Обучение грамоте
материал (подготовительная группа)

Овчинникова Нина Мерабовна

Месяц, неделя

Тема

 

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

09

1 «До свиданья, лето! День знаний»

 

 

«Мир звуков. Звуки речи.

Выделение звуков в словах»

 

Занятие 2

Повторение понятий: «звук», «звуки речи».Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словоразличительной ролью звука.

Фишки, картинки – схемы.

1.Игра «Сколько звуков услышали?».

2.Игра с заданиями.

3.Звуковой анализ слова «дым».

4Знакомство с гласным звуком «Ы».

5.Игровое упражнение «Убери звук».

1.Звуковой анализ слова «ЛУК».

2.Игра с заданиями.

3.Игра «Назови слово».

4.Выделить слова со звуком «С – спит спокойно старый слон стоя спать, умеет он.

Беседа с родителями о развитие речи детей.

 

2 «Неделя красоты»

 

«Гласный звук и буква «А».

 

 

 

Занятие 3

Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

 

1.Работа над пословицей «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

2.Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка»

3.Анализ буквы «А».

4.Загадки.

5.Физминутка.

6.Показ схемы слова «ЛУНА».

 

1.Загадки.

2.Дидактическая игра «Назови братца».

3.Составление скороговорок».

4.»Выдели звук».

5.Игровая ситуация «Покажи букву».

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье».

 

 3 «Азбука безопасности»

«Гласный звук и буква «У».

 

 

Занятие 11

Учить определять место звука «У» в словах; определять количество слогов в словах.

Схема слова, разрезная азбука.

1.Дидактическая игра «Телеграф».

2.Анализ звука «У».

3.Место звука в словах.

4.Загадки.

5.Физкультминутка.

6.Чтение слогов «АУ», «УА».

7.Составление схемы слова «Арбуз».

1.Рассказыванте по картинке «Строим дом».

2.Дидактическая игра «Чей дом?»

3.Дидактическая игра «Догадайся сам».

 

Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания».

 

4 «День дошкольного работника»

«Гласный звук и буква «О».

 

 

Занятие 5

Уметь определять место звука в словах, довести до осознания детей, почему этот звук гласный. Учить делать анализ слова: слоги, звуки.

Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки.

1.Игровое упражнение «Место звука в слове».

2.Загадка.

3.Анализ звука и буквы «О».

4.Анализ слова «РОЗА», схема этого слова.

5.Физкультминутка.

6.Скороговорка.

1. Игра «Назови слово».

2. «Здравствуй  князь ты мой прекрасный».

3. Графическое изображение предложения.

4.Дидактическая игра «Кто же это был?»

Консультация «Воспитание культуры поведения в семье».

 

5 «День осени»

 

«Согласный звук и буква «М».

 

 

Занятие 15

Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова.

Разрезная азбука, слоговая таблица.

1.Анализ звука «М».

2.Внести термин «согласный».

3.Знакомство с буквой «М».

4.Физминутка «Помощники».

5.Работа по разрезной азбуке – составление слова «МАМА».

6.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

7. Игра «Мамина сумка».

1.Игра «Построить дом»

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

4. Работа с предложениями.

5. Вспомнить считалку! Ехала машина».

Консультация «Нравственные уроки народных сказок».

10

 

2 «Осень. Мир животных»

«Согласный звук и буква «С».

 

Занятие 27

Учить определять место звука в трех позициях.

Знакомство с ударным гласным звуком. Учить читать слоги, составлять предложения на заданное слово.

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки.

 

1.Чем отличаются гласные и согласные звуки?

2. Характеристика звука и буквы «С».

3. Звуковой анализ слова «сани» по схеме.

4. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С».

 

 1.Загадки.

2.Игра, «Какой звук гласный?»

3.Игра, «Какой звук потерялся?».

4.Чистоговорки из картотеки.

Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных.

 

 

3 «Моя республика»

«Согласный»Х» звук и буква «Х»

 

 

Занятие  53

Познакомить детей с новой буквой и звуком «Х», учить детей выделять его в словах, определять слоговую структуру слов: «МОХ», «МУХА». Продолжать учить составлять предложения.

Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова.

1Знакомство со звуком и буквой «Х».

2.Вввести термин «согласный».

3.Дидактическая игра «Наоборот».

4.Физкультминутка.

5.Работа по разрезной азбуке.

6.Чтение слогов с договаривавнием до целого слова.

7.Игра «Мамина сумка».

1. Фонетическая игра «Кто внимательнее».

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

 

Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях.

 

 

4 «Моя страна»

 

«Звук и буква «Ш».

 

 

Занятие  45

 

Познакомить детей с буквой и звуком «Ш», учить выделять ее в словах, учить делать звуковой и слоговой анализ слова, читать открытые и закрытые слоги и несложные слова.

 

Наборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки.

 

 

1.Игровая ситуация « У нас в гостях Мишка».

2.Выделение звука в слове.

3.Знакомство с буквой «Ш».

4.Выделение из целого стихотворения слов со звуком «Ш».

5.Загадки.

 

1.Игра «Наоборот».

2.Игра «Узнай по голосу».

3.Игра «Слово можно прошагать».

 

Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук».

Придумай слова, где живет буква «Ш».

 

11

1 «День народного единства»

 

«Согласный звук «Л» и буква «Л».

 

Занятие 23

Познакомить детей со звуком и буквой «Л», учить правильно ее произносить, определять позицию звука в словах, учить слоги с этой буквой, несложные слова.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Сюрпизный момент – «В гостях кукла Луша».

3.Звуковой анализ слова «Луша».

4.Место звука в словах.

5.Составление из слогов слов: Луша, сама, мала.

 

1.Игра «Докончи слово».

2.Игровое упражнение.

3.Игра «Подскажи Петрушке звук».

 

Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л».

 

 

 

2«Здоровый образ жизни»

«Гласный звук «Ы», буква «Ы»

 

Занятие 7

Познакомить детей со звуком и буквой «Ы», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой.

Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода.

1.Игровая ситуация «ПАРОХОД» - интонационное выделение звука «Ы».

2.Позиция звука в слове.

3.Звуковой и слоговой анализ слова «МЫЛО».

4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой «Ы».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Чтение несложных слов.

 

1Игра «Капитаны».

2.Игра «Какое слово задумано?»

3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком «Ш», «Ы», «О

Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово». Составлять с детьми предложения по картинкам.

 

 

 

3«Мой дом, моя семья»

«Согласный звук и буква «Н».

 

 

Занятие  13

Познакомить детей со звуком и буквой «Н», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки.

1.Игровая ситуация «Место звука «Н» в слове».

2.Позиция звука в слове.

3.Звуковой и слоговой анализ слова «НОС».

4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой 0,0,«Н».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Буква «Н».

 

1.Игра «Как сказать правильно».

2.Игра «Что вокруг нас?»

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений.

Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики.

 

 

4«День матери»

 

 

 

«Звук и буква «Р».

Слог- часть слова.

 

Занятие 21

Познакомить детей со звуком и буквой «Р», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. Поработать над артикуляцией звука «Р». Постановка звуков «Р», «Л» в проговаривание скороговорок, развитие логического мышления в отгадывание загадок, учить читать слоги, слова. Делать звуковой и слоговой анализ слов.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно.

1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дидактическая игра «Назови слова».

3.Отгадывание загадок. 4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой «Р».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Работа с разрезной азбукой.

 

 1.Дидактическая игра «Отгадай слово».

2.Игра «Если бы мы были художниками».

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений.

4.Игра «Вороны».

Консультация «Игры для речевого развития детей». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы.

 

12

1«Зима»

 

 «Звук и буква К»

 

Занятие  19

Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

1.Анализ звука «К».

2.Место слова в звуке.

3.Чтение стихотворения. Выделение слов со звуком «К»

4.Физкультминутка.

5.Составление слова «МЫШКА».

6.Отгадывание загадок.

1.Фонетическая игра «Перекличка»

2.Игра «Магазин»

3.Игровое упражнение «Угадай-ка».

4.Скороговорка.

Консультация «Игры для речевого развития ребенка».

