Августовская конференция
методическая разработка (подготовительная группа)

Выступление на районной конференции. Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление745.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  №1 «Ручеек»

Барабинского района  Новосибирской области

Педсовет

«Театральные куклы - как средство развития творческих способностей детей»

                             Подготовила:

                                                                                                                            Воспитатель

                                                                                высшей квалификационной категории

                                                                                        Первухина Лариса Владимировна

                                                         Барабинск 2017г

JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и   его воплощении»

(Слайд 2)

        1 часть-выступление

     Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Всякую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет в любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное удовольствие.

     Чаще всего, сюжет игр-драматизаций представляют наши сказки. Они знакомы и деткам и любимы многими взрослыми. Во время игры ребёнок примеряет на себя все возможные роли, проигрывает роли позитивных персонажей и негативных, испытывает оттенки добра и зла, а также последствия хороших и плохих поступков. Не всегда нужно чётко следовать сюжету выбранной сказки, в игре всегда есть место творчеству. Всегда необходимо поддерживать ребёнка в творческих начинаниях, это поможет заложению основы формирования созидательного восприятия мира.

      Особое влияние на развитие личностных качеств детей, в том числе и творческих способностей, оказывает кукольный театр, как искусство, обладающее большими возможностями воспитания у них желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать.

     Самое ценное в играх, включающих элемент перевоплощения, — а все дети любят «примерять» на себя роль различных героев, — это возможность напрямую взаимодействовать с другими участниками. Ребенок приобретает важный опыт, когда ставит себя на место другого человека, животного или игрушки. Ему приходится решать необычные задачи, например, передавать их характер, повадки и т.д. Ребенок приобретает в театрализованных играх новые выразительные средства: изменение интонации, тембра и силы голоса, знаковые жесты и движения и т.д. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.

Цель моей деятельности:  развитие  творческих способностей воспитанников посредством кукольного театра. (Слайд 3)
Данную цель реализуем  через решение следующих задач: (Слайд 4)
1.Создание условий для творческого, интеллектуального и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр.
2.Знакомство  воспитанников с основами кукольной театрализации (театральная игра и актерское мастерство, приемы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
3.Создание предпосылок к выявлению, развитию индивидуальных способностей у детей и совершенствованию их в практике работы с куклами.
4.Развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности

   Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:   (Слайд 5-6)       в группе своими руками и с помощью родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декорации, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой,  сделана картотека театральных этюдов.

     В своей работе применяем  различные виды кукол: пальчиковые, теневые, плоскостные, перчаточные. (Слайд  7) и знакомить нужно согласно возрастным особенностям детей.

Знакомить детей с театральной куклой, начинаем в первой младшей группе. Малыши смотрят кукольные спектакли, которые показывают воспитатели.

Со второй младшей группы начинаем обучать малышей простейшим приемам кукловождения. Для этого используют различные виды настольных театров. Дети разыгрывают хорошо им знакомые сказки, работа над спектаклем начинаем со знакомства с куклами, даем детям поиграть с ними. Стараемся не заучивать с детьми текст, чтобы они могли проявлять творчество- сами придумывали диалоги. Для этого пытаемся разбудить фантазию ребенка, помогаем только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания. Разучиваем сценки маленьких фрагментов, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях.

В средней группе необходимо знакомить детей с театральной ширмой, с новым для них видом кукол на гапите. Ребята сочиняют небольшие сказки, песенки для кукольных персонажей. Постепенно вводиться в спектакли детские шумовые инструменты, которые обогащают сочиненную ребенком песенку новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развивает чувство ритма.

В старшей группе знакомим с театром марионеток. Управление несложно, но требует от ребят собранности, внимания, как любое неосторожное движение разрушает иллюзию действия живых персонажей. Чтобы дети освоили технику кукловождения, предлагаем им несложные этюды. Во второй половине года дети обучаются кукловождению настольных кукол с несложной механикой. Управляя этими куклами ребенок учиться переключать и распределять внимание. Развиваются чувство ритма и мелкая моторика рук.

В подготовительной группе решаются более сложная задача. Мы знакомим детей с плоскостными, ростовыми куклами. Эти виды кукольных театров дают возможность проявить себя в песенном, игровом, танцевальном и даже в импровизации на детских музыкальных инструментах. С этими куклами начинаем знакомить детей во второй половине года. Данные  куклы удобны для танцевальных импровизаций, дает ребенку возможность пластики своего тела. Создать образ определенного персонажа.

Кукла дает ребенку ту «ширму», за которую на первых порах он может спрятаться. Многим детям кукольный театр поможет повысить и стабилизировать самооценку, воспитывать волю и характер, развить черты лидера. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества.

    Предлагаю  посмотреть  различные виды театра на слайдах. (Слайды 8-14)

Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения: (Слайд 15)

1. Мелкую и крупную моторику. Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления.

Крупная моторика развивается когда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, выполнять определённые действия под музыкальное сопровождение, двигаться синхронно с другими участниками спектакля и так далее). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память. Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление.

Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения.

Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности.

Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности.

   Работа по театрально-игровой деятельности  ведётся в тесном контакте: педагогическим коллективом:

- с  музыкальным руководителем, учителем-логопедом, педагогом-психологом:

- с музыкальным работником, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

- с учителем-логопедом, в необходимости добиваться чёткой дикции, силы голоса, правильного произношения, необходимостью грамотно изъясняться.

- С педагогом-психологом, работа ведётся с застенчивыми и малоактивными детьми.

Работая по данному направлению, мы  участвуем в конкурсах  различного уровня. (Слайд 16-17)

Таким образом, работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования.

Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике. Участие в инсценировках обогащает словарный запас детей, активизирует их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формирует личность. (Слайд 18)

2 часть - мастер класс по изготовлению кукол

Сейчас мы с вами проведем мастер-класс по изготовлению  театральных кукол, которые нужны будут в нашей сказке. Театральные куклы создадим  из  различного вида театра и предложим  небольшой кукольный спектакль по сказке Сутеева «Кто сказал «Мяу? »Посмотрим, как можно применять различные виды театров  в разыгрываемой сказке.

Театральная мастерская  (смотрите на слайдах)

Игрушки из конусов. С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверюшку, птичку, человечка, приклеив к нему соответствующие детали. (Слайд 19)

                http://sredneivkinodc.ucoz.ru/_ph/3/136648456.jpg

Куклы из воздушных шаров. Для изготовления таких кукол понадобятся воздушные шары, бумага, ткань и др. материалы. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой; получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке, затем из ткани изготавливают туловище. Ткань сшивается крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее. К плечам куклы пришиваются руки – полосы ткани, собранные на конце в резинку. Резинки дети надевают себе на запястья. Куклой действуют вдвоем. Один левой рукой держит палочку в том месте, где шея. Другой действует правой рукой. Головы для таких кукол дети оформляют сами, используя в работе разные материалы. (Слайд 20)

         C:\Users\PC\Desktop\124___05\IMG_0116.JPG

Театр ложек. Берутся большие деревянные или пластмассовые ложки. Они разрисовываются либо персонажи, вырезанные из бумаги, наклеиваются на тыльную сторону ложек. Затем кукол дополняют  одеждой.(Слайд 21)

                       http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/100/86100056_DSCN2979.JPG

                                     

                   Подготовка к сказке, расстановка атрибутов и декораций к сказке, раздача ролей.

     

3 часть- практическая ( выступление)

Сказка

Кто сказал "Мяу"


(Слайд 22)

Пошёл Щенок домой, мокрый, с распухшим носом.

Барабинск 2017г

        Действующие герои: (Слайд 23)

          Автор

       Щенок театр «Би-ба-бо»

         Петух – кукла-марионетка

         Мышонок – театр из чулков

         Пес – театр из воздушного шара

         Пчела – театр из ложек

         Рыба – театр из картона (фланелеграф)

         Лягушка театр живой руки

         Кошка – театр из дисков

         Атрибуты к сказке: стол, ширма

     Декорации: нарисованные  таблички: коврик, крыльцо, будка, кустик, цветок, пруд, лист лилии.

