Обучение грамоте
материал (подготовительная группа)
Месяц, неделя | Тема
| Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
09 1 «До свиданья, лето! День знаний»
| «Мир звуков. Звуки речи. Выделение звуков в словах»
Занятие 2 | Повторение понятий: «звук», «звуки речи».Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словоразличительной ролью звука. | Фишки, картинки – схемы. | 1.Игра «Сколько звуков услышали?». 2.Игра с заданиями. 3.Звуковой анализ слова «дым». 4Знакомство с гласным звуком «Ы». 5.Игровое упражнение «Убери звук». | 1.Звуковой анализ слова «ЛУК». 2.Игра с заданиями. 3.Игра «Назови слово». 4.Выделить слова со звуком «С – спит спокойно старый слон стоя спать, умеет он. | Беседа с родителями о развитие речи детей. |
2 «Неделя красоты»
| «Гласный звук и буква «А».
Занятие 3 | Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука.
| 1.Работа над пословицей «Ученье – свет, а не ученье – тьма». 2.Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка» 3.Анализ буквы «А». 4.Загадки. 5.Физминутка. 6.Показ схемы слова «ЛУНА».
| 1.Загадки. 2.Дидактическая игра «Назови братца». 3.Составление скороговорок». 4.»Выдели звук». 5.Игровая ситуация «Покажи букву». | Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье». |
3 «Азбука безопасности» | «Гласный звук и буква «У».
Занятие 11 | Учить определять место звука «У» в словах; определять количество слогов в словах. | Схема слова, разрезная азбука. | 1.Дидактическая игра «Телеграф». 2.Анализ звука «У». 3.Место звука в словах. 4.Загадки. 5.Физкультминутка. 6.Чтение слогов «АУ», «УА». 7.Составление схемы слова «Арбуз». | 1.Рассказыванте по картинке «Строим дом». 2.Дидактическая игра «Чей дом?» 3.Дидактическая игра «Догадайся сам».
| Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания». |
4 «День дошкольного работника» | «Гласный звук и буква «О».
Занятие 5 | Уметь определять место звука в словах, довести до осознания детей, почему этот звук гласный. Учить делать анализ слова: слоги, звуки. | Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки. | 1.Игровое упражнение «Место звука в слове». 2.Загадка. 3.Анализ звука и буквы «О». 4.Анализ слова «РОЗА», схема этого слова. 5.Физкультминутка. 6.Скороговорка. | 1. Игра «Назови слово». 2. «Здравствуй князь ты мой прекрасный». 3. Графическое изображение предложения. 4.Дидактическая игра «Кто же это был?» | Консультация «Воспитание культуры поведения в семье». |
5 «День осени»
| «Согласный звук и буква «М».
Занятие 15 | Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова. | Разрезная азбука, слоговая таблица. | 1.Анализ звука «М». 2.Внести термин «согласный». 3.Знакомство с буквой «М». 4.Физминутка «Помощники». 5.Работа по разрезной азбуке – составление слова «МАМА». 6.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 7. Игра «Мамина сумка». | 1.Игра «Построить дом» 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка. 4. Работа с предложениями. 5. Вспомнить считалку! Ехала машина». | Консультация «Нравственные уроки народных сказок». |
10
2 «Осень. Мир животных» | «Согласный звук и буква «С».
Занятие 27 | Учить определять место звука в трех позициях. Знакомство с ударным гласным звуком. Учить читать слоги, составлять предложения на заданное слово. | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки.
| 1.Чем отличаются гласные и согласные звуки? 2. Характеристика звука и буквы «С». 3. Звуковой анализ слова «сани» по схеме. 4. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С».
| 1.Загадки. 2.Игра, «Какой звук гласный?» 3.Игра, «Какой звук потерялся?». 4.Чистоговорки из картотеки. | Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных. |
3 «Моя республика» | «Согласный»Х» звук и буква «Х»
Занятие 53 | Познакомить детей с новой буквой и звуком «Х», учить детей выделять его в словах, определять слоговую структуру слов: «МОХ», «МУХА». Продолжать учить составлять предложения. | Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова. | 1Знакомство со звуком и буквой «Х». 2.Вввести термин «согласный». 3.Дидактическая игра «Наоборот». 4.Физкультминутка. 5.Работа по разрезной азбуке. 6.Чтение слогов с договаривавнием до целого слова. 7.Игра «Мамина сумка». | 1. Фонетическая игра «Кто внимательнее». 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка.
| Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях. |
4 «Моя страна» |
«Звук и буква «Ш».
