05.09.2020 Программа дополнительного образования
рабочая программа (младшая группа)

Программа дополнительного образования театральная студия " Сказка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\NP\Desktop\Kyocera_20201210_001\Scan_004.jpg

  1.  Пояснительная записка

«В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активизирует его мышление,

тренирует память и образное восприятие развивает воображение и фантазию, совершенствует речь».

                    Антипина Е. Н

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Актуальность: мы  знаем,  что  театрализованная  игра  привлекает  всех  ребят,  но некоторые из них в силу своих психологических особенностей бояться групповой деятельности. Как привлечь таких малышей к театрализованным играм? Как помочь им преодолеть неуверенность в себе, научить общаться со сверстниками и взрослыми? Я считаю, что эту проблему можно решить с помощью игр драматизаций с использованием масок и игрушек оригами. Главное создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. N 196).

2. Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

  1. Задачи: 
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность,          находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
  • Снимать зажатость и скованность;
  • Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  • Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
  • Развивать интерес к сценическому искусству;
  • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
  • Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

4. Ожидаемые результаты и способы их определения: Для  успешной  реализации  поставленных  задач  моя  программа  предполагает  тесное взаимодействие с родителями. Такое  сотрудничество определяет творческий  и познавательный характер  процесса,  развитие творческих  способностей  детей,  обуславливает  его результативность.

  • Заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью, имея способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения;
  • Умение подражать образу героев;
  • Обладать умением работать в коллективе.
  •  Умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • Умение строить простейший диалог;
  •  Умение проявляют находчивость, фантазию, воображение;
  •  Умение двигаться в соответствии с образом, используя жесты и артикуляцию;

Мониторинг освоения детьми программного материала

Фамилия имя ребёнка

Заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью, имеет способность к обыгрыванию отрывков из художественного произведения.

Умеет подражать образу героев.

Умеет работать в коллективе.

 Умеет действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

Умеет строить простейший диалог.

Проявляет находчивость, фантазию, воображение.

Умеет двигаться в соответствии с образом, использует жесты и артикуляцию.

Оценка знаний:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки;

2 балла – ребенок выполняет с частичной помощью взрослого;

3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;

5-8 баллов – низкий уровень;

9-12 баллов – средний уровень;

13-15баллов – высокий уровень.

   Возраст детей, участвующих в дополнительной образовательной деятельности 3-4 года. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятия в группе младшего дошкольного возраста 15 минут.    

  1. Календарный учебный график (приложение к программе)
  2. Учебно – тематический план

Месяц

Тема

Количество часов

Сентябрь

«Давайте познакомимся»

1

«Для деда, для бабы Курочка – Ряба, яичко снесла золотое».

1

 «Ходит осень по дорожке».

1

«Прогулка по лесу».

1

Октябрь

Игровая викторина по стихам А. Барто

1

Слушание сказки «Колобок»

1

Разучивание и показ сказки «Колобок»

1

«Волшебный сундучок»»

1

Ноябрь

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить».

1

«Во садочке я была…».

1

« Выйдем в сад»

1

«Сказка о глупом мышонке» (на «День матери»)

1

Декабрь

Игры с пальчиками

1

«Холодно зайке» (на фланелиграфе)

1

«Мы водили хоровод»

1

«Заюшкина избушка» (новогодняя сказка).

1

Январь  

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

1

«Встали детки в кружок – закружились как снежок»

1

«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)

1

«Заходите в гости к нам»

1

Февраль

Потешка «Приходите в гости»

1

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

1

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

1

«Заяц серый куда бегал»

1

Март

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

1

«В гости к ежику и лисе».

1

«Мы актеры»

1

«В гости пальчики пришли»

1

Апрель

«Весна пришла!»

1

«Смоляной бычок»

1

«Представьте себе…»

1

«Воробей и кот»

1

Подведение итогов реализации программы

Инсценировка сказки «Репка», « Три медведя»

  1. Методическое обеспечение

п/п

Тема

Форма проведения

Программные задачи

Методы и приемы организации

Материал

1

«Давайте познакомимся

Круглый стол (знакомство с понятием театр: кукольный театр.

Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

Наглядный показ,

 демонстрация

слайдовой презентации.

Театральная кукла Мышка; зерна в плошке

2

«Для деда, для бабы Курочка – Ряба, яичко снесла золотое».

Игра-импровизация

Стимулировать       эмоциональное    восприятие  детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей.

Метод самостоятельной работы детей.

Наглядный показ воспитателя.

Декорации и куклы к сказке.

3

«Ходит осень по дорожке».

Театральная игра

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Ширма, декорации и куклы к сказке.

4

«Прогулка по лесу».

Игра-импровизация

Учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление.

Художественное слово, беседа, воображаемая ситуация, имитация.

Аудио запись «Звуки осени», картина «Краски осени»

5

Игровая викторина по стихам А. Барто

Развлечение

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Наглядный, показ, наблюдение.

Книги, карточки со стихами А. Барто

6

Слушание сказки «Колобок»

Чтение худ.литературы

Учить детей слушать сказку в записи, быть внимательным; обратить внимание на то, как рассказчик голосом передаёт особенности героев.

Прием повтора, постановка конкретных вопросов.

