АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_2019.docx | 80.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Солнышко»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Приказ
МКДОУ детского сада №3 от 04.09.2019г.
«Солнышко» Заведующий
ПРОТОКОЛ №1 от 03.09.2019г. МКДОУ детским садом №3
«Солнышко»
___________ Л.А. Левшунова
АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ДОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Авторы – составители:
Воспитатели
Гряколова Светлана Витальевна
Кузнецова Полина Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
- Целевой раздел
- Индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ
- Цели и задачи реализации программы
- Принципы и подходы к формированию программы
- Планируемый результат освоения программы
- Содержательный раздел
- Основные задачи коррекционной работы по основным образовательным областям
- Особенности взаимодействия педагогов с семьей
- Система мониторинга освоения программы
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды группы для работы с детьми с ОВЗ
- Тематическое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
- Расписание индивидуально-коррекционного сопровождения ребенка с ОВЗ в старшей группе «ПЧЕЛКА»
- Список литературы
Приложение
Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в условиях МКДОУ общеразвивающей направленности
Игробанк дидактических игр для индивидуальной работе с детьми с ОВЗ
Конспекты индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ
Работа с семьей
Пояснительная записка
Рабочая Программа по развитию детей с ОВЗ старшей группы «ПЧЕЛКА» разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ детского сада №3 «Солнышко» р.п. Коченево, дополнительной программой Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», Законом «Об образовании в Российской Федерации», с введением в действие ФГОС ДОО.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ в возрасте от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО).
Рабочая Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с ОВЗ и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, обеспечение помощи семьям в воспитании детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в развитии. В Программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка. Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МКДОУ.
Дошкольное образование в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад №3 «Солнышко» осуществляется в соответствии с Примерной образовательной Программы дошкольного образования, Основной адаптированной общеобразовательной программой МКДОУ детский сад №3 «Солнышко», а также нормативно-правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования и в соответствии:
- С международно-правовыми актами
Конституцией РФ от 12.12.1993г. (с изменениями и дополнениями);
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
- С законами
Законом РФ от 29.12.2012г. №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- С документами Правительства РФ
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»
- С документами Министерства образования и науки РФ
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основными образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования;
- С локальными документами
Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
Уставом МКДОУ детский сад №3 «Солнышко»;
Годовой план работы МКДОУ детский сад №3 «Солнышко».
- Целевой раздел
- Индивидуальные особенности контингента детей с ОВЗ
У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.
Возрастные особенности дошкольников 5-7 лет с ОВЗ
- Ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;
- Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, не способен к длительным интеллектуальным усилиям;
- Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;
- Испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;
- Непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
- Несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;
- Могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: помочь адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.
Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
- развивать и корректировать детско-родительские отношения;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активности.
В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком;
- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
- смена видов деятельности в процессе одного занятия;
- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;
- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;
- опора на сенсорные анализаторы.
1.3.Принципы и подходы к формированию программы
Примерная основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка Организацией и педагогами родителей и дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.
1.4.Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДОО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
РЕБЕНОК ХОРОШО ВЛАДЕЕТ РЕЧЬЮ:
- правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцирует все изученные звуки;
- различает понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называет последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
- производит элементарный звуковой анализ и синтез;
- может выражать свои мысли желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке.
РЕБЕНОК ЛЮБОЗНАТЕЛЕН, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает знаниями о себе, о природном и социальном мире.
РЕБЕНОК СПОСОБЕН К ПРИНЯТИЮ СОБСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
РЕЕНОК ИНИЦИАТИВЕН, САМОСТОЯТЕЛЕН в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
РЕБЕНОК АКТИВЕН, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
РЕБЕНОК СПОСОБЕН АДЕКВАТНО ПРОЯВЛЯТЬ СВОИ ЧУВСТВА, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ ЧУВСТВОМ СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА, верой в себя.
РЕБЕНОК ОБЛАДАЕТ РАЗВИТЫМ ВООБРАЕНИЕМ, которое реализует в разных видах деятельности.
РЕБЕНОК УМЕЕТ ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ И СОЦИАЛЬНЫМ НОРМАМ, способен к волевым усилиям.
У РЕБЕНКА РАЗВИТЫ КРУПНАЯ И МЕЛКАЯ МОТОРИКА, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
- Содержательный раздел
- Основные задачи коррекционной работы по основным образовательным областям
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям - «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО).
Физическое развитие
Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму:
- удовлетворять потребность детей в движении; - повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
- целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно- силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);
- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;
- обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;
- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.
Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
- содействовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни
- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья, занятиями спорта.