Занятие 45 |
Познакомить детей с буквой и звуком «Ш», учить выделять ее в словах, учить делать звуковой и слоговой анализ слова, читать открытые и закрытые слоги и несложные слова. |
Наборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки.
|
1.Игровая ситуация « У нас в гостях Мишка». 2.Выделение звука в слове. 3.Знакомство с буквой «Ш». 4.Выделение из целого стихотворения слов со звуком «Ш». 5.Загадки. |
1.Игра «Наоборот». 2.Игра «Узнай по голосу». 3.Игра «Слово можно прошагать». |
Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук». Придумай слова, где живет буква «Ш». |
11 1 «День народного единства»
| «Согласный звук «Л» и буква «Л».
Занятие 23 | Познакомить детей со звуком и буквой «Л», учить правильно ее произносить, определять позицию звука в словах, учить слоги с этой буквой, несложные слова. | Слоговая таблица, звуки – фишки. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Сюрпизный момент – «В гостях кукла Луша». 3.Звуковой анализ слова «Луша». 4.Место звука в словах. 5.Составление из слогов слов: Луша, сама, мала.
| 1.Игра «Докончи слово». 2.Игровое упражнение. 3.Игра «Подскажи Петрушке звук».
| Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л». |
2«Здоровый образ жизни» | «Гласный звук «Ы», буква «Ы»
Занятие 7 | Познакомить детей со звуком и буквой «Ы», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. | Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода. | 1.Игровая ситуация «ПАРОХОД» - интонационное выделение звука «Ы». 2.Позиция звука в слове. 3.Звуковой и слоговой анализ слова «МЫЛО». 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой «Ы». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Чтение несложных слов.
| 1Игра «Капитаны». 2.Игра «Какое слово задумано?» 3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком «Ш», «Ы», «О | Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово». Составлять с детьми предложения по картинкам. |
3«Мой дом, моя семья» | «Согласный звук и буква «Н».
Занятие 13 | Познакомить детей со звуком и буквой «Н», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки. | 1.Игровая ситуация «Место звука «Н» в слове». 2.Позиция звука в слове. 3.Звуковой и слоговой анализ слова «НОС». 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой 0,0,«Н». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Буква «Н».
| 1.Игра «Как сказать правильно». 2.Игра «Что вокруг нас?» 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений. | Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики. |
4«День матери»
| «Звук и буква «Р». Слог- часть слова.
Занятие 21 | Познакомить детей со звуком и буквой «Р», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. Поработать над артикуляцией звука «Р». Постановка звуков «Р», «Л» в проговаривание скороговорок, развитие логического мышления в отгадывание загадок, учить читать слоги, слова. Делать звуковой и слоговой анализ слов. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дидактическая игра «Назови слова». 3.Отгадывание загадок. 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой «Р». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Работа с разрезной азбукой.
| 1.Дидактическая игра «Отгадай слово». 2.Игра «Если бы мы были художниками». 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений. 4.Игра «Вороны». | Консультация «Игры для речевого развития детей». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы. |
12 1«Зима»
| «Звук и буква К»
Занятие 19 | Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | 1.Анализ звука «К». 2.Место слова в звуке. 3.Чтение стихотворения. Выделение слов со звуком «К» 4.Физкультминутка. 5.Составление слова «МЫШКА». 6.Отгадывание загадок. | 1.Фонетическая игра «Перекличка» 2.Игра «Магазин» 3.Игровое упражнение «Угадай-ка». 4.Скороговорка. | Консультация «Игры для речевого развития ребенка». |
2«Зимние забавы»
| Звук П (П), буква П Занятие 29
| .Закрепление навыков четкого произношения звука П; употребление слов, противоположных по смыслу; знакомство с буквой П, звуком «П», закрепление навыков четкого произношения и различения звуков П-Пь; формирование навыков звукового анализа, чтение слогов и слов, печатание букв; развитие фонематического слуха, внимания, памяти.
| Разрезная Азбука, слоговая таблица, тетради по количеству детей. | Игры «Запомни-повтори» «Живые звуки» «Две рейки» «Закончи слово»
| 1 Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез АП, УП. ИП, ОП, ПА, ПО, ПУ, ПИ. Анализ и синтез слогов и слов: АПЬ, ПИ; ПИК. 2..Игра «Скажи наоборот. | Консультация «Книги для детей 6-7 лет» |
3«В гостях у сказки»
| Согласный звук Т (Т'), буква Т. Занятие 17 | Знакомство с буквой и звуком «Т».,чить определять место звука в словах; упражнять в чтении слогов, слов. умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах; развиватие фонематического слуха,внимания. | Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей. | Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?». Итог занятия. | Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит» Игра «Поменяли твоё имя».
| Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. |
4«Фабрика деда Мороза»
| Гласный звук И, буква И.