Мальчик: Одну простую сказку, а может и не сказку,
А может не простую,  хотим вам рассказать.
 Девочка: Её мы помним с детства, а может и не с детства,
А может и не помним, но будем вспоминать.

        (Театр из конусов)

Щенок( би-ба-бо) спал на коврике.

Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: — Мяу!

Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет.

«Это, наверно, мне приснилось»,— подумал он и улёгся поудобнее.

И тут кто-то опять сказал:

— Мяу!

— Кто там?

Вскочил Щенок, обежал всю комнату,— никого нет!

 Во дворе он увидел  Петуха. (кукла – марионетка)

«Вот кто не дал мне спать!»— подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

— Это ты сказал «мяу»?

— Нет, я говорю...— Петух захлопал крыльями и закричал:—Ку-ка-ре-ку-у-у!

— А больше ты ничего не умеешь говорить?

— Нет, только «кукареку».

Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой... Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:

— Мяу!

«Это тут!»—сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.

Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил серый Мышонок. (дисковый театр)

— Ты сказал «мяу»?— строго спросил его Щенок.

— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок.— А кто так сказал?

Кто-то сказал «мяу»...

Близко?

Вот здесь, совсем рядом.

— Мне страшно! Пи-пи-пи!— запищал Мышонок и юркнул под крыльцо.

Щенок задумался.

Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал: — Мяу!

Щенок подбежал к, но никого не нашёл. В конуре кто-то зашевелился...

«Вот он!— сказал себе Щенок.— Сейчас я его поймаю...» Он подкрался поближе...

Навстречу ему выскочил огромный лохматый Пёс.(Театр из воздушных шаров)

— Р-р-р-р!— зарычал Пёс.

— Я... я хотел узнать...Р-р-р-р!

— Это вы сказали... «мяу»?

-— Я?! Ты смеёшься, Щенок!

Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.

И тут, прямо над его ухом, кто-то сказал:

— Мяу!

Щенок выглянул из-под куста. Прямо перед ним, на цветке, сидела мохнатая Пчела. (Театр –ложек)

«Вот кто сказал «мяу >!»

— З-з-з-з!— прожужжала обиженная Пчела и больно ужалила Щенка в кончик носа.

Завизжал Щенок, побежал, а Пчела за ним!

Летит и жужжит:

— Уж-ж-жалю! Уж-ж-жалю!

Подбежал Щенок к пруду — и в воду!

Когда он вынырнул, Пчелы уже не было.

И тут опять кто-то сказал:

— Мяу!

— Это ты сказала «мяу»?  (театр из картона - фланелеграф)

Рыба ничего не ответила, махнула хвостом и исчезла в глубине пруда.

— Ква-ква-ква!— Разве ты не знаешь, что рыбы не говорят?(театр живой руки)

— А может быть, это ты сказала «мяу»?— спросил Щенок Лягушку.

— Ква-ква-ква!— Какой ты глупый! Лягушки только квакают.

Пошёл Щенок домой, мокрый, с распухшим носом. Грустный, улёгся он на коврике около дивана.
И вдруг услышал: — Мяу!!!

Он вскочил — на подоконнике сидела  полосатая Кошка.

— Мяу!— .(Театр из чулков)

— Ав-ав-ав!— залаял Щенок, потом вспомнил, как рычал лохматый Пёс, и зарычал: «Р-р-р-р!»

Кошка изогнулась, зашипела: «Ш-ш-ш!»

зафыркала: «Фыр-фыр!»— и убежала.

Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».

Мальчик и девочка: Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! (Слайд 24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической августовской конференции

Первые шаги модернизации дошкольного образования: опыт, проблемы, задачи....

Материал к выступлению на августовской конференции по теме «Обеспечение здоровьесберегающего пространства в ДОУ»

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства...

"Новые формы организации взаимодействия с родителями". Выступление на августовской конференции

Сегодня обновление системы дошкольного образования, процессы  гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей....

Доклад на районной августовской конференции по теме: "Введение ФГОС в детскому саду "Сказка" в рамках экспериментальной площадки"

Материал по введению ФГОС в воспитательно-образовательный процесс в рамках экспериментальной площадки....