проект "Опыты и эксперименты - это интересно"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Опыты и эксперименты – это интересно!»
Подготовила воспитатель старшей группы: Хабирова А.А.
Вид проекта: групповой, краткосрочный.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Продукт проекта: обновление и пополнение уголка экспериментирования.
Сроки реализации: май 2019г.
Актуальность проекта: В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Цель проекта: Создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи проекта:
- углублять представления детей о живой и неживой природе;
- расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры), о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей;
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать мышление, внимание, память, речь;
- воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ожидаемый результат
- Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию.
- Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
- Знают различные свойства объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, камней).
- Дети проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач.
- Проявление активности со стороны родителей.
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный.
- Изучение и анализ методической литературы по теме;
- Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
- Внедрение в образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности.
3 этап – заключительный.
Работа с родителями:
- Презентация проекта, обновление и пополнение уголка экспериментирования.
- Ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;
- Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Организация домашней лаборатории».
- Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
- Наглядная информация.
- Консультации
Вывод: экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
В результате работы над проектом дети научились:
- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
- Высказывать предположения об ожидаемом результате
- С помощью взрослого сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия
Приложение 1
Наблюдение за ветром на прогулке
Цель:
учить определять направление ветра.
Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает послушать строчки из стихотворения и объяснить о чём в нём говорится.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Дети : В стихотворении говорится о кораблике, который подгоняет ветер.
Воспитатель: Вот мы сегодня и будем говорить о ветре. Скажите, а какая сегодня погода?
Дети:ветреная
Воспитатель: Как вы догадались, что сегодня дует ветер?
Дети:качаются деревья, в воздухе пыль.
Воспитатель:Как образуется ветер?
(дети предлагают свои ответы).
Воспитатель:Ветер образуется при встрече теплого и холодного воздуха. Ветер нам необходим. С помощью него двигаются облака, тучи; разлетаются семена растений. Семена, какого растения умеют летать?
Дети:одуванчика.
Воспитатель:Как вы думаете, нужен нам ветер или нет?
(дети предлагают ответы).
Воспитатель: Ветер нужен людям. Совсем недавно ученые придумали ветряные установки, которые с помощью ветра вырабатывают электричество (свет).
Ветер бывает разный. Какой может быть ветер? (тихий – это ветерок, средний – это ветер, сильный, когда летит песок, мелкие камушки – это шторм).
Вывод: Ветер нужен как людям, так и природе.
Дети при помощи вертушки на метеостанции детского сада определяют направление ветра. ( с какой стороны вертушка крутится, такой и ветер ( южный, восточный и т.д.)
Приложение 2
Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт № 28. «Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыты с бумагой.
Опыт 1.(сминаемость)
-Давайте попробуем узнать- можно ли смять бумагу? Попробуйте, у всех ли бумага сомнется? (дети пробуют). А почему одну бумагу было легче смять, а другую- труднее?( ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага мнется. Чем толще и плотнее бумага, тем труднее ее смять.
Опыт 2.(гибкость)
Теперь возьмите цветную бумагу, сложите листок пополам, четко выделите линию сгиба. Затем разверните листок и попробуйте эту линию удалить. Получилось это у вас?(ответы детей). Какой можно сделать вывод? Бумага гнется.
Опыт 3.(плотность-рвётся)
Давайте проверим- можно ли разорвать бумагу? Вся ли бумага порвалась? Какую легче разорвать- плотную или тонкую? (ответы детей). Сделаем вывод. Бумага рвётся. Плотная бумага рвется с трудом.
Опыт 4.(намокаемость)
- А для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите листочки бумаги в воду. Что случилось? Все листочки намокли? Какие намокли быстрее? Попробуйте достать из воды тонкую бумагу. Что с ней происходит? ( ответы детей). Толстая бумага намокает? Конечно, только для этого нужно больше времени. Какой сделаем вывод? Бумага намокает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интересные эксперименты с водой для детей.
Немного опытов, экспериментов для игр с водой....
Картотека «Забавные игры- эксперименты с водой и другие интересные опыты» (для детей 5-7лет)
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддъяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец и др.) показывают, что возможности умстве...
Развлечение для старших дошкольников «Это всё эксперименты – интересные моменты!»
Сценарий меропрития для старшей группы....
Презентация: "ЭТО ВСЁ – ЭКСПЕРИМЕНТЫ- ИНТЕРЕСНЫЕ МОМЕНТЫ!». НОД в рамках работы клуба "Наш ребёнок"
Эксперименты - не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Развитие исследовательских...
Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3-6 лет
Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперименты с песком для детей 3–6 лет.Интересные игры и эксперим...
Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»
Консультация для родителей " Интересные опыты и эксперименты для дошкольников «Лаборатория на нашей кухне»...
Мастер - класс для педагогов ДОУ. «Интересные опыты и эксперименты с различными материалами»
Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другим...