Занятие 9 | 1.Закрепение произношения звука И, выделение ударного гласного звука; формирование навыков звукового анализа и синтеза. 2..Знакомство с буквой И,чтение, печатание букв 4.Развивитие фонематического слуха, внимания, памяти.
| Слоговая таблица, разрезная азбука | Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Итог занятия. | Чтение слоговой цепочки. |
|
5«К нам приходит Новый год» | Согласный звук 3 (3'), буква 3. Занятие 31 | Закрепление правильного произношения звука, определение места звука в слове, деление слов на слоги ; знакомство с буквой З, чтение и письмо слогов и слов; развитие арт. моторики, фонематического восприятия; внимания, памяти, мышления; навыков звукового анализа; воспитание познавательного интереса к занятию. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч.Репродукция картины. | Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово» Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»?. Итог занятия. | Игра «Кто увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине. |
|
01
3«Рождественская звезда» | Звук В (В'), буква В.
Занятие 25 | Уточнить артикуляцию звуков [в-в']; закрепить умение детей подбирать слова на заданный слог; составлять предложения с предлогом в; познакомить с образом буквы Вв. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч..Репродукция картины. | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Вв. | Д/и «Измени слово» (со звуком [j]) Выделение звука [в] в слогах. Артикуляция звука и его характеристика ([в] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [в’] согласный, мягкий - обозначается зеленым цветом). Д/и «Придумай слова на слог ва-, во-, ви-» Чтение чистоговорки со звуком [в]. Составление предложений с предлогом в. Физминутка «Ветер» Д/и «На что похожа буква В?» Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_obucheniyu_gramote_podgotovitelnaya_no_2.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Месяц, неделя | Тема | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
09 1 «До свиданья, лето! День знаний» | «Мир звуков. Звуки речи. Выделение звуков в словах» Занятие 2 | Повторение понятий: «звук», «звуки речи».Учить проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах, познакомить со словоразличительной ролью звука. | Фишки, картинки – схемы. | 1.Игра «Сколько звуков услышали?». 2.Игра с заданиями. 3.Звуковой анализ слова «дым». 4Знакомство с гласным звуком «Ы». 5.Игровое упражнение «Убери звук». | 1.Звуковой анализ слова «ЛУК». 2.Игра с заданиями. 3.Игра «Назови слово». 4.Выделить слова со звуком «С – спит спокойно старый слон стоя спать, умеет он. | Беседа с родителями о развитие речи детей. |
2 «Неделя красоты» | «Гласный звук и буква «А». Занятие 3 | Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. | Предметные картинки, схемы, разрезная азбука. | 1.Работа над пословицей «Ученье – свет, а не ученье – тьма». 2.Чтение стихотворения В.Берестова «Читалочка» 3.Анализ буквы «А». 4.Загадки. 5.Физминутка. 6.Показ схемы слова «ЛУНА». | 1.Загадки. 2.Дидактическая игра «Назови братца». 3.Составление скороговорок». 4.»Выдели звук». 5.Игровая ситуация «Покажи букву». | Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения в семье». |
3 «Азбука безопасности» | «Гласный звук и буква «У». Занятие 11 | Учить определять место звука «У» в словах; определять количество слогов в словах. | Схема слова, разрезная азбука. | 1.Дидактическая игра «Телеграф». 2.Анализ звука «У». 3.Место звука в словах. 4.Загадки. 5.Физкультминутка. 6.Чтение слогов «АУ», «УА». 7.Составление схемы слова «Арбуз». | 1.Рассказыванте по картинке «Строим дом». 2.Дидактическая игра «Чей дом?» 3.Дидактическая игра «Догадайся сам». | Беседы с родителями «Родитель – пример для подражания». |
4 «День дошкольного работника» | «Гласный звук и буква «О». Занятие 5 | Уметь определять место звука в словах, довести до осознания детей, почему этот звук гласный. Учить делать анализ слова: слоги, звуки. | Разрезная азбука, схема слова, фишки звуки. | 1.Игровое упражнение «Место звука в слове». 2.Загадка. 3.Анализ звука и буквы «О». 4.Анализ слова «РОЗА», схема этого слова. 5.Физкультминутка. 6.Скороговорка. | 1. Игра «Назови слово». 2. «Здравствуй князь ты мой прекрасный». 3. Графическое изображение предложения. 4.Дидактическая игра «Кто же это был?» | Консультация «Воспитание культуры поведения в семье». |