Социально-коммуникативное развитие
Развитие общения и игровой деятельности. Включается в сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Самостоятельно подбирает игрушки и атрибуты для игры, используя предметы-заместители. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей. Самостоятельно развивает замысел и сюжетную линию. Доводит игровой замысел до конца. Проявляет интерес к художественно-игровой деятельности: с увлечением участвует в театрализованных играх, осваивает различные роли. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т. ч. моральным). Доброжелательно относится к товарищам, откликается на эмоции близких людей и друзей. Может пожалеть сверстника, обнять его, помочь, умеет делиться. Управляет своими чувствами (проявлениями огорчения). Выражает свои эмоции (радость, восторг, удивление, удовольствие, огорчение, обиду, грусть и др.) с помощью речи, жестов, мимики. Имеет представления о том, что хорошо и можно, а что нельзя и плохо, может оценивать хорошие и плохие поступки, их анализировать. Самостоятельно выполняет правила поведения в детском саду: соблюдает правила элементарной вежливости и проявляет отрицательное отношение к грубости, зависти, подлости и жадности.
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Имеет представления о себе (имя, пол, возраст). Проявляет внимание к своему здоровью, интерес к знаниям о функционировании своего организма. Имеет первичные гендерные представления (мальчики сильные и смелые, девочки нежные, их нужно защищать). Знает членов семьи и называет их по именам, их род занятий, осознает логику семейных отношений (кто кому кем приходится). Знает свои обязанности в семье и детском саду, стремится их выполнять. Владеет навыками самообслуживания (самостоятельно ест с помощью столовых приборов, одевается, убирает игрушки после игры). Формирование первичных трудовых умений и навыков. Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать одежду, чистить ее от пыли, снега. Устраняет непорядок в своем внешнем виде, бережно относится к личным вещам. При помощи взрослого ставит цель, планирует все этапы, контролирует процесс выполнения трудовых действий и результат. Осваивает различные виды ручного труда, выбирая их в соответствии с собственными предпочтениями. Понимает обусловленность сезонных видов работ в природе (на участке, в уголке природы) соответствующими природными закономерностями, потребностями растений и животных. Способен к коллективной деятельности, выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям, по уголку природы. С помощью воспитателя осознает некоторые собственные черты и качества (положительные и отрицательные), проявляющиеся в его поведении и влияющие на процесс труда и его результат. Проявляет избирательный интерес к некоторым профессиям. Мечтает об одной из них.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Демонстрирует знания основ безопасности окружающего мира природы, бережного и экономного отношения к природным ресурсам. Знает о жизненно важных для людей потребностях и необходимых для их удовлетворения природных (водных, почвенных, растительных, животного мира) ресурсах; о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы: транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей, опасные природные явления (гроза, наводнение, сильный ветер). Демонстрирует навыки культуры поведения в природе, бережное отношение к растениям и животным.
Познавательное развитие
Развитие любознательности и познавательной мотивации:
- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
Формирование познавательных действий, становление сознания:
- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;
- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;
- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
Развитие воображения и творческой активности:
- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;
- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале.
Речевое развитие
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности во взаимосвязи с коррекционной работой являются:
•развитие речевого общения с взрослыми и детьми: способствовать овладению детьми речью как средством общения; освоению ситуативных и внеситуативных форм речевого общения со взрослыми и сверстниками; •развитие всех компонентов устной речи детей: фонематического восприятия; фонетико-фонематической, лексической, грамматической сторон речи;
•формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога;
•практическое овладение нормами речи: развитие звуковой и интонационной культуры речи;
•создание условий для выражения своих чувств и мыслей с помощью речи, овладение эмоциональной культурой речевых высказываний.
Развитие речевого общения с взрослыми и детьми.
Проявляет инициативность и самостоятельность в общении со взрослыми и сверстниками (задает вопросы, рассказывает о событиях, начинает разговор, приглашает к деятельности). Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми в разных видах деятельности: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. В игровой деятельности использует элементы объяснения и убеждения при сговоре на игру, разрешении конфликтов, поддерживает высказывания партнеров. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.
Владение речью как средством общения: побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу; вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
Художественно-эстетическое развитие
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд). Ориентируется в пространстве листа бумаги самостоятельно; освоил технические навыки и приемы. При создании рисунка, лепки, аппликации умеет работать по аналогии и по собственному замыслу.
Конструктивно-модельная деятельность
- развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов и их деталями;
- приобщать к конструированию;
- подводить детей к анализу созданных построек;
- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;
- учить детей обыгрывать постройки;
- воспитывать умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом и сюжетом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.):
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- содействовать формированию у детей практических навыков в художественно-эстетических видах деятельности;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, звуки, движения, жесты, мимику и др.
