Статья "Влияние интеграции различных видов искусств на развитие личности ребёнка."
статья

Шарифуллина Ирина Юрьевна

Статья "Влияние интеграции различных видов искусств на развитие личности ребёнка."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_kazhdogo_vida_iskusstva.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние интеграции различных видов искусств на развитие личности ребёнка.

Специфика каждого вида искусства заключена в том, в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. 
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие. Любой человек может понимать все виды искусства. 
Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему, но затем они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни. 
Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка. 

В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль способен играть процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. Это информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира (когда освоение одного искусства ведется через привлечение разных видов искусства, разных видов художественного мышления) и выражения себя в разных видах деятельности. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части. 

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией). 

Единение и взаимодействие – главное в образовательном процессе. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и
 развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки. 
Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности исходя из задач и возможностей детей. 

В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи,
 мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д. 

Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей. 

Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром
 собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества. 

Механизм интеграции: образ одного вида искусства, передаваемый в другом виде искусства специфическими средствами выразительности. 
Интеграция художественно-эстетического образования предполагает не иллюстративное использование произведений других видов искусств, а способность ребенка-дошкольника принять информацию и сделать её личностно-значимой, вследствие чего возникает интерес к искусству. 


Нельзя поставить конкретных рамок при отборе содержания интегрированного занятия, но оно должно включать дидактические и развивающие задачи двух или более направлений работы. 
Среди методов анализа художественного произведения используются такие методы, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В изобразительном искусстве тема осени раскрывается в
 различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.) Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность ребенку быстрее познать изучаемое. 

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. 
Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.
 

Для формирования целостных художественно-творческих способностей продуктивна интеграция разных видов изобразительной деятельности. Вариативно лепку и аппликацию можно вводить как дополнение к рисованию (создание коллажей). На листе бумаги можно расположить нарисованные изображения и аппликативные из кусочков ткани, картона, природных материалов, налепы из глины.

Показательно, что колорит является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописи; в музыке же колорит /тембр/ — один из главных факторов изобразительности. «В живописи колорит — наиболее музыкальный элемент, в музыке — наиболее живописный. Таким образом, в каждом из этих искусств колорит как бы ведет в сторону другого, вторгается в его область. В своем колорите музыка и изобразительное искусство словно тянутся навстречу друг другу. И когда они соединяются, колорит оказывается звеном их синтеза, точкой их соприкосновения» (В. В. Ванслов). Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В.Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели. Выдающиеся русские композиторы Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. Так, до-мажор у Римского-Корсакова — белый; до-минор — багряный, трагический; ми-мажор — сумрачный, серо-синеватый. Однако синопсия /цветной слух/ не является единственной формой взаимодействия звука и цвета. Асафьев «душу музыки» видел в мелодии, «душу живописи» — в рисунке. Известный художник М. Сарьян писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так». Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны, считает И. И. Иоффе, ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Это позволило И. Г.Ге дать замечательное определение архитектуры как застывшей музыки, а Ф. Шлегелю определить музыку как движущуюся архитектуру

Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля 

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах: 1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра; 2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. Впервые в дошкольной педагогике, наряду с камерной музыкой, дети знакомятся с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: оперой и балетом. Подбор произведений «самых молчаливых» искусств – живописи, скульптуры, архитектуры, которые демонстрируются детям на занятиях, осуществляется на основе принципов высокой художественности и доступности детям. Им предлагаются эталонные, высоко художественные картины И. Левитана, И. Шишкина, В. Серова, В. Васнецова, М. Нестерова и др., иллюстрации И. Билибина и В. Конашевича,

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция разных видов искусств, как средство развития творческой личности.

Как развить у ребёнка творческую индивидуальность?  (Из опыта работы)...

Презентация "Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ"

Идея моей призентации заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления....

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста

Воспитателя МБДОУ д/с №56«Гусельки» г.ТамбовДудова Е.А.        Влияние различных видов искусств на развитие творчества детейдошкольного возрастаИзобразите...

Статья на тему: «Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением Mimio»

Статья об использование Mimio - технологий, как основного средства приобщения детей к музыкальному искусству...

Роль изобразительного искусства в развитии личности ребёнка

Детская изобразительная деятельность в детском саду поможет ребенку научиться лучше выражать свое «я» в рукотворных творческих заданиях. Личность будет развиваться всесторонне, ведь задача...

Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей и воспитателей "Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста"...

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на развитие личности дошкольника

Важно помнить – первыми проводниками в мир искусства, в мир людей, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается...