Психологический тренинг для педагогов: «Я человек коммуникативной профессии»
консультация

Морозова Екатерина Андреевна

Цель:

Развитие индивидуальной педагогической компетентности в деловом общении.

Задачи:

1. Умение понимать других людей, давать им обратную связь, сотрудничать в условиях групповой деятельности                                              

2.Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

3.Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция. 4.Рост коммуникативной открытости и качества общения;

5. Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия.

6. Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_srtsmalno-kommunikativnoe_obshchenie.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг  для педагогов: «Я человек коммуникативной профессии»

Пояснительная записка.

Деловое общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации, сложности в установлении контакта и дальнейшего его продуктивного продолжения, а кому-то труден выход из ситуации общения. Все вышеперечисленное может быть вызвано недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией, что недопустимо для профессии – педагог. Мастерами общения не рождаются - ими становятся. Способность четко, уверенно, интересно, ярко и убедительно излагать свои мысли - это искусство, научиться которому может каждый. Совершенства можно достичь только практикой. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Вся наша жизнь связана с общением и сильно зависит от него. Как мы знаем, научиться плавать, стоя на берегу, невозможно. Нужно войти в воду и тренироваться. То же самое относится к деловым навыкам общения. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

Несомненным позитивным моментом является социально-коммуникативный тренинг - это форма психологической помощи и поддержки, основанной на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого появляется возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими, экспериментировать с различными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно новые, несвойственные ему ранее коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность и осознать наиболее приемлемые и успешные деловые коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.  

 

Тренинг  включает три части:

  • -В первой части дается описание системы построения целей и задач тренинга.
  • -Вторая часть представлена принципами и правилами работы в группе.
  • -Третья часть – собственно упражнения, используемые на занятии. Упражнения могут быть использованы в разной последовательности (в зависимости от особенностей динамики в группе).

Система построения тренинга.

  1. Тренинг состоит из относительно самостоятельных занятий.
  2. В структуру занятий включены разного вида невербальные методики: мимические, жестовые, тактильные, ролевые этюды, позволяющие каждому на время стать разным – «Я» и другим – «Я».
  3.  Группа  10-14 человек.
  4. Расписание работы группы: предлагается проведение 2 занятия в один день длительностью 1,5-2 часа и перерывом 30минут, что с точки зрения групповой терапии достаточно для достижения поставленной цели и задач.
  5.  Местом для проведения занятий важно выбрать изолированное, просторное помещение (музыкальный или физкультурный зал), оснащённое звуковой аппаратурой, стульями так, чтобы все могли сесть в круг, и плоской поверхностью для проведения игр, упражнений,    свободного передвижения участников, их расположения по кругу и объединения в микрогруппы по 3-5 человек. Расположение участников по кругу позволяет всем хорошо слышать и видеть друг друга, давая тем самым возможность воспринимать широкий спектр коммуникативных возможностей.               

 

Приемы.

Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.

Успешность – удача в достижении чего-то, общественное признание, Цель:

Развитие индивидуальной педагогической компетентности в деловом общении.

Задачи:

1. Умение понимать других людей, давать им обратную связь, сотрудничать в условиях групповой деятельности                                              

2.Повышение адекватности собственного представления о себе и восприятия других;

3.Актуализация индивидуальных ресурсов, психологическая самокоррекция. 4.Рост коммуникативной открытости и качества общения;

5. Овладение навыками конструктивного социального взаимодействия.

6. Предоставить участникам группы опыт полноценного общения друг с другом и группой, переживания коммуникативной общности, эффективного взаимодействия в процессе решения общих задач.

хорошие результаты в работе.

Целевая группа (участники) тренинга: педагоги дошкольных учреждений.

Ведущий: педагог-психолог ДОУ.

Для того, чтобы работа в группе была более слаженной, успешной и гармоничной, разработан ряд правил. 

В групповой работе учитывают следующие принципы:                                 

1.Принцип диалога  равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

2.Принцип обратной связи непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.

3.Принцип самодиагностики самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных значимых трудностей в общении.

4.Принцип оптимизации развития ведущий использует специальные игровые упражнения и стимулирует саморазвитие участников, направляет их усилия в нужное русло

5.Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в отдельных упражнениях. Участник имеет естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего коммуникативного поведения в ходе работы группы.

6.Принцип постоянного состава группы тренинговая группа работает более продуктивно и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, то есть в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии.

 

   Принимаем правила работы в круге.

1. Правило опоздания больше 5 минут - сладкий штраф.

2. Правило доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего). У всех именная карточка, обращаться друг другу по имени.

3.Правило общение «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе). Нельзя бурчать под нос, шептать на ухо, говорить одновременно.

4. Правило «Обратной связи». Во-первых, стремитесь дать почувствовать говорящему, как вы относитесь к его сообщению. Во-вторых, говорящий должен стремиться «уловить» представляемую ему «обратную связь».

5. Правило недопустимости непосредственных оценок участника. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия либо поведения и коммуникативные навыки. Психологически важно подчеркнуть, что вместо личностных оценок другого человека в социально-коммуникативном тренинге мы говорим о том, что удалось и что мешает в выстраивании делового общения.

6. Правило присутствия на тренинге. Присутствие на тренинге каждого члена группы необходимо все время работы тренинга. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий.

