ПРОЕКТ «ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ – ЭТО ЗДОРОВО!»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Титова Надежда Леонидовна

Вид проекта:  исследовательский - информационный

Проект долгосрочный : 9 месяцев

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 - май 2020

Актуальность проекта: В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к познанию,  открытиям, любознательности, потребности в новых впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ
«ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ – ЭТО ЗДОРОВО!»

Вид проекта:  исследовательский - информационный

Проект долгосрочный : 9 месяцев

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 - май 2020

Актуальность проекта: В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к познанию,  открытиям, любознательности, потребности в новых впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Цель проекта: Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о физических свойствах     окружающего мира.

2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

          3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

4. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

  6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Участники проекта:  дети старшей группы, воспитатели, родители.

Ожидаемый результат: Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира; проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, обогащение предметно – развивающей среды в группе.

Методы проведения: 

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;

  • Проведение опытов (практических);

  • Беседы (конструктивные).

Формы сотрудничества с родителями:

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

- Тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

-Помощь родителей в наполнении экспериментального уголка ,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в группе

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Направление Экспериментальной работы:

Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов и т.д.);

Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, тепло и т.д.);

Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства; преобразование предметов и явлений и т.д.).

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

- Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

-Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

-  Определение основных форм работы с детьми.

- Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

-  Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно- экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

-  специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);

- природный материал (камешки, песок, семена, шишки,  и т.п);

-  утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, пробки, поролон) -  прочие материалы – зеркала,  лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

- Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

-  конспекты НОД с элементами экспериментирования;

-перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;

-  картотеку опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

-  консультации для родителей по данной теме; памятки.

2 этап – основной

1. Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория «Почемучки»)

2. Работа с детьми:

 образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов.    

   Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- непосредственно образовательная деятельность;

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Непосредственно образовательная деятельность.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность -  наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываем 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

   Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями.

  Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводились консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Экспериментирование с водой».

3 этап – заключительный:

В конце года проводятся наблюдение, беседы, диагностические ситуации с детьми.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Заключение:

В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К проекту «Опыты с водой»

Приведены опыты с водой для детей 2 младшей группы...

Проект: " Опыты и эксперименты" для детей старшей группы (5 -6 лет)

Вызвать у дошкольников познавательный интерес к исследовательской деятельности....

Проект «Эксперименты – это здорово!»

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.  Ребёно...

проект "Опыты и эксперименты - это интересно"

краткосрочный проект в старшей дошкольной группе...

Проект "Опыты и эксперименты-это здорово!"

Цель    Создать условиядля объединения детей и родителей с целью привлечения к совместной познавательной деятельностис использованием опытов и экспериментов....

Проект: " Опыты и эксперименты"

Проект: " Опыты и эксперименты"...