Консультация для педагогов "Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников».
Цель: Систематизировать знания педагогов о сохранении и укреплении психологического здоровья дошкольников через игру педагогический КВН.
Оборудование: карточки для членов жюри с обозначением баллов / от 1 до 5/, ручки, бумага, слайды.
Вводная часть /притча/: “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?
Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. Итак, тема нашего сегодняшнего педсовета посвящена здоровью.
Программа педагогического КВН
- Визитная карточка команд
- Разминка
- Конкурс капитанов
- Работа в творческих группах
- Конкурс эрудитов
- Домашнее задание / презентация мини- проекта/
- Обыграть рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни. Что полезно для здоровья
Представление жюри:
В состав жюри входит: заведующий МДОУ, старшая медицинская сестра и 2 педагога из разряда самых опытных воспитателей МДОУ
- Визитка / оценивается по 3 бальной системе/
Так как КВН – Это игра соревновательная, значит, нам нужно поделиться на 3 команды / отдельно команда узких специалистов и 2 команды воспитателей/. А также выбрать капитанов и придумать свою визитку, которая состоит из названия команды и соответствующего для неё девиза.
Напоминаю, что вы все педагоги, а идти в педагоги и не иметь своего девиза - это все равно что начать строить дом без проекта. Поэтому с девизом, я думаю у вас проблем не должно быть.
Примеры девизов: «От воспитателя станет всем светлей!».
Девиз: «Стать первым воспитателем не по счету, а по уважению!»
- Разминка / оценивается по 4-х бальной системе/
Для того, чтобы нам быть готовыми к игре, нужно хорошо размяться. Итак, объявляется конкурс «разминка», здесь мы выясним, какая команда знает больше пословиц о здоровье. Свою готовность команды сигнализируют поднятием руки.
- “Здоров будешь - всего добудешь”.
- “В здоровом теле - здоровый дух”.
- “Здоровому, все здорово”.
- “Здоровье всему голова”.
- “Здоровье дороже денег”.
- «Здоровье дороже богатства».
- «Здоровью цены нет».
- «Было бы здоровье, а остальное пребудет».
- «Тот здоровью цены не знает, кто не болел».
- «Болезнь человека не красит».
- «Крепок телом – богат делом».
- «Чисто жить – здоровым быть».
- « Если хочешь быть здоров - закаляйся».
- Больной - лечись, а здоровый - болезни берегись.
- Больной себе поможет - врач скорее вылечит
- Больному и золотая кровать не поможет.
- Двигайся больше - проживешь дольше
- Держи голову в холоде, живот - в голоде, а ноги - в тепле.
- Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
- Здоровье дороже золота.
- Здоровье и счастье не живут друг без друга.
- Беспричинная усталость - предвестник болезни.
- Бог дал жизнь, Бог даст и здоровье.
- Здоровье не купишь - его разум дарит.
- Здоровье сбережешь, от беды уйдешь.
- Конкурс капитанов / помощь группы не исключается/
/ оценивается по 3-х бальной системе/
Задание- ответить на вопросы:
- Что включает в себя понятие «здоровье»?;
- Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
- Дайте определение / характеристику/ психически здоровому человеку.
Примерные ответы:
Здоро́вье — 1) Состояние живого организма, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. 2) «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней» (ВОЗ).
Психи́ческое здоро́вье (мента́льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Критерии психического здоровья
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств
Вывод: Психически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живёт в гармонии с собой и окружающими.
- Работа в творческих группах / оценивается по 5 балльной системе/
1 часть:
Педагоги работают по командам: 1 команда отвечает на вопросы от лица «педагогов» , 2 команда от лица «родителей», 3 – от лица специалистов
Задание- каждая группа участников обсуждает предложенные вопросы с точки зрения родителей, педагогов и специалистов
Вопросы:
- Что Вы делаете для сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка?
- В чём заключается психотеравпетическая позиция воспитателя?
- По каким признакам у ребёнка появляется потребность в психической разрядке?
