ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С АВТОРСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Для детей дошкольного возраста «Ханты ясанг путрэт»
рабочая программа (старшая группа)
Программа для ознакомления с литературой народов ханты и манси. Рассчитана для возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_etnokulturnaya.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С АВТОРСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Для детей дошкольного возраста
«Ханты ясанг путрэт»
Ханты-Мансийск 2017
Содержание
Пояснительная записка……………………….......................................................
Учебно-тематический план…………………………………………………….....
Календарно-тематический план………………………………………………......
Краткое описание разделов…………………………………………………….....
Литература…………………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………..
Пояснительная записка
Образовательная программа «Ханты ясанг путрэт» составлена с целью обучения детской авторской литературе детей в возрасте 5-7 лет. Данный возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия – миром людей, миром предметов, миром природы и собственным внутренним миром. Неповторимые особенности физического, психического социально-личностного развития проявляются в своеобразии способов и форм познания и деятельности дошкольника.
Детская литература часто воспринимается как факультативная, несущественная часть общей литературы. Однако, на наш взгляд, она представляет ценность. Наука о детской литературе молода.
Народная педагогика ценит выше всего такие качества, как умение трудиться, справедливость, почитание и сохранение национальных обычаев и традиций, доброжелательное отношение между людьми. Мир детской традиционной авторской литературы прекрасен и увлекателен, он захватывает детей острыми, занимательными сюжетами, необычностью обстановки; привлекают и герои сказок – смелые, сильные, находчивые люди. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств.
Детские сказки учат детей бережному отношению к окружающему миру, уважительному отношению к взрослым. Волшебства в них мало, излагается правдивый объективный окружающий мир природы со всеми его опасностями и трудностями. Они учат жить и познавать окружающий мир на примере поступков близких людей, в мире которых живет подрастающий человек. Через детские сказки на занятиях дети познакомятся с нравами, обычаями своего народа, с окружающим миром.
Загадки помогут развить память, богатое воображение, а также найти сходства между разными предметами. Авторские стихотворения обогащают язык красочными оборотами и другими литературными выразительными средствами.
Актуальность
Многое из того, что являлось частью бытия прошлых поколений Югры, стало уже историей. А ведь их жизнь должна быть обращена в настоящее и будущее, в целях воспитания наших детей. Мы должны как можно больше сохранить то уникальное, что дошло до наших дней: историю, традиции, быт, культуру наших обских народов, сохранить, преумножить и передать нашему будущему поколению.
Для решения нашей задачи, мною была создана программа «Тайга», чтобы сформировать у детей представление о детской авторской литературе обских угров, издревле живущим на этой земле.
Представление о детской литературе собственного народна, умение понять его, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основной активной творческой деятельности человека, если его ознакомить с родной культурой с самого раннего детства.
Вот почему важно донести до детей самоценность языковой культуры родного края, пробудить в их душах интерес к многовековой культуре обско-угорских народов.
Цель программы: ознакомить детей с детской авторской литературой обских угров.
Задачи программы:
- познакомить с детской авторской литературой ханты и манси;
- дать представление об окружающем мире, о животных нашего края;
- дать знания о культуре, быте и традициях обских народов.
По окончании программы воспитанники должны:
- Иметь представление о детской авторской литературе
- Иметь представление о при роде Югорского края, характерных признаках всех времен года, о растительном мире, о типичных представителях животного мира (зверей, птиц, рыб), их названия на хантыйском и мансийском языке.
- Быть знакомы с традиционными праздниками обских народов, традиционными играми.
- Знать историю обских угров, их быт и традиции.
- Быть знакомы с творчеством писателей, поэтов, художников Югры.
- Уметь применять на практике различные виды изобразительной деятельности.
Учебно-тематический план
Срок обучения 1 год.