Сказка  «Колобок»

7

Разучивание и показ сказки «Колобок»

Театральная игра

Развивать имитационные навыки; развивать фантазию. Продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Игровой, творческий, словесный.

Настольный театр «Колобок», аудио записи

8

«Волшебный сундучок»»

Речевая игра

Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас воспитанников.

Художественное слово, беседа, метод иллюстраций.

Сундучок, картинки из сказок.

9

«Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»

Игра-импровизация

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Наглядный показ.

Наблюдения. Сюрпризный момент.

Аудио записи, картинки.

10

«Во садочке я была…»

Развлечения

Учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Показ образца, имитация, игровые упражнения.

Декорации, аудио записи.

11

«Выйдем в сад»

Игра -импровизация

Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками.

Декорация осеннего сада; музыка птиц в записи

12

«Сказка о глупом мышонке» (на «День матери»)

Развлечение

Побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Игровой метод, беседа, создание проблемной ситуации, художественное слово, демонстрация.

Декорации, костюмы

13

Игры с пальчиками

Игра

Вспомнить с детьми знакомые пальчиковые игры.

Карточки с пальчиковыми играми.

14

«Холодно зайке» (на фланелиграфе)

Театрализованная игра

Продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться.

Показ образца, имитация, игровые упражнения.

Фланелиграф, фигуры, аудио записи

15

«Мы водили хоровод»

Игра

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений.

Игровые приёмы, показ способа действий.

Аудио записи

16

Заюшкина избушка» (новогодняя сказка)

Развлечения

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Мультфильм, костюмы.

17

«Потеряли котятки по дороге перчатки»

Театрализованная игра

Развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей.

Стимулирование, поощрение, инсценировка.

Маски, перчатки, аудио записи

18

«Встали детки в кружок – закружились как снежок»

Игра

Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

Импровизация, Игровой метод.

Декорации, аудио записи

19

«Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)

Театрализованная игра

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Художественное слово, беседа, речевой образец.

Мешочек, фигурки персонажей на картоне.

20

«Заходите в гости к нам»

Игра- импровизация

Развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции.

Имповизация,

Аудио записи.

21

Потешка «Приходите в гости»

Развлечение

Вспомнить потешку, с помощью масок –шапочек, инсценировать ее, учить детей четко выговаривать слова, соблюдать интонацию.

Чтение наизусть, показ образца.

Маски, шапочки, картинки-подсказки.

22

«Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»

Чтение худ.произведения

Познакомить детей со сказкой “Лиса, заяц и петух”; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Чтение художественной литературы.

Книга, мультфильм.

23

«Ох, и хитрая лиса! Трудно ее выгнать, да!»

Речевая игра

Учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре.

Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация, имитация.

Карины по сказкам.

24

«Заяц серый куда бегал»

Игра импровизация

Вызвать желание участвовать в драматизации потешки; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения.

Имитация, игровые упражнения, прием повтор.

Каринки с изображением жестов, мимики.

25

«Без друзей нам не прожить ни за что на свете»

Развлечения

Учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; воспитывать любовь к животным.

Инсценировка, отгадывание загадок.

Аудио записи загадок.

26

В гости к ежику и лисе”.

Театрализованная игра

Учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнерские взаимопонимания.

Инсценировка

Маски, музыка.

27

«Мы актеры»

Развлечения

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Наглядный показ.

Наблюдения. Сюрпризный момент.

Видео, аудио.

28

«В гости пальчики пришли»

Игра

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Словесные упражнения.

Наглядный показ, игровые упражнения

Пальчиковый театр.

29

«Весна пришла!»

Речевые игры

Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Художественное слово, беседа, воображаемые ситуации.

Картинки с изображением мимики, жестов.

30

«Смоляной бычок»

Театрализованная игра

Развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Воображаемые ситуации, игровые упражнения.

Настольный театр.

31

«Представьте себе…»

Инсценировка попевок

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Показ образца, игровые упражнения.

Аудио записи, картинки м мимикой.

32

«Воробей и кот»

Театрализованная игра

Учить детей слушать сказку; рассказывать ее вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение.

Художественное слово, беседа, речевой образец, воображаемая ситуация.

Куклы театра «Бибабо», музыка.

33

Инсценировка сказки «Репка», « Три медведя»

Спектакль, взаимодействие с родителями

Развитие у детей артистических способностей; помочь найти выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Развивать, внимание, мышление; развивать у детей способности и интерес к театральной игровой деятельности; развивать творческие способности каждого ребенка, Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать партнера;воспитывать нравственные качества: отзывчивость, желание помогать другим.

Инсценировка

Декорации, костюмы, аудио записи.

Учебно – информационное обеспечение:

1. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

2. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.

3. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.

4. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

5. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства "пластилинография" для детей от 3 до 5 лет "Умелые ручки" на 2020-2021 учебный год

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный спос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - КРУЖКА ПО ВОКАЛУ «ЛАДУШКИ» для детей 6 - 7 лет на 2019/2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования (далее – программа) разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа дополнительного образования «Юный натуралист» для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год...

Программа дополнительного образования по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет «Мастерская Оригами» на 2017 – 2020 учебный год

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 55 «Мишутка» города Смоленска Рассмотрена и утверждена на Педагогическом советеПротокол от «_____&raq...

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы дополнительного образования  «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...