- Что, по вашему мнению, входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?
- Перечислите все негативные факторы, отрицательно влияющие на психическое здоровье воспитанников.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья:
- Влияние факторов среды / семейные факторы ( отсутствие одного из родителей, родительское программирование), неблагоприятные факторы, связанные с детским учреждением/
- Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда)
- социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда.
- Генетика, образ жизни
- Что может, по вашему мнению, должно благоприятно влиять на укрепление психического здоровья дошкольников? / ваши предложения/
2 часть:
Игра – упражнение «Пойми ребёнка» / по 5 балльной системе/
Цель игры - учиться распознавать чувства по каким –либо внешним признакам
Команды получают карточки с названием чувств, эмоциональных состояний, которые в дальнейшем / спустя 1 минуту/ нужно будет вам изобразить с помощью всех вам доступных средств / мимики, рук, языка и т.д./ Но и в то же время так, чтобы это чувство угадали ваши партнёры из других команд.
Оборудование:
Карточки / испуг, радость, любовь, обида, удивление, тревога, страх, забота, пакость, обман, зависть/
Игра- упражнение «Принятие чувств».
Даётся высказывание. Ваше задание: переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Каждая команда, готовая ответить подымает руку, готовы?
Н-р, часто мы слышим:
• «Не смей его бить! Это же твой брат!» вариант вашего ответа может быть: ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его не надо».)
- Чего ты орёшь? Закрой рот, я кому сказала?
• «Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься — давай перейдем на другую сторону».)
- Успокойся, я тебе ничего не куплю!
- «Подумаешь — укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол — это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».)
Дополнительное задание:
Если бы я был (а) бы добрым волшебником, чтобы я сделал (а) для того, чтобы все дети на земле были бы здоровыми!
- Конкурс эрудитов / вопросы из зала/ - 5 балльная система:
Задаются членами жюри всем на выбор. Жюри оценивает. Разрешается дополнения.
Что мы относим к технологиям сохранения и стимулирования здоровья?
К технологии сохранения и стимулирования здоровья относится:
- Остеопатическая гимнастика / гимнастика после пробуждения/;
- Динамические паузы/ применяются воспитателями во время занятий/;
- Подвижные и спортивные игры/ используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно во всех возрастных группах/.
- Пальчиковая гимнастика. /Ее необходимо использовать в работе с детьми с младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно. Она рекомендуется детям с речевыми проблемами, и проводится воспитателем в любой удобный промежуток времени/.
- Дорожки здоровья /широко применяются воспитателями и инструкторами по физической культуре на физкультурном занятии для обучения правильной ходьбе, формирования правильной походке. Работа проводится ежедневно после сна всей группой, начиная с младшего возраста./
- Кинезотерапия – это комплексное применение различных движений для оздоравливания детей. Это комплексное занятие проводится воспитателем один раз в неделю, всей группой начиная со средней, во второй половине дня.
- Гимнастика для глаз. Она проворится воспитателем ежедневно по 2 – 5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп. Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.
- Дыхательная гимнастика /проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. Широко используется проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур/
К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:
Физкультурные занятия
2) Утренняя гимнастика проводится ежедневно воспитателями в музыкальном и физкультурном залах, в группе. Комплексы используются во всех возрастных группах и подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
3) Спортивные игры. Их обучение осуществляет инструктор по физической культуре один раз в неделю в физкультурном зале, начиная со старшего дошкольного возраста. 4)Занятия по здоровому образу жизни проводится воспитателями один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы.
5) Точечный массаж проводит медсестра и воспитатели по специальной методике сеансами или в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Он показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.
6) Веселые старты – это подвижные игры, игры эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме. Очень любимы детям. Проводятся инструктором по физической культуре один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
7) ОПФ (общая физическая подготовка) – это упражнения сверх программы: упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения. Также проводятся один раз в неделю в физкультурном зале, в подгруппе одаренных детей старшего дошкольного возраста.
