Парциальная программа "Я, ты, мы"
методическая разработка (средняя группа)
Основной целью программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
partsialnaya_programma._ya_ty_my.odt | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа социально – эмоционального развития детей 3-6 лет
«Я, ты, мы»
Срок реализации: 4 года
Составлена на основе программы:
«Я, ты, мы» О.Л.Князевой
Содержание
Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Принципы программы
- Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
Содержательный раздел
Особенности образовательной деятельности
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
- Перспективное планирование
- Планируемые результаты
- Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
- Список педагогической литературы
- Приложения
Пояснительная записка
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева;
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.13 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.13 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• образовательная программа ДОУ.
Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребительской сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Каждое из обозначенных направлений развития нашло свое отражение в отечественной детской и социальной психологии в работах таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина, Л. И. Божович, а также их учеников и последователей (Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова и др.). К сожалению, результаты их научных исследований многие годы не были востребованы педагогической практикой в полной мере.
Радикальные преобразования последних лет, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком — принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Основной целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
- Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;
- Создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Развивать духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи и общества.
- Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, продуктивной деятельности;
- Развивать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Принципы программы
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образования;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
Возрастные особенности развития детей 4-5 лет (средняя группа)
Средний возраст является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Тематическое планирование содержания организованной деятельности детей
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются — завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому педагогу необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции — чувства и переживания, — а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает им пользоваться как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Педагог способствует постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это — формирование коммуникативных навыков; умения установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Тематический план
Средний возраст
№ | Наименование разделов | Время проведения |
1. | Уверенность в себе | |
Разгляди себя в зеркале | 3 неделя октября | |
Что между нами общего | 4 неделя октября | |
Представь и изобрази себя другим | 1 неделя ноября | |
Твоя любима еда | 2 неделя ноября | |
Животное, которое тебе нравится | 3 неделя ноября | |
Твоя любимая игра, игрушка | 4 неделя ноября | |
Красивый - безобразный | 1 неделя декабря | |
Обычный - странный | 2 неделя декабря | |
Подведение итогов | 3 неделя декабря | |
2. | Чувства, желания, взгляды | |
3. | Грусть, радость, спокойствие | 3 неделя января |
Печаль, горе | 4 неделя января | |
Злость | 1 неделя февраля | |
Страх | 2 неделя февраля | |
Никто меня не любит | 3 неделя февраля | |
Итоговое | 4 неделя февраля | |
Социальные навыки | ||
Друзья | 1 неделя марта | |
С кем ты хочешь дружить? | 2 неделя марта | |
Ссора | 3 неделя марта | |
Как помириться | 4 неделя марта | |
Ласковые слова | 1 неделя апреля | |
Что можно делать, а чего нельзя | 2 неделя апреля | |
Совместные игры | 3 неделя апреля | |
Подведение итогов | 4 неделя апреля | |
Итого: 23 |
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
№ п/п | ||
РАЗДЕЛ 1. УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ | ||
Разгляди себя в зеркале | Продолжать определять вместе с детьми представление о себе | Упражнение приветствие Разыгрывание ситуации Игра «Говорящее зеркало» Игра «Узнай про кого я расскажу» Игра «Водяной» Ритуал прощание |
Что между нами общего | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Рассматривание общего фото Игра «Садовник» Игра «Узнай на ощупь» Танец под медленную музыку Ритуал прощание |
Представь и изобрази себя другим | Продолжать определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Пантомима «Догадайся кто я?» Игра «Театр эстрады» Рисование лиц на надутых воздушных шариках Ритуал прощание |
Твоя любимая еда | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к продуктам, сравнивать с предпочтениями других людей | Упражнение приветствие Дидактическая игра «Узнай на вкус» Рисование любимых продуктов» Дидактическая игра «Что откуда?» Ритуал прощание |
Животное которое тебе нравится | Определять вместе с детьми их вкусы и предпочтения по отношению к животным, сравнивать со вкусами других людей | Упражнение приветствие Беседа о любимых животных Вырезание фигур животных Дидактическая игра «Лото» Ритуал прощание |
Твоя любимая игра, игрушка | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к играм, сравнивать с предпочтениями других | Упражнение приветствие Пантомима «Как я люблю свою игрушку» Игра «Фанты» Игра «Экскурсия» Ритуал прощание |
Красивый -безобразный | Определять вместе с детьми что они считают красивым | Упражнение приветствие Аудиозапись сказки «Звездный мальчик» Дидактическая игра «Красивое-некрасивое» Ритуал прощание |
Обычный - странный | Развивать представления детей о том, что обычно | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав» Разыгрывание этюдов из мультфильма Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 2. ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ, ВЗГЛЯДЫ | ||
Грусть, радость, спокойствие | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения бывают | Упражнение приветствие Чтение стихотворения С. Маршака «Котята» Этюд «Встреча с другом» Игра «Закончи фразу» Прослушивание музыкального произведения «История про Обидок и Грустинок» Ритуал прощание |
Печаль, горе | Помочь понять причины возникновения грустного настроения | Упражнение приветствие Карточки с изображением разных эмоций Прослушивание музыкального произведения П.Чайковского «Болезнь куклы» Чтение рассказа Л. Толстого «Птичка» Ритуал прощание |
Злость | Помочь детям понять, что такое «злость» | Упражнение приветствие Чтение К. Чуковского «Бармалей» Рассматривание иллюстраций Канашевича Игра «Волшебные слова» Упражнения «Коврик злости», «Волшебный мешочек» Техника «Разрывание бумаги» Ритуал прощание |
Страх | Помочь детям справляться со своими страхами | Упражнение приветствие Рисование «Чего я боюсь» Рассматривание пиктограммы «страх» и изображений людей с испуганными лицами Упражнение «Зеркало» Игра «Медвежонок» Ритуал прощание |
Никто меня не любит | Помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают | Упражнение приветствие Раскрашивание картинок о дружбе Игра «Ау» Игра «Передай другому» Подвижная игра «Ищу друга» Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Ритуал прощание |
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | ||
Друзья | Побуждать детей сочинять несложные стишки и истории, в которых героями становятся они сами, способствовать повышению самооценки детей | Упражнение приветствие Кукольный спектакль «Лучшие друзья» Песенка «Как мы весело живем» Игра «День Рождения» Ритуал прощание |
С кем ты хочешь дружить | Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг | Упражнение приветствие Игра «Поезд» Игра «Котенок» Игра «Передай мячик» Игра «Рукавички» Ритуал прощание |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры | Упражнение приветствие Просмотр мультфильма В. Сутеева «Яблоко» Ритуал прощание |
Как помириться | Учить простым способам выхода из конфликта | Упражнение приветствие Сценка «упрямые козлики» Инсценировка с детьми Упражнение «Мостик дружбы» Разучивание «мирилок» Ритуал прощание |
Ласковые слова | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств | Упражнение приветствие Игра «Назови ласково» Прослушивание песенки «Улыбка» Игра «Дружба» Игровое упражнение «Давай помиримся» Ритуал прощание |
Что можно делать, а что нельзя | Помочь понять необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения | Упражнение приветствие Чтение С. Решетникова «Я больше не хочу» Рисование «Что мне запрещают делать» Игра «В стране запретов» Ритуал прощание |
Планируемые результаты
В ФГОС ДО четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки.
Системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений, поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения программы
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2 .Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
3. Сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
4.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
5. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
6. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Расписание непосредственно-образовательной деятельности
Реализация программы осуществляется на всем протяжении пребывания ребенка в детском саду начиная с младшего дошкольного возраста. Программа предполагает 97 НОД, изучается 4 года: младший возраст (20 НОД в год) и средняя (23 НОД в год), старшая (27 НОД в год). Начиная с младшей группы, одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развиваться по данной программе.
Непосредственно образовательная деятельность с подгруппой детей проводится один раз в неделю, их продолжительность составляет от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста детей). НОД проводится в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться. Процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а так же в игре, познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательный процесс, строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Взаимодействие с семьей
В рамках данной программы взаимодействие с родителями (законными представителями) осуществляется через: индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов в группах, организация выставки детского творчества, день открытых дверей, ознакомление с программой на официальном сайте ДОУ.
Материально - техническое обеспечение:
- компьютер;
-мультимедийная установка;
-музыкальный центр;
- ноутбук, DVD.
Методические пособия и игры:
-фотоальбом «Изобрази себя другим»;
- пособие «Веселые, грустные или…», «Чье окошко?», «Календарь эмоций», «Ворчун и весельчак», «Ссоры», «Мы»;
- дидактическая игра «Подбери одежду», «Азбука настроения», «Кубики», «Угадай настроение», «Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций», «Банк идей», «Хорошо и плохо»;
- альбом «Вот я какой»;
-дидактическое пособие «Что нравится мне и другим», «Котауси и Мауси»;
-альбом «Эта книжечка про меня»;
-альбом «Вот мы какие!»;
-результаты деятельности детей «Буква моего имени»;
Наглядные пособия:
-игрушки (куклы, животные, сказочные персонажи);
-фотографии, картинки, карточки.
Оборудование:
-колокольчик,
-зеркало, шкатулка, платочки;
-листы бумаги;
-набор цветных карандашей;
-детский конструктор;
-мел;
-магниты;
- клубок ниток;
-фланелеграф.
Список педагогической литературы
- Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Педагогическое общество России , 2000.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н.П. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Пресс, 2004.
- Дьяченко О. М.и др. «Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности», М.: Новая школа, 2004;
- Князева О. Л., Стеркина Р. Б.; Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.— М.: Дрофа, ДиК, 1999.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: «Генезис», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Национальный календарь» для детей 4-5 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №53 «Елочка» Согласованазаместитель заведующего (старший воспитатель)____________ Принята на заседании Педагогичес...
Рабочая программа на основе парциальной программы «Поэтика народной культуры» для детей 4-5 лет
СОДЕРЖАНИЕ 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи1.3. Принципы и подходы к реализации образовательного процесса1.4. Возрастные особенности воспитанников1.5. Планируем...
Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"
Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Комплексная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «Физическое воспитание в детском саду» под редакцией Э.Я.Степаненковой Парциальная программа : «Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой
Пояснительная записка Рабочая программа по физическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №15» разработана в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...