№ | Названия разделов, тем | Теория | Практика | Всего |
Раздел 1. Еремей Данилович Айпин 4 | ||||
1. | «Посреди бора длинный хвост». Загадки | 1 | 1 | 2 |
2. | «Медвежье горе». Рассказ | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Роман Прокопьевич Ругин 4 | ||||
3. | «Берёза». Стихотворение | 1 | 1 | 2 |
4. | «Ланги». Отрывок | 1 | 1 | 2 |
Раздел 3. Мария Кузьминична Вагатова (Волдина) 6 | ||||
5. | «Слово деда». Стихотворение | 1 | 1 | 2 |
6. | «Хлебушко». Сказка | 1 | 1 | 2 |
7. | «Зайчик – черный хвостик». Сказка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 4. Алексей Максимович Обатин 4 | ||||
8. | «Лосёнок». Рассказ | 1 | 1 | 2 |
9. | «Мышонок». Сказка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 5. Таисия Сергеевна Чучелина 4 | ||||
10. | «Мальчик корешок». Сказка | 1 | 1 | 2 |
11. | «Запрет». Сказка | 1 | 1 | 2 |
Раздел 6. Григорий Дмитриевич Лазарев 4 | ||||
12. | «Лиственница». Стихотворение | 1 | 1 | 2 |
13. | «Молодой охотник – новый человек». Стихотворение | 1 | 1 | 2 |
Раздел 7. Владимир Семёнович Волдин 6 | ||||
14. | «Сосновый бор». Стихотворение | 1 | 1 | 2 |
15. | «Сказка про орла и его друзей» | 1 | 1 | 2 |
16. | «Серыс най».Сказка | 1 | 1 | 2 |
Итого: 32 |
Краткое описание разделов
Раздел 1. Еремей Данилович Айпин.
Хантыйский писатель.
Родился в пос. Варьеган Сургутского (ныне Нижневартовского) района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, в семье потомственного охотника-ханты. В 1967 г. работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, охотничал, рыбачил на таежных речках. В 1971 г. окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище, в 1976 г. – Литературный институт имени А. М. Горького. Работал помощником бурильщика и плотником на строительстве железной дороги Тюмень–Сургут– Нижневартовск. В 1976-1978 гг. работал корреспондентом Ханты-Мансийского окружного комитета по телевидению и радиовещанию.
С 1978 г. – редактор окружного научно-методического центра народного творчества в Ханты-Мансийске, много работает над фольклором ханты, часто ездит в этнографические экспедиции. Литературной деятельностью занимается с 1969 г. С 1972 г. печатается в журналах «Юный натуралист», «Юность», «Октябрь», «Сибирские огни», в альманахах «Родники», «Полярная звезда» и других, в издательствах Средне-Уральском, «Современник». В 1979 г. в Свердловске издается первый сборник повестей «В ожидании первого снега». В 1981 г. выходит новая книга «В тени старого кедра» на русском и хантыйском языках.
Рассказы переводились на испанский и венгерский языки, публиковались в журналах «Боэмия» (Куба), «Алфольд» и «Уи аурора» (Венгрия). Автор более 20 художественных и публицистических произведений.
Е. Айпин принадлежит ко второму поколению северных писателей. В своем творчестве он поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и все народы нашей страны. В его прозе звучит призыв к бережному, заботливому, чуткому отношению к национальной культуре народа ханты.
Член Союза писателей СССР с 1981 г.
Раздел 2. Роман Прокопьевич Ругин.
Родился в Ямало-Ненецком автономном округе.
По национальности — обский хант. Окончил ЛГПИ (1964), ВПШпри ЦК КПСС. Был членом КПСС (с 1966). Работал завучем, директором школы, преподавателем истории ихантыйского яз. в Салехардском педучилище, инженером охраны окружающей среды, ст. методистомокружной агиткультбригады. 1л. редактор журнала "Ямальский меридиан".
Пишет на хантыйском и рус. яз. Автор кн.: Погоня. Свердловск, 1965; Снежные мелодии. Свердловск, 1976;Метель на ладони. Стихи. М., "Современник", 1986; Солнце под ногами. Свердловск, Средне-Уральское изд-во, 1986; Звон летящего лета. М., "Сов. писатель", 1987; Ранний ледостав. Повести. М., "Современник", 1998;В ожидании сына. Свердловск, Средне-Уральское изд-во, 1990; Сорок Северных Ветров. Екатеринбург, 1996;Мелодии Полярного круга. Екатеринбург, 1996; Волшебная земля. Легенды. Сказки. Повести. Рассказы. В 3тт. Екатеринбург, Средне-Уральское изд-во, 1997; Снежная держава. Стихи. Тюмень, изд-во Ю. И. Мандрики,1998 (500 экз.).
Член СП СССР (1983).
Раздел 3. Мария Кузьминична Вагатова
Хантыйский поэт, сказительница, певец, музыкант, публицист, танцор и наставник. Она родилась в 1936 году в семье оленевода-ханты среди таёжных урманов близ речки Курёх, недалеко от деревни Юрильск. В ее стихах вся жизнь народа ханты, вся таежная природа, культура коренных народов Севера.