 

 

2«Зимние забавы»

 

 

 

Звук П (П), буква П

Занятие 29

 

 

 

 

 

.Закрепление навыков четкого произношения звука П;

употребление  слов, противоположных по смыслу;

знакомство с буквой П, звуком «П», закрепление навыков   четкого произношения и различения звуков П-Пь; формирование навыков звукового анализа, чтение слогов и слов, печатание букв;

развитие  фонематического  слуха, внимания, памяти.

 

Разрезная

Азбука, слоговая таблица, тетради по количеству детей.

Игры

«Запомни-повтори»

«Живые  звуки»

«Две  рейки»

«Закончи  слово»

 

 

 

 

1 Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).

Анализ и синтез АП, УП. ИП, ОП, ПА, ПО, ПУ, ПИ. 

Анализ и синтез

слогов и слов: АПЬ, ПИ; ПИК.

2..Игра «Скажи наоборот.

Консультация «Книги для детей 6-7 лет»

 

3«В гостях у сказки»

 

 

 

Согласный звук Т (Т'), буква Т.

Занятие  17

Знакомство с буквой и звуком «Т».,чить определять место звука в словах;

 упражнять в чтении слогов, слов. умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах;

развиватие  фонематического  слуха,внимания.

Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей.

Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?». Итог занятия.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Игра «Поменяли твоё имя».

 

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

 

    4«Фабрика деда Мороза»

 

Гласный звук И, буква И.

 

Занятие 9

1.Закрепение произношения  звука И,  выделение ударного гласного звука; формирование  навыков звукового анализа и синтеза.

2..Знакомство с буквой И,чтение, печатание букв

4.Развивитие фонематического  слуха, внимания, памяти. 

 

Слоговая таблица, разрезная азбука

Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Итог занятия.

Чтение слоговой цепочки.

 

 

5«К нам приходит Новый год»

Согласный звук 3 (3'), буква 3.

Занятие 31

Закрепление правильного   произношения  звука, определение места звука в слове, деление слов на слоги ;

знакомство  с  буквой З, чтение и письмо слогов  и  слов;

развитие арт. моторики, фонематического  восприятия;  внимания, памяти, мышления; навыков  звукового  анализа;

воспитание познавательного интереса к занятию.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч.Репродукция картины.

Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово» Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»?. Итог занятия.

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине.

 

01

 

3«Рождественская звезда»

Звук В (В'), буква В.

 

Занятие  25

Уточнить артикуляцию звуков [в-в']; закрепить умение детей подбирать слова на заданный слог; составлять предложения с предлогом в; познакомить с образом буквы Вв.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч..Репродукция картины.

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Вв.

Д/и «Измени слово» (со звуком [j])

Выделение звука [в] в слогах.

Артикуляция звука и его характеристика ([в] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [в’] согласный, мягкий - обозначается зеленым цветом).

Д/и «Придумай слова на слог ва-, во-, ви-»

Чтение чистоговорки со звуком [в].

Составление предложений с предлогом в.

Физминутка «Ветер»

Д/и «На что похожа буква В?»

Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц, неделя

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

09

1 «До свиданья, лето! День знаний»

«Мир звуков. Звуки речи.

Выделение звуков в словах»

Занятие 2

Повторение понятий: «звук», «звуки речи».Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словоразличительной ролью звука.

Фишки, картинки – схемы.

1.Игра «Сколько звуков услышали?».

2.Игра с заданиями.

3.Звуковой анализ слова «дым».

4Знакомство с гласным звуком «Ы».

5.Игровое упражнение «Убери звук».

1.Звуковой анализ слова «ЛУК».

2.Игра с заданиями.

3.Игра «Назови слово».

4.Выделить слова со звуком «С – спит спокойно старый слон стоя спать, умеет он.

Беседа с родителями о развитие речи детей.

2 «Неделя красоты»

«Гласный звук и буква «А».

Занятие 3

Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога.

Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.

1.Работа над пословицей «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

2.Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка»

3.Анализ буквы «А».

4.Загадки.

5.Физминутка.

6.Показ схемы слова «ЛУНА».

1.Загадки.

2.Дидактическая игра «Назови братца».

3.Составление скороговорок».

4.»Выдели звук».

5.Игровая ситуация «Покажи букву».

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье».

 3 «Азбука безопасности»

«Гласный звук и буква «У».

Занятие 11

Учить определять место звука «У» в словах; определять количество слогов в словах.

Схема слова, разрезная азбука.

1.Дидактическая игра «Телеграф».

2.Анализ звука «У».

3.Место звука в словах.

4.Загадки.

5.Физкультминутка.

6.Чтение слогов «АУ», «УА».

7.Составление схемы слова «Арбуз».

1.Рассказыванте по картинке «Строим дом».

2.Дидактическая игра «Чей дом?»

3.Дидактическая игра «Догадайся сам».

Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания».

4 «День дошкольного работника»

«Гласный звук и буква «О».

Занятие 5

Уметь определять место звука в словах, довести до осознания детей, почему этот звук гласный. Учить делать анализ слова: слоги, звуки.

Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки.

1.Игровое упражнение «Место звука в слове».

2.Загадка.

3.Анализ звука и буквы «О».

4.Анализ слова «РОЗА», схема этого слова.

5.Физкультминутка.

6.Скороговорка.

1. Игра «Назови слово».

2. «Здравствуй  князь ты мой прекрасный».

3. Графическое изображение предложения.

4.Дидактическая игра «Кто же это был?»

Консультация «Воспитание культуры поведения в семье».

5 «День осени»

«Согласный звук и буква «М».

Занятие 15

Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова.

Разрезная азбука, слоговая таблица.

1.Анализ звука «М».

2.Внести термин «согласный».

3.Знакомство с буквой «М».

4.Физминутка «Помощники».

5.Работа по разрезной азбуке – составление слова «МАМА».

6.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

7. Игра «Мамина сумка».

1.Игра «Построить дом»

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

4. Работа с предложениями.

5. Вспомнить считалку! Ехала машина».

Консультация «Нравственные уроки народных сказок».

10

2 «Осень. Мир животных»

«Согласный звук и буква «С».

Занятие 27

Учить определять место звука в трех позициях.

Знакомство с ударным гласным звуком. Учить читать слоги, составлять предложения на заданное слово.

Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки.

1.Чем отличаются гласные и согласные звуки?

2. Характеристика звука и буквы «С».

3. Звуковой анализ слова «сани» по схеме.

4. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С».

 1.Загадки.

2.Игра, «Какой звук гласный?»

3.Игра, «Какой звук потерялся?».

4.Чистоговорки из картотеки.

Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных.

3 «Моя республика»

«Согласный»Х» звук и буква «Х»

Занятие  53

Познакомить детей с новой буквой и звуком «Х», учить детей выделять его в словах, определять слоговую структуру слов: «МОХ», «МУХА». Продолжать учить составлять предложения.

Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова.

1Знакомство со звуком и буквой «Х».

2.Вввести термин «согласный».

3.Дидактическая игра «Наоборот».

4.Физкультминутка.

5.Работа по разрезной азбуке.

6.Чтение слогов с договаривавнием до целого слова.

7.Игра «Мамина сумка».

1. Фонетическая игра «Кто внимательнее».

2.Игра «Живые буквы».

3.Скороговорка.

Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях.

4 «Моя страна»

«Звук и буква «Ш».

Занятие  45

Познакомить детей с буквой и звуком «Ш», учить выделять ее в словах, учить делать звуковой и слоговой анализ слова, читать открытые и закрытые слоги и несложные слова.

Наборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки.

1.Игровая ситуация « У нас в гостях Мишка».

2.Выделение звука в слове.

3.Знакомство с буквой «Ш».

4.Выделение из целого стихотворения слов со звуком «Ш».

5.Загадки.

1.Игра «Наоборот».

2.Игра «Узнай по голосу».

3.Игра «Слово можно прошагать».

Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук».

Придумай слова, где живет буква «Ш».

11

1 «День народного единства»

«Согласный звук «Л» и буква «Л».

Занятие 23

Познакомить детей со звуком и буквой «Л», учить правильно ее произносить, определять позицию звука в словах, учить слоги с этой буквой, несложные слова.