8) Физкультурные досуги и праздники – это эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие. Проводится инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями один раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
9) СМИ (ситуативные малые игры) – ролевая подражательная имитационная игра. Ее рекомендуется проводить воспитателями два раза в месяц в группе, в музыкальном и спортивном залах в младшем дошкольном возрасте.
Назовите коррекционные технологии:
) ЛФК – сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям. Проводится медсестрой по специальной методике по показаниям отклонений здоровья.
2) Арт-терапия – это оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). Сеансы проводятся воспитателями по 10-13 человек в группе в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте.
3) Технология музыкального воздействия. Сеансы проводится музыкальным руководителем по 10-13 человек в группе во второй половине дня в музыкальном зале, в старшем дошкольном возрасте. Можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов), звуки природы.
4) Сказкотерапия – с использованием мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. Проводится воспитателем группы два занятия в месяц во второй половине дня, начиная со среднего дошкольного возраста.
5) Психогимнастика широко применяется воспитателями один раз в месяц, по 10-12 человек в группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы.
6) Артикуляционная гимнастика. Ее цель – фонематическая грамотная речь без движений. Проводят воспитатели группы два раза в неделю в первой и второй половине дня, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
7) Библиотерапия – представляет собой технологию лечения книгой, формирования поведенческой реакции. Сеансы проводятся воспитателями по 6-8 человек в группе, по 10-12 занятий в музыкальном зале, в группе, начиная с младшего дошкольного возраста
. 8) Всем известная технология применения аппликаторов Кузнецова показана детям, часто болеющим ОРЗ. Сеансы проводится строго по специальной методике по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в музыкальном и физкультурном залах, в группе, начиная со средней группы.
9) Массаж с помощью сухого обтирания проводится воспитателями ежедневно после сна в группе или спальне в постелях, начиная со средней группы. Необходимо объяснить серьезность процедуры и дать детям элементарные знания, как не нанести вред своему организму.
10)Технология коррекции поведения. Ее используют воспитатели и психологи в сеансах по 8-10 человек в группе, по 10 занятий в группе, начиная со средней группы.
Вопросы из зала /Проверка знаний по СанПиНу/
Какие вы знаете формы двигательной активности?
1. формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
Следует предусмотреть объем двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных организаций.
Что включает в себя система закаливания?
2. Закаливание детей включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы ДО, со строгим соблюдением методических рекомендаций.
Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.
Как проводится проветривание?
Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-40 С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей спать.
В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка
Какова максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет?
Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями
Какова продолжительность прогулки детей?
Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 150 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 200 С и скорости ветра более 15 м/с.Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
Какова общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Сколько времени занимает самостоятельная деятельность детей 3-7 лет?
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
Назвать максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки / по возрастам/
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе (дети пятого года жизни) – 12, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 17 занятий. Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной – трех. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует проводить в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей рекомендуется сочетать указанные занятия с физкультурными, музыкальными занятиями, ритмикой и т.п.
Какова длительность просмотра телепередач и диафильмов / по возрастам/?
Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной – не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами
Как часто следует проводить занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет?
Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 мин.Для снижения утомительности детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей.
По каким критериям рассаживают детей при организации занятий?
При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.
Какие игрушки следует использовать в детском саду для игры детей?
В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.
Обсуждаете, выбираете лучший, презентуете!
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
"Куклотерапия" - сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного разви...
Мастер – класс «Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»
Мастер – класс«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348023","attribute...
Куклотерапия – сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников. Мастер – класс «Куколка для малыша».
Работа содержит теоретический материал и презентацию на заявленную тему....
«Изотерапия, как средство решения эмоционально – личностных проблем и укрепления психического здоровья дошкольников»
Изотерапия одно из направлений арт-терапии (арт – творчество, терапия - лечение). Лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно в...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»
Консультация для педагогов «Психологические игры-помощники в укреплении психического здоровья дошкольников»...