Раздел 4. Обатин Алексей Максимович
Родился в юртах Кислоры Микояновского района Омской области. Учился в Казымской школе. После окончания школы вернулся в родные Кислоры. Энергичный комсомолец стал правой рукой бригадира рыболовецкой бригады, организатором ловцов на упорный труд. На родном языке он рассказывал рыбакам о событиях на фронтах, о самоотверженной работе трудящихся нашей страны. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г».
Раздел 5. Таисия Сергеевна Чучелина
Таисия Сергеевна Чучелина — сказительница, рукодельница, художник, мастер, ярко раскрывающий национальное художественное творчество народа ханты. Родилась Таисия Сергеевна 23 октября 1912 г. в деревне Чучели Самарского (ныне Ханты-Мансийского) района. Непросто сложилась судьба сказительницы. Ее родители умерли рано, и она, пока была маленькой, помогала по хозяйству в доме своего дедушки.
Учиться пошла лишь в 22 года (в 1934 г. поступила на двухгодичные Березовские туземные курсы и потом еще два года занималась в Ханты-Мансийской совпартшколе). В 1938 г. окружком комсомола направил Чучелину ликвидатором неграмотности в Березовский район.
В августе 1939 г. Таисия Сергеевна приезжает в Ханты-Мансийск учиться в политпросветшколе. Но до сказок было еще далеко. Во время войны она рыбачила, шила вещи для бойцов Красной Армии. Так и повелось: летом - рыбалка, покосы, зимой - работа в пошивочной мастерской, сначала в Березове, а затем в Ханты-Мансийске. Надо сказать, что умение мастерицы кроить, шить, вышивать повышало ее авторитет среди учеников, как взрослых, так и детей. Еще в детстве ее завораживали узоры, которые рождались под кончиком спиц у бабушки, у многочисленных тетушек. В десять лет она уже пряла, помогала при окраске шерсти, сматывала нить в клубки. Тогда же начала вязать и запоминать бесконечно рассказываемые на языке ханты предания. И хотя выросла Таисия Сергеевна среди обрусевших ханты, она с детства дорожила своим национальным - берегла родной язык, умение шить одежду, вязать, вышивать по-хантыйски. Свое умение она оставила в память людям. Многие ее творения хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Суздаля, Тюмени, Ханты-Мансийска и других городов.
1960 - 70 гг. в судьбе Т.С. Чучелиной отмечены значительными успехами, как на поприще прикладного искусства, так и в сказительном творчестве. Более того, несмотря на хрупкое здоровье, снижающееся зрение (в 50 лет она совсем ослепла), Таисия Сергеевна много ездила по населенным пунктам округа с рассказами и беседами о национальном искусстве.
Благодаря сотрудничеству с газетой "Ленин пант хуват", в 1954 г. впервые появилась в печати ее сказка на хантыйском языке. В 1964 г. была написана сказка на русском языке "Золотой город", которая выдержала три издания. К выходу в свет многих сказок привело общение Т.С. Чучелиной с журналистами Г.И. Слинкиной, С. Фалеевой, тюменским прозаиком Г. Сазоновым. Умерла сказительница в 1984 г.
Раздел 6. Григорий Дмитриевич Лазарев
27 октября 1917 года родился один из первых хантыйских поэтов Григорий Дмитриевич Лазарев
Фольклорист, создатель кружка национального творчества (1937), ставшего прообразом будущего городского литературного объединения Остяко-Вогульска, Виктория Вячеславовна Сенкевич (Гудкова) так писала о творчестве Г.Д. Лазарева: «У Григория Лазарева нет предшественников, так как у ханты не было художественной литературы, ее функции выполняет только устное народное творчество. К этому роднику народной поэтики и обратился молодой поэт… Нынешние стихи Лазарева – это уже настоящие поэтические произведения, первые ласточки зарождения хантыйской художественной литературы».
Григорий Дмитриевич Лазарев родился 27 октября 1917 года в селе Большой Атлым (ныне Октябрьский район Ханты-Мансийского автономного округа) в семье рыбака-охотника ханты. В 1938 году окончил педагогическое училище, после чего заведовал начальной школой. В 1939-1941 годах работал редактором национальной страницы в окружной газете «Остяко-Вогульская правда». Участник Великой Отечественной войны (награжден двумя орденами и несколькими медалями). После демобилизации из рядов Советской Армии был редактором газеты «Стахановец» Ларьякского (Нижневартовского) района. Окончил Свердловскую партийную школу. С 1952 по 1954 годы работал секретарем Сургутского райкома КПСС. Был организатором и первым редактором газеты «Ленин пант хуват».
Помимо литературного творчества (кроме стихов писал рассказы и сказки для детей) Григорий Дмитриевич записывал и публиковал произведения хантыйского фольклора, занимался обработкой героических былин и лирических песен, легенд, исследовал происхождение местных географических названий. Писал на русском и хантыйском языках. Печатался в журналах, альманахах и коллективных сборниках: «На рубеже», «Советская Арктика», «Сибирские огни».
Раздел 7. Владимир Семёнович Волдин
Родился 25 мая 1938 г. в дер. Сынг-Вар Назымского сельского совета Ханты-Мансийского автономного округа в семье рыбака-охотника. С похвальным листом окончил начальную школу, учебу продолжил в Вершинской семилетней школе.
После окончания годичных курсов Ханты-Мансийской сельскохозяйственной школы работал заведующим животноводческой фермой в колхозе «Первое мая». Отсюда его призвали в армию, но вскоре по состоянию здоровья комиссовали.
Поступил учиться в Ханты-Мансийское педагогическое училище. Во время учебы в училище начал писать стихи. Первые произведения публиковались в газете «Ленин пант хуват». Стихи писал в основном на родном языке. В 1968 г. в г. Свердловске вышел сборник стихов на хантыйском языке «Ханты». В переводах на русский язык его стихи опубликованы в журнале «Сибирские огни», сборниках и альманахах «Поэты народов Сибири» (1967), «Братство» (1982), «Обновленная Югра» (1970), «Вам, романтики!» (1987), «Эринтур» (1996).
В 1964 г., после окончания педагогического училища, направлен в окружной радиокомитет. Здесь трудился до конца своей жизни, которая была прервана трагической гибелью в октябре 1971 г. в одной из поездок в Октябрьский район.
Похоронен 5 ноября 1971 г. в г. Тобольске.
Ожидаемые результаты к концу учебного года:
Ознакомление дошкольников с детской авторской литературой с целью приобщения их к истокам обской культуры, так как она даёт нравственные и этические установки поведения человека в обществе и в окружающем мире в целом.
Литература
- Ханты : [стихат] : на хант. яз. / В. С. Волдин. – Свердловск : Сред.-Урал. кн. Изд-во, 1968. – 58 с.
- Айпин Е.Д. / Посреди двора длинный хвост / «Щербинская типография» 56 с. – 2002
- Вагатова, М.К. Маленький тундровый человек: стихотворения и сказки. [текст] / М.К. Вагатова, - Тюмень : СофтДизайн, 1996. – 208 с.
- Вагатова М.К. Тёй, тёй. Сказки, стихи, песни и считалочки для детей. [Текст] / М.К.Вагатова, - Тюмень : Тюменский дом печати, 2006. – 88 с.
- Косинцева Е.В. / Хантыйская литература, учебная хрестоматия, Часть 1. / ИИЦ-ЮГУ, 2010. – 388 с.
- Роман Прокопьевич Ругин // Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока : библиогр. справ. / В. В. Огрызко. — Москва : Лит. Россия, 1999. — Ч. 2 : О-Я.
- Роман Прокопьевич Ругин // Хантыйская литература в школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов : учеб. хрестоматия : на рус. и хант. яз. / Е. А. Немысова. — Ханты-Мансийск : Н. И. К., 1996. — Вып. 2. —
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по обучению детей дошкольного возраста английскому языку
Авторская программа по обучению детей дошкольного возраста английскому языку "Happy english" (старшая , подготовительная группы)...
Влияние детской литературы на детей дошкольного возраста
Как сформировать у малыша качества, которые помогут ему найти своё место в жизни, стать личностью яркой, интересной, жизнеспособной?...
Консультация для воспитателей на тему: «Задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в старшем дошкольном возрасте»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего общества.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid"...
Разратотка авторской развивающей игры для детей дошкольного возраста
Основной целью такой игры(коеструкции), развиваиь у ребеека интеллект, воображение, мышление и многие бытовые навыки, свящанные с развитием моторики. И служит незаменимым помощником для всестороннег...
Авторская сказка по ФЭМП детей дошкольного возраста
Конспект занятия по ФЭМП с использованием математической сказки "Колобок"Цель: закрепить раннее полученные знания по ФЭМП с использованием персонажей математической сказки «...
Авторская программа творческого развития детей дошкольного возраста - Дыхание осени с Вдохновением
Авторская программа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Программа составлена на основе синтеза двух культур: русский народный праздник "Кузьминки&qu...
Консультация для родителей в детском саду «Подбор художественной литературы для детей дошкольного возраста»
Как же всё-таки приучить ребёнка к чтению? Предлагаем списки художественных книг для детей разного возраста....