Слоговая таблица, звуки – фишки.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Сюрпизный момент – «В гостях кукла Луша».

3.Звуковой анализ слова «Луша».

4.Место звука в словах.

5.Составление из слогов слов: Луша, сама, мала.

1.Игра «Докончи слово».

2.Игровое упражнение.

3.Игра «Подскажи Петрушке звук».

Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л».

2«Здоровый образ жизни»

«Гласный звук «Ы», буква «Ы»

Занятие 7

Познакомить детей со звуком и буквой «Ы», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой.

Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода.

1.Игровая ситуация «ПАРОХОД» - интонационное выделение звука «Ы».

2.Позиция звука в слове.

3.Звуковой и слоговой анализ слова «МЫЛО».

4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой «Ы».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Чтение несложных слов.

1Игра «Капитаны».

2.Игра «Какое слово задумано?»

3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком «Ш», «Ы», «О

Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово». Составлять с детьми предложения по картинкам.

3«Мой дом, моя семья»

«Согласный звук и буква «Н».

Занятие  13

Познакомить детей со звуком и буквой «Н», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки.

1.Игровая ситуация «Место звука «Н» в слове».

2.Позиция звука в слове.

3.Звуковой и слоговой анализ слова «НОС».

4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой 0,0,«Н».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Буква «Н».

1.Игра «Как сказать правильно».

2.Игра «Что вокруг нас?»

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений.

Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики.

4«День матери»

«Звук и буква «Р».

Слог- часть слова.

Занятие 21

Познакомить детей со звуком и буквой «Р», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. Поработать над артикуляцией звука «Р». Постановка звуков «Р», «Л» в проговаривание скороговорок, развитие логического мышления в отгадывание загадок, учить читать слоги, слова. Делать звуковой и слоговой анализ слов.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно.

1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дидактическая игра «Назови слова».

3.Отгадывание загадок. 4.Физкультминутка.

5.Знакомство с буквой «Р».

6.Чтение слогов с этой буквой.

7.Работа с разрезной азбукой.

 1.Дидактическая игра «Отгадай слово».

2.Игра «Если бы мы были художниками».

3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений.

4.Игра «Вороны».

Консультация «Игры для речевого развития детей». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы.

12

1«Зима»

 «Звук и буква К»

Занятие  19

Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей.

Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения

1.Анализ звука «К».

2.Место слова в звуке.

3.Чтение стихотворения. Выделение слов со звуком «К»

4.Физкультминутка.

5.Составление слова «МЫШКА».

6.Отгадывание загадок.

1.Фонетическая игра «Перекличка»

2.Игра «Магазин»

3.Игровое упражнение «Угадай-ка».

4.Скороговорка.

Консультация «Игры для речевого развития ребенка».

2«Зимние забавы»

Звук П (П), буква П

Занятие 29

.Закрепление навыков четкого произношения звука П;

употребление  слов, противоположных по смыслу;

знакомство с буквой П, звуком «П», закрепление навыков   четкого произношения и различения звуков П-Пь; формирование навыков звукового анализа, чтение слогов и слов, печатание букв;

развитие  фонематического  слуха, внимания, памяти.

Разрезная

Азбука, слоговая таблица, тетради по количеству детей.

Игры

«Запомни-повтори»

«Живые  звуки»

«Две  рейки»

«Закончи  слово»

1 Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец).

Анализ и синтез АП, УП. ИП, ОП, ПА, ПО, ПУ, ПИ.  

Анализ и синтез

слогов и слов: АПЬ, ПИ; ПИК.

2..Игра «Скажи наоборот.

Консультация «Книги для детей 6-7 лет»

3«В гостях у сказки»

Согласный звук Т (Т'), буква Т.

Занятие  17

Знакомство с буквой и звуком «Т».,чить определять место звука в словах;

 упражнять в чтении слогов, слов. умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах;

развиватие  фонематического  слуха,внимания.

Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей.

Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?». Итог занятия.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Игра «Поменяли твоё имя».

Чтение вместе с детьми по слоговой таблице.

    4«Фабрика деда Мороза»

Гласный звук И, буква И.

Занятие 9

1.Закрепение произношения  звука И,  выделение ударного гласного звука; формирование  навыков звукового анализа и синтеза.

2..Знакомство с буквой И,чтение, печатание букв

4.Развивитие фонематического  слуха, внимания, памяти.  

Слоговая таблица, разрезная азбука

Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Итог занятия.

Чтение слоговой цепочки.

5«К нам приходит Новый год»

Согласный звук 3 (3'), буква 3.

Занятие 31

Закрепление правильного   произношения  звука, определение места звука в слове, деление слов на слоги ;

знакомство  с  буквой З, чтение и письмо слогов  и  слов;

развитие арт. моторики, фонематического  восприятия;  внимания, памяти, мышления; навыков  звукового  анализа;

воспитание познавательного интереса к занятию.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч.Репродукция картины.

Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово» Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»?. Итог занятия.

Игра «Кто  увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине.

01

3«Рождественская звезда»

Звук В (В'), буква В.

Занятие  25

Уточнить артикуляцию звуков [в-в']; закрепить умение детей подбирать слова на заданный слог; составлять предложения с предлогом в; познакомить с образом буквы Вв.

Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч..Репродукция картины.

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Вв.

Д/и «Измени слово» (со звуком [j])

Выделение звука [в] в слогах.

Артикуляция звука и его характеристика ([в] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [в’] согласный, мягкий - обозначается зеленым цветом).

Д/и «Придумай слова на слог ва-, во-, ви-»

Чтение чистоговорки со звуком [в].

Составление предложений с предлогом в.

Физминутка «Ветер»

Д/и «На что похожа буква В?»

Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря

Месяц, неделя

Тема

Программное содержание

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

4«Январь спортивный»

Согласный звук  Ж, буква Ж.

Занятие  51

Закрепление правильного   произношения  звука, определение места звука в слове;

деление слов на слоги.  

 знакомство  с  буквой Ж, чтение и письмо слогов  и  слов;

развитие арт. моторики, фонематического  восприятия; внимания, памяти, мышления; навыков звукового  анализа.

Д/и «Какая буква спряталась?»

Чтение слоговой таблицы Слоговой анализ слова мишутка.

Чтение чистоговорок со звуками [с-ш].

Артикуляция звука и его характеристика (звук [ж] - согласный, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета).

Д/и «У кого кто?» (названия животных со звуком [ж])

Звуковой анализ слова жук.

Физминутка «Жук»

Д/и «На что похожа буква Ж?»

Печатание букв, слогов, слов

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Жж.

Памятка родителям «Предупреждение ошибок при чтении и письме»

5«Зимние олимпийские игры»

Звонкий согласный звук Б (Б'), буква Б.

Занятие  33

Закрепление  четкого  произношения  и  различения  звуков  П-Б в  словах, слогах, фразах. деление  слов  на  слоги..

2. Упражнение  в  образовании  ум.-ласк.  формы.

3. Знакомство  с  буквой  Б, чтение  слогов  и  слов, письмо.

4. Развитие  фонем.атического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

5. Воспитание  навыков  самоконтроля  за  речью.

Д/и «Какая буква спряталась?» Чтение слоговой таблицы

Работа над предложением (чтение и составление схемы).

Д/и «Доскажи словечко» Артикуляция звука и его характеристика

 Д/и «Где звук»

Придумывание слов со звуками [б- б'].

Физминутка «Буратино»

Д/и «На что похожа буква Б?»

Печатание букв, слогов, слов

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Бб.

02

1«Неделя добрых дел»

Звук Г (Г), буква Г. Сопоставление звуков Г и К.

Занятие 41

1. Закрепление  четкого  произношения  и  различения  звуков  К-Г, различение звонких  и  глухих  согласны,.

2.Употребление  сложных предлогов. деление  слов  на  слоги.

 2. Закрепление согласования прилагательных с существительными.

3. Знакомство  с  буквой  Г чтение  слогов  и  слов, печатание.

4. Развитие  фонематического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

Чтение слоговой таблицы Работа над предложением (чтение и составление схемы), д/и «Доскажи словечко»

Артикуляция звука и его характеристика ([г] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [г’] мягкий - обозначается зеленым цветом).

Чтение сказки Г.Юдина «Генерал Гена»

Физминутка «Гриб»

Д/и «На что похожа буква Г?» Печатание букв, слогов, слов

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Гг.

Памятка родителям «Приемы совершенствования техники чтения»

2«23 февраля»

Звук Д (Д'), буква Д.

Занятие  35

Уточнить артикуляцию звуков [д-д1]; учить детей дифференцировать звуки [д-т], [д'-т']; упражнять в проведении звукового анализа; познакомить с буквой Дд.

Д/и «Отгадай загадку»

Звуковой анализ слова-отгадки дождь.

Артикуляция звука и его характеристика.

Д/и «Подскажи словечко»

Д/и « Договори слово» (работа со слогами)

Пальчиковая гимнастика «Дождь»

Д/и «На что похожа буква Д?»

 Печатание букв, слогов, слов

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Дд.

3«Защитники Отечества»

 Гласный звук И.

Занятие 9

Уточнить артикуляцию звука [j]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Ий; закреплять образ буквы.

Письмо под диктовку букв, слов. Выделение звука [j] из слова «Ой!».

Артикуляция и характеристика звука (звук [j] - согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом).

д\и «Где звук?»

д\и «Поймай звук»

д\и «Мой, моя, мое»

Д/и «На что похожа буква Й?» Печатание букв, слогов, слов

Письмо букв, слов под диктовку.

Штриховка, раскрашивание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ий.

4«Народные праздники и обычаи»

Буква Е, е- в начале слова.

Занятие  49

Познакомить с гласной буквой Ее; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звукаЦэ],

Чтение с доски.

Звуко - буквенный анализ слов енот.

Д/и «Доскажи словечко». Пальчиковая гимнастика. Печатание букв, слогов, слов .

.

Чтение и письмо букв, слогов с буквой Е в начале слова..

03

1«Мамин праздник»

Звук Е, буква Е, е.

Занятие 50

Познакомить с гласной буквой Ее; после согласных звук [э] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Чтение слоговых столбиков.

 Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Слого-звуковой анализ слов ели, ежи, поели. Вывод.

Слого-звуковой анализ слов лето, дети. Вывод.

Д/и «Кто внимательный?»

Д/и «Узнай звук»

Физминутка «Если нравится тебе..»

Печатание букв, слогов, слов .

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ее.

2«Народная культура»

Гласный звук Я, буква Я.

Занятие 39

Познакомить с гласной буквой Яя; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jа].Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Чтение с доски

Д/и «Отгадай загадку» Слого-звуковой анализ слова язык.

Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Придумывание слов с новой буквой.

Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Яя.

Работа с детьми в тетрадях по обучению грамоте

Чтение по букварю

3«Театральная неделя»

Гласный звук Ю, буква Ю.

Занятие  55

Познакомить с гласной буквой Юю; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jу], а после согласных звук [у] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Чтение с доски

Д/и «Отгадай загадку» Слого-звуковой анализ слова юла.

Д/и «Поймай звук»

Придумывание слов с буквой Ю.

Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Юю.

4«Книжкины именины»

Гласный звук Я.Показатель мягкости  согласных звуков.

Занятие   40

После согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук.

Чтение с доски

Д/и «Отгадай загадку»

Слого-звуковой анализ слова Яша.

Д/и «Поймай звук»

Придумывание слов с буквой Ё.

Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее).

Пальчиковая гимнастика

Штриховка, раскрашивание. дорисовывание букв.

5«Весна наступает»

Глухой согласный звук Х, буква Х.

Занятие 54

Уточнить артикуляцию звуков [х]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложение по опорным словам; упражнять в умении составлять слова из слогов; познакомить с буквой Хх; закреплять образы букв, готовить руку к письму.

Д/и «Отгадай загадку, назови первый звук отгадки»

Артикуляция звука и его характеристика (звук [Х] - согласный, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета).

Д/и «Поймай звук»

Работа с предложением: анализ и составление схемы;

  • составление по опорным словам.
  • Д/и «Слоговой аукцион»

Физминутка «Цапля»

Знакомство с новой буквой Цц (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов.

Индивидуальные консультации родителей по обучению грамоте ребенка

Работа с детьми в тетрадях по обучению грамоте

Чтение по букварю

04

2«Весна пришла   (приметы весны)»

Глухой согласный звук Ч, буква Ч.

Занятие 43

Уточнить артикуляцию звуков [ч1]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; познакомить с буквой Чч; закреплять образы букв, готовить руку к письму.

Чтение предложения с доски, составление его схемы.

Выделение звука из стихотворения.

Артикуляция звука и его характеристика (звук [ч'] - согласный, всегда мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета).

Д/и «Докончи слово»

Знакомство с новой буквой Чч (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов

Составляют самостоятельно схему предложения. Заканчивают слово одним звуком, слогом.

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Чч.

3«Космос»

Звук Ш, буква Ш.

Занятие 46

Уточнить артикуляцию звуков ш; учить детей определять в слове слог (по счету), в котором находится звук [ш]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса - иш; познакомить с буквой Шш; закреплять образы букв, готовить руку к письму.

Выделение звука из стихотворения.

Артикуляция звука и его характеристика.

Д/и «Измени слово»

Определение в слове слогов со звуком [щ].

Знакомство с новой буквой Шш (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Д/и «Слоговое лото»

Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов.

Штриховка, раскрашивание. дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Шш.

4«Зеленая планета. День Земли (22 апреля)»

Согласный мягкий звук Й,й.

Занятие  56

Уточнить артикуляцию звуков [ф-ф1]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [ф'-в1] в словах; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Фф.

Фонетическая зарядка (фырчание ежа).

Артикуляция звука и его характеристика.

Д/и «Разложи картинки»

Работа с предложениями (составление по опорным словам и их анализ).

Физминутка

Знакомство с новой буквой Фф (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее)

Печатание букв, слогов, слов .

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Фф.

5«Они защищали Родину»

Гласный звук Э, буква Э.

Занятие 47.

Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. Познакомить с буквами Ээ. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Письмо под диктовку: а о у и ы е ё я ю

Д/и «Отгадай загадку, назови первый звук отгадки»

Артикуляция звука и его характеристика.

Д/и «Доскажи словечко»

Д/и «Узнай звук»

Знакомство с буквами Ээ.

Письмо под диктовку Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ээ.

05

2«Моя страна. День Победы»

Гласный звук Э, буква э.

Занятие  48

Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков.

Анализ образа буквы Д/и «На что похожа буква Э?» Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов, предложений

Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв.

Чтение и письмо букв, слогов, слов.

3«Весна – красна»

Гласные и согласные.Повторение.

Занятие 57

1.Закрепление изученных звуков и букв.

2.Упражнение в составлении и распространении предложений

3.Развитие  фонематического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

4.Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков.

Игры:

«Гласный-согласный»

«Твердый-мягкий»

«Глухой-звонкий»

Звуковой анализ слов: Школа,тетрадь.         Игры:

«Назови ласково»

«Один-много»

«Нанижем

бусинки» (составлении и распространении предложений

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Преобразование слогов, слов. Составление предложений.

Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр.

Чтение слогов, слов.

Чтение предложений из 2-3-4х слов.

Графический диктант.

4«Азбука безопасности»

Итоговое занятие

1.Закрепление изученных звуков и букв.

2.Упражнение в составлении и распространении предложений

3.Развитие  фонематического  восприятия;  внимания, памяти; навыков  звукового  анализа.

4.Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков.

Игровая ситуация «В гости пришел Гном».
Звуковой анализ слова ЖАБА.

"Игровая ситуация «Составим отгадку».

Физминутка

. Игра «Составим предложение

Игра «Веселая поляна».

Пальчиковая гимнастика.

Графический диктант.

Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове.

Преобразование слогов, слов. Составление предложений.

Чтение слогов, слов.

Графический диктант.

5«До свидания детский сад! Здравствуй лето!»

Мониторинг

Выявление знаний детей

Диагностические карты

Литература.

  1.Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цибирева Л.В.  Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие .-2-е изд.

    Испр. М.: ТЦ Сфера, 2020.- 96-.(Библиотека современного детского сада)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...