Консультация для педагогов «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rdiele.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Лэпбук как форма организации

совместной деятельности взрослого и ребенка»

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Кроме этого, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно-образовательную работу, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с родителями воспитанников для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования. 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Новым методом, и пока еще, не получившим широкого распространения в нашей стране методом считается лэпбукинг. Однако, стоит знать, что лэпбукинг – это самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями по всему миру.

Например, мамы в Америке лэпбукинг очень любят и делают лэпбуки, практически, на все существующие темы. Лэпбук интересен и полезен тем, что его можно делать совместно взрослым и детям. 

Что такое лэпбук? 

Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определенной теме. 

Лэпбук – это интерактивная книжка-раскладушка, информация в которой представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, мини-книжек, книжек-гармошек, коробках с подарками и прочих забавных деталей. Также лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. 

Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Когда родители и дети впервые сталкиваются с лэпбукингом, они влюбляются в него сразу же и навсегда. И те, и другие. Почему?

Потому что для детей лэпбук, это прежде всего – игрушка! Причем, это игрушка, которую дети делают сами! Ну, или вместе с родителями и педагогами, которые руководят процессом.

Лэпбук, на первый взгляд, очень похож на большую аппликацию. Но только похож… Что происходит с аппликацией после того, как она уже сделана? Она занимает свое место среди прочей макулатуры в шкафу, пылится, покрывается пылью и не приносит никакой пользы. Ребенок не может поиграть с ней, поэтому не все дети любят делать аппликации – они просто не видят особого смысла делать что-то, что потом навсегда пропадает из их жизни. Дети очень практичные. К тому же, детки всегда привязываются к своим вещам. Все мамы знают, что заставить ребенка прочитать новую сказку или посмотреть новый мультфильм – не такое уж и простое дело. Если сказка понравилась – ребенок хочет слушать ее снова и снова, достаточно долгое время. Он хочет снова пережить уже знакомые ощущения и провести время с теми персонажами, которых запомнил,  с кем успел подружиться, полюбил… Дети не любят постоянной смены обстановки – они любят наслаждаться общением с любимыми вещами. С лэпбуком, в отличие от аппликации – все обстоит совершенно иначе. Весь смысл его изготовления как раз в том, чтобы впоследствии можно было играть с ним достаточно долгое время. Такой подход к аппликации нравится детям намного больше: аппликация перестает быть аппликацией – она становится игрушкой! Детки раскрашивают свое творение, обклеивают его наклейками, ленточками, всячески украшают, берегут и заботятся о нем.

Но это еще не все. Лэпбук – эта такая игрушка, в которой очень много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям. Что, в знаменитых на весь мир шоколадных яйцах, так нравится детям? Шоколад? Как бы не так! Шоколад интересует детей в последнюю очередь. А, некоторых и вообще не интересует. Детей интересует сюрприз, тайна, загадка, что-то, что внутри, что еще неизвестно, но вот сейчас тайна уже будет раскрыта… И эту тайну раскроют они… Если смотреть в суть вещей, для детей «киндер-сюрприз» — это маленькое приключение. Именно это обеспечивает мировой успех невкусного, тонкого шоколада… Лэпбук создает похожий эффект…

Сделав такую книжку, ребенок привязывается к ней, постоянно берет ее в руки, играет с ней и очень, очень ей гордится! Он постоянно хвалится ей всем своим родственникам, друзьям, знакомым, знакомым знакомых… Ребенок снова и снова возвращается к своей любимой поделке.

Для родителей же, которые осознают важность образования в современном мире и хотят лучшей жизни для своих детей, лэпбук – это просто великолепный инструмент обучения. Не зря им пользуются профессиональные преподаватели во всех развитых странах.

Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание тематической папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к составлению связных выступлений.

4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов (разновозрастная группа). Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать или читать) и сделать такую коллективную книжку.

5. Это просто интересно!

С чего начать?

1. Можно сделать лэпбук по уже готовым шаблонам, которые широко представлены в сети Интернет. Можно сделать свой собственный проект.

Для этого нужно начать с темы. Тема может быть любая: вулканы, насекомые, планеты, ЗОЖ, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события, литературные произведения. В большинстве случаев – это объекты, связанные с изучением тематических недель, реализацией принципа комплексно-тематического планирования. Каждую большую тему например ЗОЖ можно разделить на разные лэпбуки, (здоровое питание, летние и зимние виды спорта, режим дня, такая разная гимнастика и т.д.) что будет гораздо лучше для детей дошкольного возраста, а можно и создать один обобщенный.

2. После того, как мы выбрали тему, мы должны набросать план нашего лэпбука, который поможет нам полностью раскрыть тему. Детские планы и планы взрослого могут отличаться кардинально, особенно у старших дошкольников – даже одну и ту же тему ребята раскроют каждый по-своему, но общий план они могут использовать.

Например, план лэпбука на тему "Здоровое питание": кармашек с разрезными картинками, кармашек с загадками, конверт с полезными и вредными продуктами для раскладывания, гармошка с правилами здорового питания, вращающийся круг для составления меню и т.д.

3. Следующий этап самый интересный – создание макета. Основа лэпбука – картонная папка или другая прочная основа, на которую наклеены маленькие книжечки-раскладушки, вращающиеся круги, книжечки-гармошки, кармашки, в которые можно положить разрезные картинки, пазлы, раскраски, стихи, загадки, маленькие рассказики, ребусы, рисунки и т. д. Здесь нет границ для фантазии.

Данная форма работы помогает создать педагогам условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. Также можно узнать в процессе наблюдения, что вызывает у детей большой интерес, какие задания. В процессе творчества ребенок становится не только создателем собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений, конечно, все в соответствии с возрастом. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Организация совместной двигательно – коммуникативной деятельности взрослого и ребенка»

Дошкольный возраст – это период многообразного проявления двигательной и коммуникативной активности ребенка. Игровая и другие виды деятельности требуют от детей все более совершенных движений, большей...

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка...

Доклад по теме "Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка в приобщении к здоровому питанию"

Организация качественного и безопасного питания в детском саду и семье как условие сохранения здоровья дошкольников....

Опыт работы на тему: "«Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка»

Цель опыта:  Оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника через использование современной образовательной технологии «лэпбук»....

Мастер-класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка".

Мастер - класс для педагогов "Лэпбук, как форма совместной деятельности взрослого и ребенка"...