной ситуации.

Следующая часть подготовки, это распланировать занятия:

  1. Вводная часть – это могут быть игры, упражнения направленные на положительное отношение к занятию, животному, педагогу, членам группы, на сплочение и эмоциональный настрой.
  2. Релаксационный тренинг – техники, снижающие психо-мышечное напряжение.
  3. Анималотерапевтические техники, игры, упражнения, сказки, инсценировки, связанные с использованием животных или их символов (образов, игрушек).
  4. Заключительная часть – арттерапевтические упражнения (рисунки, танцы, этюды) на выражение эмоционального состояния детей, рефлексии.
  5. Прощание – отработка механизмов расставания.

Приведённая схема не является жёстко обязательной и в соответствии с содержательной и целевой направленностью занятия может изменяться.

Использование методов анималотерапии в НОД:

  • Благотворно влияет на нервную систему: успокаивает, утешает, выравнивает дыхание и сердечный ритм.
  • Помогает неуверенным в себе детям преодолеть замкнутость и победить комплексы.
  • Тактильный контакт с маленькими мягкими зверьками расслабляет мелкую мускулатуру, снижает тревогу, эмоциональное напряжение и агрессию.
  • Дети учатся бережному и аккуратному отношению.

Метод анималотерапии я  использую  в свободной деятельности или как часть НОД по рисованию, окружающему миру, физкультуры  и т.д.В процессе образовательной деятельности, дети принимают на себя роль какого-либо животного, копируют его поведение, повадки. При этом замкнутые, нерешительные, тревожные дети в образе собачки учатся быть активными, проявлять инициативу. И наоборот, активные, агрессивные, конфликтные дети в роли кошки, учатся сдерживать и контролировать свои эмоции и действия.  А так же сами воспитатели могут снять стресс наблюдая например за обитателями аквариума.

Занятия по программе анималотерапии для детей 3-5 лет

Занятие 1.

Тема: “Знакомство с котенком”

Цели: отработка способов знакомства, развитие наблюдательности, развитие пластичности тела, снятие напряжения в незнакомой обстановке, тренинг эмоциональной сензитивности, развитие доброжелательности через снятие элементов соревновательности в игре, развитие воображения.

Оснащение: мягкая игрушка - котенок, музыка для релаксации, музыкальный центр, мягкие маты.

Ходьба по сенсорной дорожке.

- Шагают наши ножки по узенькой дорожке,

Шли, шли и к домику.

- Ребята, посмотрим кто живет в этом домике?

Взрослый открывает дверь домика, показывает детям котенка.

Упражнение “Давайте познакомимся!”

Взрослый называет свое имя и по кругу передает игрушку котенка, дети называют свое имя.

Приглашенная на занятие кошка обследует помещение, осторожно обнюхивает и осматривает его. Детям предлагается внимательно понаблюдать за ее позой, движениями, повадками. Затем детям предлагается представить себя кошкой, которая пришла в чужой дом и осматривается. Желающие показывают, как это делается. Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза, и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

2. Упражнение “Точим когти”

Ведущий предлагает детям представить себя котятами, сесть, вытянуть руки и ноги и по команде: “Точим когти!” — напрячь пальцы, кисти рук и ног. По команде: “Мягкие подушечки!” — руки и ноги расслабляются. Упражнение повторяется 3 раза.

3. Упражнение “Согрей котенка”

Взрослый создает воображаемую картину.

- Наш котенок замерз на улице, давайте его согреем в своих ладошках, подышим на него, прижмем к своей груди.

4. Физминутка “Котик”

Вот какой котёнок,

дети крадутся по кругу друг за другом на носочках.

Круглая мордашка,

Останавливаются, показывают обеими руками мордашку, покачивают головой.

И на каждой лапке — к коготки-царапки,

Ритмично вытягивают вперед поочередно правую и левую руки

Все ему игрушки: кубики катушки,

повороты на месте вокруг себя

Котик, точно мячик,

По квартире скачет,

прыжки вверх на двух ногах, руки на поясе.

5. Упражнение-релаксация “Чудесный сон котенка”

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты. Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: “Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо — яркое солнце — прозрачная вода — серебристые рыбки — родные лица — друзья — знакомые животные — мама говорит ласковые слова — свершается чудо.

Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается”. Ведущий расспрашивает детей о их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

6. Прощание

Каждый участник занятия говорит кошке или игрушке добрые слова, прикасается, гладит и прощается: “До встречи!”

                                   МДОУ Детский сад №17 «Алёнка»

Выступление на педагогическом совете:

 Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

                                                                      Подготовила: Шарова П.Н.

                                             Серпухов, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...