Комплекс пальчиковой гимнастики
картотека
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komp._palch.docx | 611.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая игра «Прилетели гули»
Прилетели гули, Махать ручками, как крылышками.
Гули-голубочки.
Сели на головку, Положить руки на голову.
На головку дочке.
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой.
Кыш-кыш-кыш! Махать кистями рук, «прогоняя гулю».
Пальчиковая игра «Бабушка»
Бабушка очки надела Соединить большой и указательный пальцы каждой руки
И внучаток разглядела. отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в
«очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого
и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз,
делая «очки» из разных пальцев.
Пальчиковая игра «Тики-так»
Тики-так, тики-так, Все пальцы собраны в кулак. Указательные поднять вверх и
Так ходики стучат. ритмично покачивать ими вправо-влево.
Туки-так, туки-так, Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к
Так колеса стучат. другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к
себе, не отрывая ладоней друг от друга.
Туки-ток, туки-ток, Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку.
Так стучит молоток.
Пальчиковая игра «Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем, Пальцы сжаты в кулачки,
Крепко-крепко их потрем, тереть кулачком по кулачку.
А потом повыжимаем, Выполняем движение «выжимаем белье».
Мы платочки отожмем.
А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять легкие движения кистями
Так встряхнем, так встряхнем. вверх-вниз.
А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим белье» кулачком одной
Мы погладим утюгом. руки по ладони другой.
А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой.
И в шкаф положим. Положить руки на колени.
Пальчиковая игра «Наша бабушка»
Наша бабушка идет Хлопать ладонями по коленям поочередно левой, правой руками.
И корзиночку несет. Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами
другой руки.
Села тихо в уголочек, Положить руки на колени.
Вяжет деточкам чулочек. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах.
Вдруг котята прибежали Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»
И клубочки подобрали.
Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны.
Как же мне вязать чулочки? Выполнять движение «вязание на спицах».
Пальчиковая игра «Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит, Легкими, свободными кистями рук
Он все за мышкой бродит. выполнять движение «кошечка».
Мышка, мышка, берегись, Погрозить пальчиком левой, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
«А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук
(«кошечка») и сжать пальцы в кулаки.
Пальчиковая игра «Две тетери»
Как на нашем на лугу Пальцы широко расставлены, легкие движения (вверх-вниз)
кистями рук, ладонями вниз.
Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.
Прилетели две тетери, Помахать кистями рук, как крыльями.
Поклевали, Соединить большой и указательный пальцы на обеих
руках («клюв»).
Улетели. Помахать руками.
Овечки.
На лугу стоят овечки, Указательные пальцы приложить к голове в области
виска (сделать маленькие ушки) и покачать слегка головой.
Шерсть закручена в колечки. Поочередно соединять с большим пальчиком
указательный, средний, безымянный и мизинец
(выполнять сразу двумя руками).
А играет для овечек Имитировать игру на дудочке.
На свирели человечек.
Пальчиковая игра «Жук»
Жук летит, жук жужжит Пальцы сжаты в кулаки. Большой палец и мизинец
И усами шевелит. выпрямлены, шевелить ими.
Каша.
Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)
Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)
А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
Капустка.
Мы капустку рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)
Мы капустку солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)
Мы капустку трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки)
Посуда.
Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Так мы маме помогали.(Хлопок в ладоши)
Прогулка.
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили,( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки).
Пчёлки.
(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены . Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)
Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали пчелки вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)
Братцы.
Засиделись в избушке братцы. (Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)
Захотел меньшой прогуляться (Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)
Да скучно ему гулять одному. (Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)
Зовет он братца вдвоем прогуляться. (Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)
Да скучно им гулять двоим. (Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)
Зовут братца втроем прогуляться. (Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний. Задержать на 2-3 секунды.)
Грустно старшим сидеть в избе. (Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)
Зовут они братцев домой к себе. (Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)
Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.
Зайцы.
Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные соединить)
Под высокой сосной.(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)
Скачет зайка другой. (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные соединить.)
Замок.
На дверях висит замок.(Пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?(Наклонить замочек влево-вправо)
Мы замочком повертели,(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)
Мы замочком покрутили, (Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)
Мы замочком постучали, (Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)
Постучали, и открыли! (Показать ладошки.)
Апельсин.
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
Сороконожки.
Две сороконожки
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)
(Ладошки разжались)
Насилу расстались – (Разжать ладошки)
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)
Веселая мышка.
Весёлая мышка
Перчатку нашла,(Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)
Гнездо в ней устроив,(Сложить ладоши ковшом)
Мышат позвала.(Поманить, сгибая и разгибая пальцы)
Им корочку хлеба
Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)
Погладила всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)
и отправила спать.(Сложенные ладони кладем под щечку)
Котята.
У кошечки нашей есть десять котят, (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)
Сейчас все котята по парам стоят: (Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)
Два толстых, два ловких,(Постукиваем большими , а потом указательными пальцами друг о друга)
Два длинных, два хитрых, (Постукиваем средними , а потом безымянными пальцами друг о друга)
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем мизинцами друг о друга)
Зайцы.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Двое закричали:
“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук)
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?»(Поднять вверх мизинцы обеих рук)
“Бах” — выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев
Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу.)
Дружные пальчики.
Эти пальчики щипают,(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки )
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке.)
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный трутся друг об друга )
Эти — тихо подремать,(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем- братцем
Могут чисто умываться.(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)
Котёнок.
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показываем два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(качаем головой)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками по столу или по коленкам)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (убегаем указательным и средним пальчиками)
Ласточка-перепелочка
Ребенок кладет правую ладонь на левую ладонь взрослого. Взрослый водит пальцами правой руки по большому пальцу ребенка, приговаривая: «Ласточка». Затем переходит к другому пальцу, повторяя эти же движения и это же слово. Когда взрослый произнесет «Перепелочка», ребенок должен быстро отдернуть руку, если он не успеет отдернуть руку, взрослый ловит его за пальчики, и начинает трясти, приговаривая: «поймал»
Пальчиковая гимнастика
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
2. Ладошка — кулачок — ребро .
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук, сначала начиная с больших пальцев, потом- с мизинцев.)
4.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки)
5.Очки (соединить большие и средние пальцы обеих рук)
6. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
7. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг, а потом вместе двумя руками, произнося при этом звук «Ж»)
8.Солнечные лучи (пальцы рук соединить в замок, поднять руки вверх, вытянув пальцы вверх)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы пальчиковой гимнастики
В статье даны 10 комплексов пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста...
Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)
Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....
Комплексы пальчиковой гимнастики на основе народных пальчиковых игр
На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучиваетс...
Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...
Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы
Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...