- Особенности взаимодействия педагогов с семьей
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ:
- установление контакта;
- консультации и индивидуальные беседы;
- открытые просмотры коррекционных занятий;
- совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках;
- участие в утренниках, развлечениях;
- семинары-практикумы для родителей;
- родительские собрания;
- индивидуальные тетради по выполнению рекомендаций специалистов;
- родительский уголок, включащий различную информацию (буклеты, папки-передвижки, объявления);
- нормативные документы;
-целевые прогулки и экскурсии по нашему поселку;
-составление альбомов вместе с родителями «Мой город», « Где мы были»;
-выполнение рисунков: «Моя семья» и «Мой дом»
- Система мониторинга освоения программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
Цель мониторинга: изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития.
Объект мониторинга: физические, интеллектуальные и личностные качества ребёнка.
Предмет мониторинга: освоение детьми образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Периодичность мониторинга детского развития – с 1 сентября по 31 сентября и с 15 мая по 31 мая.
Длительность педагогического обследования детей – 4 недели в сентябре и 2 недели в мае в отношении высоко формализованных методов.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, беседы, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями.
Система мониторинга содержит пять образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
разработана на основе:
- примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011 г.
- диагностического пособия «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.
- диагностического пособия «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (младшая, средняя, старшая группа)», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен воспользоваться помощью взрослого или не принимает её;
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные;
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, навыки, умения требуют закрепления;
4 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно, навыки, умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают их.
В результате мониторинговых исследований заполняются итоговые таблицы:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | ФИ ребенка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении с сверстниками и взрослыми, в природе | Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям | Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики | Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается | Выполняет обязанности дежурного по столовой, уголку природы | Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества | Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, с-р игры, предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||||||||
2 |
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | ФИ ребенка | Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказывать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. , относительно точно пересказывает литературные произведения | Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком | Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||||
2 |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | ФИ ребенка | Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи | Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы вырезания | Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||
с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||
2 |
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | ФИ ребенка | Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии | Знает столицу России. Может называть некоторые достопримечательности родного города | Знает о значении солнца, воздуха, воды человека | Ориентируется в пространстве ( на себе, на другом человеке, от предмета, от плоскости) | Называет виды транспорта, инструменты, бытовую технику. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса) | Правильно пользуется порядковыми и количественными числительными до 10, уравнивает 2 группы предметов (+1, -1) | Различает квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры | Выкладывает ряд предметов по длине, ширине, высоте, сравнивает, на глаз, проверяет приложением и наложением | Ориентируется во времени (вчера, сегодня, завтра, сначала, потом) Называет времена года, части суток, дни недели | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||||||
с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 |
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п | ФИ ребенка | Знает о важных вредных факторах для здоровья, о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдение режима дня | Соблюдает элементарные правила личной гигиены, самообслуживания, опрятности | Умеет быстро и аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в шкафчике | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||
с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | |||||||||
2 |
- Организационный раздел
- Оформление предметно-пространственной среды группы для работы с детьми с ОВЗ
РАЗДЕЛЫ | ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОСОБИЯ |
Развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных отношений | «Чудесный мешочек», мозаики различной конфигурации и сложности, «Четвертый лишний», пирамидка, счетные палочки, развивающее цветное фигурное лото, конструктор «Слон», развивающая игра «Найди различие», «Чего перепутал художник?», «Размышляй-ка», «Скоро в школу», «На что похоже?», набор геометрических фигур, карточки-символы пространственных предлогов, «Кто там, что там?», «Веселый гараж», «Что сначала, что потом», папки с подбором материала для обследования и развития соответствующих психических функций. |
