05.09.2020 Программа дополнительного образования
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительного образования театральная студия " Сказка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования | 244.62 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.
Именно это активизирует его мышление,
тренирует память и образное восприятие развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».
Антипина Е. Н
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.
Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.
Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.
Актуальность: мы знаем, что театрализованная игра привлекает всех ребят, но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).
2. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
- Задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
- Снимать зажатость и скованность;
- Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
- Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
- Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
- Развивать интерес к сценическому искусству;
- Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
- Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
- Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- Воспитывать культуру поведения в театре.
4. Ожидаемые результаты и способы их определения: Для успешной реализации поставленных задач моя программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
- Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью, имея способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
- Умение подражать образу героев;
- Обладать умением работать в коллективе.
- Умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- Умение строить простейший диалог;
- Умение проявляют находчивость, фантазию, воображение;
- Умение двигаться в соответствии с образом, используя жесты и артикуляцию;
Мониторинг освоения детьми программного материала
№ | Фамилия имя ребёнка | Заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью, имеет способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения. | Умеет подражать образу героев. | Умеет работать в коллективе. | Умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. | Умеет строить простейший диалог. | Проявляет находчивость, фантазию, воображение. | Умеет двигаться в соответствии с образом, использует жесты и артикуляцию. |
Оценка знаний:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;
2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
5-8 баллов – низкий уровень;
9-12 баллов – средний уровень;
13-15баллов – высокий уровень.
Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.
- Календарный учебный график (приложение к программе)
- Учебно – тематический план
Месяц | Тема | Количество часов |
Сентябрь | «Давайте познакомимся» | 1 |
«Для деда, для бабы Курочка – Ряба, яичко снесла золотое». | 1 | |
«Ходит осень по дорожке». | 1 | |
«Прогулка по лесу». | 1 | |
Октябрь | Игровая викторина по стихам А. Барто | 1 |
Слушание сказки «Колобок» | 1 | |
Разучивание и показ сказки «Колобок» | 1 | |
«Волшебный сундучок»» | 1 | |
Ноябрь | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить». | 1 |
«Во садочке я была…». | 1 | |
« Выйдем в сад» | 1 | |
«Сказка о глупом мышонке» (на «День матери») | 1 | |
Декабрь | Игры с пальчиками | 1 |
«Холодно зайке» (на фланелиграфе) | 1 | |
«Мы водили хоровод» | 1 | |
«Заюшкина избушка» (новогодняя сказка). | 1 | |
Январь | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | 1 |
«Встали детки в кружок – закружились как снежок» | 1 | |
«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) | 1 | |
«Заходите в гости к нам» | 1 | |
Февраль | Потешка «Приходите в гости» | 1 |
«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | 1 | |
«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | 1 | |
«Заяц серый куда бегал» | 1 | |
Март | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | 1 |
«В гости к ежику и лисе». | 1 | |
«Мы актеры» | 1 | |
«В гости пальчики пришли» | 1 | |
Апрель | «Весна пришла!» | 1 |
«Смоляной бычок» | 1 | |
«Представьте себе…» | 1 | |
«Воробей и кот» | 1 | |
Подведение итогов реализации программы | Инсценировка сказки «Репка», « Три медведя» |
- Методическое обеспечение
№ п/п | Тема | Форма проведения | Программные задачи | Методы и приемы организации | Материал |
1 | «Давайте познакомимся | Круглый стол (знакомство с понятием театр: кукольный театр. | Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. | Наглядный показ, демонстрация слайдовой презентации. | Театральная кукла Мышка; зерна в плошке |
2 | «Для деда, для бабы Курочка – Ряба, яичко снесла золотое». | Игра-импровизация | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей. | Метод самостоятельной работы детей. Наглядный показ воспитателя. | Декорации и куклы к сказке. |
3 | «Ходит осень по дорожке». | Театральная игра | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях. | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Ширма, декорации и куклы к сказке. |
4 | «Прогулка по лесу». | Игра-импровизация | Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление. | Художественное слово, беседа, воображаемая ситуация, имитация. | Аудио запись «Звуки осени», картина «Краски осени» |
5 | Игровая викторина по стихам А. Барто | Развлечение | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. | Наглядный, показ, наблюдение. | Книги, карточки со стихами А. Барто |
6 | Слушание сказки «Колобок» | Чтение худ.литературы | Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев. | Прием повтора, постановка конкретных вопросов. | Сказка «Колобок» |
7 | Разучивание и показ сказки «Колобок» | Театральная игра | Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия. | Игровой, творческий, словесный. | Настольный театр «Колобок», аудио записи |
8 | «Волшебный сундучок»» | Речевая игра | Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников. | Художественное слово, беседа, метод иллюстраций. | Сундучок, картинки из сказок. |