7. Правило нельзя оскорблять, обижать и вообще делать кому-то больно.

8. Правило уважения относиться друг другу открыто и доброжелательно.

9. Правило конфиденциальности (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости).

Занятие № 1.

Задачи.

-создать благоприятные условия для работы тренинговой группы.

- настроить участников на серьезное отношение к практической работе.

-ознакомить участников с направлением, основной целью, задачами и   принципами социально-коммуникативного тренинга.

- принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения.

 

  1. 1.     Вступление ведущего (педагога-психолога):

Мотивация участников тренинга.

Освещение первого вопроса, «Что такое социально -коммуникативный тренинг, для чего он нужен» и актуальной стороны второго основного вопроса «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности педагога»

В ходе мотивации участников раскрывается мотив для чего проводиться данный тренинг и чему научаться педагоги в ходе тренинга т.е отработка методов и приемов делового общения и их применения в практическом опыте в соей педагогической деятельности.

Знакомство.

Мы живем в мире людей и вещей. И многое знаем о качестве вещей, например, то, что хрустальная ваза хрупкая, может разбиться, а шерстяная вещь – мягкая и согревает от холода. Мир людей не менее сложен. А потому важно знать как свои особенности, так и то, каковы качества других людей.

Упражнение ««Я среди других».

Цель: Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

Каждому из участников предлагают подобрать к своему имени эпитет, который бы, отражал его поведенческие характеристики.

Игра «Передай другому».

Цель: Вывести закономерности, повышающие вероятность того, что тебя услышат и поймут правильно.

Участникам необходимо составить список требований. Затем выбрать 2-3 участников дать инструкцию и невербально показать требования из списка т.е то, что им необходимо передать другим участникам.

         Упражнение «Три ответа».

Цель: Тренировка различных вариантов общения.

Описать   свое настроение/внутреннее состояние в терминах прогноза погоды и ответить: агрессивно, грустно и радостно.

       Упражнение «Опора».

Цель: Определение в зависимости от продолжительности общения и степени доверия друг к другу.

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. В итоге возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Игра «Тропический дождь».

Игра проводится с целью снятия эмоционального напряжения.

Подведение итогов.

Заключительная процедура обсуждения каждого упражнения является обязательной. Все должны научиться внимательно, слушать и слышать выступление любого члена группы с тем, чтобы уметь выслушать говорящего, подметить его особенности.

Итоговое обсуждение работы группы. Что было легко выполнять, а что вызывало затруднения, что удалось и ,что мешало в выполнении задания. При этом не забывать Правило № 5. недопустимости непосредственных оценок участника.

После обсуждения.

Перерыв

Продолжительность 30 минут.

Занятие № 2.

Задачи.

-определить затруднения выражения истинного отношения к партнеру по общению;

- научиться понимать и принимать друг друга таким, какой он есть;

- с помощью активного игрового взаимодействия отработать и закрепить коммуникативные навыки и умения участников.

 

Ведущий предлагает любую метафору, направленную на коммуникативное взаимодействие людей.

Упражнение    «Круг»

Цель:Знакомство с различными стилями поведения, выявление наиболее эффективного стиля поведения.

Участникам предлагается найти конструктивное решение (выход) с помощью использования вербальных и невербальных форм общения во взаимодействии с людьми с разными подходами в поведении.

Игра «Автобус»

Цель: Закрепление навыков вербального и невербального общения.

Группа делится на 2 равные команды. Все они пассажиры автобуса. 1-ая команда сидит, 2-ая стоит. Задача поменяться местами.

Дискуссия «Разыгрывание скетчей» (круглый аквариум)

Цель: Отработка коммуникативных умений в группе, овладение навыками высказывания и принятия обратных связей.

Экспериментируя с альтернативными способами общения, участники могут научиться подходить друг к другу в соответствующей и менее защищенной манере. Три члена группы добровольно вызываются участвовать в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей (стили описаны Сатир, 1972г.)

Добровольцы, демонстрируя определенный коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом. Остальные члены группы наблюдают взаимодействие.

Через 5 минут наблюдателей приглашают прокомментировать свои наблюдения. Дать обратную связь увиденному. Затем добровольцы делятся своим впечатлением.

Подведение итогов.

В круге все делятся впечатлениями от занятия. Участники анализируют, какие коммуникативные навыки и умения в поведении были наиболее эффективным, важные в чем проявилось, какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию.

 

«Большое спасибо за работу! Удачного Вам дня! Всего доброго!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Труд человека «Все профессии нужны, все профессии важны» (подготовительная логопедическая группа)

Задачи:- развивать интерес к данной теме;- обогащать лексический словарь по теме;- развивать связную речь и контроль за речью;- закреплять умение аргументировать свои ответы;- развивать внимание и лог...

Ресурсный психологический тренинг для педагогов ДОУ «Моя любимая профессия – воспитатель детского сада»

Цель данного тренинга:Создание благоприятных условий для работы воспитателей, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация взаимоотношений в коллективе. Задачи:- формир...

Мастер-класс для педагогов «Мы играем» коммуникативные игры по лексическому блоку: «Я - человек»

В мастер классе для педагогов представлена  вариативность применения коммуникативных  игр в  процессе организации организованной  образовательной деятельности и обогащение со...