Формирование звукопроизношения | Предметные картинки на звуки, тексты для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, комплексы артикуляционной гимнастики, артикуляционная гимнастика в картинках, карточки для анализа артикуляции звуков, домик для Язычка-Языковича, игры «Ступеньки», «Полянка», «Лесенка-чудесенка», «Логокуб», логопедическое лото «Говори правильно (Р)», «Музыкальные ступеньки», картинки-половинки для упражнения «Доскажи словечко». Наглядные пособия по автоматизации звука (р), (л), (с) в словах; по дифференциации звуков (с) – (ш) в словах. |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа | Набор звучащих предметов (коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы), схемы слова для определения позиции звука в слове, фишки, схема предложения (полоски различной длины, с «трубой») звуковая линейка, «Веселый грамотей», настольно-печатная игра «Игротека», «Поймай рыбку», карточки-символы гласных и согласных звуков, картотека по коррекции фонематических нарушений, настольная игра «Пирамида» - для формирования слоговой структуры слова, игра – домино «Звуковичок», звуковые дорожки для звукобуквенного анализа и синтеза слов, набор цветных крышек. |
Грамота | Магнитная азбука, касса букв на магнитах, набор букв, трафареты букв, книга «Азбука», картинный материал. |
Формирование лексико-грамматического строя речи | Предметные картинки по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Насекомые», «Профессии», «Птицы», «Домашние птицы», «Садовые цветы», «Времена года», и др., игры на развитие навыка словообразования, карточки-задания на развитие лексико-грамматического строя речи, предметные картинки на подбор антонимов (методический кабинет); лото «Один-много» - образование мн. числа имен существительных, игра «Разноцветные листья» - согласование сущ. м.р.прил. в ед. и мн. числе, силуэты грибов и ягод – согласование имен числительных с именами сущ. Мужского и женского рода, карточки-слова, обозначающие предметы, действия, для обучения глобальному чтению у ребенка с расстройством аутистического спектра. |
Связная речь | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки (методический кабинет), серии сюжетных картинок, наборы предметных картинок и игрушек (м/к) для составления сравнительных и описательных рассказов, «Что сначала, что потом», тексты для пересказа, наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам» (весна), «Пальчиковый театр». |
Развитие общей, мелкой моторики, речевого дыхания | Мозаики различных видов; юла; шнуровки: «Елочка», «Грибочек», «Яблочко», «Часы», «Кораблик», «Кот»; «Веселые прищепки»; кубики; массажный мяч (спортивный зал); карандаши; «поддувашки» для выработки воздушной струи: «Угости зайчика морковкой», «Сорви белочке орех», «Подай бобру кирпичи», «Угости ежа грибочком», «Поймай еноту рыбку», «Остуди горячий чай». Картотека физкульминуток на стадии автоматизации звуков. |
Изготовление наглядных пособий и дидактического и раздаточного материала для проведения коррекционно-развивающих логопедических и психолого-педагогических занятий осуществляется по ходу коррекции.
- Тематическое планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Неделя Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 |
Сентябрь | Обследование детей учителем-логопедом и педагогом-психологом. Заполнение речевых и индивидуальных карт. Составление индивидуальных маршрутов коррекции речевого и психологического развития на каждого воспитанника. | Осень. Признаки осени. Деревья осенью | Огород. Овощи | |
Октябрь | Сад. Фрукты | Лес. Грибы и лесные ягоды. | Откуда хлеб пришел? | Одежда |
Ноябрь | Обувь | Головные уборы | Игрушки. Русская народная игрушка | Кухня. Посуда |
Декабрь | Зима. Зимние забавы | Зимующие птицы | Домашние птицы | Новогодний праздник |
Январь | Мебель | Домашние животные и их детеныши | Дикие животные и их детеныши | |
Февраль | Детский сад. Профессии | Грузовой и пассажирский транспорт | Профессии на транспорте | День защитника Отечества |
Март | Животные жарких стран | Мамин праздник. Профессии мам. | Перелетные птицы | Весна |
Апрель | Семья | Космос | Пресноводные и аквариумные рыбы | Труд людей весной. Инструменты |
Май | Наш город. Моя улица | День Победы | Правила дорожного движения | Лето. Насекомые |
- Расписание индивидуально-коррекционного сопровождения ребенка с ОВЗ в старшей группе «ПЧЕЛКА»
Основные формы коррекционной работы:
- индивидуальные занятия (20 мин.),
- совместная творческая деятельность воспитателей и ребенка,
- дидактические и пальчиковые игры.
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | - | Индивидуальное занятие |
Вторник | Пальчиковые игры | - |
Среда | Дидактические игры | - |
Четверг | Игры с сенсорными тренажерами | - |
Пятница | - | Совместная творческая деятельность |
- Список литературы
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.
- Лайзане С.Я. ≪Физическая культура для малышей≫ - М.: Просвещение, 1987.
- Бутко А.Г. ≪Физическое воспитание детей с задержкой психического развития.- М., Книголюб, 2006.
- Шапкова Л.В. ≪Подвижные игры для детей с нарушением в развитии≫ Методическое пособие, Спб..Детство-пресс, 2005.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.- М: Мозаика-Синтез, 2010.