5 «День осени» | «Согласный звук и буква «М». Занятие 15 | Учить определять место звука в словах, учить анализировать слова, читать слоги и простейшие слова. | Разрезная азбука, слоговая таблица. | 1.Анализ звука «М». 2.Внести термин «согласный». 3.Знакомство с буквой «М». 4.Физминутка «Помощники». 5.Работа по разрезной азбуке – составление слова «МАМА». 6.Чтение слогов с договариванием до целого слова. 7. Игра «Мамина сумка». | 1.Игра «Построить дом» 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка. 4. Работа с предложениями. 5. Вспомнить считалку! Ехала машина». | Консультация «Нравственные уроки народных сказок». |
10 2 «Осень. Мир животных» | «Согласный звук и буква «С». Занятие 27 | Учить определять место звука в трех позициях. Знакомство с ударным гласным звуком. Учить читать слоги, составлять предложения на заданное слово. | Разрезная азбука. Схема слова, звуки – фишки. | 1.Чем отличаются гласные и согласные звуки? 2. Характеристика звука и буквы «С». 3. Звуковой анализ слова «сани» по схеме. 4. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С». | 1.Загадки. 2.Игра, «Какой звук гласный?» 3.Игра, «Какой звук потерялся?». 4.Чистоговорки из картотеки. | Рекомендации к чтению рассказов и сказок о животных. |
3 «Моя республика» | «Согласный»Х» звук и буква «Х» Занятие 53 | Познакомить детей с новой буквой и звуком «Х», учить детей выделять его в словах, определять слоговую структуру слов: «МОХ», «МУХА». Продолжать учить составлять предложения. | Разрезная азбука, слоговая таблица, схемы слова. | 1Знакомство со звуком и буквой «Х». 2.Вввести термин «согласный». 3.Дидактическая игра «Наоборот». 4.Физкультминутка. 5.Работа по разрезной азбуке. 6.Чтение слогов с договаривавнием до целого слова. 7.Игра «Мамина сумка». | 1. Фонетическая игра «Кто внимательнее». 2.Игра «Живые буквы». 3.Скороговорка. | Рекомендации родителям к чтению сказок о богатырях. |
4 «Моя страна» | «Звук и буква «Ш». Занятие 45 | Познакомить детей с буквой и звуком «Ш», учить выделять ее в словах, учить делать звуковой и слоговой анализ слова, читать открытые и закрытые слоги и несложные слова. | Наборное полотно, предметные картинки, мишка – игрушка, слоговая таблица, фишки – звуки. | 1.Игровая ситуация « У нас в гостях Мишка». 2.Выделение звука в слове. 3.Знакомство с буквой «Ш». 4.Выделение из целого стихотворения слов со звуком «Ш». 5.Загадки. | 1.Игра «Наоборот». 2.Игра «Узнай по голосу». 3.Игра «Слово можно прошагать». | Поиграть с ребенком в игру «Угадай первый звук». Придумай слова, где живет буква «Ш». |
11 1 «День народного единства» | «Согласный звук «Л» и буква «Л». Занятие 23 | Познакомить детей со звуком и буквой «Л», учить правильно ее произносить, определять позицию звука в словах, учить слоги с этой буквой, несложные слова. | Слоговая таблица, звуки – фишки. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Сюрпизный момент – «В гостях кукла Луша». 3.Звуковой анализ слова «Луша». 4.Место звука в словах. 5.Составление из слогов слов: Луша, сама, мала. | 1.Игра «Докончи слово». 2.Игровое упражнение. 3.Игра «Подскажи Петрушке звук». | Поиграть в игру «Кто больше назовет слов со звуком «Л». |
2«Здоровый образ жизни» | «Гласный звук «Ы», буква «Ы» Занятие 7 | Познакомить детей со звуком и буквой «Ы», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. | Разрезная азбука, слоговая таблица, картинка с изображением парохода. | 1.Игровая ситуация «ПАРОХОД» - интонационное выделение звука «Ы». 2.Позиция звука в слове. 3.Звуковой и слоговой анализ слова «МЫЛО». 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой «Ы». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Чтение несложных слов. | 1Игра «Капитаны». 2.Игра «Какое слово задумано?» 3.Работа со словарем «Кто придумает больше слов со звуком «Ш», «Ы», «О | Проиграть с детьми в ситуацию «Найди короткое слово». Составлять с детьми предложения по картинкам. |
3«Мой дом, моя семья» | «Согласный звук и буква «Н». Занятие 13 | Познакомить детей со звуком и буквой «Н», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки. | 1.Игровая ситуация «Место звука «Н» в слове». 2.Позиция звука в слове. 3.Звуковой и слоговой анализ слова «НОС». 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой 0,0,«Н». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Буква «Н». | 1.Игра «Как сказать правильно». 2.Игра «Что вокруг нас?» 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений. | Рекомендации родителям к проведению артикуляционной гимнастики. |
4«День матери» | «Звук и буква «Р». Слог- часть слова. Занятие 21 | Познакомить детей со звуком и буквой «Р», учить определять место звука в слове, делать слоговой и звуковой анализ слова, читать слова с этой буквой. Поработать над артикуляцией звука «Р». Постановка звуков «Р», «Л» в проговаривание скороговорок, развитие логического мышления в отгадывание загадок, учить читать слоги, слова. Делать звуковой и слоговой анализ слов. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, наборное полотно. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дидактическая игра «Назови слова». 3.Отгадывание загадок. 4.Физкультминутка. 5.Знакомство с буквой «Р». 6.Чтение слогов с этой буквой. 7.Работа с разрезной азбукой. | 1.Дидактическая игра «Отгадай слово». 2.Игра «Если бы мы были художниками». 3.Поработать с детьми в составлении схем – предложений. 4.Игра «Вороны». | Консультация «Игры для речевого развития детей». Индивидуальные беседы с родителями о необходимости логопедической работы. |
12 1«Зима» | «Звук и буква К» Занятие 19 | Познакомить детей с новым звуком и буквой, учить читать слоги и слова, делать звуковой анализ слова, составлять предложения, развивать речь детей. | Разрезная азбука, слоговая таблица, звуки – фишки, схема предложения | 1.Анализ звука «К». 2.Место слова в звуке. 3.Чтение стихотворения. Выделение слов со звуком «К» 4.Физкультминутка. 5.Составление слова «МЫШКА». 6.Отгадывание загадок. | 1.Фонетическая игра «Перекличка» 2.Игра «Магазин» 3.Игровое упражнение «Угадай-ка». 4.Скороговорка. | Консультация «Игры для речевого развития ребенка». |
2«Зимние забавы» | Звук П (П), буква П Занятие 29 | .Закрепление навыков четкого произношения звука П; употребление слов, противоположных по смыслу; знакомство с буквой П, звуком «П», закрепление навыков четкого произношения и различения звуков П-Пь; формирование навыков звукового анализа, чтение слогов и слов, печатание букв; развитие фонематического слуха, внимания, памяти. | Разрезная Азбука, слоговая таблица, тетради по количеству детей. | Игры «Запомни-повтори» «Живые звуки» «Две рейки» «Закончи слово» | 1 Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец). Анализ и синтез АП, УП. ИП, ОП, ПА, ПО, ПУ, ПИ. Анализ и синтез слогов и слов: АПЬ, ПИ; ПИК. 2..Игра «Скажи наоборот. | Консультация «Книги для детей 6-7 лет» |
3«В гостях у сказки» | Согласный звук Т (Т'), буква Т. Занятие 17 | Знакомство с буквой и звуком «Т».,чить определять место звука в словах; упражнять в чтении слогов, слов. умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах; развиватие фонематического слуха,внимания. | Разрезная азбука; любые игрушки, тетради и ручки по количеству детей. | Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?». Итог занятия. | Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит» Игра «Поменяли твоё имя». | Чтение вместе с детьми по слоговой таблице. |
4«Фабрика деда Мороза» | Гласный звук И, буква И. Занятие 9 | 1.Закрепение произношения звука И, выделение ударного гласного звука; формирование навыков звукового анализа и синтеза. 2..Знакомство с буквой И,чтение, печатание букв 4.Развивитие фонематического слуха, внимания, памяти. | Слоговая таблица, разрезная азбука | Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Итог занятия. | Чтение слоговой цепочки. | |
5«К нам приходит Новый год» | Согласный звук 3 (3'), буква 3. Занятие 31 | Закрепление правильного произношения звука, определение места звука в слове, деление слов на слоги ; знакомство с буквой З, чтение и письмо слогов и слов; развитие арт. моторики, фонематического восприятия; внимания, памяти, мышления; навыков звукового анализа; воспитание познавательного интереса к занятию. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч.Репродукция картины. | Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово» Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»?. Итог занятия. | Игра «Кто увидит больше всех?». Составление слов по слоговой таблице Составление рассказа по картине. | |