9 | «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить» | Игра-импровизация | Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем. | Наглядный показ. Наблюдения. Сюрпризный момент. | Аудио записи, картинки. |
10 | «Во садочке я была…» | Развлечения | Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах. | Показ образца, имитация, игровые упражнения. | Декорации, аудио записи. |
11 | «Выйдем в сад» | Игра -импровизация | Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками. | Декорация осеннего сада; музыка птиц в записи | |
12 | «Сказка о глупом мышонке» (на «День матери») | Развлечение | Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста. | Игровой метод, беседа, создание проблемной ситуации, художественное слово, демонстрация. | Декорации, костюмы |
13 | Игры с пальчиками | Игра | Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры. | Карточки с пальчиковыми играми. | |
14 | «Холодно зайке» (на фланелиграфе) | Театрализованная игра | Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться. | Показ образца, имитация, игровые упражнения. | Фланелиграф, фигуры, аудио записи |
15 | «Мы водили хоровод» | Игра | Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений. | Игровые приёмы, показ способа действий. | Аудио записи |
16 | Заюшкина избушка» (новогодняя сказка) | Развлечения | Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Мультфильм, костюмы. |
17 | «Потеряли котятки по дороге перчатки» | Театрализованная игра | Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей. | Стимулирование, поощрение, инсценировка. | Маски, перчатки, аудио записи |
18 | «Встали детки в кружок – закружились как снежок» | Игра | Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. | Импровизация, Игровой метод. | Декорации, аудио записи |
19 | «Мешок с сюрпризом» (театр на картоне) | Театрализованная игра | Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие. | Художественное слово, беседа, речевой образец. | Мешочек, фигурки персонажей на картоне. |
20 | «Заходите в гости к нам» | Игра- импровизация | Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции. | Имповизация, | Аудио записи. |
21 | Потешка «Приходите в гости» | Развлечение | Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию. | Чтение наизусть, показ образца. | Маски, шапочки, картинки-подсказки. |
22 | «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один» | Чтение худ.произведения | Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Чтение художественной литературы. | Книга, мультфильм. |
23 | «Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!» | Речевая игра | Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре. | Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация, имитация. | Карины по сказкам. |
24 | «Заяц серый куда бегал» | Игра импровизация | Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения. | Имитация, игровые упражнения, прием повтор. | Каринки с изображением жестов, мимики. |
25 | «Без друзей нам не прожить ни за что на свете» | Развлечения | Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным. | Инсценировка, отгадывание загадок. | Аудио записи загадок. |
26 | В гости к ежику и лисе”. | Театрализованная игра | Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания. | Инсценировка | Маски, музыка. |
27 | «Мы актеры» | Развлечения | Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми. | Наглядный показ. Наблюдения. Сюрпризный момент. | Видео, аудио. |
28 | «В гости пальчики пришли» | Игра | Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу | Словесные упражнения. Наглядный показ, игровые упражнения | Пальчиковый театр. |
29 | «Весна пришла!» | Речевые игры | Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями. | Художественное слово, беседа, воображаемые ситуации. | Картинки с изображением мимики, жестов. |
30 | «Смоляной бычок» | Театрализованная игра | Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей. | Воображаемые ситуации, игровые упражнения. | Настольный театр. |
31 | «Представьте себе…» | Инсценировка попевок | Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. | Показ образца, игровые упражнения. | Аудио записи, картинки м мимикой. |
32 | «Воробей и кот» | Театрализованная игра | Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение. | Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация. | Куклы театра «Бибабо», музыка. |
33 | Инсценировка сказки «Репка», « Три медведя» | Спектакль, взаимодействие с родителями | Развитие у детей артистических способностей; помочь найти выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Развивать, внимание, мышление; развивать у детей способности и интерес к театральной игровой деятельности; развивать творческие способности каждого ребенка, Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать партнера;воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание помогать другим. | Инсценировка | Декорации, костюмы, аудио записи. |
Учебно – информационное обеспечение:
1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
2. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
4. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год
Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «ЛАДУШКИ» для детей 6 - 7 лет на 2019/2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) ...
Мониторинг освоения программы дополнительного образования «Волшебный мир театра» на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг кружка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...
Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Мастерская Оригами» на 2017 – 2020 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Мишутка» города Смоленска Рассмотрена и утверждена на Педагогическом советеПротокол от «_____&raq...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...