- Теплюк С.Н.. Занятия на прогулке с малышами. М: Мозаика-Синтез, 2005.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. ≪Прогулки в детском саду≫. Младшая и средняягруппы: Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Здравствуй, пальчик! Как живёшь?≫: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Методическое пособие ≪Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр≫ - М.: Владос,2008.
- Буре Р.С ≪Социально-нравственное воспитание дошкольников≫. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Комарова Т.С., Куцакова, Л.В., Павлова Л.Ю. ≪Трудовое воспитание в детском саду≫. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
- Куцакова Л.В. ≪Конструирование и ручной труд в детском саду≫. Программа и методические рекомендации. –М.: Мозаика –Синтез, 2010.
- Белая К.Ю. ≪Формирование основ безопасности у дошкольников≫.
Методическое пособие. –М.: Мозаика –Синтез, 2012.
- Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Методическое пособие. –М.: Мозаика –Синтез, 2010
- «Мир природы и ребенок≫ методика экологического воспитания дошкольников под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой –Спб. Детство-пресс,2000.
- Т.Н. Зенина ≪Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечения≫. Учебное пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2006.
- Воронкевич О.А. ≪Добро пожаловать в экологию!≫ Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуре у детей младшего и среднего дошкольного возраста. - СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Афанасьева И.П. ≪Маленькими шагами в большой мир знаний≫ Младшая группа: Учебно –методическое пособие для воспитателей ДОУ. - Спб..Детство- пресс, 2004.
- «Народная культура и традиции≫: занятия с детьми 3-7 лет / авт. –сост.Косарева В.Н. - Волгоград: Учитель, 2014.
- Шорыгина Т.А. ≪Познавательные сказки≫. Беседа с детьми о Земле и её жителях. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
22. Бортникова Е. «Чудо – обучайка». – Екатеринбург: Литур, 2006.
23. Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром». Младшая группа. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
24. «Чего на свете не бывает?»: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.
25. Дыбина О.В. «Ребёнок и окружающий мир». Программа и методические
рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.
26. Давидчук А.Н. «Индивидуально – ориентированное обучение детей»:
Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2000.
27. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004.
28. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы». - Спб..Детство-пресс, 2003.
29. Герасимова А.С. «Программа развития и обучения дошкольника». Учимся говорить. 4 года. – СПб.: Издательский Дом Нева; М.: Олма - Пресс, 2000.
30. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе». Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
31. Шорохова О.А. «Играем в сказку»: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
32. Поляк Л.Я. «Театр сказок»: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
33. «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей»: Методическое пособие /под ред. Е. И. Якубовской. Ч.1. –СПб.: СПбАППО, 2008.
34. «Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников»: Методическое пособие / под ред. Е. И. Якубовской. Ч.1. –СПб.: СПбАППО, 2008.
35. Комарова. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
36. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
37. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. –3-е изд. –М.: Просвещение, 1991.
38. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 3-4 лет». Конспекты занятий. –М.:
Мозаика-Синтез, 2011.
39. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках»: Наглядно –методическое пособие. - СПб.: Детство-пресс, 2003.
40. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. –М.: «Карапуз – дидактика», 2007.
41. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 3-4 лет». Конспекты занятий. –М.: Мозаика-Синтез, 2011.
42. Давыдова Г.Н. «Пластилинография». Цветочные мотивы. – М. : Издательство-Скрипторий 2003≫, 2006.
44. Колдина Д.Н. «Аппликация с детьми 3-4 лет». Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2011.
45. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
46. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. Программа и методическиерекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
47. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду». Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
48. Зацепина М. Б., Антонова Т.В. “Народные праздники в детском саду”.
Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
49. Зацепина М. Б., Антонова Т.В. “Праздники и развлечения в детском саду”. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционной работыдля детей с ограниченными возможностями здоровья в основной общеобразовательной программе ДОУ в свете введения ФГТ.
Согласно ФГТ, содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможност...
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно- развивающей работы воспитателя
Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья как одно из направлений коррекционно-развивающей работы воспитателя С каждым ...
Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
В данной статье раскарывается алгоритм работы с ребеноком с ограниченными возможностями здровья в ДОУ...
АОП КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инклюзивное образование обязательно включает в себя выравнивание возможностей воспитанников. Создание адаптированной образовательной программы является неотъемлемой частью коррекционно-развивающе...
Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………3...
Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа коррекционной работы для детей с ограниченными возможностями здоровьяСоставила воспитатель средней группы Тажимба Биче-Уруг Михайловна МБДОУ д/с «Золотой ключик» с. Бай-Хаак Танд...
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "В гостях у сказки"
Подробный конспект индивидуального дефектолого - коррекционного занятия для ребенка подготовительного к школе возраста...