01 3«Рождественская звезда» | Звук В (В'), буква В. Занятие 25 | Уточнить артикуляцию звуков [в-в']; закрепить умение детей подбирать слова на заданный слог; составлять предложения с предлогом в; познакомить с образом буквы Вв. | Слоговая таблица, разрезная азбука, мяч..Репродукция картины. | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Вв. | Д/и «Измени слово» (со звуком [j]) Выделение звука [в] в слогах. Артикуляция звука и его характеристика ([в] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [в’] согласный, мягкий - обозначается зеленым цветом). Д/и «Придумай слова на слог ва-, во-, ви-» Чтение чистоговорки со звуком [в]. Составление предложений с предлогом в. Физминутка «Ветер» Д/и «На что похожа буква В?» Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря |
Месяц, неделя | Тема | Программное содержание | Совместная деятельность с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Работа с родителями |
4«Январь спортивный» | Согласный звук Ж, буква Ж. Занятие 51 | Закрепление правильного произношения звука, определение места звука в слове; деление слов на слоги. знакомство с буквой Ж, чтение и письмо слогов и слов; развитие арт. моторики, фонематического восприятия; внимания, памяти, мышления; навыков звукового анализа. | Д/и «Какая буква спряталась?» Чтение слоговой таблицы Слоговой анализ слова мишутка. Чтение чистоговорок со звуками [с-ш]. Артикуляция звука и его характеристика (звук [ж] - согласный, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета). Д/и «У кого кто?» (названия животных со звуком [ж]) Звуковой анализ слова жук. Физминутка «Жук» Д/и «На что похожа буква Ж?» Печатание букв, слогов, слов | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Жж. | Памятка родителям «Предупреждение ошибок при чтении и письме» |
5«Зимние олимпийские игры» | Звонкий согласный звук Б (Б'), буква Б. Занятие 33 | Закрепление четкого произношения и различения звуков П-Б в словах, слогах, фразах. деление слов на слоги.. 2. Упражнение в образовании ум.-ласк. формы. 3. Знакомство с буквой Б, чтение слогов и слов, письмо. 4. Развитие фонем.атического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. 5. Воспитание навыков самоконтроля за речью. | Д/и «Какая буква спряталась?» Чтение слоговой таблицы Работа над предложением (чтение и составление схемы). Д/и «Доскажи словечко» Артикуляция звука и его характеристика Д/и «Где звук» Придумывание слов со звуками [б- б']. Физминутка «Буратино» Д/и «На что похожа буква Б?» Печатание букв, слогов, слов | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Бб. | |
02 1«Неделя добрых дел» | Звук Г (Г), буква Г. Сопоставление звуков Г и К. Занятие 41 | 1. Закрепление четкого произношения и различения звуков К-Г, различение звонких и глухих согласны,. 2.Употребление сложных предлогов. деление слов на слоги. 2. Закрепление согласования прилагательных с существительными. 3. Знакомство с буквой Г чтение слогов и слов, печатание. 4. Развитие фонематического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. | Чтение слоговой таблицы Работа над предложением (чтение и составление схемы), д/и «Доскажи словечко» Артикуляция звука и его характеристика ([г] - согласный, твердый, обозначается синим цветом, [г’] мягкий - обозначается зеленым цветом). Чтение сказки Г.Юдина «Генерал Гена» Физминутка «Гриб» Д/и «На что похожа буква Г?» Печатание букв, слогов, слов | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Гг. | Памятка родителям «Приемы совершенствования техники чтения» |
2«23 февраля» | Звук Д (Д'), буква Д. Занятие 35 | Уточнить артикуляцию звуков [д-д1]; учить детей дифференцировать звуки [д-т], [д'-т']; упражнять в проведении звукового анализа; познакомить с буквой Дд. | Д/и «Отгадай загадку» Звуковой анализ слова-отгадки дождь. Артикуляция звука и его характеристика. Д/и «Подскажи словечко» Д/и « Договори слово» (работа со слогами) Пальчиковая гимнастика «Дождь» Д/и «На что похожа буква Д?» Печатание букв, слогов, слов | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Дд. | |
3«Защитники Отечества» | Гласный звук И. Занятие 9 | Уточнить артикуляцию звука [j]; упражнять детей в подборе притяжательных местоимений мой, моя, мое, мои; закреплять умение определять место и последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Ий; закреплять образ буквы. | Письмо под диктовку букв, слов. Выделение звука [j] из слова «Ой!». Артикуляция и характеристика звука (звук [j] - согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом). д\и «Где звук?» д\и «Поймай звук» д\и «Мой, моя, мое» Д/и «На что похожа буква Й?» Печатание букв, слогов, слов | Письмо букв, слов под диктовку. Штриховка, раскрашивание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ий. | |
4«Народные праздники и обычаи» | Буква Е, е- в начале слова. Занятие 49 | Познакомить с гласной буквой Ее; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звукаЦэ], | Чтение с доски. Звуко - буквенный анализ слов енот. Д/и «Доскажи словечко». Пальчиковая гимнастика. Печатание букв, слогов, слов . | . Чтение и письмо букв, слогов с буквой Е в начале слова.. | |
03 1«Мамин праздник» | Звук Е, буква Е, е. Занятие 50 | Познакомить с гласной буквой Ее; после согласных звук [э] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Чтение слоговых столбиков. Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Слого-звуковой анализ слов ели, ежи, поели. Вывод. Слого-звуковой анализ слов лето, дети. Вывод. Д/и «Кто внимательный?» Д/и «Узнай звук» Физминутка «Если нравится тебе..» Печатание букв, слогов, слов . | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ее. | |
2«Народная культура» | Гласный звук Я, буква Я. Занятие 39 | Познакомить с гласной буквой Яя; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jа].Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Чтение с доски Д/и «Отгадай загадку» Слого-звуковой анализ слова язык. Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Придумывание слов с новой буквой. Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Яя. | Работа с детьми в тетрадях по обучению грамоте Чтение по букварю |
3«Театральная неделя» | Гласный звук Ю, буква Ю. Занятие 55 | Познакомить с гласной буквой Юю; показать, что в начале слова и после гласных она обозначает два звука [jу], а после согласных звук [у] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Чтение с доски Д/и «Отгадай загадку» Слого-звуковой анализ слова юла. Д/и «Поймай звук» Придумывание слов с буквой Ю. Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Юю. | |
4«Книжкины именины» | Гласный звук Я.Показатель мягкости согласных звуков. Занятие 40 | После согласных звук [а] и обозначает мягкость согласного звука. Развивать речь детей, фонематический слух и мелкие мышцы рук. | Чтение с доски Д/и «Отгадай загадку» Слого-звуковой анализ слова Яша. Д/и «Поймай звук» Придумывание слов с буквой Ё. Знакомство с новой буквой (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее). Пальчиковая гимнастика | Штриховка, раскрашивание. дорисовывание букв. | |
5«Весна наступает» | Глухой согласный звук Х, буква Х. Занятие 54 | Уточнить артикуляцию звуков [х]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; строить предложение по опорным словам; упражнять в умении составлять слова из слогов; познакомить с буквой Хх; закреплять образы букв, готовить руку к письму. | Д/и «Отгадай загадку, назови первый звук отгадки» Артикуляция звука и его характеристика (звук [Х] - согласный, всегда твердый, обозначается фишкой синего цвета). Д/и «Поймай звук» Работа с предложением: анализ и составление схемы;
Физминутка «Цапля» Знакомство с новой буквой Цц (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Печатание букв, слогов, слов Чтение букваря | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов. | Индивидуальные консультации родителей по обучению грамоте ребенка Работа с детьми в тетрадях по обучению грамоте Чтение по букварю |
04 2«Весна пришла (приметы весны)» | Глухой согласный звук Ч, буква Ч. Занятие 43 | Уточнить артикуляцию звуков [ч1]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом; познакомить с буквой Чч; закреплять образы букв, готовить руку к письму. | Чтение предложения с доски, составление его схемы. Выделение звука из стихотворения. Артикуляция звука и его характеристика (звук [ч'] - согласный, всегда мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета). Д/и «Докончи слово» Знакомство с новой буквой Чч (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов | Составляют самостоятельно схему предложения. Заканчивают слово одним звуком, слогом. Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Чч. | |
3«Космос» | Звук Ш, буква Ш. Занятие 46 | Уточнить артикуляцию звуков ш; учить детей определять в слове слог (по счету), в котором находится звук [ш]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса - иш; познакомить с буквой Шш; закреплять образы букв, готовить руку к письму. | Выделение звука из стихотворения. Артикуляция звука и его характеристика. Д/и «Измени слово» Определение в слове слогов со звуком [щ]. Знакомство с новой буквой Шш (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Д/и «Слоговое лото» Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов. | Штриховка, раскрашивание. дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Шш. | |
4«Зеленая планета. День Земли (22 апреля)» | Согласный мягкий звук Й,й. Занятие 56 | Уточнить артикуляцию звуков [ф-ф1]; учить детей дифференцировать звуки [ф-в], [ф'-в1] в словах; упражнять в составлении предложений из заданных слов; закреплять умение делить слова на слоги; определять последовательность звуков в слове; познакомить с буквой Фф. | Фонетическая зарядка (фырчание ежа). Артикуляция звука и его характеристика. Д/и «Разложи картинки» Работа с предложениями (составление по опорным словам и их анализ). Физминутка Знакомство с новой буквой Фф (показ картинок, буквы, чтение стихов про нее) Печатание букв, слогов, слов . | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Фф. | |
5«Они защищали Родину» | Гласный звук Э, буква Э. Занятие 47. | Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. Познакомить с буквами Ээ. Развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук. | Письмо под диктовку: а о у и ы е ё я ю Д/и «Отгадай загадку, назови первый звук отгадки» Артикуляция звука и его характеристика. Д/и «Доскажи словечко» Д/и «Узнай звук» Знакомство с буквами Ээ. | Письмо под диктовку Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов, предложений с буквой Ээ. | |
05 2«Моя страна. День Победы» | Гласный звук Э, буква э. Занятие 48 | Учить выделять звук [э] из речи. Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков. | Анализ образа буквы Д/и «На что похожа буква Э?» Пальчиковая гимнастика Печатание букв, слогов, слов, предложений | Штриховка, раскрашивание, дорисовывание букв. Чтение и письмо букв, слогов, слов. | |
3«Весна – красна» | Гласные и согласные.Повторение. Занятие 57 | 1.Закрепление изученных звуков и букв. 2.Упражнение в составлении и распространении предложений 3.Развитие фонематического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. 4.Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков. | Игры: «Гласный-согласный» «Твердый-мягкий» «Глухой-звонкий» Звуковой анализ слов: Школа,тетрадь. Игры: «Назови ласково» «Один-много» «Нанижем бусинки» (составлении и распространении предложений | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Составление предложений. Выкладывание буквы из палочек; обведение трафаретов, штриховка, и пр. Чтение слогов, слов. Чтение предложений из 2-3-4х слов. Графический диктант. | |
4«Азбука безопасности» | Итоговое занятие | 1.Закрепление изученных звуков и букв. 2.Упражнение в составлении и распространении предложений 3.Развитие фонематического восприятия; внимания, памяти; навыков звукового анализа. 4.Воспитание навыков самоконтроля за правильным произношением звуков. | Игровая ситуация «В гости пришел Гном». "Игровая ситуация «Составим отгадку». Физминутка . Игра «Составим предложение Игра «Веселая поляна». Пальчиковая гимнастика. Графический диктант. | Игры и игровые приемы по определению позиции звука в слове. Преобразование слогов, слов. Составление предложений. Чтение слогов, слов. Графический диктант. | |
5«До свидания детский сад! Здравствуй лето!» | Мониторинг | Выявление знаний детей | Диагностические карты |
Литература.
1.Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цибирева Л.В. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Методическое пособие .-2-е изд.
Испр. М.: ТЦ Сфера, 2020.- 96-.(Библиотека современного детского сада)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Итоговое логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте обучению грамоте в подготовительной группе "Волшебство грамматики"
Конспект логопедического занятия...
Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"
В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.
Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...