Сборник дидактических игр по теме" Космос" для старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Сборник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сборник игр66 КБ

Предварительный просмотр:

   МБДОУ « Теремок» комбинированного вида СОП « Березка»

Сборник дидактических игр по теме « Космос» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                             Подготовила  воспитатель : Кабалова С.В

 

                                    Ардатов- 2019

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Дидактические игры на тему «Космос» помогают детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. В процессе игр о космосе у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. Они расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

Цель:

Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о созвездиях, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»

Задачи:

-расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы;

-развивать навыки ориентировки и пространственные представления;

-называть по памяти планеты Солнечной системы;

-упражнять в счете планет;

-развивать у детей коммуникативные навыки.

Материал:

девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит, девять мячей разного размера и цвета.

Варианты игры:

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с мячами – планетами встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»

 

Задачи:

-учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

-познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;

-развивать познавательный интерес.

Материал:

-карты лото с изображением различных созвездий;

-картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Большая Медведица, Орел, Лебедь, Лев, Кит, Рыбы, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Ход игры.

Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Воспитатель:

На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого – то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица. У кого есть такое созвездие? (и т. д. с другими созвездиями)

ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи:

-учить детей изображать созвездие на плоскости;

-развивать мышление, творческое воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

листы черной или синей бумаги, звездочки из желтого картона.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети изображают созвездие по образцу.

Вариант № 2

Дети изображают то или иное созвездие по памяти.

 

ИГРА «КОСМОС»

 

Задачи:

-учить детей плоскостному конструированию по образцу;

-развивать мышление, творческое воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрические фигуры разного цвета.

Варианты игры:

Вариант №1

Дети накладывают детали на образец.

Вариант № 2

Дети конструируют, глядя на образец.

Вариант № 3

Дети конструируют по памяти.

 

ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

 

Задачи:

-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-учить детей конструировать по образцу и по памяти;

-развивать мышление, воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети конструируют предмет по образцу.

Вариант № 2

Дети конструируют предмет по памяти.

 

ИГРА «УСТРАНИ ПРОБОИНУ»

 

Задачи:

-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-развивать мышление, воображение;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами», геометрические фигуры : круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.

Ход игры:

Воспитатель: -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.

-Какого цвета наша ракета?

(Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

-А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют).

ИГРА «ДЕНЬ, НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ!»

 

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи;

-дать детям понятие о том, что Солнце восходит рано утром на Востоке, днем поднимается на небосклоне, вечером опускается на Западе и уходит за горизонт. Ночью видны звезды и Луна. Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, полная Луна, убывающая Луна; вместе день и ночь называют сутками;

-воспитывать интерес к окружающему миру;

-формировать познавательно-исследовательский интерес и расширять кругозор;

-побуждать детей к активному речевому общению.

Актуальность игры:

-игровое пособие позволит ребенку раскрыть свой потенциал, использовать анализаторы организма:

1. Слуховой: слушает и запоминает задание педагога;

2. Зрительный: находит зрительно «Восход Солнца»«Небосклон»«Закат Солнца»;

3. Тактильный: ребенок самостоятельно удерживает макет «Солнца»«Луны», передвигает его по дуге.

Материал:

10 комплектов состоящих из 2-х карточек, обозначающих «день» и «ночь», макеты «солнца»«луны»«месяца».

 

Варианты игры:

 

Вариант№1

У каждого ребенка в одной руке макет неба, в другой макет солнца. Ребенок вставляет макет солнца в прорезь и передвигает его по дуге, находя восход, продвигает к небосклону, а затем к линии горизонта, внимательно слушая инструкции педагога.

Вариант № 2

Ночным светилом является Луна, когда наступает ночь, на небе появляется Луна. Дети меняют макет дневного неба на звездное и вставляют макет луны. День и ночь – сутки прочь! Ночью видны звезды и Луна; Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, убывающая Луна. Слушая инструкции педагога, дети вставляют макет молодого месяца, полной Луны, убывающей Луны.

Дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

 

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

 

Задачи:

-развивать логическое мышление (анализ и синтез);

-развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

-развивать память.

Материал:

наборы карточек из четырех картинок.

Правила игры:

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из 4-х картинок. Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему и объяснить свой выбор.

Предлагаемые наборы слов: Ракета, спутник, луноход, лодка. Солнце, Юпитер, Сатурн, Земля. Комета, звезда, метеорит, глобус и т. д.

 

Игра «Ракетодром»

 

Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов. Старт.

(поднимает красный флажок)

Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку, через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок- дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно ,четвертый – поднимает зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте, игра проводится в течение некоторого времени, дети сами контролируют процесс поднятия флажков, главная задача – следит за поднятым цветом.

Дидактическая игра

«Найди свою планету».

Цель: - Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета, находить и располагать игрушки по инструкциям педагога.

- Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

Дидактическое упражнение

«Найди свою планету (звезду)».

Цель: - учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

- формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход упражнения:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

- Найдите большую голубую звезду.

- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т. д.

Игра " Вокруг солнца"

В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием

Игра “Космонавты”

Ждут нас быстрые ракеты, дети врассыпную бегают по залу, на полу лежат

Для прогулок по планетам. обручи “ракеты” на один меньше, чем детей.

На какую захотим, по окончанию слов, дети забегают в обруч

На такую полетим. кому из детей обруча не хватила, выбывает

Но в игре один секрет - из игры

Опоздавшим места нет.

Дидактическое упражнение

«Маршрут ракеты».

Цель: - развивать у детей зрительное восприятие,

- активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение.

- Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Ход упражнение:

Дети следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:

- Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т. п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

Игра «Кто быстрее до Луны»

В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.

Результат.

Вначале знания детей о космосе были поверхностными, полученные в основном из мультфильмов. Дети называли 1 – 2 планеты, 1 – 2 созвездия, не представляли, чем люди занимаются в космосе.

Дидактические игры о космосе помогли детям систематизировать знания о космическом пространстве, Солнечной системе, созвездиях, обогатить активный словарь за счет введения новых слов. Дети стали более компетентны, у них значительно расширился кругозор по этой теме.

 

   

МБДОУ « Теремок» комбинированного вида СОП « Березка»

Сборник дидактических игр по теме « Космос» для детей старшего дошкольного возраста.

                                                             Подготовила  воспитатель : Кабалова С.В

 

                                    Ардатов- 2019

                                                         

                                          Ардатов- 2019

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...