ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО
методическая разработка (младшая группа)

 Светлана Станиславовна Мальцева.

Статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного воз- раста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Аннотация: статья посвящена раскрытию проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению в условиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Ключевые слова: ребенок младшего дошкольного возраста, адаптация, адаптационные процессы, личность, социализация, дошкольное образовательное учреждение.

В современной системе дошкольного образования актуальной проблемой выступает направлен- ность образовательного процесса на социальное развитие младших дошкольников, что связано с приоритетом целевых установок, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), а именно: проектирование условий для успешной социализации ребенка младшего дошкольного возраста, его личностного всестороннего и гармонично- го развития, учитывающие соответствующие дошкольному возрасту виды деятельности, особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми, реализуемые в зоне ближайшего развития младших дошкольников.

Приоритетной базовой ценностью ФГОС ДО выступает направленность образовательного про- цесса на поддержание и укрепление здоровья дошкольников и его компонентов: психофизического, психосоциального, эмоционального здоровья. Особенную важность дана задача приобретает в адаптационный период, что связано с психическим и эмоциональным напряжением младших дошкольников. Формирование базовых ценностей у дошкольников переориентирована на воспитательную задачу, ко- торая предполагает проектирование психокомфортных условий для дошкольников, которые впервые поступают в образовательную организацию.

Реализация ведущих положений стандарта обозначила важность разработки инновационных подходов к взаимодействию с младшими дошкольниками, овладение ими базовыми адаптационными навыками в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Поступление дошкольника в детский сад- это важный период в его жизнедеятельности, который сопровождается увеличением напряжения всех систем организма.

Под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к изменяющимся условиям жизни. Адаптация рассматривается как предпосылка процесса индивидуализации и социализации личности [2].

Отечественными учеными (Аксарина Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В., Белкина Л.В., Галигузова Л.Н., Доронова Т.А., Серова И.Н., Морозова Е.И., Крюкова С.В., Слободняк Н.П., Кирюхина Н.В., Гурова В.Н., Костина В.П. и др.) глубоко раскрыта проблема адаптации младших дошкольников к образова- тельному учреждению[1].

Ученые предлагают создавать группы адаптации, планировать работу воспитателей и педагогов- психологов в ДОУ при взаимодействии с семьями воспитанников, основанные на требованиях к подготовке ребенка в условиях семьи к дошкольному учреждению, использования приемов психолого- педагогического сопровождения в адаптационный период (Арнаутова Е.П., Белкина Л.В., Борисова Т.Н., Галашко Л.В., Доценко Л.Ю., Ватутина Н.Д., Галанов А.С., Кирюхина Н.В., Давыдова О.И., Майер А.А., Заводчикова О.Г., Жердеева Е.В., Морозова Е.И., Крюкова С.В., Слободняк Н.П., Круглова Т.Б. и др.) [3]. При этом, трудность в решении обозначенной задачи связана с проявлением основных противоречий: между высокой степенью теоретико-методологической разработанности проблемы адаптации в научных исследованиях и недостаточной разработанностью методических аспектов по сопровожде- нию успешно адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.

На основании анализа психолого-педагогической литературы нами выделены основные факто- ры, влияющие на динамику и качество адаптации дошкольников к изменяющимся условиям жизни: роль семьи и действий родителей, способствующие облегчению адаптационного периода; организация образовательного процесса в условиях ДОУ, которая направлена на успешную адаптацию младших дошкольников в детском саду.

Выделим три основные группы условий, способствующие успешной адаптации младших до- школьников к ДОУ, с учетом требований ФГОС ДО:

К первой группе относятся условия, которые связаны с проектированием развивающей пространственно предметно среды, способствующая наиболее успешной адаптации младших дошкольников, поддержание эмоционально-комфортного благополучия для дошкольников и создание условий для его полноценного развития.

С этой целью предметные развивающие содержательно - деятельностные зоны в группе могут включать:

  • центр познавательно-исследовательской деятельности, способствует решению функций: стимулирует моторно-сенсорные анализаторы (зрительный, тактильный, слуховой и др.); снимает мышечное и эмоциональное напряжение; активирует психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память);
  • центр художественно-творческой деятельности;
  • констуктивно-игровой центр.

Немаловажное условие - требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольного учреждения. Организуя и проектируя адаптационный процесс воспитатели должны опирать-

ся на индивидуальные и психофизические особенности младших школьников, учитывать требования ФГОС ДО, реализуемые образовательные программы, принимать во внимание особенности социальной ситуации развития ребенка, ориентированной на зону его актуального развития.

Как утверждают Пыжьянова Л.и Калинина Р., главной целью адаптационного процесса младших школьников со стороны педагогических работников ДОУ является создание благоприятной эмоциональной среды в группе, которая способствует формированию у младших школьников положительной направленности на детский сад и желание туда идти [3].

Под стилем педагогического общения рассматривается система индивидуальных и типологических особенностей социального и психологического взаимодействия воспитателей с детьми младшего дошкольного возраста. К основным параметрам эффективного стиля педагогического взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС ДО относятся [1]:

  • уровень эмоционального принятия младшим дошкольником своих проблем и особенностей;
  • уровень контроля за процессом выполнения правил поведения;
  • учет индивидуально-возрастных особенностей младших дошкольников в проектировании образовательного процесса.

Другим важным условием является организация партнерского взаимодействия между дошкольным учреждением и семьями воспитанников, который по требованиям стандарта рассматривается как циклический двусторонний процесс.

Большое значение отводится воспитательной позиции родителей, под которой понимается единство педагогических установок, которые связанны с процессом воспитания младших дошкольников, мотивационного отношения к воспитанникам ДОУ и его осознанности. Воспитательная позиция взрослых членов семьи заключается в «знании» и «реально действующих» мотивах, степени их осознанности. К важным характеристикам воспитательной позиции родителей в период адаптации младших дошкольников к ДОУ относятся: адекватность, гибкость и прогностичность[4].

Воспитательная позиция членов семьи - это основа формирования стиля семейного воспитания, которые влияют на адаптационный процесс младших дошкольников к образовательному учреждению.

Значимым этапом в развитии личности младшего дошкольника является вхождение в социальный коллектив сверстников, расширение социальных контактов. Общение со сверстниками - это специфический информационный канал, через который происходит обмен информацией; это особый вид деятельности и отношений межу сверстниками, создающий во взаимоотношениях ощущение эмоционального благополучия и равноправия; формирование целостной социальной картины мира.

Таим образом, проблема адаптации младших дошкольников относится к актуальным проблемам дошкольного образования, так как рассматривается, как важное условие успешной позитивной социализации личности маши дошкольников, что определяет основную задачу и направленности образовательного процесса дошкольного учреждения в связи с требованиями ФГОС ДО.

Список источников

  1. Васильева Л.И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду

/Л.И. Васильева, И.О. Маховская, Е.Ю. Яковлева //Психолог в детском саду. – 2019. – №3. –116 с.

  1. Гризин Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители – педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 9. –С.57-61.
  2. Житникова А.А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 10.

– 281–285 с.

  1. Мингалева Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада. //Дошкольная педагогика. – 2020. – № 10. –260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Проблемы адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду

Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факто...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.                  Задача музыкального руководителя в детском саду – ...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС...