Консультация для воспитателей «Лэпбук - один из видов совместной деятельности взрослого и детей»
консультация
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками с заданиями и т.д., которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук интересен и полезен еще тем, что его можно делать совместно с детьми. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Лэпбук - один из видов совместной деятельности и взрослого и детей»
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Так, педагогам важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно – образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
ФГОС дошкольного образования диктует современные требования в образовательной деятельности, поэтому каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической работе. Вот и я начала изучать и внедрять в свою работу совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Особенность лэпбука в том, что его можно использовать как в детском саду, так и дома.
И так, что такое Лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, которое пришло к нам из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками с заданиями и т.д., которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук интересен и полезен еще тем, что его можно делать совместно с детьми. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях ребенка.
Лэпбук – является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.
Для чего делают такие книжки?
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Значение для педагога:
-способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования.
-способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности. -может быть формой представления итогов проекта или тематической недели.
-способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Значение Лэпбука для ребенка:
- способствует формированию самостоятельного поиска информации. В более старшем возрасте.
-способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме.
-способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме.
В работе педагога лэпбук можно использовать с любого возраста. Для младшего возраста это обобщенные темы, например «Зима», «Домашние животные», для возраста старшего это более конкретные темы «Календарь», «Дикий зверь» и другие.
Оптимальный возраст ребенка для начала занятий по совместном составлению тематической папки – 5 лет. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал, с хорошей зрительной памятью). В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Изготовлению лэпбука должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующее преимущество использования лэпбука.
Лэпбук помогает:
*структурировать сложную информацию
*развивает познавательный интерес и творческое мышление
*разнообразить даже самую скучную тему
*научить простому способу запоминания
*объединить всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.
Какие бывают разновидности тематических папок?
В зависимости от назначения лэпбуки бывают:
-учебные;
-игровые;
-поздравительные, праздничные;
-автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка:
-о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т.д.
В зависимости от формы:
* стандартная книжка с двумя разворотами;
* папка с 3-5 разворотами;
* книжка-гармошка;
* фигурная папка.
Организация материала:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- теги;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
Как сделать лэпбук своими руками?
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий.
Для этого вам понадобятся следующие материалы:
* картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
*бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
*принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
*обычные и фигурные ножницы;
*клей и/или скотч;
*степлер;
*декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно или за символическую плату в Сети, – лучший вариант для новичков.
Существует три основных варианта:
- базовый;
- базовый с добавлением 1-2 расширений;
- сдвоенный базовый.
Можно создать основу своей тематической папки самостоятельно.
Переделка уже готовых папок. Можно для изготовления лепбука воспользоваться уже готовыми папками, которые надо немного переделать, например, от наборов цветной бумаги или картона. Плюс их в том, что боковые сгибы проштампованы специальным образом так, что их очень легко сгибать-разгибать. Минус этих папок в том, что часто у них одна из сторон глянцевая и на нее трудно клеить листы бумаги.
Чтобы переделать такую папку под лэпбук надо проделать следующее. Одну из обложек разрезать в высоту пополам. И ту половину, которая у нас получилась не прикрепленной, приклеить на противоположный бок папки.
Самый доступный вариант - это склеить папку для лэпбука из обычных листов картона формата А4, которые продаются в наборах для творчества. Один лист будет средней частью папки, а второй надо разрезать пополам в высоту - это будут створки папки. Их надо приклеить по бокам к первому листу с помощью полосок бумаги.
Можно купить не только обычные листы картона, но и листы картона большого формата. Формата А3. Чтобы из этого листа сделать папку для лэпбука, достаточно просто согнуть его противоположные края к середине. Что может быть проще? Дополнительно сделать линию сгиба двойной, чтобы папка в закрытом виде имела небольшую «толщинку». На это отводим по 0,5 см с каждой стороны.
Когда основа для лэпбука готова, выбрана тема, можно приступать распределению информации. Предварительно, нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Ворде (Пэйнте или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации. Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация. Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» «Лэпбук как форма организац...
Консультация «Лэпбук - как форма совместной деятельности взрослых и детей»
Лэпбук –это самодельная бумажная или на картонной основе папка, в которую собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап...
Консультация для педагогов «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»
Консультация для педагогов...
Проект:«ВОЛШЕБНЫЕ КОРОБКИ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ»
Подросли наши дети, изменились игры, в которые мы играем. Обозначилась граница: девочки больше стали играть в кукол, в «дом». Мальчики лихо разъезжают на машинах, перевозят конструктор с м...
Консультация для родителей «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»
Данная статья знакомит родителей с новой формой работы с детьми с помощью лепбука...
Консультация: Организация чтения художественной литературы как форма совместной деятельности взрослых и детей»
2 Оптимальное время для чтения художественной литературы в режимных моментах: для детей от 3 до 4 лет: перед завтраком(5-7 минут); во время подготовки к дневному сну (15 минут); после полдн...
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Совместная деятельность взрослого и детей» в аспекте ФГТ – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образо...